Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС




Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические основы организации проектной внеурочной

деятельности в начальной школе в условиях ФГОС………………..…….7

1. Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО …………………………………………………………………………….…..7

2. Специфика проектной деятельности ………………………….…..13

3. Организация проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости………………………………………………….19

Глава 2. Реализация проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости (на примере МОУ СОШ №38) ……………...25

2.1. Технология организации проектной деятельности в условиях внеурочной деятельности 1 класса МОУ СОШ №38……………………….…25

2.2. Практические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности………………………….….32

Заключение……………………………………………………………….…38

Библиографический список ……………….…………………………..…..40

Приложение………………………………………………………………....43

 


Введение

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Возникает необходимость постановки новых стратегических задач в организации воспитательной работы в условиях общего образования.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования.

Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разработанным группой сотрудников РАО под руководством академика Кондакова A.M. [10].

Одним из значимых методов в организации внеурочной деятельности является метод проектов. Метод проектов – не новое явление в педагогике. Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. В своих работах он не употребляет термин «проект», а пишет о педагогическом методе решения проблем. С начала 20 века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе [9].

На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы. В России происходит тотальное увлечение одним методом – методом проектов, это привело к падению качества обучения. В 1931г. – метод осужден и запрещен для использования в системе образования. В качестве причин этого явления выделяют:

1. Отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами.

2. Слабая разработанность методики проектной деятельности;

3. Гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;

Вопросами проектной деятельности в рамках начальной школы занимались исследователи Гузеев В.В., Новожилова Н.В., Рафаева А.В., Скоробогатова Г.Г. В частности в своей статье Гузеев В.В, описывает метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения [5]. Много писали о методе проектов Пахомова Н.Ю, А.С. Сиденко. [16]

На современном этапе, отмечает Григорьев Д.В., проектная деятельность может быть реализована в любом из видов внеурочной деятельности [3].

Проблема: исследование организации проектной внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Объект исследования: проектная деятельность.

Предмет исследования: организации проектной внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Цель исследования: изучить проблему организации проектной внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС и разработать практические рекомендации по организации проектной деятельности.

Гипотеза исследования: эффективность реализации проектной деятельности в рамках внеурочной занятости обеспечивается при условии организации психолого-педагогического сопровождения.

Задачи исследования:

1. изучить требования к внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО;

2. проанализировать специфику проектной деятельности;

3. рассмотреть организацию проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости;

4. проанализировать технологию организации проектной деятельности в условиях внеурочной деятельности 1 класса МОУ СОШ №38;

5. разработать практические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности;

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ и синтез материала, оформление выводов.

Эмпирические: обобщение опыта, анализ документов ОУ и продуктов деятельности учащихся.

Практическая значимость:

Разработана технология проектной внеурочной деятельности, которая может быть реализована учителями начальных классов школ города.

База исследования: муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 38 г. Комсомольска-на-Амуре, 1 класс.

Структура аттестационной работы включает: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.

 


Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС

1. Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Она направленна на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [3].

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающих в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов [2].

Основные задачи внеурочной деятельности:

1. обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

2. оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

3. улучшить условия для развития ребенка;

4. учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

1. учёт возрастных особенностей;

2. сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

3. связь теории с практикой;

4. доступность и наглядность;

5. включение в активную жизненную позицию.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Таким образом, мы можем говорить, что внеучебная деятельность может проходить в разнообразных формах, но только не в форме урока, что лучше подчеркивается термином «внеурочная деятельность». Одной из причин этого является необходимость смены видов деятельности для предотвращения переутомления обучающихся при работе школ полного дня [29].

Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения [3].

Существуют разные модели внеурочной деятельности. Опираясь на базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель [3].

Виды внеурочной деятельности:

1. игровая деятельность;

2. познавательная деятельность;

3. проблемно-ценностное общение;

4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5. художественное творчество;

6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7. трудовая (производственная) деятельность;

8. спортивно-оздоровительная деятельность;

9. туристско-краеведческая деятельность [3].

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. Аудиторных занятий не должно быть более 50% [17].

Практическая реализация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах:

· включение учащихся в активную деятельность;

· доступность и наглядность;

· связь теории с практикой;

· учёт возрастных особенностей;

· сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному) [11].

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

1. Спортивно-оздоровительное.

2. Общекультурное направление.

3. Социальное направление.

4. Общеинтеллектуальное направление.

5. Духовно-нравственное направление.

Спортивно-оздоровительное направление реализуем в программах «Ритмика», «Плавание», «Динамическая пауза» [4].

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность младшего школьника, от степени которой зависит его здоровье и общее развитие

Основное внимание этого направления уделяется укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, получению теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни.

Общекультурное направление представлено программами «Словесные забавы», «Разговор о правильном питании». Целью которых является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению педагоги осуществляют свою работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей, конкурсов, выставок [4].

Общеинтеллектуальное направление. Ведущей идеей программ является поиск способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработка новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Формы организации работы кружков разнообразны. Это беседы, игры, наблюдения.

Социальное направление представлено программой «Психологическая азбука», «ПДД». Начались занятия с подготовительного этапа – адаптация первоклассников, продолжение работы ведётся по становлению личности. Работа проводится в форме игр, тестов, занимательных заданий, сообщений, просмотра видеофильмов.

Духовно-нравственное направление – внедрение данной программы будет реализоваться со 2 класса. Представлено программой «Азбука нравственности».

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням [3].

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.

Приобретение школьниками социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Получение школьником опыта переживаемого и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания и др.)

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

Эффективности внеурочной деятельности определяют диагностикой. Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Объекты диагностики: личность самого воспитанника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога. Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование [12].

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

· степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

· поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

· косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная работа – прекрасное расширение инфраструктуры школы. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов [3].

Таким образом, организация внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд важных задач:

1. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе.

2. Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся.

3. Учесть индивидуальные особенности обучающихся.

4. Формирование навыков коммуникативного общения.

5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, природа, мир, знания, культура, труд) – для формирования здорового образа жизни.

6. Развитие творческих и интеллектуальных способностей.

7. Обучение правилам и формам совместной работы.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.

Таким образом, для организации внеурочной деятельности в начальной школе разработана нормативно-правовая база, где требования стандарта чётко определены.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: