Сфера сотрудничества двух региональных держав.




Основные противоречия Турции и России на современном этапе.

Существует сфера противоречий, которая пока не выходит в пространство Россия и Турция на пороге 2018 года:

1. «Большая игра» на Ближнем и Среднем Востоке публичной политики: интеграционная активность Турции на постсоветском пространстве;

2. Турецко-украинское сотрудничество, прежде всего в военнополитической сфере, в условиях кризиса российско-украинских отношений;

3. Возможности Анкары по разморозке конфликтов в российской сфере влияния на постсоветском пространстве и другие проблемы.

Во-вторых, узел вопросов, связанных с сирийским конфликтом. В нем также наиболее четко определяется двойственность всей природы современных российско-турецких отношений.

С одной стороны, Сирия входит в сферу влияния Анкары, внешнеполитическая линия которой направлена на создание кольца дружественных держав, ранее входивших в Османскую империю в рамках концепции «Стратегическая глубина», то есть по аналогии с ближним зарубежьем России можно говорить о ближнем зарубежье Турции или о постосманском пространстве.

С другой – конфликтный потенциал сирийской гражданской войны является достаточным, чтобы Р. Т. Эрдоган понимал необходимость вовлечения в ее разрешение России и Ирана в публичной его части, а также Китая в теневой составляющей этой коалиции.

 

Сфера сотрудничества двух региональных держав.

 

Российско-турецкая сфера сотрудничества концентрируется вокруг создания регионального союза в Черноморском бассейне и, как показывает сфера реальной политики, в отношении конфликта в Сирии, а также экономического и энергетического сотрудничества.


3. Крым в российско-турецких отношениях.

Россия является основным партнером Турции на Черном море по ключевым вопросам регионального сотрудничества. Российско-турецкие отношения несколько лет назад вышли на уровень стратегического партнерства и развиваются по всем направлениям.

И Россия, и Турецкая Республика заинтересованы в продолжении функционирования конвенции Монтре от 1936 года, которая дает определенные военно-политические преимущества черноморским державам перед нечерноморскими.

После окончания холодной войны Черное море могло быть интернационализировано, то есть бассейн должен был стать по логике победителей, оперирующих морской стратегией, свободным для военных кораблей и торговых судов всех стран. Однако действующая конвенция Монтре, подписанная в 1936 году, регламентирует проход военных кораблей через Черноморские проливы, ограничивая возможности нечерноморских держав. Именно благодаря этой конвенции и позиции Турции была достигнута быстрая победа в пятидневной российско-грузинской войне в 2008 году и события по воссоединению Крыма с Россией прошли в благоприятном для РФ режиме. Но за этим идеалистическим взглядом в отношении турецкой позиции стоят вполне реальные факторы. Дело в том, что геополитическая составляющая, которая ограничивает военнополитическую активность Анкары в регионе, основывается на тезисе генерального штаба Турции: «Республика должна избегать одновременного участия в двух с половиной войнах, то есть с Грецией и Сирией и внутри государства с курдами соответственно». При таком внешнеполитическом ограничении Турция может проводить активную внешнюю политику в южном направлении лишь при стабилизации и замораживании угроз с севера Евразийского континента. При умеренных исламистах, выбрав явным приоритетом Ближний и Средний Восток, Турецкая Республика пошла на принцип разделения сфер влияния на северном и северо-восточном направлениях. Таким образом, можно говорить о том, что в условиях экспансии США в Черноморский регион между Москвой и Анкарой было заключено соглашение о противодействии экспансии «третьего лишнего»

Однако даже при таком внешнем совпадении интересов Российской Федерации и Турецкой Республики в Черноморском регионе существует целая система противоречий, где каждая из держав играет на слабостях своего партнера, пытаясь ослабить его позиции и усилить свои. В Черноморском регионе существуют такие российско-турецкие узлы противоречий: армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе, за счет гагаузского фактора – конфликт в Приднестровье, Крым и украинское направление внешней политики Турции.

Важной морской составляющей в развитии региона является режим функционирования черноморских проливов, Суэцкого канала и Гибралтарского пролива. В течение ХVIII–ХХI вв. ключевое или существенное влияние на данные водные коммуникации оказывала Британия, а затем США. Все эти водные коммуникации имеют стратегическое экономическое и военно-политическое значение. Исходя из общей геополитической логики, в Черноморском регионе Россия и Турция имеют общий спектр интересов, заключающийся в недопущении пересмотра конвенции Монтре и экспансии нерегиональной военно-политической силы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: