Уход за ногтями в Древней Руси




В Древней Руси считалось, что стричь ногти можно только в четверг. В любой другой день эта безобидная, в общем-то, процедура обязательно навлечет на человека несчастья – вплоть до вмешательства в его судьбу нечистой силы. И по сей день в некоторых российских деревнях придерживаются древнего правила и стригут ногти только по четвергам.

Остриженные кусочки ногтей необходимо было сжигать или выбрасывать в воду, чтобы исключить наведение порчи на их бывшего «владельца». Похожим способом наши предки «лечили» больных: в Древней Руси верили, что если остриженные ногти сжечь, а пепел закопать, то болезнь отступит.

Было еще и такое суеверие: чтобы защитить себя от сглаза, человек должен посмотреть или плюнуть на свои ногти.

Кроме того, древние славяне не разрешали пастухам стричь ногти во время пастбищного сезона, а белорусы приносили свои ногти и волосы в жертву лешему и домовому.

В Древней Руси гигиене и уходу за кожей уделяли большое внимание. Поэтому косметические «ритуалы» чаще всего проводились в бане. баня являлась неотъемлемой частью в древнерусском государстве.

Конечно, в силу климатических условий банные процедуры у нас носили несколько иной характер, но, что самое важное, они являлись неотъемлемой частью жизни всех слоев общества. На Руси в баню ходили все Русская баня была неотъемлемой частью быта древней Руси, и издавна считалась замечательным средством врачевания[1]. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением она использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи, делали кровопускание, проводили массаж и "накладывали горшки", лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарствами, сваренными из трав, масел и пр. Спустя столетия выдающийся российских врач и акушер Н.М. Максимович-Амбодик писал: «Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою…бане»[2]. Даже в те далекие времена, когда еще не было представления о парфюмерной промышленности, у жителей Руси уже существовала гигиеническая культура, возникшая параллельно с народной медициной.. Пока Россия регулярно мылась, "немытая" Европа изобретала все более сильные духи, о чем рассказывает знаменитая книга Патрика Зюскинда "Парфюмер".

Русский народ был на удивление чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. В зависимости от того, как она топилась, парились в ней "по-белому" или "по-черному". Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились "по-белому". Если дым шел непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться "по-черному". Был еще один оригинальный способ мыться - в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. Баня испокон века топилась по субботам и перед большими праздниками. В первую очередь мыться шли мужчины с ребятами и обязательно натощак. Считалось, и кстати, совершенно справедливо, что поход в баню на полный желудок приводит к повышению веса.
Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.Древние славяне, бывшие, как свидетельствует история, крепким и здоровым народом, жившим в условиях сурового климата, применяли массаж.Массаж у славянских народов практиковался исстари в форме нахлестывания всего тела веником во время или после мытья в бане с целью улучшения общего кровообращения. В банях широко использовали березовые (дубовые) веники, а в Сибири нередко применяли пихтовые, можжевельниковые веники. Вениками растирали спину, суставы. Об этой форме массажа, которая называлась "хлощевание", говорит тот факт, что часто одно племя платило другому дань березовыми вениками как предметами первой необходимости, так что становится понятным, откуда появилась любовь к баням среди славян.
Для лечения ревматических болей и при травмах в Древней Руси с успехом применяли растирания суставов, разминания мышц и других частей тела, втирая в них различные мази, жиры и раздражающие снадобья, сваренные из трав и кореньев. В древности на Руси массаж выполнялся в виде растираний с различными снадобьями (пахучие масла, отвары из трав и пр.). При болях в суставах или пояснице, а также при простуде, хворого натирали снадобьем и клали спать на протопленную печь (подстилкой служила солома гречихи). После бани "купались" в снегу (или озере), или обливались холодной
водой.

Для сохранения не только здоровья, но и молодости, красоты рекомендовалось умеренность в питании, омовения в водоисточниках, в том числе и целительных, применение водяных, паровых, суховоздушных бань. Новорожденного ребенка купали в теплой воде с небольшим количеством щелока на соломенной золе. При опрелостях и сыпях использовали присыпку из растолченного мела или растертого в порошок каменного кирпича. Наибольшее распространение в народной косметике и личной гигиене имели листья ромашки, зверобой, подорожник, чистотел, лопух, дубовая кора, крапива, мята и др. Рекомендации об их применении до сих пор сохранились в отдельных травниках и лечебниках. Настои растений применяли в виде умываний и протираний, ванн, примочек. Мудрость многих поколений способствовала обогащению и развитию этого поистине народного метода лечения.

Английский посланник Дж. Флетчер с нескрываемым изумлением писал в своем очерке «О государстве русском»: «Они ходят два или три раза в неделю в баню, которая им служит вместо всяких лекарств. Вы нередко увидите, как они для закалки тела выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окатываются холодной водой даже в самый сильный мороз»

В «Домострое» - этом замечательном письменном свидетельстве XVI века нормы гигиенического поведения также нашли свое отражение: «А пока хлебы пекут, тогда и одежды стирают, так что и с одной топки и дровам не убыточно, но нужно приглядывать, как нарядные рубашки стирают и лучшую одежду, и сколько мыла идет и золы на сколько рубашек, чтобы хорошо постирать, и прокипятить, и начисто прополоскать, и высушить и погладить и скатерти, убрусы, и платки, и полотенца». И далее – в главе «Как всякую одежду жене носить и хранить»: «Платья и рубашки и платки на себе носи бережно всякий день, чтобы не извалять, не запятнать, не измять, не залить, на кровавое и на мокрое не класть».

Народная медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь. Врачеватели-знахари назывались волхвами, ведунами, кудесниками, ведьмами.

Откуда взялось выражение «дойти до ручки»?

В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: