ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
В условиях рынка конкурентоспособность транспортно-экспедиционного предприятия состоит в возможности занимать и удерживать определенную (пусть небольшую) рыночную нишу в сфере услуг.
Быть конкурентоспособным - это прежде всего обеспечить высокое качество транспортно-экспедиционных услуг с учетом всех их потребительских сторон. Одним из главных показателей качества транспортно-экспедиционных услуг является их безотказность.
При низком уровне безотказности остальные потребительские стороны транспортно-экспедиционных услуг теряют свою привлекательность.
Конкурентоспособность транспортно-экспедиционных предприятий можно характеризовать и как совокупность потребительских свойств услуги, характеризующая их отличие от услуги конкурента по степени соответствия конкретным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение, соотношения цены и потребительских качеств услуги.
Кроме этого, на уровень конкурентоспособности влияют и такие основные факторы:
- уровень знаний потребности на перевозки и услуги;
- применение прогрессивных технологий;
- расширение номенклатуры услуг (применение новых видов транспортно-экспедиционного обслуживания);
- обеспеченность транспортно-экспедиционных предприятий производственной базой;
- применение логистических систем;
- уровень квалификации кадров, менеджмент;
- маркетинг и др.
При разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности необходимо исходить из требований клиентуры, основные из которых сводятся к:
- своевременности доставки товара (груза);
- обеспечению сохранности груза при транспортировке и выполнении погрузочно-разгрузочных работ,
- экономичности доставки,
- готовности транспортных и экспедиционных предприятий принять на себя функции по сбыту продукции, промежуточному хранению, упаковке и другим операциям и услугам.
Транспортные и экспедиционные предприятия должны хорошо знать и уметь оценивать значимость этих факторов для каждого клиента.
В переходный период к рынку все возможные мероприятия по повышению конкурентоспособности транспортно-экспедиционных предприятий должны рассматриваться, прежде всего, как мероприятия по коренной перестройке организации работы экспедитора. В связи с этим целесообразно определить первоочередные организационно-технические и экономические мероприятия.
На современном этапе развития экономики рынок транспортно-экспедиционных услуг характеризуется увеличением числа транспортно-экспедиционных предприятий различных форм собственности и видов транспорта. Предприятия обслуживающих отраслей имеют возможность выбора экспедитора, оказывающего услуги на более высоком качественном уровне. Все это обуславливает конкуренцию между предприятиями, оказывающими аналогичные услуги.
В этих условиях каждое транспортно-экспедиционное предприятие должно реально оценивать свою конкурентоспособность на рынке экспедиционных услуг. Оценка конкурентоспособности деятельности предприятия необходима для определения факторов, отрицательно влияющих на деятельность предприятия, определения возможных направлений развития и мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Конкурентоспособностью транспортно-экспедиционных предприятий является его умение планировать, организовывать и реализовывать услуги, являющиеся наиболее привлекательными для клиентуры по качеству и тарифу или аналогичные услуги экспедиторов-конкурентов.
Для рынка транспортно-экспедиционных услуг характерны следующие виды конкуренции:
- конкуренция между транспортно-экспедиционными предприятиями различных форм собственности (государственной, частной, кооперативной, акционерной и др.);
- конкуренция между экспедиторами различной ведомственной подчиненности;
- конкуренция экспедиторов при обслуживании различных видов перевозок грузов (строительных грузов, торговых грузов, сельскохозяйственных грузов и т.д.);
- конкуренция между экспедиторами, обслуживающие различные виды транспорта (железнодорожный, морской, автомобильный, речной, воздушный).
Основные способы конкуренции между экспедиторами сводятся к двум видам: ценовым и неценовым.
Ценовый метод предполагает изменение (снижение) тарифов на услуги, реализуемые одним экспедитором по сравнению с тарифами, применяемыми другим экспедитором. Изменение тарифов в сторону их снижения позволяет привлечь дополнительных клиентов и охватить большую долю транспортного региона.
Неценовой метод предполагает деятельность экспедитора, направленную на повышение качества перевозок и услуг, развитие рекламной деятельности, развитие собственной производственно-технической базы, повышение квалификации водителей, экспедиторов, специалистов по управлению.
Выбор способов конкуренции во многом зависит от условий конкурентной среды, в которой работает экспедитор. При этом возможны следующие основные варианты:
- наличие большого количества экспедиторов разной специализации и большого количества клиентов, разнообразных и сравнительно больших объемов перевозок грузов. Эти условия характерны для большинства крупных городов и регионов и определяют рынок "чистой" или "неограниченной" конкуренции;
- наличие небольшого количества транспортно-экспедиционных предприятий и ограниченного количества клиентов, средних объемов перевозок грузов определенной номенклатуры. Эти условия характерны для средних и небольших городов и регионов и определяют "рынок ограниченной конкуренции";
- наличие одного транспортно- экспедиционного предприятия, которое обслуживает всех клиентов региона. Эти условия характерны для сельских районов, регионов Сибири и Севера и определяют чистую монополию.
Несмотря на различие условий конкурентной среды, существуют некоторые общие методические принципы и подходы к определению уровня конкурентоспособности транспортно-экспедиционных предприятий, которые нашли отражение в изложенной ниже методике.
В условиях развитого рыночного механизма конкурентоспособность транспортно-экспедиционных предприятий и фирм оценивается с учетом ряда факторов, основными из которых являются следующие:
- уровень участия в международной системе перевозок грузов и оказании услуг,
- качество и эффективность работы экспедитора,
- состояние инфраструктуры транспортно-экспедиционной системы - наличие складов, терминалов, филиалов, оснащенность компьютерной техникой и средствами связи, обработки и передачи информации и др.,
- уровень управления (с позиций нововведений, прибыльности и ответственности),
- научно-технический потенциал (использование результатов научно-технических разработок),
- состояние и квалификация трудовых ресурсов.
С целью повышения конкурентоспособности транспортно-экспедиционному предприятию рекомендуется установить ряд показателей и контролировать их выполнение.
Конкуренция является необходимым атрибутом рыночного хозяйства и проявляется во всех отраслях национальной экономики.
На транспорте конкуренция имеет широкий спектр проявления: между фирмами различных видов транспорта, между фирмами одного и того же вида транспорта и т.д. В наиболее общем виде она проявляется в стремлении отдельных фирм охватить те или иные секторы транспортного рынка при выполнении внутренних или международных перевозок.
Объективным фактором, определяющим сферы конкуренции и конкурентоспособности транспортных фирм, является технико-экономические особенности отдельных видов транспорта при выполнении перевозок. Каждый вид транспорта имеет свою эффективную сферу деятельности, в которой он является наиболее конкурентоспособным по сравнению с другими видами транспорта. Например, железнодорожный транспорт является сравнительно конкурентоспособным при перевозках массовых и тяжелых грузов на большие расстояния.
Автомобильный транспорт является весьма конкурентоспособным при перевозке широкой номенклатуры грузов на различные расстояния, а также при необходимости быстрой доставки грузов.
Сфера использования речного транспорта ограничена, главным образом, перевозкой грузов по руслу реки, а морской транспорт имеет возможность перевозить грузы во многие страны разных континентов.
Из-за больших расходов на осуществление перевозок воздушный транспорт имеет ограниченную сферу использования: только для перевозки отдельных быстропортящихся или дорогих грузов, перевозимых на большие расстояния.
В своем стремлении к получению больших доходов и прибыли транспортные фирмы не ограничиваются осуществлением перевозок только в своих эффективных сферах. Во многих случаях они переходят в область, где, в принципе, более эффективным является использование других видов транспорта. Например, автомобильные фирмы всегда проявляют стремление "отнять" грузы у железнодорожного транспорта по направлениям параллельным железнодорожной сети.
Конкуренция является наиболее положительной стороной рыночной экономики. Устраняя монополизм, она создает мощные стимулы для снижения тарифов и повышения качества транспортного обслуживания, особенно, в условиях ограниченного спроса на транспортном рынке. Конкуренция между фирмами и предприятиями одного и того же вида транспорта в настоящее время почти исключена на железных дорогах, так как они принадлежат МПС, который владеет всем имуществом железнодорожного транспорта. Известные условия для развертывания конкуренции в сфере железных дорог имеют место на международном транспортном рынке, на котором действуют железные дороги разных стран. Тоже относится и к водному и воздушному видам транспорта, которые обслуживают, главным образом, международный транспортный рынок. Однако, на этих двух видах транспорта имеются все условия для развертывания внутренней конкуренции между различными судоходными и воздушными фирмами. Наиболее сильной является конкуренция внутри автомобильного транспорта из-за наличия большого числа транспортных фирм и предприятий, в некоторых случаях расположенных на одной и той же территории.
Решение проблемы повышения конкурентоспособности отдельной транспортной и транспортно-экспедиционной фирмы усложняется из-за того, что повышение качества транспортного и экспедиционного обслуживания требует дополнительных расходов. Например, повышение надежности перевозок, основной показатель качества транспортного обслуживания, требует дополнительных расходов на ежедневное обслуживание транспортных средств и на непрерывное их содержание в исправном виде, ускорение доставки грузов требует также дополнительных расходов, связанных с введением новых транспортных средств, совершенствованием перевозочного процесса и т.д. С экономической точки зрения повышение конкурентоспособности транспортной и транспортно-экспедиционной фирмы сводится, в конечном счете, к реализации максимального эффекта повышения качества транспортного и экспедиционного обслуживания при минимальных расходах. Решение этой проблемы характеризуется специфическими особенностями, зависящими от вида транспорта, а также от конкретного показателя качества транспортного и экспедиционного обслуживания.
Конкуренция на рынке транспортных услуг имеет тенденцию к обострению при непрерывном снижении производства. В последние годы это определяется, прежде всего, уменьшением количества перевозимых грузов. В этих условиях каждая транспортная и транспортно-экспедиционная фирма должна проявлять максимум инициативы для привлечения клиентов. Это вопрос выживания фирмы и создания условий для ее эффективного функционирования в условиях рыночной экономики.
Современные транспортные и экспедиционные фирмы должны обеспечивать регулярную и своевременную доставку грузов. Этот показатель можно оценить при помощи степени выполнения перевозок в установленные сроки. Регулярность и своевременность перевозок непосредственно связаны с выполнением условий договоров транспортной экспедиции и перевозки.
Важное значение имеет обеспечение условий для сохранности количеств и потребительских качеств перевозимых грузов. Снижение потерь грузов уменьшает неустойки, оплачиваемые транспортными и экспедиционными фирмами за потерю или порчу грузов. Этот показатель имеет важное значение для клиентов транспортно-экспедиционной фирмы и зависит главным образом от:
- защищенности перевозимых грузов от климатических и метеорологических условий;
- способа обеспечения сохранности грузов при их погрузке, перегрузке и разгрузке и других операций производимых с грузом. Этот показатель может быть определен величиной выплаченных рекламаций на перевозку 100 тонн грузов. Уменьшение этого показателя является гарантией повышения конкурентоспособности транспортно-экспедиционной фирмы.
Наличие конкуренции между различными транспортными и экспедиционными фирмами в условиях рыночной экономики не является помехой развития и функционирования транспортной системы. Конкуренция проявляется по отдельным направлениям при осуществлении перевозок и является важным фактором лучшего обслуживания клиентов транспортных услуг. Она не исключает и возможность производственного сотрудничества и технологического взаимодействия между отдельными видами транспорта в случаях, когда выполнение перевозок от грузоотправителя до грузополучателя осуществляется при последовательном использовании различных видов транспорта.
Различные формы взаимодействия между видами транспорта оказывают существенное влияние на улучшение обслуживания клиентов и снижение транспортных расходов в народном хозяйстве. Следовательно, хорошо организованное взаимодействие является важным фактором повышения конкурентоспособности транспортных и экспедиционных фирм.
Опыт транспортно-экспедиционного обслуживания на морском транспорте с учетом зарубежного и отечественного опыта свидетельствует о необходимости учета следующих факторов при оценке конкурентоспособности транспортно-экспедиционных предприятий:
- известность экспедитора в деловых кругах транспортных организаций и грузовладельцев с большим стажем практической работы, глубоким знанием конъюктуры транспортных возможностей и международного рынка услуг по перевозке грузов;
- наличие высококвалифицированного персонала в данной области деятельности, связанного с другими смежными видами деятельности, обеспечивающих процесс перевозки (таможня, фитокарантинные службы, фумотряды, различного рода инспекции и правоохранные органы и т.п.);
- развитая сеть контрагентов транспортно-экспедиционной деятельности в других странах либо регионах РФ либо СНГ;
- техническая оснащенность экспедитора современными средствами связи, коммуникаций, программ, базы данных и средствами доставки и подработки грузов (Soft ware and hard ware).
- удобство расположения предприятия на основных торговых маршрутах;
- система подготовки документов на базе компьютерных программ и базы данных, исключающих многообразие ручной подготовки документов и нежелательных ошибок в оформлении;
- наличие собственных или арендуемых складов, в том числе подъездных путей, уровень их оснащенности и пригодности для определенных видов грузов и продукции (холодные, отапливаемые, механизированные, охраняемые и т. п.);
- наличие таможенных складов;
- наличие и состав материально-технической базы (от использования курьерских автомобилей до грузового автотранспорта, парка собственных либо арендуемых контейнеров, перегрузочного и вспомогательного оборудования, в т.ч. средств для переработки, предпродажного сервиса);
- объем или перечень объявленных либо предоставляемых услуг по транспортно-экспедиционной обработке грузов.
В эту категорию входят как номенклатура обрабатываемых грузов, так и вытекающий из каждой позиции вид предоставляемых услуг для данного груза и направлений перевозки;
- степень надежности экспедитора в области обеспечения сохранности груза и данные о наличии и частоте предъявленных и удовлетворенных претензий, включая надежность выполнения договорных обязательств по срокам доставки груза (Iust- in-time);
- принадлежность к национальным либо международным ассоциациям транспортно-экспедиционных организаций;
- уровень ставок тарифов как в рамках перечня экспедиционных услуг и условий оплаты услуг, так и в области предоставления специальных видов по отдельным договорам экспедиции, а также возможные условия предоставления скидок с уровня тарифов и другие договорные условия (которые часто являются конфиденциальными).
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
При разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности важное значение имеет направление экономичности работы предприятия.
Поэтому, одной из основных задач транспортно-экспедиторского предприятия является изучение и анализ тарифной транспортной политики, в том числе тарифов на перевозки, операции и услуги, применяемые другими предприятиями и видами транспорта.
Мероприятия по определению цены (тарифа) на транспортно-экспедиционные услуги
Экспедитор должен иметь в виду, что клиенты (грузоотправители и грузополучатели) в условиях рынка предпочитают пользоваться услугами того транспортно-экспедиционного предприятия, которое предложит доступные тарифы на перевозки и услуги и, следовательно, экспедитор должен постоянно заниматься вопросами экономии затрат на всех этапах товародвижения.
Разработка рациональных технологий выполнения транспортно-экспедиционных услуг предусматривает определение оптимальных для клиента и экспедитора затрат и тарифов на перевозки и услуги.
Процесс определения тарифов на перевозки и услуги включает в себя 6 основных этапов:
1. постановка задачи тарифоопределения,
2. определение спроса на перевозки и услуги,
3. определение транспортных издержек,
4. анализ применяемых тарифов транспортными предприятиями-конкурентами,
5. выбор типа тарифа и метода его определения,
6. установление окончательного тарифа.
Транспортно-экспедиционным предприятиям рекомендуется спрогнозировать на текущий год номенклатуру транспортно-экспедиционных услуг и величину среднего тарифа, по которому эти услуги будут выполняться, что позволит определить доходы экспедитора.
Необходимо также оценить величину затрат на перевозки и услуги, а также на осуществление маркетинга и определить возможную прибыль экспедитора.
Процесс установления цены(тарифа) на транспортно-экспедиционные услуги необходимо начать с постановки задачи тарифоопределения.
Постановка задачи тарифоопределения
На этом этапе транспортное предприятие должно ответить на вопрос, каких целей оно хочет достичь с помощью установления тарифа на конкретную перевозку или услугу, например, добиться максимума прибыли или привлечь дополнительных клиентов, завоевать лидерство на транспортном рынке, обеспечить выживаемость предприятия и т.п.
Определение степени влияния спроса на перевозки и услуги на величину тарифа
В условиях развитого рынка и цивилизованной конкуренции спрос на перевозки и услуги и тариф находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше тариф, тем ниже спрос и наоборот.
Если под влиянием небольшого изменения тарифа спрос почти не меняется, считают, что он неэластичен. Если под влиянием величины тарифа спрос претерпевает существенные изменения, считается, что он эластичен.
Спрос на перевозки и услуги будет эластичен, т.е. заметно реагировать на изменение тарифа в случаях, когда повышенный тариф связан с повышением качества транспортного обслуживания, естественным ростом инфляции.
Если спрос на перевозки и услуги изменяется с изменением величины тарифа, то экспедиционному предприятию рекомендуется рассмотреть возможность снижения тарифа, т.к. сниженный тариф принесет больший объем общего дохода. При этом, естественно, необходимо учитывать общую величину издержек на транспортно-экспедиционные услуги.
Определение издержек на транспортно-экспедиционные услуги
Величина тарифа на транспортно-экспедиционную услугу определяется, в первую очередь, издержками транспортно-экспедиционного предприятия. Тариф должен покрывать эти издержки и обеспечивать определенную прибыль предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой прибыль составляет 10-12 процентов к издержкам на транспортно-экспедиционные услуги.
В состав транспортно-экспедиционных издержек входят:
- материальные затраты,
- затраты на оплату труда,
- отчисления на социальные нужды,
- амортизация основных фондов,
- прочие затраты.
Себестоимость транспортно-экспедиционных услуг во многом определяет их конкурентоспособность.
Выбор величины тарифа на транспортно-экспедиционные услуги
Зная величину спроса на перевозки и услуги, расчетную величину транспортно-экспедиционных издержек и тарифы предприятий-конкурентов, транспортно-экспедиционное предприятие может выбрать и установить тариф на собственные перевозки и услуги.
При этом необходимо учитывать:
- средние издержки и рентабельность по предприятию,
- особенность выполняемой перевозки (услуги) - срочность, ценность груза, размерность груза и т.п.,
- уровень текущих тарифов.
Кроме того, при установлении окончательного размера тарифа предприятие должно учесть ряд дополнительных факторов: психологию восприятия тарифа клиентом, влияние величины предлагаемого тарифа на других участников рынка услуг.
Транспортно-экспедиционному предприятию не рекомендуется:
- применять фиксированный тариф вне зависимости от спроса и предложения,
- выполнять перевозки и услуги по тарифам ниже минимально допустимых.
В зависимости от качества выполняемых перевозок и услуг возможны следующие стратегии применительно к величине тарифа.
1. При высоком качестве транспортного обслуживания можно устанавливать и высокий тариф. В то же время рекомендуется устанавливать скидки с тарифа для клиентов, предъявляющих большие объемы для перевозки, или для тех клиентов, с которыми установлены длительные хозяйственные связи или которые оперативно оплачивают счета за перевозки и услуги.
2. При высоком качестве транспортного обслуживания можно применять и средний тариф с целью более глубокого охвата транспортного рынка и привлечения большего количества клиентов.
Кроме установления цены (тарифа) на транспортно-экспедиционные услуги важным мероприятием является проведение анализа работы транспортно-экспедиционного предприятия.
Анализ работы транспортно-экспедиционного предприятия
При анализе работы транспортно-экспедиционного предприятия за определенный период необходимо получить ответы на следующие вопросы:
- место транспортно-экспедиционного предприятия в общих объемах транспортно-экспедиционных услуг данного региона;
- применение экспедитором новых технологий и видов услуг;
- отношение клиентуры к деятельности транспортно-экспедиционного предприятия;
- основные конкуренты транспортно-экспедиционного предприятия;
- тенденции в развитии перевозок и услуг;
- отношение клиентов к тарифной политике экспедитора;
- объем средств, выделяемый экспедитором на организацию маркетинга;
- рациональность системы управления предприятием;
- эффективность работы специалистов предприятия по оказанию услуг;
- оптимальность работы информационной системы предприятия;
- уровень знаний экспедитором потребностей клиентов региона в перевозках и услугах;
- возможность сокращения затрат на перевозки и услуги и мероприятия по сокращению затрат;
- уровень рекламы перевозок и услуг, организуемых экспедитором;
- эффективность инвестиционной политики предприятия;
- целесообразность развития или сокращения перевозок и услуг;
- уровень качества перевозок и услуг, выполняемых экспедитором.
По мере развития маркетинга каждому экспедитору целесообразно строить зависимости между затратами на маркетинг и объемами транспортно-экспедиционных услуг, доходов и прибыли.
Реализация целей, задач и мероприятий организационного и экономического характера требует необходимость осуществления контроля за их выполнением.
Мероприятия по системе контроля в экспедиционном предприятии
Система контроля транспортно-экспедиционного предприятия предполагает осуществление трех видов контроля: за выполнением годового плана, за выполнением рентабельности и за выполнением стратегических направлений деятельности.
Контроль за выполнением годовых планов рекомендуется осуществлять путем сравнения фактических и плановых контрольных показателей по перевозкам и услугам в разрезе кварталов и месяцев года и в случае отклонений принимать и реализовывать корректирующие воздействия.
Контроль за изменением прибыли рекомендуется осуществлять в разрезе отдельных технологий и видов перевозок и услуг, марок и групп автомобилей. Полученные данные могут стать основой для принятия решений по сокращению или увеличению отдельных видов перевозок и услуг, по проведению отдельных мероприятий по системам грузодвижения. При этом очень важно проанализировать не только полученные доходы и прибыль, но и все издержки на перевозки и услуги по всем статьям затрат.
В контрольные показатели транспортно-экспедиционного предприятия рекомендуется также включать:
- объемы транспортно-экспедиционнных услуг,
- затраты на транспортно-экспедиционные услуги,
- доходы и прибыль от различных видов деятельности,
- планируемый основной и оборотный капитал,
- другие целевые показатели по усмотрению экспедитора.
РАЗРАБОТКА НОВЫХ ВИДОВ
ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫХ УСЛУГ
В настоящее время развитие рыночной экономики в области транспорта характеризуется приоритетным развитием сферы услуг по сравнению со сферой доставки грузов и товаров, расширением сферы транспортно-экспедиционного обслуживания, ведением новых видов обслуживания потребителей.
Работа экспедиторов в ближайшей перспективе будет иметь новые особенности в ориентации на оказание широкого перечня услуг и ускорение сроков доставки грузов. Стремление к рентабельности будет опираться на системно-ориентированную организацию транспортно-экспедиционной деятельности.
Должна быть усилена мотивация сотрудников транспортно-экспедиционных предприятий, интересы которых должны быть в значительной степени согласованы с интересами предприятия, что будет способствовать повышению производительности и качества обслуживания.
Профессиональная компетенция сотрудников экспедиционных предприятий представляется более широкой, чем у специалистов транспортных предприятий, что является преимуществом как при интенсивном консультационном обслуживании клиентов логистическими услугами, так и в качестве базиса для возможного кооперирования с транспортными предприятиями в направлении создания интегральных систем транспортного обслуживания.
Передовые зарубежные транспортно-экспедиционные фирмы постоянно расширяют набор услуг, оказываемых клиенту, принимают на себя сбытовые функции, выполняют операции по упаковке, переработке, промежуточному хранению, организации погрузочно-разгрузочных операций, пакетированию, информационные и консультационные услуги и др.
Основными направлениями в деятельности транспортно-экспедиционных предприятий за рубежом считают расширение количества видов предоставляемых услуг и обеспечение качества транспортно-экспедиционного обслуживания. При этом транспортно-экспедиционные фирмы создают филиалы или отделения, специализирующиеся на определенных видах транспортно-экспедиционного обслуживания.
Процесс транспортно-экспедиционного обслуживания высокого уровня основывается в настоящее время на создании и использовании логистических транспортно-распределительных цепей, которые создаются между производителями продукции, экспедиторами и торгующими организациями.
Важным направлением в экспедиционной деятельности следует считать создание грузовых распределительных центров, позволяющих укрупнять и интегрировать грузопотоки, улучшать загрузку транспортных средств, сокращать количество рейсов, т.е. интенисифицировать процесс доставки грузов с одновременным обеспечением качества обслуживания на высоком уровне.
Особое значение в условиях рынка следует придавать своевременному обновлению транспортной продукции. Необходимо постоянно развивать новые виды перевозок и услуг, изучая потребности клиента. Мировой опыт свидетельствует, что без развитой сети небольших транспортно-экспедиционных предприятий различных форм собственности сформировать полноценный рынок транспортных услуг и обеспечить высокое качество обслуживания невозможно.
Большую роль при введении новых видов услуг призвана сыграть компьютерная техника, которая необходима для создания базы данных, получения и отправления оперативной информации и документов, системы контроля за движением грузов и т.п.
Экспедитор в условиях рынка должен постоянно изыскивать новые возможности для расширения перечня предлагаемых услуг и рынка потребителей услуг. В лучшем положении оказываются те экспедиторы, которые имеют широкие горизонтальные связи с предприятиями и организациями в течение длительного времени.