Особенности работы вожатого (воспитателя) в отряде, в зависимости от возраста




Половозрастные особенности детей и особенности работы вожатого (воспитателя) в отряде, в зависимости от возраста

 

Знание возрастных особенностей детей и подростков, характеристик физического развития, особенностей их поведения в том или ином возрасте поможет в процессе воспитательной деятельности.

 

Данные половозрастных особенностей детей

 

Физический рост и развитие Особенности поведения Советы воспитателю (вожатому)
Развитие детей младшей группы (5-8 лет)
1. руки и ноги растут быстрее тела 2.общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к 7 годам 1. высокий уровень активности 2. стремление к общению вне семьи 3. стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо 4. понимание различий пола 5. стремление получить время на самостоятельные занятия 6. ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным 1. организация подвижных игр при ограничении прыжков и бега 2. развитие умения лазать и пользоваться качелями 3. использование ритмических видов деятельности; пение, драматические постановки 4. обучение правильным навыкам труда 5. обеспечение конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении 6. предоставление детям свободы действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка жизни детского лагеря и т. п.)
Развитие детей средней группы (9-11 лет)
1. Рост девочек опережает рост мальчиков 2.Вначале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее 1. стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек 2. энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны 3. часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности 4. стремятся к большой мускульной активности 5.любят коллективные игры 6. шумны, спорят 7. влюбчивы 8. боятся поражения, чувствительны к критике 9. интересы постоянно меняются 10. мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству 11. начинают осознавать нравственные нормы 12. пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг 1. учет того обстоятельства, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале 2. использование таких видов деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности 3. организация коллективных спортивных игр, занятий по интересам 4. организация разумного руководства; разумное направление пробуждающихся интересов к окружающему миру; стремление обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей
Развитие детей старшей группы (12-14 лет)
1. девочки обычно выше мальчиков 2. половое созревание 3. быстрый рост мускулатуры 4. переутомление опасно 5. девочки менее активны 1. мальчики склонны к групповому поведению 2. дети испытывают внутреннее беспокойство 3. антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга 4. мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых 5. дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета 6. стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды 7. сопротивление критике 8. появляется интерес к заработку 9. появляются кумиры 1. организация коллективных игр (различных для мальчиков и девочек 2. предпочтение спортивным играм 3. использование общего энтузиазма при выполнении порученных заданий
Развитие подростков (15-16 лет)
1. наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девушек к 13 годам) 2. завершение роста скелета 3. различия среди детей усиливаются, так как многие из них уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть 4. мальчики отстают в развитии на 2 года 1. девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками 2. наблюдается беспокойство о своей внешности 3. растет социальная активность 4. стремление к достижению независимости от своей семьи 5. поиск себя 6. происходит выбор будущей профессии 7. возникновение первой любви 8. появляются крайности в поведении, например, «я знаю все!» 1. оказание помощи подросткам в том, все они были приняты своими сверстниками 2. руководство поведением подростков построить так, оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых 3. создание необходимых условий для отдыха 4. учет возрастных особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу 5. учет того обстоятельства, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т. д.

Особенности работы вожатого (воспитателя) в отряде, в зависимости от возраста

5-8 лет: Ø Поездка на большой срок Ø Новые условия Ø Непосредственность проявления чувств Ø Забота (+помощь) Ø Высокая активность Ø Не воспринимают рассуждения Ø Смена деятельности Ø Сюжет игры Ø Отсутствие коллективной деятельности Ø Необходимо быть инициатором, организатором, руководителем, исполнителем, помощником Ø Внутреннее стремление к самостоятельности Ø Необходимость в нужности и защищенности Ø Культ тайны и секретов Ø Творческий БУМ Ø Всевозможные жалобы   Роль: мама-папа (реже брат-сестра) ü Следить в три глаза ü Менять деятельность (в т.ч. характер) ü Менять высоту общения ü Развивать ответственность, самостоятельность ü От себя требовать четкости ü Организовать быт ü Держать привычки при себе ü Уметь применять игровую форму или же форму директивы к большинству дел ü Чаще хвалить, награждать ü Уметь понять настроение ü Различать: проводить что-то НАД детьми или ВМЕСТЕ с детьми ü Развивать творчество, физику, логику ü Любить 9-11 лет: Ø Более самостоятельны Ø Активны, жизнерадостны Ø Возникновение товарищества (в дальнейшем – микрогруппы) Ø Ценят в других физические данные Ø Деление на мальчиков и девочек Ø Всё умею, хочу и попытаюсь Ø Подражание Ø Первые опыты Ø Игры соревновательного типа Ø Необходимо соблюдать нейтралитет Ø Частые жалобы Ø Необходимо развитие навыков труда Ø Больше творчества и спорта   Роль: брат-сестра (реже мама-папа) ü Следить в два глаза ü Занимать, привлекать ü Направлять энергию детей в нужное русло ü Соблюдать нейтралитет или применять «соломоново» решение ü Уметь строить беседы ü Давать выбор ü Найти точки контроля ü Держать привычки и ЭМОЦИИ ü Не уговаривать
12-14 лет: Ø Самосознание Ø Лидерство Ø Организаторские умения Ø Коллективная деятельность Ø Нет - контролю, да - мнению и советам Ø Отношения как отношения Ø Стыд Ø Проверка на прочность всего и вся Ø Девочки – кокетство, мальчики – бравирование Ø На показ достоинства и недостатки человека Ø Требуется большой такт в общении от вожатого Ø Эмоциональная хрупкость Ø Нужда в ЧСВиД Ø Мелкие жалобы   Роль: брат-сестра (реже товарищ-друг) ü Следить в два глаза ü Следить в два глаза за собой ü Уметь выявлять лидеров, аутсайдеров, ведущих, ведомых ü Помогать решать «жизненные вопросы» ü Стать «своим» ü Не быть провокатором ü Быть интеллектуально подкованным ü Уметь выслушать 15-16 лет: Ø Стремление к самостоятельности, независимости, отстаиванию прав Ø Возраст великих парадоксов Ø Не выносят опеку Ø Нужен лидер Ø Высокое ЧСВиД Ø Поиск смысла, значимости, необходимости, нужности и т.д. Ø Появление статусов Ø Готовые микрогруппы Ø Спор, проблемы, новости Ø «Я – не ребенок!» Ø Мало опыта à сложно à несправедливость, категоричность, прямолинейность, жестокость Ø «Хочу на равных!» Ø Критика Ø Мнение о себе Ø Яркие симпатии и антипатии Ø Любовь? Ø То, что внутри мешает тому, что вне Ø Требуется такт уважения и внимательности от вожатого Ø Жалобы – секреты   Роль: товарищ-друг (реже брат-сестра) ü Следить в три глаза ü Уметь различать игру и реальность ü Дать «свободу» выбора, мнения, слова и т.д. ü Не допускать абсурдности ü Быть авторитетом ü Не допускать панибратства ü Добиться уважения ü Сделать из детей союзников ü Не «пичкать» играми ü Учить нравственности, ответственности ü Не позволять появляться «короне» на голове что у отряда, что у отдельных детей ü Быть морально готовым ü Быть морально готовым закрывать глаза ü Уметь принять критику, недовольство и аргументировать ü Вводить игровые модели управления или системы «бонусов» ü Понимать «вопросы бытия» ü Налаживать атмосферу для глубоких разговоров ü Научить детей ставить себя и близких на чужое место ü Научить проецировать ситуации и на себя, и на других ü Уметь абстрагироваться ü Делать акцент на спорте, творчестве, интеллекте как на основах ü Уметь воздействовать с помощью общественного мнения

 

Вожатому надо помнить о том, что у него могут возникнуть с детьми разного рода разногласия и даже противоречия и быть готовым к этому. Так, например, следует ожидать разногласия по вопросам организации «свободного» времени.

 

В детском оздоровительном лагере, как и в любой семье, могут возникать самые различные ситуации, знания о которых помогут избежать неприятных последствий, связанных со здоровьем детей.

 

Энурез. Нередко дети сталкиваются с этим неприятным явлением в оздоровительном лагере: они мочатся в кровать. Роль вожатого заключается в том, чтобы избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников. Процедура смены белья должна быть проработана так, чтобы вожатые справлялись с ней тихо и аккуратно.

 

Проблемы сна. Во-первых, может появиться хождение во время сна (лунатизм). Во-вторых, могут возникнуть ночные кошмары, если для них имеются предпосылки. Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми.

 

Воровство. Когда обнаружится, что ребенок украл что-либо, с ним следует поговорить, убедить в необходимости вернуть предмет и помочь ему вернуть похищенное с извинениями.

 

Гиперактивность. Гиперактивный ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен, гоняется взад-вперед, редко занимается одним занятием или делом. Роль воспитателя (вожатого) заключается в защите ребенка от его собственных действий, он должен постараться, ребенок участвовал в обычной деятельности оздоровительного лагеря. Это требует значительного контроля. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства врача, поэтому вожатый должен быть постоянно внимателен к ним.

 

Суицидальное поведение. Общество обеспокоено суицидальным поведением подростков. Вожатым следует научиться распознавать надвигающиеся признаки / депрессии, улавливать симптомы поведения, которые часто предшествуют такому явлению. Любая попытка суицида должна рассматриваться со всей серьезностью, в то же время осторожно, и не только вожатым, но и административным персоналом, психологом.

Сексуальное поведение. Подростки часто находят оздоровительный лагерь удобным местом для сексуального поведения, когда они находятся в постоянном контакте со сверстниками во внедомашней обстановке. Такое поведение может быть агрессивно-гетеросексуальным или даже гомосексуальным по природе, явным или скрытым. Важно говорить об отношении полов откровенно, без нарочитого морализма, но и со всей тактичностью и чистотой.

 

Признаки сексуального оскорбления менее заметны, чем остальные и следует обратить внимание на:

• Изменение поведения, крайние перепады настроения, уход в себя, страх или повышенная плаксивость.

• Дети мочатся в кровать, их преследуют кошмары, страх при отходе ко сну или надевание перед сном дополнительной одежды.

• Необычная сексуальная активность или ярко выраженный интерес к сексуальным вопросам для возраста, не соответствующего этому.

• Переход к безразличному поведению.

• Боязнь определенных мест, людей или видов деятельности, особенно если они остаются наедине с некоторыми людьми.

• Боль, чесотка, кровотечение, истечение жидкостей или влажность некоторых мест тела.

• Жестокое обращение с животными.

 

Химическое отравление. Оздоровительный лагерь не изолирован от окружающего мира, могут приноситься спиртные напитки, табак или наркотики для индивидуального употребления или совместного использования детьми (или персоналом). Все случаи употребления детьми наркотиков должны немедленно становиться достоянием администрации и медицинских работников. Необходимо принимать все меры к предотвращению распространения и употребления спиртных напитков, наркотиков.

 

Вандализм. Явление, когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми. Это признак серьезных проблем. Необходимо действовать так, не только помочь детям обрести понимание тяжести их вины, но и привлечь их к участию в восстановлении поврежденных или замене уничтоженных вещей.

Стресс. Роль вожатого оздоровительного лагеря заключается в том, освобождать детей от стрессов, и самому не создавать стрессовых ситуаций.

Если в отряде есть дети с различными комплексами, физическими недостатками, хроническими неинфекционными заболеваниями, то необходимо помочь им адаптироваться в новой обстановке, следуя определенным правилам:

 

• не выделять недостаток ребенка ни прямо, ни косвенно;

• не опекать чрезмерно ребенка, давать ему жить полноценной жизнью в коллективе;

• вести индивидуальные беседы, как в отряде, так и с самим ребенком;

• замечать, когда ребенку трудно, не упускать его из поля зрения.

Табу вожатого:

 

• Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других

• Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей

• Не навязывать детям свою волю

• Не держаться изолированно от детей

• Не проявлять самоуправства в моменты неподчинения

• Не создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег

• Не быть безразличным к недисциплинированности детей

• Не заниматься своими личными делами в рабочее время

• Не слушать только себя

• Не позволять равнодушного отношения к детям

• Не потакать ленивым



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: