Выделяют следующие виды движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.




 

Движение материи:

• возникает из самой материи (из заложенных в ней противополож­ностей, их единства и борьбы);

• всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются ато­мы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов – работает сердце, система пищеварения; осуществляются физические процессы – движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе; постоянно развивается общество. Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики — во Вселенной; в обществе тоже наблюдаются изменения на всех его уровнях: даже мышление человека представляет собой движение мысли);

• постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).

То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как изменение, понимаемое в самом широком смысле этого слова, начиная от простого перемещения и кончая мышлением.

Движение – единственный способ существования материи, ее ат­рибутивное качество. Мысль о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что изме­нение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта и появление новых систем и свойств объектов можно за­метить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.

Выделяют два типа движения, характеризующие направленность изменений:

1) от низшего к высшему, то есть прогресс (рост, познание);

2) от высшего к низшему, то есть регресс (старение, смерть, распад).

Эти типы движения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Взаимосвязь форм движения материи такова, что каждая более высокая форма движения предполагает все низшие, но не сводится к этим «подчиненным» формам, например социальные закономерности не сво­дятся к биологическим или физико-химическим закономерностям, хотя человек одновременно подчиняется и социальным, и биологическим, и физико-химическим закономерностям.

Существует зависимость между двумя свойствами материи – мас­сой тела, которая характеризует меру инерции, устойчивости, и энер­гией, выражающей меру материального движения, изменяемости.

Принцип сохранения материи и движения является наиболее фун­даментальным свойством материи: материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы в другую при строгом соблюдении законов сохранения массы, энергии, импульса и других свойств микрочастиц.

 

Движение также может быть:

количественным — перенос материи и энергии в пространстве;

качественным — изменение самой материи, перестройка внут­ренней структуры и возникновение новых материальных объек­тов и их новых качеств.

 

Качественное движение (самоизменение материи) делится на:

• динамическое;

• популяционное.

 

Динамическое движение — изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие потенциала прежних материальных форм.

Популяционное движение — кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переход от одной формы материи к другой. Популяционное движение–изменение может происходить как эволюционно, так и эмерджентно (путем ничем не обусловленного «взрыва»).

Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совер­шенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происхо­дит самоорганизация, является так называемая флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В резуль­тате данных спонтанных изменений и отклонений (флуктуации) существующие связи между элементами материн изменяются, а также появляются новые связи – материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

• «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии – притока энергии из внешней среды – и затем развивается по динамическому типу;

• «диссипативная структура» распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии – притока энергии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название «синерге­тика». Разработчиком синергетики был бельгийский философ русско­го происхождения И. Пригожин.

 

 

þ Пространство и время как атрибутивные свойства материи

 

Материя имеет расположение во времени и пространстве. В том что касается расположенности материи во времени и пространстве, существует два основных подхода:

субстанциональный;

реляционный.

 

Сторонники первого, субстанционального (Демокрит, Эпикур), считали время и пространство отдельной реальностью, самостоятельными субстанциями, наряду с мате­рией, а отношение между пространством, временем и материей рассматривали как межсубстанциональные. Пространство отождествлялось с пустотой (пустым местом), понимаемой как самостоятельная субстанция, благодари которой все явления и процес­сы получают пространственные характеристики. Эта идея сыграла су­щественную роль в процессе становления классической физики. Время тоже рассматривалось как самостоятельная сущность, как «длительность вообще», как условие всех возможных изменений. Время имеет свое «те­чение», независимо от того, происходит что-либо или не происходит.

Сторонники второго, реляционного подхода (от лат. relatio – отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель), воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция времени исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых, в зависимос­ти от характера изменений, формируются временные отношения. Время выступает как выражение упорядоченности, последовательности про­исходящих изменений.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений на­уки) выглядит реляционная теория, согласно которой:

• время – форма бытия материн, которая выражает длительность су­ществования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития;

• пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

 

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Гегель, соединяя пространство и время с движением, утверждал, что они действительны только при наличии движения, изменения чего-либо. А движение, по Гегелю, является непосредственным единством пространства и времени.

Теория относительности, созданная в середине XX в. Альбертом Эйнштейном:.

• подтвердила правильность реляционной теории — то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи;

• перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся – пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Категории пространства и времени носят универсальный характер, так как применимы для анализа и объективной, и субъективной реальности, то есть носят всеобщий характер. Всеобщность обусловлена единством бытия и абсолютным характером происходящих в нем изменений.

Признается существование и психологического пространства и вре­мени. Их особенности и характеристики обусловлены психикой отдель­ного человека, а также внешними обстоятельствами его существования. Например, психологическое время «тянется» тогда, когда вокруг про­исходит мало событий или они не представляют интереса для данного человека. И наоборот, чем больше событий, интересных для человека, тем быстрее идет для него время.

Можно выделять пространство и время социального бытия. Едини­цей социального пространства может выступать деревня, полис, фео­дальное поместье, национальное государство. Ощущение времени в различные эпохи связано с темпом жизни, с применением календарей, часов, с насыщенностью жизни событиями, с динамичностью социальных процессов в целом. Социальное время – форма бытия обще­ства, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей.

Таким образом, понятие пространства и времени имеют смысл для объективной и субъективной реальности, поскольку всякая действи­тельность дифференцирована, структурирована, а мир находится в со­стоянии движения, изменения.

Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и появление новых форм ее движения должно сопро­вождаться становлением качественно специфичных форм пространства и времени.

В начале XX в. физика выявила глубокую связь между простран­ством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира, а пространственно-временной срез нашей Метагалактики ха­рактеризуется формулой 3 + 1 (три пространственных измерения и одно временное). Эта фундаментальная характеристика определила материальное строение Метагалактики. Современная наука считает, что могут существовать миры с другими пространственно-временны­ми параметрами. Ученые предполагают, что при рождении нашей Метагалактики существовало десятимерное пространство-время. Четыре измерения (формула 3+1) стали формами бытия материи на макроскопическом уровне, а шесть – определили структуру микро­мира, размеры которого меньше 10-33 см. Очевидно, что эта структу­ра не имеет аналогов в макромире, в котором живет человек.

 

 

þ Отражение как свойство материи

 

Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенностью в пространстве и вре­мени) является отражение.

Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов одного материального объекта на другом материальной объек­те: следов человека на грунте, следов действий человека, царапин, эхо, отражения предметов в зеркале, на гладкой поверхности водоема.

Эти следы, запечатлеваемые в чем-то другом и используемые самооргани­зующимися системами, называются информацией. Например, при рас­копках ученые находят отпечатки давно умерших животных и исчезнув­ших растений. Отпечатки – это тоже отражение, несущее информацию. Гладкая поверхность воды, отбрасывая падающие на нее лучи света, вос­производит окружающие предметы — деревья, дома, людей. Это вос­произведение — тоже отражение.

Отражение в неживой природе — это элементарные формы отра­жения: механическая, физическая, химическая. Приведенные приме­ры как раз демонстрируют эти формы отражения. Элементарные фор­мы отражения еще не обладают активностью. Отображаемая и отображающая системы здесь выделяются лишь условно. Здесь еще нет избирательно направленной активности.

Особый вид отражения – биологический, который включает в себя следующие стадии: раздражимость, чувствительность, психическое отражение.

Раздражимость – это биологическое отражение. Она имеется уже у растений. Раздражимость – это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды. Пример – высыхание, сворачивание листьев на жаре, измене­ние ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, дви­жение подсолнуха за Солнцем.

Более высокой разновидностью биологического отражения является чувствительность, то есть способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений.

Этим формам биологического отражения присуща активность и це­лесообразность. Растения, простейшие организмы, исходя из потребно­сти самосохранения, целесообразно реагируют, т. е. отражают биологи­чески важные условия среды. Например, хватательный рефлекс у про­стейших действует лишь при появлении тех «жучков» и «паучков», которыми они питаются. На остальные раздражители они никак не реагируют.

У более высоко развитых животных появляются способности, которые они активно исполь­зуют при добыче пищи. На основе этого происходит дальнейшее разви­тие биологической формы отражения: появляются зачатки психичес­кой формы отражения. Восприятия, представления обусловлены ус­ложнением самих форм поведения, а также развитием нервной системы, усложнением структуры головного мозга. А. Г. Спиркин называет ощу­щения и представления ядром сознания. Психическое отражение, воз­никающее у позвоночных животные, – это свойство живых организмов целесообразно реагировать на предметно-оформленную среду с целью приспособительного поведения.

Материальной основой психики является нейрофизиологическая деятельность мозга, его рефлекторные механизмы. Рефлекс, лежащий в основе психических явлений, служит отражательным механиз­мом. Рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя, продолжается в виде нервных процессов в организме и заканчивается его ответным движением.

По своей биологической сущности вся условно-рефлекторная дея­тельность является сигнальной. Вследствие образования временных свя­зей, многочисленные сигналы из внешней и внутренней для организма среды (условные раздражители) являются предвестниками, сигнали­зирующими о предстоящем наступлении существенно важной для орга­низма безусловно-рефлекторной деятельности (пищевой, оборонитель­ной, половой и т. д.). Сигнальная система имеет огромное значение в жизни организмов. На основе сигнального характера отражательной деятельности организма возникает и развивается опережающее отра­жение действительности, которое уже на ранних этапах жизни служи­ло основному требованию всего живого – приспособиться и выжить.

Опережающее отражение реальности у животных осуществляется элементарными формами психики – ощущениями, восприятиями, представлениями, конкретным образным мышлением. Его физиологи­ческий механизм И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой.

Психическое отражение — систематизация ощущений, способ­ность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные си­туации.

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Соглас­но материалистической концепции, сознание – это способность высо­коорганизованной материи отражать материю.

Для возникновения сознания одних биологических предпосылок не­достаточно. Новый способ жизнедеятельности человека, его пред­метно-практическая деятельность, есть необходимое условие фор­мирования человеческого сознания. Общественный труд формирует че­ловеческое сознание. Трудовой способ деятельности порождает надобность в знании, потребность в понимании объективных законов вещей и процессов. Это необходимо человеку уже для первого акта его трудовой деятельности – изготовления орудий труда. Сознание про­дуцирует продукты «второй природы», которыми живет человек и ко­торые удовлетворяют его многочисленные потребности. Человек начинает противопоставлять себя природе, выступая субъектом ее позна­ния и преобразования. Одновременно с этим и сам человек становится объектом познания. У человека возникает самосознание.

 

 

þ Основные подходы к проблеме сознания в философии

 

Развитие форм отражения материи рассматривается как генетичес­кая предпосылка возникновения сознания.

Свойство отражения имеет всеобщий, характер, т. е. оно присуще всей материи. Сознание есть результат развития предшествующих форм от­ражения (раздражимости и т. д.). Отсюда ясно, что сознание есть нечто природное, естественное, а не сверхъестественное, необъяснимое.

Сознание есть продукт общественно-исторического развития, фун­кциональное свойство мозга, идеальное отображение действительнос­ти, регулятор деятельности человека. В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все 4 аспекта отношения сознания к мате­рии – исторический, онтологический, гносеологический и праксиоло­гический (деятельностный).

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

• сознание существует;

• оно имеет особую, идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что иде­альное сознание тем не менее производно от материи.

В целом, в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.

Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме со­знания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зре­ния физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений и, в частности, на следующих фактах:

• головной мозг человека действительно является сложнейшим «ме­ханизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;

• человечество получило возможность создавать искусственный ин­теллект, носителем которого является машина (компьютер) – ма­териальный объект;

• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться
на сознании (например, применение психотропных веществ).

Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, – это идеальность сознания:

• образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик (массы, запаха, четких размеров, формы);

• сознание может «господствовать» над образами: увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

• никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микро­скопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Тем не менее, физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:

• «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами – кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

• теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» является устаревшим и ненаучным;

• теория вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что мозг выделяет мысль, как печень – желчь).

Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, соглас­но которому сознание индивида представляет собой единственную достоверную реаль­ность, а материальный мир есть его порождение (субъективный идеа­лизм — Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) располагаются:

• объективный идеализм — признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

• умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материн отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

 

Помимо основных подходов к проблеме сознания, в философии существуют и другие точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Из их числа можно выделить три основных:

• сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

• сознание присуще всем живым организмам;

• сознание – свойство исключительно человеческое.

 

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание су­ществует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант — из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космичес­кой (божественной) точке зрения:

• теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейб­ницем; согласно этой теории, в мире су­ществует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Все­ленной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;.

• теория П. Тейяра де Шардена, согласно которой сознание – это надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

• теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

• теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

• теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу; одушевленность – свойство материи.

 

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание — порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сто­ронники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их созна­нию, имеет смысл;

• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

• многие действия, совершаемые животными (особенно высшими – кошками, собаками, приматами и др.), сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

• животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, борьба, лидерство, внушаемость и т. д.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины XX в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта. Животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.

 

 

þ Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения

 

В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражении.

Суть теории отражения в том, что сознание есть свойство высокоорга­низованной материи отражать материю.

Ключевыми понятиями теории отражения являются: отражение, раздражимость, чувствительность, психическое отражение, сознатель­ная форма отражения.

Материи вообще присуще свойство отражения. Отражение по сво­ей природе – это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.

Сознание – высшая форма биологического отражения, присущая человеку и частично высшим животным.

Сознание – наиболее полное обобщенное отражение окружающего мира и осмысление его устойчивых особенностей, закономерностей, способность к абстрагированию, рефлексии (обращенности сознания на само себя), способность к предметно-практической деятельности.

Сознание человека отличается от сознания высших животных:

• большей глубиной;

• большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности – труду;

• способностью к абстракции (в том числе к оторванному от непосредственной реальности мышлению);

• возможностью передачи содержания сознания (наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли, – языка в устной и письменной формах).

 

Главные особенности сознания человека: идеальность, интенциональность, идеаторность.

Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:

• противоположно материальному миру;

• независимо от материи;

• в некоторых случаях первично по отношению к материи;

• неуловимо, непознаваемо с помощью материальных средств.

Возникающие образы, мысли, сознание сами не являются матери­ей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров. (Сознание мо­жет «вместить» в себя все: песчинку, маленький камень, автомобиль, небоскреб, океанский лайнер, планету.) Сознание, его образы — са­мостоятельная реальность, по сути своей противоположная материи. Созна­ние независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире. (Человек может представить себе все что угодно.)

Сознание во многих случаях предшествует материи, точнее, ма­терии, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изго­товлении любого предмета (авторучки, стола, листа бумаги и др.) в со­знании всегда имеется замысел, «образ» данного предмета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы): строить дворцы по проекту, собирать телевизо­ры, создавать самолеты, огромные океанские лайнеры, конструиро­вать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т. д.

Сознание – это мир идеальных явлений, существующих в субъек­тивной психической сфере человека и принципиально отличающихся от своего материального носителя, мозга человека. Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, уче­ным не удавалось «увидеть», обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не созна­ние. Ведь в коре мозга хирург не находит мыслей, образов, а находит лишь мозговое вещество.

Интенциональность – направленность сознания на предмет. Сознание не может быть беспредметным: что-то всегда является предметом со­знания.

Интенциональность сознания подразумевает наличие: предмета со­знания (того, что «видит» сознание), формы (того, как оно воспринимает предмет).

Основными формами сознания являются: восприятие, осмысление, оценка, воспоминание, фантазия.

Предметом сознания, в свою очередь, являются: окружающий мир, его предметы, явления, собственный духовный мир.

Идеаторность сознания — способность творить и воспроизводить идеи, что представляет собой внутреннюю самостоятельную работу, выходящую за рамки про­стого отражения.

Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способ­ности явилась выработка системы кодирования, передачи и распрост­ранения содержания сознания — языка.

Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.

 

 

þ Сознание и язык

 

Язык — специфически человеческий способ бытия сознания. Он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мыс­лей. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выражен­ным словами. Именно через язык наши мысли становятся доступными для других людей. Впрочем, когда человек размышляет о чем-либо, он и сам для себя свои мысли выражает с помощью слов, так называемой внутренней речи. Сознание, таким образом, существует в материаль­ной оболочке языка. В процессе осознания мысль отливается в логичес­кие формы, облекается в словесную оболочку (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление имеет здесь подчиненный характер). Слово, по удачному выражению психолога Л. С. Выготского, является не только фиксатором, но и оператором: мысль в слове не просто выра­жается, но и совершается, в том смысле что благодаря самосознанию направляется ее дальнейший ход. Вот почему нет жесткой связи между языком и мышлением, между словом и понятием.

Хотя мысли обычно возникают до их языкового выражения, свою четкость они обретают именно благодаря языку. Даже в случае внут­ренней речи, когда человеку не нужны все слова для выражения мыс­ли, он вынужден, тем не менее, использовать некоторые из них. Проис­ходит и напряжение мышц гортани.

Язык не только способ выражения мысли. Кроме репрезента­тивной, когнитивной (познавательной) и регулятивной функций, он выполняет еще и коммуникативную — служит средством передачи социальной информации в пространстве. Происходит также транс­ляция знаний во времени — от поколения к поколению. При этом знания объективируются в книгах, фильмах, опредмечиваются в орудиях труда, в средствах духовной и материальной культуры (социальная па­мять общества). Язык представляет собой своеобразную и чрезвы­чайно сложную знаковую систему. Однако если отдельный знак есте­ственного языка является условным, то слово только с самого начала было таковым: с возникновением языка оно как элемент системы ста­ло иметь для человека вполне определенное значение, понятийную сторону.

Наглядное представление о различии слова и понятия дает «семантический треугольник», вершины которого соответствуют ото­бражаемому объекту, слову и соответствующему понятию. Понятие в опосредованной и обобщенной форме отображает объект, а слово вы­ражает понятие и обозначает объект (в семиотике и теории информа­ции слову будут соответствовать знак и сигнал, а понятию – значение и информация). Данная схема упрощает подлинную связь слова, поня­тия и объекта: слово может обозначать и не имеющие объективного су­ществования в природе объекты (леший, русалка, ведьма).

СЛОВО

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: