Цели и задачи дисциплины
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований ФГОС)
Учебная дисциплина «Доходы бюджета» изучается студентами экономических вузов и факультетов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, формирует мировоззрение и профессиональные навыки будущих экономистов. Цель дисциплины – подготовка высококвалифицированных бакалавров, владеющих теоретическими основами формирования доходов бюджетной системы и практическими методиками расчетов и администрирования налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений в соответствии с действующим законодательством. Основные задачи изучения дисциплины «Доходы бюджета»: обеспечить студентов знаниями о современных направлениях фискальной политики и их конкретизации в законе; научить самостоятельно работать с законодательными и нормативными актами; привить навыки анализа практического материала и выработки предложений по совершенствованию доходной базы бюджета и контрольно-экономической работы фискальных органов по мобилизации доходов; сформировать профессиональные компетенции для принятия решений по управлению бюджетными потоками на основе методов анализа, планирования, прогнозирования, регулирования. |
Требования к уровню усвоения дисциплины
Обучающийся должен знать основные понятия, категории и принципы формирования доходов бюджета, современные налоговые инструменты и стимулы; направления экономической политики государства в области доходов бюджета; основные нормативные правовые документы в сфере формирования доходов бюджета; методы и способы оценки рисков конфликта интересов между участниками отношений по мобилизации доходов в бюджеты для принятия управленческих решений по минимизации риска финансовых потерь и трансакционных издержек; типовые методики расчета и нормативно-правовые требования к формированию доходов бюджета и обязательств экономических субъектов по доходам бюджетов в современных экономических условиях; основные принципы и методы ведения налогового учета, формирования и представления отчетности по налогам, сборам, обязательным платежам, взаимную увязку показателей бухгалтерской (финансовой), статистической и налоговой отчетности; современные программные продукты и основы взаимодействия с администраторами налоговых и неналоговых доходов по телекоммуникационным каналам связи. |
Обучающийся должен уметь анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых и иных ограничений; анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ключевые элементы формирования обязательств перед бюджетами и оценивать их влияние на организацию; на основе действующей методологии рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие потенциал налоговых и неналоговых доходов бюджетов разных уровней; оценивать эффективность использования различных систем налогообложения и распределения налоговой нагрузки; проводить оценку налоговых рисков принимаемых операционных, финансовых и инвестиционных решений; использовать автоматизированные системы расчетов основных экономических показателей потенциала налоговых и неналоговых доходов. |
Обучающийся должен владеть методологией экономического исследования; навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений; навыками разработки вариантов управленческих решений, обоснования их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений; современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне; методами контроля и аналитическими процедурами оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности для целей налогообложения; навыками микроэкономического моделирования налоговой нагрузки; методами анализа налоговых рисков; навыками работы в глобальных компьютерных сетях и использования онлайновых технологий представления налоговых деклараций и расчетов по неналоговым платежам. |
У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) бакалавра экономики:
Наименование компетенции | Результаты обучения | Трудоемкость на компетенцию в час. | ||
Знать | Уметь | Владеть | ||
ОК-1 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | - основные понятия, категории и принципы формирования доходов бюджета, современные налоговые инструменты и стимулы; - направления экономической политики государства в области доходов бюджета | - анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; | - методологией экономического исследования | |
ОК -5 умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности | - основные нормативные правовые документы в сфере формирования доходов бюджета | - разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых и иных ограничений | - навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений; | |
ОК-8 - способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность | - методы и способы оценки рисков конфликта интересов между участниками отношений по мобилизации доходов в бюджеты для принятия управленческих решений по минимизации риска финансовых потерь и трансакционных издержек | - анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ключевые элементы формирования обязательств перед бюджетами и оценивать их влияние на организацию; | - навыками разработки вариантов управленческих решений, обоснования их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений | |
ПК-2 - способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов | - типовые методики расчета и нормативно-правовые требования к формированию доходов бюджета и обязательств экономических субъектов по доходам бюджетов в современных экономических условиях | - на основе действующей методологии рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие потенциал налоговых и неналоговых доходов бюджетов разных уровней | - современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне | |
ПК-7 - способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений | - основные принципы и методы ведения налогового учета, формирования и представления отчетности по налогам, сборам, обязательным платежам, взаимную увязку показателей бухгалтерской (финансовой), статистической и налоговой отчетности | - оценивать эффективность использования различных систем налогообложения и распределения налоговой нагрузки - проводить оценку налоговых рисков принимаемых операционных, финансовых и инвестиционных решений | - методами контроля и аналитическими процедурами оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности для целей налогообложения; - навыками микроэкономического моделирования налоговой нагрузки - методами анализа налоговых рисков; | |
ПК-10 - способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии | - современные программные продукты и основы взаимодействия с администраторами налоговых и неналоговых доходов по телекоммуника-ционным каналам связи | - использовать автоматизированные системы расчетов основных экономических показателей потенциала налоговых и неналоговых доходов | - навыками работы в глобальных компьютерных сетях и использования онлайновых технологий представления налоговых деклараций и расчетов по неналоговым платежам | |
Итого |
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем) | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Философия; Экономическая теория; Информационные системы в экономике; Развитие финансовых отношений в Российском государстве; Финансы; Деньги, кредит, банки; Государственные и муниципальные финансы | Страхование; Финансовые системы зарубежных государств; Бюджетный учет и отчетность |
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) | М |
Показательный (изложение материала с приемами показа) | П |
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) | Д |
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) | Э |
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) | ПБ |
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) | И |
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) | ПГ |
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения |