Возобновление базисных знаний по ранее изученным дисциплинам и темам




Цель обучения

2.1. Учебно-целевые задания

2.1.1. Студент должен знать:

 

1. Содержание и значение финансового менеджмента в здравоохранении.

2. Источники финансирования здравоохранения.

Основные финансовых модели систем здравоохранения.

3. Бюджет, механизм его составления.

Финансовое планирование медицинского учреждения (смета).

4. Оплата труда поставщиков медицинских услуг.

5. Оплата амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи.

6. Сущность финансового анализа в здравоохранении.

 

2.1.2. Студент должен уметь:

 

1. Составить смету учреждения здравоохранения.

2. Охарактеризовать виды оплаты амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи.

3. Рассчитать заработную плату медицинским работникам.

4. Оценить финансовое состояние медицинского учреждения.

 

2.2. Учебно-воспитательные задачи:

 

1. Формирование экономического мышления у студентов высших медицинских учебных заведений.

2. Формирование профилактической направленности деятельности будущих врачей с учетом возможного влияния на состояние здоровья населения факторов риска при разработке комплексных медико-социальных мероприятий.

3. Конкретизация методов и средств формирования здорового образа жизни.

 

 

Возобновление базисных знаний по ранее изученным дисциплинам и темам

 

Дисциплина Студент должен знать Студент должен уметь
Медицинская социология Конфликтология в социальных медицинских системах и социальные технологии их регулирования Использовать технологии разрешения конфликтов в системе здравоохранения
Биостатистика Статистические методики Применять статистические методики для оценки деятельности учреждений здравоохранения
Информатика Теоретические основы медицинской информатики Использовать компьютерные технологии для анализа системы здравоохранения
Этика Этический кодекс врача Украины Использовать положения кодекса в практической и исследовательской деятельности
Основы экономических теорий Основы экономики, менеджмента и маркетинга в системе здравоохранения Проводить планирование и анализ хозяйственной деятельности медицинских учреждений

 

Содержание темы: 1. Финансовый менеджмент в здравоохранении. Финансовый менеджмент (ФМ) - управление финансовыми отношениями, охватывающее систему принципов, правовых норм, методов, форм и приемов их регулирования с целью интеграции и эффективного использования финансовых ресурсов. Задачи ФМ в здравоохранении: 1. Стратегическое и тактическое планирование расходов и доходов финансовых ресурсов: 2. Мобилизация финансовых ресурсов: 3. Распределение финансовых ресурсов: 4. Аудит использования финансовых ресурсов. Технологические этапы ФМ в здравоохранении: 1. Анализ информации: макро- и микроэкономических показателей правовой, бухгалтерского учета (управленческого и финансового). 2. Составление финансового плана (бюджета): выбор финансовых методов и инструментов; определение соотношения источников финансирования; выбор методики ценообразования тарифов на медицинские услуги; разработка и утверждение экономических нормативов, нормативов по объему и структуре медицинских услуг в соответствии с территориальными классификаторами. 3. Прогнозирование финансовых результатов по объему медицинских услуг, по доходам, расходам, затратам и эффективности использования ресурсов. 4. Исполнение финансового плана (бюджета) - мобилизация ресурсов; расходование финансовых средств. 5. Контроль за исполнением финансового плана - предварительный, текущий, последующий. 2. Источники финансирования здравоохранения. · Бюджетное финансирование · Платные услуги · Добровольные пожертвования · Средства благотворительных фондов · Средства от аренды территорий, помещений и другого имущества · Добровольное медицинское страхование · Обязательное медицинское страхование · Обязательные взносы на частичное восстановление стоимости медицинской помощи По финансированию системы здравоохранения подразделяются: 1) Государственные 2) Страховой медицины 3) Смешанные государственно-страховые; 4) Преимущественная система частной практики; 5) Здравоохранение развивающихся стран. 3. Бюджет, механизм его составления. Бюджет — схема доходов и расходов, устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет здравоохранения конкретной территории включает общую сумму утвержденных ассигнований на все медицинские учреждения. Основная часть медицинских учреждений, в том числе больничные и поликлинические учреждения, осуществляют расходы из местных (области, города, района) бюджетов. Этапы бюджетного процесса: 1. Составление проекта; 2. Рассмотрение и утверждение; 3. Исполнение; 4. Финансовый контроль. Порядок планирования расходов на здравоохранение: 1) составление индивидуальных и общих смет медицинских учреждений; 2) составление сводных смет расходов на здравоохранение к проекту территориального бюджета; 3) разработка расчетных показателей Министерством финансов страны, областным финансовым управлением. Смета медицинского учреждения - финансовый документ, отражающий направления и порядок использования средств медицинского учреждения. Смета является одним из инструментов экономического управления деятельностью медицинских учреждений. Основными атрибутами сметы являются следующие: · титульная часть - наименование учреждения и его реквизиты; · единицы измерения показателей; · направление расходов (статьи расходов соответствующих классификаций и т.п.), · показатели объемов (сумм) расходов; · распределение затрат по периодам (год, поквартальная, помесячная разбивка и т.д.); · подписи лиц составляющих и утверждающих смету; · печать. Смета состоит из 3 частей: — показатели оперативной деятельности учреждений: мощность (число коек, число посещений), штаты; — расчеты по каждой статье расходов; — сводка расходов по статьям (18 статей). Статьи расходов указывают на целевое назначение средств (статьи 6, 7, 11 и 17 упразднены). Статья 1. Заработная плата. Статья 2. Начисления на заработную плату. Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы. Статья 4. Командировки и служебные разъезды. Статья 5. Расходы учебные, на производственную практику, научно- исследовательские работы и приобретение книг для библиотек. Статья 8. Стипендии. Статья 9. Расходы на питание. Статья 10. Приобретение медикаментов и перевязочных материалов. Статья 12. Приобретение оборудования и инвентаря. Статья 13. Капитальные вложения внегосударственного плана капитальных работ. Статья 14. Приобретение мягкого инвентаря и оборудования. Статья 15. Капитальные вложения, капитальное строительство. Статья 16. Капитальный ремонт зданий и сооружений. Статья 18. Прочие расходы. Одним из основных показателей работы больницы, определяющих расходы по смете стационара, является коечный фонд, а амбулаторно - поликлинического отделения число врачебных должностей и посещений. 3. Цена как экономическая категория. Цена в условиях рыночных отношений является денежной формой стоимости товара (медицинской услуги). Стоимость -количество труда, вложенное в оказание медицинской услуги определенного (заданного) качества. Структурными элементами цены(тарифа) на медицинские услуги являются себестоимость и прибыль. Себестоимость – выраженные в денежной форме материальные затраты и оплата труда работников ЛПУ в расчете на единицу услуг. Размер прибыли, включаемый в тарифы на медицинские услуги, должен определяться исходя из величины фонда производственного и социального развития, материального поощрения и финансового резерва. Основная схема ценообразования включает следующие этапы: 1. Подготовительный этап – конкретизация задач и выбор метода ценообразования, инструктивно-методическая работа. 2. Этап сбора первичной информации и оперативного экономического анализа – определение количественных и качественных характеристик обслуживания больных, показателей состояния и использования основных фондов. 3. Этап определения себестоимости – расчет затрат на заработную плату, прямых, косвенных и накладных расходов. 4. Этап формирования цены – включение в структуру цены коэффициента рентабельности, поправочных коэффициентов (надбавка – скидка), заключительная экспертная оценка, калькуляция цены и оформление прейскуранта. 5. Этап коррекционной работы – ввод инфляционных коэффициентов, расчет цен на вновь вводимые услуги, использование новых методик ценообразования. Основные виды цен, которые можно устанавливать на медицинские услуги. · Скользящая падающая цена на медицинские услуги. Определяющим фактором при выборе такого подхода является соотношение спроса и предложения. · Цена сегмента рынка. Разные группы пациентов могут платить за одну и ту же услугу разную цену. · Гибкая цена. Устанавливается в зависимости от конъюнктуры рынка медицинских услуг на данный момент времени. · Преимущественная цена. Этот вид позволит сохранить позиции и преимущества по отношению к уже имеющимся и новым конкурентам. · Договорные цены на медицинские услуги. Виды цен на новые медицинские услуги · " Снятие сливок" на рынке, то есть установление с самого начала продвижения новой услуги с высокой ценой, в расчете на пациентов, готовых оплатить эту услугу. · Цена внедрения и проникновения на рынок медицинских услуг медицинское учреждение устанавливает на новую услугу заниженную цену, чтобы привлечь как можно большее внимание пациентов и завоевать большую долю рынка. · Цена лидера устанавливается по аналогии с ценой услуги, предлагаемой фирмой, доминирующей на рынке. · "Психологическая" цена устанавливается ниже круглой цифры и часто выражаться нечетным числом. · Престижная цена установлении высоких цен на медицинские услуги очень высокого качества, обладающие уникальными свойствами. 4. Оплата труда поставщиков медицинских услуг. Система заработной платы медицинских работников устанавливается в разрезе категорий: врач, средний и младший медицинский персонал, административно-управленческий и обслуживающий персонал. Формы оплаты труда: · Почасовая · Сдельная Методы оплаты труда врачей: · повременная оплата по жестким тарифным ставкам; · гонорарные методы оплаты; · комбинированные методы оплаты (тарифная ставка + доплаты и премии). Система зарплаты врачей основывается на установлении ставки зарплаты и ее системы повышения, а также надбавок. Ставка зарплаты зависит от должности (врач-хирург, врач-интерн врачи других специальностей) и квалификационной категории. Кроме того, в части надбавки ставка может зависеть от месторасположения больницы (город, сельская местность). Надбавка к зарплате устанавливается также за вредные и небезопасные условия труда (инфекционные больницы, ренгенокабинеты), за работу в выходные и праздничные дни и ночное время. Ставки зарплаты среднего медицинского персонала зависят от должности (медсестра, акушерка, фельдшер), категории и стажа работы. Для младшего медицинского персонала ставки установлены в зависимости от должности (сестра операционная, сестра хозяйка, сестра-ванница). На средний и младший медицинский персонал распространяются надбавки за вредные условия труда, за работу в выходные и праздничные дни и ночное время. Для медицинских работников зарплата рассчитывается, исходя из объема работы – 0,25; 0,5; 0,75; 1,0; 1,25; 1,5 ставки. Разрешается совмещать обязанности медсестры и санитарки. Для административного и обслуживающего персонала установлены твердые ставки зарплаты. 5. Оплата амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи. Методы оплаты медицинских услуг в амбулаторном звене: 1) Оплата детальных медицинских услуг 2) Оплата детальных медицинских услуг по единой системе тарифов, 3) Оплата законченных случаев лечения(диспансеризации) 4) Финансирование амбулаторных учреждений по подушевому принципу Методы оплаты стационарной помощи: 1) Метод глобального бюджета; 2) Оплата фактических расходов на госпитализацию конкретного пациента 3) Оплата услуг стационаров по числу фактически проведенных пациентом койко-дней 4) Оплата услуг стационара по средней стоимости одного пролеченного в отделении определенного профиля; 5) Оплата услуг стационаров за законченный случай госпитализации по тарифам, дифференцированным в разрезе клинико-статистических групп, медико-экономических стандартов и аналогичных им классификационных группировок. 7.Сущность, виды, формы и механизмы стимулирования медицинских работников. Надбавки вводятся для стимулирования добросовестного отношения к труду, повышения качества продукции и эффективности производства. Вознаграждения, премии, поощрения вводятся в здравоохранении для стимулирования добросовестного отношения к труду, повышения качества услуг и эффективности производства. 8. Сущность финансового анализа в здравоохранении. Финансовый анализ медицинского учреждения - совокупность методов сбора и обработки данных о производственно - финансовой деятельности, обеспечивающих оценки и принятие управленческих решений. Главная задача финансового анализа в новых условиях- поиск способа зарабатывания средств и лишь во вторую очередь - обеспечение наиболее рационального их использования. Изучение финансового положения медицинского учреждения является новым направлением экономического анализа. Главным источником изучения экономики бюджетных учреждений является анализ исполнения смет расходов. Проверка исполнение сметы учреждения позволяет, прежде всего, сделать вывод о правильности определения расходов по смете и бюджету и получить материал для улучшениях планирования. Основными факторами влияющими на финансовое состояние медицинского учреждения являются внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: - система финансирования (оплаты оказанных медицинских услуг); - уровень тарифов; - величина подушевых нормативов; - система налогообложения и т.п. К внутренним факторам относятся: - структура ЛПУ; - показатели работы учреждения в целом и его подразделений; - система стимулирования (система оплаты труда) и т.п. Внутренние факторы определяются особенностями самого медицинского учреждения, то есть те факторы, на которые медицинское учреждение может оказать влияние, изменив что - то в своей работе. 9. Финансовое состояние медицинского учреждения и механизмы его оценки.. Универсальным документом, отражающим финансовое состояние медицинского учреждения является бухгалтерский баланс. Финансовое состояние медицинского учреждения характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (пассивов). Эти сведения представлены в его балансе. Финансовое состояние проводится на основе горизонтального и вертикального анализа. Горизонтальный анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, вертикальный анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: