Диагностика результатов обучения по развитию слухового восприятия




Планирование работы по развитию слухового восприятия

Одной из составляющих эффективности РСВ является планирование. В школах для детей с нарушением слуха существует множество различных планов. Мы кратко остановимся только на тех, которые имеют непосредственное отношение к РСВ.

Всеобъемлющим планом деятельности школы является план работы школы. В нем находит отражение проблема РСВ в виде:

1. организации методической работы по РСВ и произношению в течение года в пределах школы;

2. оборудования слухового кабинета новой ЗУА;

3. оснащения классных помещений ЗУА, компьютерами, телевизорами;

4. обеспечения учащихся ЗУА индивидуального пользования;

5. ремонта ЗУА и помещений, где осуществляются индивидуальные занятия, и т.д.

Во многих школах существуют отдельные планы работы слухового кабинета, который составляется учителем-дефектологом слухового кабинета в школе глухих или инструктором слуховой работы в школе слабослышащих. Это может быть план оснащения слухового кабинета дидактическими пособиями, план опытно-экспериментальной работы, организуемой совместно с учителями школы; план методической работы с учителями и воспитателями школы-интерната, куда входит проведение методических семинаров, научно-практических и логопедических конференций и др. Такие планы могут быть разделами плана работы школы.

Одним из важных видов планирования является четвертной (тематический или календарный) план. В зависимости от названия (тематический, календарный) будет меняться форма плана. Этот вопрос находится в компетенции метод объединения учителей-дефектологов при слуховом кабинете. Однако, несмотря на различия, эти планы должны отражать содержание материала, сроки проведения, объем и структуру речевого материала в виде таких речевых единиц, как слово, фраза, текст в соответствии с разделами учебной программы: речевой материал, связанный с организацией учебной деятельности; речевой материал с общеобразовательных дисциплин; тексты.

Такой план может быть представлен в виде следующей формы для первого года обучения в школе глухих.

Таблица 4

№ п/п Содержание материала Речевой материал Виды работы Сроки выполнения
  Материал связный с организацией занятия Встань, сядь, дай, иди, возьми, покажи... Мяч, авто, мама, нос, рот, мел, книга, яблоко,груша,суп и т.д. Работа с карточками, картинками, предметами и т.д. В течение II четверти
  Различные фразы Дай книгу, возьми яблоко, покажи нос... Различные поручения II четверть

 

Другую форму плана рекомендует И. Г. Багрова (1990):

Таблица 5

№ п/п Содержание речевого материала Сроки выполнения Индивидуальная дозировка материала Дидактический материал, вид работы Оценка за выполнение
           

 

Еще один вид плана рекомендует Е. П. Кузьмичева (1991) для учащихся 4-го класса:

 

Таблица 6

№ п/п Содержание материала Сроки выполнения Дидактический материал и вид работы
  Восприятие на слух (различение и опознавание) текста «Школьная жизнь» и заданий к нему: - фраз разговорного характера... - словарь... Сентябрь Разрезной текст, словарь таблички со словами.
  Сезонные изменения природы: - тексты... - задания... - фразы разговорно-обиходного характера; - словарь... Октябрь Иллюстрации к тексту, разрезные картинки, таблички со словами, аппликация.

 

 

Выбор формы плана зависит от учителя, хотя методическое объединение тоже может рекомендовать определенный вид плана.

Наряду с календарными планами существуют поурочные планы, т.е. план для фронтального, музыкально-ритмического и индивидуального занятия. Все названные планы нашли отражение в данном учебном пособии, в виде структуры плана к различным формам организации учебной деятельности, в виде конспектов к урокам и занятиям, в виде планов к урокам и занятиям. Поэтому нет необходимости обращаться к ним заново. Однако следует выделить образцы индивидуальных планов. Е. П. Кузьмичева (1991) для учащихся 7-го класса рекомендует следующий вид плана индивидуального характера.

Таблица 7

Фамилии учащихся Содержание работы Сроки Примечания
1-я группа: Федоров Ю., Куликова Т., Дмитриев К. Слухо-зрительное восприятие текста «Родина» Опознавание на слух текста Опознавание на слух фраз, заданий к тексту, фраз разговорно-обходительного характера Опознание на слух словоря 3.09   6.09   9.09 Сильная группа   Аналогично планируется работа с остальным речевым материалом.

 

Может быть рекомендован следующий план индивидуального занятия на первом году обучения в школе слабослышащих:

Таблица 8

Фамилии учащихся Содержание работы Речевой материал Результат восприятия Примечание
Иванов И. № 1 25/ XI Рябова Т. № 2 25/XI Попов С. № 1 26/XI 1. Различение материала разговорно-обиходной речи Какое сегодня число? Какая погода? Сколько тебе лет? Как тебя зовут? + - сл-зр. после двух раз  
  2. Развитие внимания Повтори слова в этом порядке: дом, кошка, собака, корова, коза, петух (дом) мел,   ++++_ Порядок не изменил
  3. Восприятие текста на тему: «Осень в лесу»      
  а) чтение текста учителя Наступила холодная осень в лесу. Часто идет дождь. Спрятался заяц под кустом. Лиса залезла в нору. Только голодному волку негде укрыться. Скоро зима!   Внимателен
  б) Вопросы к ученику О чем текст?   Какая погода осенью? О ком рассказывается в тексте? После двух раз + После двух раз Трафарет фразы со шторками
  в) Работа с конструктивной картинкой Я буду читать текст, а ты работай с картинкой. - наступила холодная осень - часто идет дождь - спрятался заяц под кустом - лиса залезла в нору - только голодному волку негде укрыться - скоро зима! + +__ +__ _+++ _++_+ ++ В случае необходимости используются различные виды помощи, отмечаются те, которые использовал учитель
  4. Восприятие слов без ЗУА Нора,осень, лиса, наступила +++_  
  5. Организация окончания занятия Ты хорошо работал. Ставлю «пять»   Занимался продуктивно

 

По одному и тому же материалу можно провести индивидуальное занятие с двумя-тремя учащимися, имеющими одинаковую степень сохранности слуха, одинаковый уровень речевого и общего развития и т.д. При этом результаты учащихся можно отмечать чернилами разного цвета (красные, черные, синие), включая те, когда ученик заменяет предъявленное слово другим. Причем для каждого ученика потребуется определенное число занятий: для одного - два, а для другого - три по одной и той же теме. В примечании можно отметить общее впечатление о работе ученика.

Таким образом, существует многообразие планов работы. Учитель вправе выбирать, каким планом он будет пользоваться. Если его не устраивают предложенные варианты планов, он может их модифицировать, заменять собственными. Важно, чтобы учителю было удобно, а ученику должно быть комфортно на занятии.

 

2.1(3)

Диагностика результатов обучения по развитию слухового восприятия

В последнее время в педагогике активно используется термин "диагностика" как контроль за деятельностью в обучении,. Педагогическая диагностика, таким образом, - это определение результативности обучения как в ходе самого процесса обучения, так и после его окончания. Применительно к РСВ вполне применимо такое понимание.

В конце 50-х гг. нашего столетия выделены ступени обучения в развитии учащихся: ученик знает, понимает, применяет, обобщает, оценивает. Интерпретируя эти ступени в РСВ, можно отметить:

ученик знает содержание того материала, который он воспринимает на слух;

ученик понимает его, т.к. он таким образом только и мог запомнить этот материал;

ученик применяет его, т.е. выполняет с ним различные действия (записывает, считает, решает, называет, показывает, играет, читает и т.д.);

ученик обобщает его, выражая в слове, в его воспроизведении, которому предшествует восприятие по определенным признакам (количеству слогов, ударному слогу, качеству гласного и др. признакам);

ученик оценивает, оценка выражается в словесном отчете по результату его деятельности: Я решил пример (нарисовал дом, прочитал предложение и т.д.).

Одновременно с этим осуществляется развитие мыслительных и познавательных процессов, развитие речи и т. д. Таким образом, на РСВ происходит перенос знаний с общеобразовательных уроков в умения, т.е. применения знаний в других условиях. Значит, формирование умений является одним из средств контроля, диагностики получения! знаний, умений, навыков.

Диагностика процесса обучения на РСВ выполняет те же функции - образовательную, воспитательную, развивающую, контролирующую, коррекционную, что и в дидактике в целом. Особая роль принадлежит коррекционной и контролирующим функциям. На РСВ коррекционная функция является ведущей в процессе обучения, а диагностическая функция позволяет определить успешность применения различных методов и приемов работы.

Выделенные в дидактике виды контроля - предварительный, итоговый, текущий, периодический - имеют непосредственное отношение к РСВ. Но особое значение выполняют предварительный, периодический и итоговый контроль.

Предварительный контроль детей, поступающих в школу, при переходе из одной школы в другую позволяет определить индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика. В обязанности заведующего слуховым кабинетом входит обследование слуха учащихся методом пороговой тональной аудио-метрии, речью и др. методиками. Одновременно выясняется уровень развития речи, а психологом школы - уровень обучен-ности и обучаемости.

Итоговый контроль, как правило, целесообразно проводить в конце учебного года. Итоговому контролю предшествует периодический, который проводится по прошествии двух четвертей, т. е. за полугодие. Содержание контрольных работ разрабатывается завучем, заведующим слуховым кабинетом совместно с учителем-дефектологом. Примерные виды контрольных работ предложены в соответствии со специальным (коррекционным) региональным (санкт-петербургским) стандартом образования для глухих детей экспериментальных классов. Выделено три варианта: для детей, получающих цензовое образование; для детей, имеющих задержку психического развития; для детей с нарушением интеллекта. Эти варианты срезовых контрольных работ опробованы в течение пяти лет в школе глухих № 31 (Санкт-Петербург) под руководством заведующей слуховым кабинетом Н. Н. Красиковой, завуча школы Т. В. Антоновой.

Периодическая итоговая диагностика осуществляется по одному и тому же материалу. В таком случае удобно сравнивать результаты обучения за год.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Учитель оценивает работу ученика и выставляет отметку по четырехбалльной системе:

"Пять" - правильно воспринимает речь на слух, выполняет задания, отвечает на вопросы;

"Четыре" - воспринимает речь на слух, при этом учитель может оказать такие виды помощи, как предложить послушать 2-3 раза; правильно выполняет задания, отвечает на вопросы;

"Три" - воспринимает речь на слух или слухо-зрительно с ошибками; учитель применяет такие виды помощи, как картинки, трафареты слов, фраз, таблички со шторками, и другие виды помощи; выполняет задания с ошибками;

"Два" - воспринимает речь с трудом, слухо-зрительное восприятие не помогает; задания не выполняет. Как правило, такой отметки учитель не ставит, т.к. все учащиеся старательно работают на индивидуальных занятиях.

 

 

2.1

В развитии слухового восприятия используются известные методы диагностики: наблюдение за учеником в процессе занятий, на общеобразовательном уроке, на перемене, во внеклассное время (выполнение домашнего задания, бытовых поручений, прогулки и т.д.).

Кроме наблюдений используются методы письменного контроля. Учащиеся зарисовывают, записывают материал в виде графических схем, рисунков, слуховых диктантов и т.д. Используются методы устного контроля в виде ответов на вопросы, выполнений заданий и т.д.; методы практических работ - в виде работы с макетом, конструктивной картинкой, в работе с деформированным (рассыпным) текстом и др.

Основной формой диагностики на РСВ является индивидуальная. Хотя имеет место на фронтальных занятиях - коллективная, а на групповых занятиях - групповая. Но фронтальная и групповая формы организации учебной деятельности не исключают индивидуальной формы контроля.

Показателем сформированности умений по использованию слухового компонента в слухо-зрительном восприятии речи являются следующие:

· глухой ученик воспринимает речь слухо-зрительно, слабослышащий ученик - слухо-зрительно и на слух с ЗУА;

· глухой ученик воспринимает текст слухо-зрительно с ЗУА, выполняет задания по тексту; слабослышащий ученик воспринимает текст на слух и выполняет по нему задания;

· глухой ученик анализирует речевой материал слухо-зрительно, т.е. выделяет фразы, словосочетания, слова, слоги, звуки; слабослышащий выполняет эти действия на слух в I отделении школы и с помощью учителя во II отделении школы;

· глухой ученик активно использует слухо-зрительное восприятие в учебном процессе; слабослышащий ученик в учебном процессе использует как слухо-зрительное, так и слуховое восприятие;

· глухой ученик пользуется элементами самоконтроля в школе, интернате в процессе слухо-зрительного восприятия речи; слабослышащий, ученик пользуется слуховым самоконтролем в процессе слухового и слухо-зрительного восприятия речи;

· глухой ученик использует слуховой аппарат в школе, интернате, дома; слабослышащий - в любых условиях;

· у глухого и слабослышащего ученика внятность речи и ее членораздельность должны быть достаточно надежным"средством общения, как читает Э. И. Леонгард (1965).

Таким образом, планирование и диагностика результатов обучения по развитию слухового восприятия являются необходимыми условиями эффективности работы школы.

Таблица 24. Организация работы по развитию слухового восприятия на общеобразовательных уроках в классах глухих и слабослышащих

Характеристики Особенности организации
Задачи развития слухового восприятия Включение слухового восприятия в учебно-воспитательный процесс, развитие коммуникативной функции речи.
Способ восприятия речевого материала Основной способ восприятия в классах глухих и слабослышащих – слухо-зрительный. Часть материала предлагается для восприятия на слух. Дозировка слуховой нагрузки зависит от этапа обучения и состояния слуховой функции учащихся (от 10 до 25 – 30 фраз).
Использование ЗУА Работа осуществляется как со звукоусиливающей аппаратурой, так и без нее. ЗУА выступает на общеобразовательных уроках в двоякой функции: - как средство усиления речи; - как средство развития слухового восприятия. Рекомендуется приемы восприятия материала без аппаратуры, т.е. на «голое ухо». Такая работа носит индивидуальный характер.
Содержание работы по развитию слухового восприятия Для восприятия на слух предлагаются: ● материал разговорно-обиходного характера; ● фразы, связанные с организацией урока; ● целевые установки; ● материал, характерный для данного типа или темы урока.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: