Материальными потоками, а также связанной информацией, фи-
Нансами и услугами, способствующий достижению корпоративных
целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов.
Отличительной чертой экономики логистики служит не только
ее ориентация на предприятие (что отражает лишь корпоратив-
ные цели обслуживания не только сегмента рынка, но и террито-
рии, региона и даже страны в целом)
Экономика логистики изучает экономические отношения, воз-
никающие в экономическом пространстве логистики. В данном
случае под экономическим пространством понимается насыщен-
ная территория, вмещающая множество объектов и связи между
ними.
2.2.
Экономические основы логистики опираются на трехполюсную
систему (треугольник): макроэкономика, микроэкономика и регио-
нальная (пространственная) экономика и являются отра-
жением теории общего экономического равновесия, экономиче-
ского воспроизводства, экономического роста, теории устойчивого
развития, а также теории международной торговли, международ-
ной экономической интеграции и т.д.
Особое место в логистике принадлежит методологии оптималь-
ного размещения производственно-логистических мощностей (про-
изводственных площадок, складов разного уровня и назначения,
грузовых терминалов и т.д.) Эта методология находит отражение в
разных теориях. В соответствии с теорией В. Лаун-Хардта, точка
оптимума находится в зависимости от весовых соотношений пе-
ревозимых грузов и расстояний (метод локационного треуголь-
ника). По теории А. Вебера, фактором размещения служит «эко-
номическая выгода», которая выявляется в зависимости от места
деятельности
Наиболее поздняя теория (1993) – о функциях и размещении
системы пунктов в рыночном пространстве – теория централь-
ных мест В. Кристаллера. Согласно этой теории, зоны обслужи-
вания и реализации с течением времени имеют тенденцию офор-
мляться в правильные шестиугольники (пчелиные соты), а вся
территория покрывается шестиугольниками (без просвета).
Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для реали-
зации продукции и обслуживания потребителей.
Дальнейшее развитие теории размещения привело к появле-
нию теории, построенной на анализе взаимосвязанных предпри-
ятий. Она основана на переходе от минимизации издержек к максимиза-
ции прибыли и доходов с использованием понятий переменных
цен, ренты, функций спроса и предложения, элементов динамики
Становление экономики логистики так же, как и развитие ре-
гиональной экономики, происходит на фоне развития теории
диффузии инноваций Т. Хегерстранда. Согласно этой теории, диф-фузия, т.е. распространение, рассеивание по территории различ-
ных экономических инноваций (новых видов продукции, техно-
логий, организационного опыта и т.п.)
С теорией диффузии инноваций тесно связана теория регио-
нального жизненного цикла, которая также поддерживает эконо-
мику логистики. Она рассматривает процесс производства това-
ров в несколько стадий: появление нового продукта, рост его про-
изводства, зрелость (насыщение), сокращение.
При оценке развития ЛС должны учитываться также теории
эффективной организации экономического пространства
В частности, теория
полюсов роста усиливает теорию центральных мест В. Кристал-
лера, опираясь на метод «затраты – выпуск» В. Леонтьева. В ос-
нове идеи полюсов роста, выдвинутой французским экономистом
Ф. Перру, лежит представление о ведущей роли отраслевой струк-
туры экономики и, в первую очередь, лидирующих отраслей, со-
здающих новые товары и услуги.
3.
Экономическое пространство логистики связано с поня-
тием ЛС, и эффективностью
логистической деятельности в рамках цепи поставок.
Качество этого пространства определяется такими характеристи-
ками, как плотность (валового продукта, ресурсов, основного ка-
питала и т.д. на ед. площади пространства) и связанность (интен-
сивность экономических связей между частями и элементами
этого пространства, условиями мобильности товаров, услуг, ка-
питала и т.д., определяемыми развитием транспортных и комму-
никационных сетей).
Для функционирования экономического пространства логис-
тики необходимо принимать во внимание существование экономи-
ческого расстояния, которое, в отличие от физического (км и т.д.),
определяется прежде всего транспортными и трансакционными
издержками (в том числе на преодоление физического расстояния).
Экономическое пространство ЛС может охватывать различные
формы организации хозяйства и типы пространственных струк-
тур. Необходимыми признаками и условиями существования
экономического пространства логистики являются: общее эконо-
мическое (федеральное) законодательство, единство денежно-
кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (транспорта, связи
и т.д.).
Экономическое пространство логистики есть составная
часть экономического пространства страны, единство которого
обеспечивается Конституцией, где зафиксированы следующие
условия:
1.гарантируемое единство экономического пространства,
2.сво-
бодное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,
3.за-
щита конкуренции,
4..свобода экономической деятельности, не
запрещенной законом (ст. 8);
5..недопущение установления внутренних таможенных границ,
пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свобод-
ного движения товаров, услуг и финансовых средств;
6.запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме
рубля, и т.д.
Большинство стран мира, кроме самых малых, имеют неоднородное экономическое пространство.
выделяются особые части – анклавы и эксклавы, кото-
рые приходится учитывать при рассмотрении экономических от-
ношений в ЛС.
Под анклавом понимается обособленный участок территории, отличающийся специфисескими, экономическими финансо-
выми, национально-культурными условиями (сэз, офшорные эк. Зоны)
эксклав- это отдельная от основной территории ее страны часть.