Магистерских и кандидатских диссертациях 9 глава




Отступление 1.32. Почему на российских предприятиях плохо приживаются адекватные рынку зарубежные теории управления? // Томилов В.В. Культура предпринимательства. СПб.: Питер, 2000. С. 11.   «Наша страсть – к подражаниям, к перенесению на свою почву всех учреждений и форм, которые поражают нас за границей внешней стройностью. Но мы забываем при этом или вспоминаем слишком поздно, что всякая форма, исторически образовавшаяся, выросла в истории, из исторических условий и культурных традиций и есть вывод из прошедшего, вызванный необходимостью».   Другими словами (на современном языке), любые методы, приемы, средства управления предприятиями, разработанные за рубежом (менеджмент, маркетинг и др.), поражающие нас «внешней стройностью», внедрять на российских предприятиях нужно с поправкой на содержание и структуру российской ментальности, на специфику культуры, на образ жизни, на формы организации труда, на привычки, нравы, обычаи и т.п. А это уже предмет для серьезных исследований, однозначно предполагающих создание методологических схем, выверенных на законах диалектики, на системном подходе, позволяющих создавать новые теоретические знания, адекватные сложившимся обстоятельствам. Только так можно установить и обосновать новые истины.  

 

 


Выводы Дж. Биллдсберри о том, что непоколебимых теорий нет чрезвычайно важны для исследователей, ведущих поиск на уровне магистерских и кандидатских диссертаций. Дополнение существующих теорий, их уточнение, любое изменение, обеспечивающее более точное представление об объективной реальности – будет представлять собой научную новизну, будет свидетельствовать о квалификации соискателя в области производства им новых знаний.

Таким образом, продуктивным исследование может быть только в том случае, если перед его началом будет построена стройная методологическая схема наблюдений, получения (сбора) информации, ее использования при постоянной проверке выдвигаемых предположений либо на прошлом опыте, либо на модельных испытаниях, либо на других экспериментах. Основным в построении таких схем является понятие методологии. Представленная на рисунке 1.9 схема полностью отвечает и приведенному выше общему определению методологии, и частным требованиям объединения различных методов познания для производства новых знаний в конкретной прикладной сфере. Любая диссертация – магистерская, кандидатская – должны иметь, каждая свою, методологию исследования, не обязательно представляемую в виде схемы (рисунка), но обязательно включающую в себя совокупность системно взаимосвязанных методов и опирающуюся, при этом, на объективные законы общественного развития. Именно системная взаимосвязь методов научного познания, т.е. такая взаимосвязь, что один метод дополняет другой, и вместе они позволяют исследователю, а именно так и следует называть студента магистратуры и аспиранта, работающих над диссертациями, получать новые знания, являющиеся истинными и объективными.

Параграф может показаться незавершенным, если в нем не будет досказана история второго индюка, того самого, который дополнил индукцию дедукцией и нашел выход из непростой ситуации. Коротко о его судьбе сообщается в отступлении 1.33.

Отступление 1.33. Судьба индюка, сумевшего преодолеть ограниченность индуктивизма // Ненаучное предположение авторов пособия.   Индюк, дополнивший индукцию дедукцией в построении своей жизненной теории, жив и по сей день. Сейчас собирается поступать в магистратуру на экономический факультет одного из учебных заведений России. Вот только думает, не съедят ли его члены государственной аттестационной комиссии на банкете, посвященном в честь его же успешной защиты. Думает, строит умозаключения, основанные как не индукции, так и на дедукции и еще на многих и многих других методах научного познания, а особенно на системном подходе, который недавно освоил и с помощью которого собирается работать над магистерской диссертацией.   Таким образом, для получения новых точных и достоверных знаний о предмете исследования в ходе научного поиска всегда нужно использовать систему методов, действующих согласованно, во взаимосвязи друг с другом, дополняя друг друга, что и составит, в итоге, методологию данного конкретного исследования.

 

 


После знакомства с методами и методологией научных исследований обучающиеся могут приступить к выбору темы диссертации, о чем речь идет в следующем параграфе пособия. Очевидно, что при выборе темы исследователь должен учитывать предмет и объект исследования, формулировать цели и задачи научного поиска, подбирать и упорядочивать методы получения новых знаний о сущности (о невидимом) предмета исследования, осуществляя наблюдения за его видимыми явлениями. Другими словами, выбирая тему исследования, исследователь должен строить и его методологическую схему. Эти два вида начальной исследовательской деятельности должны выполняться совместно.

1.14. Выбор и обоснование темы диссертационного

исследования

 

Работу над диссертацией, безусловно, следует начинать с обозначения темы диссертационного исследования. Однако учебное пособие начато отнюдь не с объяснения того, как следует осуществлять выбор и обоснование темы диссертации. Сделано это умышленно – выбор и обоснование темы диссертационного исследования легче будет осуществить после знакомства студентов магистратуры и аспирантов с понятиями научной новизны, практической значимости, методов научных исследований, построения методологических схем и т.п. Знакомство с этими понятиями сделает выбор темы диссертации более осмысленным. Кроме того, выбор темы будет совмещен с проектированием методологии.

При выборе темы надо исходить из того, о чем уже шла речь в параграфе 1.2, что наука, в общем и целом, подразделяется на фундаментальную и прикладную, а, следовательно, и научные исследования носят либо прикладной, либо фундаментальный характер (наряду с ними бывают еще и профессиональные исследования). Фундаментальные исследования, следует напомнить еще раз, приводят к разработке глобальных, всеобъемлющих теорий, концепций. На их основе происходит открытие (формулирование) законов развития природы, общества, могут также появляться и новые отрасли науки.

Что же касается прикладных исследований в области экономики, менеджмента, то они направлены на поиск новых путей, методов, средств решения проблем людей в их трудовой, производственной деятельности. Безусловно, решение и таких, казалось бы, приземленных задач приводит, тем не менее, к формированию своих (локальных) теорий, концепций. Конечно, это теории другого уровня. Их нельзя отнести к категории фундаментальных. Но и в них, вместе с тем, также используются и обобщения, и абстракция, но это не приводит к появлению или открытию новых объективных законов. Результатом прикладных диссертационных исследований могут стать (и становятся!) новые методические подходы к решению конкретных прикладных задач, новое объяснение какого-либо предмета исследования и т.п.

Очевидно, что тему магистерской, а также и кандидатской, диссертации лучше всего выбирать из области прикладных исследований. Хотя, пожалуй, и область фундаментальных исследований не может быть оставлена выпускниками магистратуры и аспирантами без внимания. Особенно теми из них, которые не захотят ограничиваться защитой только одной магистерской или кандидатской диссертации, а предполагают претендовать и на ученую степень доктора наук. В такого рода диссертационных исследованиях, очевидно, основным объектом исследовательского внимания в области экономики могут стать теоретические положения различных экономических школ с целью установления еще никем не описанных форм их проявления, или их новых содержательных элементов и т.п. Если же вести речь о прикладных исследованиях, то, в принципе, также можно выделить два возможных направления. Они с непреложной очевидностью вытекают из положения А. Маршалла о наличии двух школ в научных исследованиях (см. отступление 1.34).

Отступление 1.34. Аналитическая и историческая школы в научных исследованиях // Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. I. – М.: Прогресс, 1993. С. 85 – 86.   В некоторых областях экономических исследований и для некоторых целей гораздо важнее выявить новые факты, чем продолжать стараться искать взаимные связи и объяснять уже обнаруженные. Между тем в других областях все еще далеко не ясно, можно ли признать причины какого-либо явления, которые лежат на поверхности и сразу же бросаются в глаза, подлинными его причинами, а поэтому здесь существует даже гораздо большая необходимость в углублении наших умозаключений об уже известных нам фактах, чем в поисках все новых. В силу этого и иных соображений всегда было и, вероятно, всегда будет необходимость существовать бок о бок работников с разными склонностями и разными целями, из которых одни уделяют главное внимание фактам, тогда как другие уделяют главное внимание их научному анализу, т.е. расчленению сложных фактов на составные части и исследованию связей указанных частей друг с другом и с однородными фактами. Следует надеяться, что эти две школы сохранятся навсегда, каждая из них будет выполнять работу основательно и каждая будет использовать результаты другой работы. Таким образом, мы вернее получим правильные представления о прошлом и основанное на них надежное руководство для будущего.

 


Из этого высказывания А. Маршалла можно сделать вывод о том, что игнорировать законы общественного развития в диссертациях по экономике и менеджменту никак нельзя. Законы нужно использовать и в поиске новых путей развития исследуемой области, и в обосновании полученных результатов, и др. В связи с этим следует отметить еще одно обстоятельство. В далеком, и не очень далеком, прошлом одним из важнейших и предпочитаемых методов научного исследования был анализ. Этот метод был настолько важным, что слова «анализ» и «наука» были почти синонимами. Очевидно, именно поэтому свое учение об управлении людьми на предприятиях, которое как раз и было основано на анализе составляющих трудовые процессы элементов, Фредерик Уинслоу Тейлор и назвал научным менеджментом. Безусловно, это обстоятельство и послужило основанием тому, что А. Маршалл выделил «научный анализ» в самостоятельное направление научных исследований. Однако с тех пор прошло уже очень много времени и отношение к анализу, как к методу научных исследований, изменилось, потому что получили развитие и другие методы. Например, системный подход, который в прошлые века не находил такого широкого применения, как в настоящее время. Но два направления научных исследований, которые выделил А. Маршалл, остались, хотя и несколько видоизменились. Так, в частности, в настоящее время эти два направления можно обозначить следующим образом. Первое из них основывается на сборе больших массивов статистических данных об объекте исследования, их тщательном анализе, с применением, естественно, и других методов в их системном сочетании. Результатом являются обобщения, позволяющие выявлять, в том числе, и тенденции, и даже более чем тенденции, а закономерности и законы. Разумеется, даже докторские диссертации в своем подавляющем большинстве не доходят до таких глобальных обобщений, как законы, хотя потенциально такая возможность имеется у каждого исследователя. Безусловно, ее (эту возможность) нельзя отвергать и при формулировании тем магистерских и кандидатских диссертаций. Очевидно, что такого рода исследования относятся к категории фундаментальных. Они, зачастую, предполагают формулирование исследователем первоначальной гипотезы относительно развития предмета (объекта) исследования, а затем сбор и анализ действительно больших информационных массивов с тем, чтобы либо подтвердить гипотезу (возможно, с уточнениями, корректировкой), либо опровергнуть ее. Последнее обстоятельство – возможность опровержения, – очевидно, и позволило появиться в научных кругах мнению, которое иногда (весьма, редко) применяется и в оценке научной новизны диссертационных работ и согласно которому отрицательный результат тоже считается научным результатом, поскольку, зная его, уже никто не пойдет однажды пройденным неверным путем. Что ж, наука, как производство новых знаний, предполагает поиск на неизведанных путях и установление предположений, которые ранее могли восприниматься как истинные, а на деле оказались ошибочными – это тоже результат.

Вторая группа научных результатов (и самих диссертаций) в экономических науках характеризуется тем, что целью исследования является не установление тенденций (закономерностей, законов), а создание новых методов, приемов, средств, показателей оценки и т.п. управления хозяйственной деятельностью предприятий, которых ранее не было, и которые являются более эффективными и результативными, чем прежние. При проведении таких исследований применяются уже совершенно иные методы. Если при установлении тенденций (закономерностей, законов) превалируют методы статистических наблюдений, то при создании новых форм, способов хозяйствования и т.п. – методы логики. Наблюдая за фактами, особенно в условиях глобальных изменений, исследователь, руководствуясь логикой, предлагает другие способы, приемы, подходы выполнения какой-либо деятельности. В сфере экономики и менеджмента в настоящее время данное направление исследований является очень актуальным, поскольку прежние методы хозяйствования должны быть заменены на другие, адекватные рыночным отношениям. Казалось бы, их можно было бы безболезненно заимствовать из зарубежного опыта. Однако это, как уже указывалось выше, не так просто. Очевидно, что без целенаправленных исследований, использующих великую силу логики, адаптацию адекватных рынку методов управления предприятиями в нашей стране не осуществить. Следовательно, темы магистерских и кандидатских диссертаций могут быть ориентированы и на это направление научных исследований в области экономики и менеджмента, которые, в большинстве случает, будут носить прикладной характер.

Таким образом, выбирая тему диссертационного исследования, Вам, уважаемые магистранты и аспиранты, необходимо определить, какой характер она будет носить – прикладной или фундаментальный. Иногда это необходимо будет сделать в первую очередь, иногда – во вторую, после определения предмета и объекта исследования. Так, например, если в качестве объекта исследования принимается какое-либо предприятие, а в качестве предмета – одна из функций управления предприятием, то, очевидно, исследование может носить только прикладной характер. Если же объектом исследования избрана, допустим, внешнеэкономическая деятельность предприятий некоторой отрасли страны, а предметом – зависимость ее развития от каких-либо специфических характеристик этой отрасли или рынка, то исследование, направленное на выявление тенденций, может носить и фундаментальный характер.

Одним из важнейших требований к теме диссертации, которое непременно надо использовать при ее обосновании, является ее актуальность, важность для исследуемых предмета и объекта. Актуальность напрямую связана с последними событиями и достижениями в данной отрасли науки, а также с событиями в области хозяйственной жизни страны, стратегическими направлениями ее развития и т.п. Так, начиная с первой половины 1990-х гг., в области экономики и менеджмента особо актуальными стали темы, посвященные изучению рыночных отношений во всем многообразии их проявления. Например, тема «Научно-техническая безопасность в условиях информационной экономики» будет актуальной, поскольку современные информационные технологии во многом изменяют сложившиеся в обществе производственно-хозяйственные отношения и надо их изучать с тем, чтобы эффективно и результативно решать, в частности, проблемы сохранения коммерческой тайны. Или, допустим, актуальность темы «Проектирование бизнес-процессов (на примере предприятий химической промышленности)» обусловлена, как применением современных методов реинжиниринга в совершенствовании организации производства, так и тем, что подобная задача на большинстве предприятий еще не решена.

Важным аспектом обоснования темы диссертационного исследования являются также его цель и задачи. При этом цель исследования иногда может выступать в качестве фактора, определяющего тему диссертации. Допустим, на предприятии наблюдается высокая текучесть кадров, что приводит к нестабильности в организации производства, снижению его эффективности и т.п. В этом случае цель исследования, вытекающая из содержания проблемы, будет выражаться, возможно, в разработке мероприятий по совершенствованию принятой на предприятии системы стимулирования труда, что и определяет тему диссертации, которая может быть сформулирована следующим образом: «Мотивация персонала промышленного предприятия и ее влияние на уровень текучести кадров (на примере предприятия…)».

При выборе темы исследования, безусловно, следует учитывать и такие обстоятельства, как предмет и объект исследования. В экономических диссертациях в качестве объекта исследования чаще всего принимается конкретное предприятие, или группа однородных предприятий, или подразделение предприятия, или отрасль и т.п. В качестве же предмета – комплекс отношений людей (система отношений) по поводу определенных обстоятельств, действий, др., возникающих на объекте исследования, порождающих проблемы, требующие решения и т.п.

Здесь, в обосновании объекта и предмета исследования при выборе темы, весьма важным может оказаться еще одно обстоятельство. Оно связанно с доступностью информации для исследователя на объекте по поводу предмета. Есть ли эта информация вообще, достаточно ли ее для производства новых знаний, для обоснования выявляемых тенденций, предлагаемых решений, методических подходов, др., т.е. всего того, что будет представлено на защите в качестве элементов научной новизны диссертационного исследования. Немаловажное значение при этом могут иметь личные отношения диссертанта, или его научного руководителя, с руководством предприятия, поскольку, иногда, и при наличии необходимой на объекте исследования информации, не будет на ее представление исследователю доброй воли тех, кто ею распоряжается. Они могут ссылаться на коммерческую тайну, на отсутствие времени оказывать содействие исследователю в ее сборе и т.п. Однако руководство любого предприятия (или большинства из них) охотно пойдет на содействие проведению исследований, если будет видеть прямую выгоду для себя от его результатов. Здесь тесно переплетаются два обстоятельства, о которых уже велась речь на страницах данного пособия – актуальность темы диссертации (начало параграфа 1.14) и практическая значимость результатов исследования (параграф 1.4). Удачное сочетание этих обстоятельств в обосновании темы диссертации может оказать существенное влияние на поведение руководства в оказании содействия исследователю по сбору и анализу необходимой информации.

Безусловно, при обосновании темы диссертации надо учитывать и методы научных исследований, которые могут потребоваться для решения намечаемых в ней целей и задач. Насколько соискатель владеет ими и т.п. Если, допустим, для решения проблемы, отражаемой в теме, необходимо хорошо владеть математическими методами, а соискатель не знаком с ними, вряд ли следует брать такую тему.

Еще одно обстоятельство является весьма важным при выборе темы диссертационного исследования – тема должна касаться довольно узкого аспекта предмета исследования. Это необходимо для того, чтобы исследователь проник как можно глубже в суть этого довольно узкого аспекта изучаемого явления, процесса, др., объявленного в исследовании в качестве предмета. Схематично это можно представить следующим образом (см. рис. 1.10).

 
 

 

 


Рис. 1.10. «Сужающийся взгляд» исследователя при выборе

предмета исследования и темы диссертации

 

Пусть в качестве предмета исследования выбрана предметная область «экономика труда». Это именно область, а никак не сам предмет исследования, ибо в качестве такового должна выступать довольно узкая часть всей предметной области. Такими частями, которые и могут составить предмет исследования могут быть, в частности, организация заработной платы, мотивации персонала, организационного поведения работников и т.п. Допустим, в качестве предмета исследования выбрано нормирование труда. А тема должна быть еще уже. В качестве одной из тем диссертационного исследования в этом случае можно объявить следующую: «Обоснование норм труда на промышленных предприятиях в условиях становления и развития рыночных отношений». Объектом исследования в данном случае может выступить одно или несколько промышленных предприятий, допустим, относящихся к радиопромышленности. Тогда к теме, сформулированной выше, в скобках, в частности, можно будет добавить: «на примере предприятий радиопромышленности». Таким образом, тема диссертации, как следует из рисунка 1.10, действительно представляет собой «сужающийся взгляд» исследователя на какой-либо очень важный (и, вместе с тем, весьма узкий) аспект – как это показывает пунктирная стрелка на рисунке – предмета исследования. Такой «сужающийся взгляд», вместе с тем, должен характеризоваться исчерпывающей глубиной. Другими словами, исследователь должен проникнуть в изначальные основы изучаемой темы и на этом уровне произвести новые знания о предмете исследования, получить научную новизну, что только и способно сделать его работу диссертацией.

Но приступать к глубокому изучению узкой проблемы какой-либо предметной области магистрант или аспирант могут только после того, как хорошо освоят всю предметную область. Если вернуться к примеру, представленному на рисунке 1.10, исследователь, чтобы хорошо и основательно изучить проблемы нормирования труда на отечественных предприятиях в условиях рынка (да еще только на предприятиях радиопромышленности), должен хорошо знать всю экономику труда и, безусловно, все знать (т.е. иметь исчерпывающие знания) о нормировании труда в обозначенной отрасли, которая представляет собой объект исследования. Это предполагает огромную работу исследователя по изучению литературы по экономике труда и, особенно, конечно, по его нормированию, а также и методических и практических материалов по установлению и обоснованию норм труда на радиозаводах (или, хотя бы, на одном из них). Приобретению таких обширных знаний о предметной области в значительной степени способствует сдача экзамена кандидатского минимума по специальности (в рассматриваемом примере по экономике труда), если речь вести об аспирантах, и государственного экзамена, если речь вести о выпускниках магистратуры. Таким образом, можно в заключение сделать вывод, человека, работающего над диссертацией (магистерской, кандидатской) можно считать экспертом в конкретной узкой сфере той или иной области знаний. Про таких экспертов в шутку говорят, что они в процессе погружения в узкую профессиональную область начинают знать все больше и больше обо все меньшем и меньшем, пока, наконец, не начинают знать все ни о чем. Это, конечно, шутка, но в ней сокрыт большой практический смысл. И еще об одном обстоятельстве необходимо упомянуть – тема диссертационного исследования должна совпадать с актуальными направлениями научных исследований, описанных в Паспорте специальностей ВАК РФ (см. Приложение № 3).

Все упомянутые факторы, обстоятельства и т.п., влияющие на выбор темы, должны быть отражены во введении к диссертации, о написании и оформлении которой речь идет во второй главе пособия.

Резюме к первой главе

 

В заключение первой главы можно подчеркнуть, что любая диссертация, являющаяся, в общем-то, квалификационной работой, вместе с тем представляет собой и научный труд. Соискатель той или иной степени – магистерской, кандидатской, докторской – должен, во-первых, представить в своей диссертации убедительные свидетельства о том, что он умеет производить новые знания, т.е. обладает научной квалификацией, соответствующей искомой степени. А во-вторых, полученная им научная новизна, не обязательно, конечно, приводящая к смене парадигм, вместе с тем должна обеспечить и существенное приращение новых знаний в исследуемой области. Таким образом, наличие в работе элементов научной новизны придает ей все признаки диссертации, отсутствие же таковых является основанием для отклонения работы как диссертации, при представлении ее в компетентную комиссию для защиты с целью получения заявляемой степени.

Научная новизна в диссертации никак по иному не может быть получена, кроме как вследствие организации соискателем серии взаимосвязанных научных исследований. Такого рода исследования, представляющие собой процессы (процедуры) производства новых знаний, проводятся с применением специальных методов. Применение в исследованиях всего лишь одного единственного метода вряд ли может привести исследователя к получению истинного знания. Скорее всего, будут неточности в результатах, и даже ошибки. Чтобы избежать таких последствий, рекомендуется для каждого исследования создавать соответствующую ему методологическую схему (или просто методологию) на основе системного подхода и с учетом действия объективных законов общественного развития. В ее (в эту схему) предлагается включать наиболее соответствующие целям исследования данной предметной области методы и средства, обеспечивая их системную связь и взаимозависимость. Необходимо, чтобы эти методы и средства производства новых знаний дополняли друг друга, чтобы знания, получаемые посредством применения одних методов, проверялись и перепроверялись посредством применения других методов и т.п. Только такой подход к организации научных исследований способен привести соискателей к получению элементов научной новизны, составляющих непременный атрибут любой диссертации.

Кроме научной новизны результаты исследований должны иметь и практическую значимость. Другими словами, полученные новые знания должны быть не просто применимы на практике, но и приносить своим применением заметную выгоду тем организациям и предприятиям, которые решать воспользоваться ими. Ибо смысл производства новых знаний и заключается именно в том, чтобы они были востребованы практикой. Работая над предложениями, которые составят элементы научной новизны, нужно всегда помнить, что критерием истины всегда является практика. Именно это обстоятельство и составляет суть практической значимости. Практическую значимость, довольно часто, можно выразить количественно, через показатели экономичности и эффективности. Для этих же целей можно также привлечь и показатель результативности, если будет найдена количественная форма его выражения. Иногда это может быть степень достижения намеченной цели, если последняя имела количественную характеристику. Кроме этого, практическая значимость может быть выражена и просто доказательством применения результатов научного исследования в какой-либо организации, в учреждении. Однако приведение количественных характеристик, например, эффективности, всегда выглядит намного убедительнее простого перечисления фактов применения полученных научных результатов.

Очевидно, что любое диссертационное исследование следует начинать только после того, как сформулирована, определена и обоснована его тема. Сделать это, иногда, бывает не очень-то просто, поскольку тема диссертации должна удовлетворять очень многим критериям. Во-первых, она должна быть актуальной и своевременной. Во-вторых, о чем речь в пособии не велась, поскольку это является, как бы само собой разумеющимся (очевидным) – тема должна быть интересной для самого диссертанта, понятной ему, знакомой по содержанию, приемлемой по возможностям сбора необходимой информации для работы над нею и т.п. В-третьих, она должна отвечать и интересам, а также и возможностям, научного руководителя. И, наконец, в-четвертых, тема должна отвечать профилю диссертационного совета, в котором диссертант собирается представлять ее на защиту (если, например, в диссертационном совете нет специальности «финансы и кредит», то нет смысла брать тему, посвященную, допустим, проблемам эмиссии ценных бумаг, другие аналогичные – все равно защита не может состояться).

Важным обстоятельством при работе над диссертацией является внутренний настрой самого диссертанта, его целевые установки. Он должен ясно осознавать, что в ближайшие два-три года более важной и значимой работы у него нет и не должно быть. Все остальные виды деятельности и увлечения должны отойти на второй и более дальний план. Все время, в том числе и свободное, должно быть отдано диссертации. Это, однако, вовсе не означает, что диссертант не должен вставать из-за своего письменного стола, или не выходить из библиотеки. Нет, конечно. Он просто не должен отвлекаться в своих размышлениях от темы диссертации. Отдыхая с друзьями, он должен думать о ней. Выполняя поручение своего прямого руководителя на работе, он должен думать о ней. И тогда ему в голову непременно придет идея решения проблемы, которая станет основой научной новизны его исследования.

Научный семинар по теме «Методология и методы научного познания»: задания и рекомендации по их выполнению

 

На основе материалов, изложенных в первой главе данного пособия, в небольших группах магистрантов и аспирантов предлагается проведение семестровых научных семинаров. Основная цель этих семинаров заключается в приобретении обучающимися – студентами магистратуры и аспирантами – конкретных знаний и навыков в области организации и техники проведения научных исследований по направлениям экономики и менеджмента. К числу задач семестрового научного семинара можно отнести следующие:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: