фонда оценочных средств
по дисциплине
«Философские проблемы науки»
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины* | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства |
Тема 1. Наука и научное знание. | ОК–4 | коллоквиум | |
Тема 2. Основные исторические этапы развития науки. | ОК–4 | эссе | |
Тема 3. Представления о структуре научного знания и философские модели развития науки. | ОК–1 | контрольная работа | |
Тема 4. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука: основные черты и общеметодологические проблемы | ОК–3 | эссе | |
Тема 5. Проблема отношения сознания и опыта: феноменология и конструктивизм ХХ в. | ОК–5 | коллоквиум рубежный контроль | |
Тема 6. Неклассическая наука: парадигма изоморфизма исследуемых объектов | ОК–3 | реферат | |
Тема 7. Неклассическая наука: некоторые парадигмальные принципы, концепции и парадоксы | ОК–4 | мини-конференция | |
Тема 8. Наука, природа, техника и человек: поиск понимания и равновесия | ОК-5 | круглый стол |
*Наименование темы (раздела) или тем (разделов) берется из рабочей программы дисциплины.
Приложение 3
Форма согласования и утверждения комплекта
зачетно-экзаменационных материалов
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
Кафедра социально-философских наук
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине
«Философские проблемы науки»
1. Наука как форма познания мира и человека. Специфика научного знания.
2. Гуманитарное и естественнонаучное знание; особый статус математики, логики, компьютерных наук как языков познания и научной коммуникации.
3. Основные исторические этапы развития науки.
4. Научные достижения древних шумеров и древних греков.
5. Средневековая арабская и европейская наука: основные достижения
6. Наука эпохи Возрождения и наука в Новое время: открытия и достижения
7. Специфика современной науки. Наука как социальный институт и процесс институализации науки в истории.
8. Структура научного знания. Нормальная модель научного знания. Роль аномальных фактов в развитии теоретического научного знания.
9. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования
10. Понятие и структура научной парадигмы. Научная революция как смена научных парадигм (Концепция Томаса Куна).
11. Понятие и структура научной рациональности: цель, субъект, средства, объект и результат научного познания. (Концепция Степина В.)
12. Концепция трех миров К.Поппера.
13. Лакатос И. Методология исследовательских программ.
14. «Против метода» и «Наука в свободном обществе» П. Фейерабенда: основные идеи.
15. Три типа научной рациональности в истории: классическая, неклассическая, постнеклассическая рациональности. (Концепция Степина В.)
16. Классическая наука: механицизм Декарта и Ньютона, особенности парадигмы.
17. Демон Пьера Лапласа и жесткий детерминизм; вероятностный (статистический) детерминизм. Критика причинно-следственной связи Д. Юмом; принцип «монады не имеют окон» Б.Спинозы.
18. Неклассическая и постнеклассическая наука XIX – XXI вв.: парадигмальные особенности.
19. Проблема социальной детерменированности научного познания. Манхэттенский проект и его последствия. Вопрос о социальной и этической ответственности ученого.
20. Проблема субъекта научного познания: абсолютный наблюдатель классической науки; взаимосвязь наблюдателя и результата наблюдения в неклассической науке.
21. Проблема критериев научного познания в классической и неклассической науке: социальное признание, объективность, предметность, истинность, интерсубъективность, верифицируемость, фальсифицируемость научных теорий.
22. Теория систем (Л. фон Берталанфи): основные положения. Открытые и закрытые системы; феномен жизни.
23. Кибернетическая парадигма: самоуправление системы в изменчивой окружающей среде. Н.Винер и его концепция «связи, управления и контроля в машинах и живых организмах».
24. Обратная связь как основа взаимодействия управляющего элемента, системы и окружающей среды. Принцип работы термостата. Понятие отрицательной и положительной обратной связи.
25. Философия радикального конструктивизма: взаимосвязь познавательной парадигмы и формируемой в процессе познания реальности.
26. Основные идеи радикального конструктивизма: Э. фон Ферстер, Х. фон Глазерсфельд, Г. Рот, У.Матурана, Ф.Варела, Гр.Бейтсон.
