Введение
Актуальность разработки программы развития ДОУ обусловлена изменениями в дошкольном образовании страны связанными с вступлением в силу Закона «Об образовании в Российской Федерации» и введением федерального государственного стандарта дошкольного образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации» признает дошкольное образование как новый уровень общего образования в России, тем самым определяет значимость системы дошкольного образования.
Важной задачей является усиление образовательного потенциала дошкольного учреждения, поддержка разнообразия детства, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающее социальную ситуацию его развития, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника. Программа развития ДОУ на 2018-2022гг. является управленческим документом.
Основными приоритетами развития образования в национальной образовательной инициативе названы:
1. Обновление образовательных стандартов.
2. Система поддержки талантливых детей.
3. Развитие воспитательского потенциала.
4. Здоровье дошкольников.
5. Обеспечение местами всех детей дошкольного возраста.
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения.
Именно поэтому, возникла необходимость введения данной Программы, которая также обусловлена пересмотром содержания образования в ДОУ, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий. Период до 2022 года в стратегии развития ДОУ рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание и новые принципы организации деятельности системы образования.
Раздел I. Аналитический.
1. Информационная справка о ДОУ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 является дошкольным учреждением общеразвивающего вида. ДОУ функционирует с 1949 года.
Форма собственности
Муниципальная. Оперативное управление. ДОУ арендаторов не имеет
Учредителем ДОУ является муниципальное образование «Кесовогорский район».
Адрес: 171470, Тверская область, п. Кесова Гора, ул.Советская д.7
Телефон: 8 (48 274) 2-10-43
Фактический (юридический) адрес: 171470, Тверская область, п. Кесова Гора, ул.Советская д.7
Лицензия направо ведения образовательной деятельности регистрационный № 390 от 03.08.2015г., выдана Министерством образованием Тверской области, бессрочно.
Режим работы: Пятидневная рабочая неделя с пребыванием детей с 7.45 до18.15 часов.
Учреждение расположено в одноэтажном здании, рассчитано на 95 мест. В учреждении функционирует 4 возрастные группы.
Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Наиболее полезными формами совместной работы, с точки зрения родителей, являются: индивидуальные консультации и помощь семье, практические семинары, родительские собрания с открытыми показами мероприятий, совместные с родителями игровые мероприятия. В ходе сотрудничества большая часть родителей (законных представителей), хотели бы повысить степень своей компетентности о своём ребёнке в непосредственно образовательной деятельности. Воспитатели и педагоги хотели бы больше узнать о воспитании ребёнка в семье. Большое количество родителей (законных представителей) заинтересованы в усовершенствовании своих умений в области изучения личности ребёнка и практики семейного воспитания.
Плавный переход ДОУ от программы «От рождения до школы» к программе «Детство» связано с желанием педагогов поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить всесторонне способности, подготовить воспитанников к предшкольной группе и обучению в школе.
Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывался мониторинг развития воспитанников, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.
Исходя из выше сказанного, Программа развития отражает приоритетные направления развития ДОУ. В целом она носит инновационный характер и направлена на развитие, а не только функционирование ДОУ. Отношение результатов деятельности образования к потребностям ребенка, общества, позволяет судить о востребованности образовательной деятельности, как показателе ее эффективности.
Ближайшее окружение ДОУ (социум) – детская консультация, структурное подразделение «Центр внешкольной работы», МУ Кесовогорский районный краеведческий музей, МБОУ «Кесовогорская» СОШ.
Целью деятельности ДОУ является:
- охрана и укрепление их физического и психического здоровья;
- воспитание детей дошкольного возраста;
- развитие индивидуальных способностей и необходимая коррекция нарушений развития.
Основными задачами ДОУ являются:
-охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- воспитание с учётом возрастных категорий детей гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- осуществление необходимой коррекции в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Предметом деятельности ДОУ является:
- обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления детей в возрасте от 1 года 5 месяцев до 6-6,5 лет; создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;
-реализация общеобразовательных программ дошкольного образования различной направленности;
- взаимодействие с семьями детей, посещающих ДОУ.
Проблемный анализ воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Необходимость разработки программы развития ДОУ на период 2018 -2022 годов обусловлена важностью развития образования, поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития, современным потребностям общества и каждого гражданина. Переход на новую модель образования, нацеленную на обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества, играет важнейшую роль, в формировании среды, позитивно влияющей на творческое развитие личности.
Для этого требуется:
- расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную информационно-педагогическую среду;
- разработка и внедрение новых инновационных педагогических технологий;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение здоровосберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ;
- духовно нравственное воспитание детей.
Первостепенной задачей на протяжении многих лет является охрана жизни и здоровья детей, их физическое развитие.
Для достижения целей оздоровления детей необходимо применять следующие группы средств:
- средства двигательной направленности (физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные и малоподвижные игры, пальчиковая гимнастика, массаж стоп и рук, закаливающие процедуры);
- оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе, фито-, ароматерропия, витаминизация);
- гигиенические факторы (выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена);
- правильное сбалансированное питание (согласно норм и правил СанПиНа).
Актуальность создания данной Программы развития ДОУ обусловлена одной из проблем, это качества дошкольного образования. В современных условиях реформирования образования, дошкольная организация представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом.
Все это определяет динамику социального заказа, нацеливает на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей, поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к предшкольной группе и обучению в школе.
Таким образом, проблему, стоящую перед ДОУ, можно сформулировать как необходимость сохранения достигнутого уровня и усовершенствовать качества образования, существующей динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала ДОУ.
Основные элементы и показатели инновационного потенциала ДОУ:
Основными элементами инновационного потенциала являются:
• материально-технические ресурсы;
• финансовые ресурсы;
• интеллектуальные ресурсы;
• социально-психологические факторы и т. д.
Показатели инновационного потенциала ДОУ:
• научно-технический потенциал (аттестация сотрудников на высшую и первую категории, а также повышения уровня знаний педагогов (обучения в вузах), самообразование);
• инновационность управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования, уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).
Меры по обеспечению инновационного процесса ДОУ:
Организационно-управленческое обеспечение инновационного процесса ДОУ достигается путем принятия различных мер, среди которых:
• налаживание тесных связей с учреждениями для привлечения их к спонсорской деятельности, консультации со специалистами по различным вопросам;
• использование педагогических приемов, позволяющих результативно управлять образовательным процессом (на этой основе функционируют образовательные программы нового поколения);
• развитие координационного и демократического стиля управления, для которого характерны формы и методы, помогающие раскрытию способностей подчиненных, стимулирующие творчество, побудительные мотивы к новаторству, поиск новых решений, ориентированных на существенное повышение эффективности работы, восприимчивостью к нововведениям, желанием познавать и внедрять свои знания в практическую деятельность. Кроме того, правильно организовывать деятельность, направленную на формирование высокой коммуникативной компетентности, и давать возможность коллективу заниматься инновационной деятельностью. Атмосфера поиска, творчества, доброжелательность, благоприятные условия для саморазвития должны отличать коллектив ДОУ от остальных дошкольных учреждений.
• оплата подготовки и переподготовки специалистов.
Финансовые ресурсы помогут правильно оценить качества сотрудников, распределить материальные поощрения среди коллектива. Участие в педагогических конкурсах на интернет-сайтах, общих мероприятиях, выполнение дополнительных обязанностей, расширение сферы деятельности с дополнительной оплатой. Рациональное распределение нагрузки среди сотрудников позволит повысить уровень заработной платы в коллективе в рамках установленного фонда оплаты труда.
Для грамотного и эффективного управления людьми должны использоваться следующие инструменты:
• мониторинг социально-психологических процессов в педагогическом коллективе, моделирование и реализация их в практической деятельности;
• моральное стимулирование повышения качества и эффективности работы сотрудников.
Правильность направления инновационного процесса определяется качеством образования в ДОУ. Его показателем является непосредственный результат образовательного процесса в целом, который зависит от уровня квалификации педагогических кадров, состояния материально-технической базы.
Инновационный потенциал ДОУ позволяет рассматривать образование как деятельность, целью которой служит развитие личности ребенка с признанием его индивидуальной неповторимости.