27. Феноменология Э.Гуссерля: попытка построения универсальной онтологии как основания науки; метод феноменологических редукций; мир как тотальный горизонт предметности; предмет как интенциональное содержание сознания.
28. Неклассическая наука: двухщелевой эксперимент Т.Куна, его модификации и его фундаментальное значение для квантовой механики.
29. Философская позиция Н.Бора, В.Гейзенберга и А. Эйнштейна относительно детерминизма явлений в физической картине мира.
30. Копенгагенская интерпретация квантовой механики. Реальность физических объектов как результат измерительных процедур. Понятие «измерения» в классической и неклассической науке. Отсутствие принципа наглядности в описаниях микромира, неприменимость «здравого смысла» макромира к явлениям микромира.
31. Парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена как попытка показать неполноту квантовой механики и его критика.
32. Пространственно-временной континуум А.Эйнштена и классические представления о пространстве и времени И.Ньютона. Классическая и неклассическая относительность пространства и времени. Мысленный эксперимент – относительность одновременности.
33. Принцип неопределенности В.Гейзенберга.
34. Принцип дополнительности Н.Бора. Принцип дополнительности в интерпретации В.В.Налимова и Ю.М.Лотмана
35. Принцип квантовой суперпозиции состояний и границы применения законов Аристотелевской логики.
36. «Кот Шреденгера», многомировая интерпретация Эверетта, концепция «друзей» наблюдателя.
37. Живые системы: механицизм Рене Декарта, витализм Ганса Дриша – исторические попытки объяснения.
38. «Что такое жизнь?» Э. Шредингера. Понятие об энтропии и негативной энтропии.
39. Современная критика «концепции жизни» Э.Шредингера. Представление о порядке, организации и хаосе.
40. «Порядок из хаоса» И. Пригожина. Основные идеи синергетики.
41. К. Ясперс: концепция техники
42. Мартин Хайдеггер: философия техники, основные идеи.
43. Феномен знания: наука как социальный куматоид (Степин, Горохов, Розов).
44. Рационализации мира: М. Вебер и концепция социального действия
45. Природа человека и техника у Л. Мэмфорда
46. Футурология Г. Канна и его «машина Судного дня».
47. Информационализм и сетевое общество М.Кастельса
48. Концепция макросдвига Э.Ласло
49. П. Кууси и А. Печчеи о человеке в научно-технической цивилизации
50. М.Полани: фокальное и периферийное знание.
51. Ю.Хабермас: концепция коммуникативного действия. «Познание и интерес» (Лекция 1965 г.) – основные идеи.
52. Н. Бердяев - «Дух и машина»
53. Концепция ноосферы В. Вернадского. Представления о коэволюции человека и биосферы
54. Социотехническое проектирование: человекоориентированные технологии
Экзаменационные вопросы в количестве 54 шт. рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «»______2015 г.
Протокол №_____
Заведующий кафедрой
Профессор, д.ф.н. В.А.Тихонова
Приложение 4
Форма экзаменационного билета
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ» Кафедра социально-философских наук Экзамен по курсу «Философские проблемы науки» БИЛЕТ № 1 1. Наука как способ познания мира и человека. Специфика научного знания. 2. Неклассическая наука: двухщелевой эксперимент Т.Куна, его модификации и его фундаментальное значение для квантовой механики. Составитель Профессор кафедры социально-философских наук, д.ф.н. Л.Г.Пугачева Зав. кафедрой социально-философских наук, д.ф.н., профессор В.А. Тихонова «____»__________________20 г. |
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если тема раскрыта, ответ хорошо аргументирован и продемонстрировано глубокое понимание изученного материала;
- оценка «хорошо» ставится студенту, если тема в целом раскрыта, но ответ недостаточно аргументирован или допущены неточности при наличии хорошего понимания изученного материала;
- оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если ответ является неполным и/или имеет иные существенные недочеты;
- оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, если в ответе отсутствует аргументация, тема не раскрыта.
|
Приложение 5
Примерный перечень оценочных средств
№ п/п | Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в фонде |
Деловая и/или ролевая игра | Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи. | Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре | |
Кейс-задача | Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. | Задания для решения кейс-задачи | |
Коллоквиум | Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися. | Вопросы по темам/разделам дисциплины | |
Контрольная работа | Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу | Комплект контрольных заданий по вариантам | |
Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты | Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. | Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов | |
Портфолио | Целевая подборка работ студента, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах. | Структура портфолио |
Продолжение приложения 5
Проект | Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. | Темы групповых и/или индивидуальных проектов | |
Рабочая тетрадь | Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала. | Образец рабочей тетради | |
Разноуровневые задачи и задания | Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. | Комплект разноуровневых задач и заданий | |
Расчетно-графическая работа | Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом. | Комплект заданий для выполнения расчетно-графической работы |
Реферат | Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. | Темы рефератов | |
Доклад, сообщение | Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы | Темы докладов, сообщений | |
Собеседование | Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. | Вопросы по темам/разделам дисциплины | |
Творческое задание | Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. | Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий | |
Тест | Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. | Фонд тестовых заданий | |
Тренажер | Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных студентом профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом. | Комплект заданий для работы на тренажере | |
Эссе | Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. | Тематика эссе |
Приложение 6
Оформление вопросов для деловой (ролевой) игры
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
Кафедра социально-философских наук
Деловая (ролевая) игра
по дисциплине Философские проблемы науки
(наименование дисциплины)
1. Тема (проблема). Сформулировать научную гипотезу по проблеме:
«Информация в сетевом обществе как инструмент управления социальными настроениями, намерениями, процессами»
2. Концепция игры.
Цель: предоставить возможность магистрантам в групповом взаимодействии попытаться сформулировать научную гипотезу, объясняющую реальные социальные процессы в современном обществе.
Техническое задание.
Этап подготовки:
1. Магистранты организуют рабочие группы по 4-5 человек и конкретизируют задачу на занятии.
2. В течение месяца до игры магистранты собирают информацию в средствах массовой информации, социальных сетях о каком-либо социальном, социально-политическом, социально-культурном явлении или событии, которые проявляют сущность поставленной ранее задачи.
3. Готовят материалы в устном, печатном и/или электронном виде.
4. Назначают по 1 выступающему от группы, который будет представлять собранную информацию для всех остальных участников игры.
Этап проведения: ролевая игра проводится в течение четырех академических часов (сдвоенной пары).
1. Представление темы игры и участников по рабочим группам.
2. Мини-конференция: выступления уполномоченных участников от каждой рабочей группы.
3. Работа по группам (2-3 сессии с промежуточной общегрупповой рефлексией):
Мозговой штурм по проблеме, примерный круг вопросов –
1) Каким образом распространяется информация внутри сети в отличие от классического пути трансляции информации в досетевую эпоху?
2) Можно ли и в каком смысле говорить об «истинности/ложности» информации в сетевую эпоху?
3) Какую функцию выполняет идея социальной ответственности при формировании ключевых посланий (messenger), формирующих социальный контекст?
4) В какой мере информация является средством лоббирования интересов различных социальных общностей?
5) Формирование научной гипотезы, объясняющей данный социальный процесс/явление в современном обществе с точки зрения управления информацией – в рабочих группах.
6) Заключительная конференция: представление научных гипотез и выставление баллов по критериям:
- опора на факты
- логичность, непротиворечивость
- убедительность, правдоподобность, социальная приемлемость
- этичность, социальная ответственность
- прогностический потенциал
7) Подсчет баллов, объявление результатов, общегрупповая рефлексия.
8) Домашнее задание: написание творческого отчета по проведенной игре в каждой рабочей группе.
4. Роли:
- ведущий/ие (преподаватель и ассистент)
- участники (все магистранты)
- представители от групп (выступают на мини-конференции)
5. Ожидаемые результаты:
- развитие навыка работы с научной информацией
- развитие научной рефлексии
- развитие умения формулировать научные гипотезы, концепции
- развитие навыка написания научных текстов
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если тема раскрыта, ответ хорошо аргументирован и продемонстрировано глубокое понимание изученного материала;
- оценка «хорошо» ставится студенту, если тема в целом раскрыта, но ответ недостаточно аргументирован или допущены неточности при наличии хорошего понимания изученного материала;
- оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если ответ является неполным и/или имеет иные существенные недочеты;
- оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, если в ответе отсутствует аргументация, тема не раскрыта.
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если тема раскрыта, наличествует хорошее понимание изученного материала, возможно допущены неточности.
- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если тема не раскрыта, допущено много неточностей, отсутствует понимание материала.
Составитель д.ф.н. Пугачева Л.Г.
«15» декабря 2014 г.
Приложение 7. Кейс-задачи – данная форма контроля не может быть использована по дисциплине
«ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫНАУКИ»
Приложение 8
Оформление вопросов для коллоквиумов, собеседования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
Кафедра социально-философских наук
Вопросы для коллоквиумов, круглых столов,
мини-конференций
по дисциплине Философские проблемы науки
(наименование дисциплины)
Тема 3. «Представления о структуре научного знания и философские модели развития науки»
1. Концепция трех миров К.Поппера.
2. Понятие и структура научной парадигмы.
3. Научная революция как смена научных парадигм (Концепция Томаса Куна).
4. Понятие и структура научной рациональности: цель, субъект, средства, объект и результат научного познания. (Концепция Степина В.)
5. Три типа научной рациональности в истории: классическая, неклассическая, постнеклассическая рациональности. (Концепция Степина В.)
6. Лакатос И. Методология исследовательских программ.
7. «Против метода» и «Наука в свободном обществе» П. Фейерабенда: основные идеи.
Тема 5. Проблема отношения сознания и опыта: феноменология и конструктивизм ХХ в.
1. Феноменология Э.Гуссерля: попытка построения универсальной онтологии как основания науки.
2. Метод феноменологических редукций.
3. Чистое сознание как интенциональность.
4. Лозунг Э.Гуссерля «Назад к предметам!»
5. Философия радикального конструктивизма: взаимосвязь познавательной парадигмы и формируемой в процессе познания реальности.
6. Основные идеи радикального конструктивизма: Э. фон Ферстер, Х. фон Глазерсфельд, Г. Рот.
7. Коммуникативная кибернетика Гр. Бейтсона
8. «Разум как сущность живого» Гр. Бейтсона
9. Конструктивистские идеи У.Матураны и Ф.Варелы
Тема 8. Наука, природа, техника и человек: поиск понимания и равновесия
1. Мартин Хайдеггер: философия техники, основные идеи.
2. Феномен знания: наука как социальный куматоид (Степин, Горохов, Розов).
3. Информационализм и сетевое общество М.Кастельса
4. Концепция макросдвига Э.Ласло
5. М.Полани: фокальное и периферийное знание.
6. Ю.Хабермас: концепция коммуникативного действия. «Познание и интерес» (Лекция 1965 г.) – основные идеи.
7. Н. Бердяев - «Дух и машина»
8. Концепция ноосферы В. Вернадского. Представления о коэволюции человека и биосферы.
9. Социотехническое проектирование: человекоориентированные технологии
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если тема раскрыта, ответ хорошо аргументирован и продемонстрировано глубокое понимание изученного материала;
- оценка «хорошо» ставится студенту, если тема в целом раскрыта, но ответ недостаточно аргументирован или допущены неточности при наличии хорошего понимания изученного материала;
- оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если ответ является неполным и/или имеет иные существенные недочеты;
- оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, если в ответе отсутствует аргументация, тема не раскрыта.
Составитель д.ф.н. Пугачева Л.Г.
«15» декабря 2014 г.
Приложение 9
Оформление комплекта заданий для контрольной работы
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
Кафедра социально-философских наук
Комплект заданий для контрольной работы
по дисциплине Философские проблемы науки
(наименование дисциплины)
Тема 1. Наука и научное знание.
1.Наука как способ познания мира и человека и специфика научного знания.
2.Гуманитарное и естественнонаучное знание
3. Особый статус математики, логики, компьютерных наук как языков познания и научной коммуникации.
Тема 2. Основные исторические этапы развития науки.
1.Научные достижения древних шумеров и древних греков.
2.Средневековая арабская и европейская наука: основные достижения
3.Наука эпохи Возрождения и наука в Новое время: открытия и достижения
4.Специфика современной науки.
5.Наука как социальный институт и процесс институализации науки в истории.
Тема 4. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука: