Проблемы репрезентативности информации в социологическом исследовании. Выборка в социологическом исследовании. Виды выборки.




Проблемы репрезентативности информации в социологическом исследовании. Выборка в социологическом исследовании. Виды выборки.
репрезентативность – это свойство выборочной совокупности, когда она совпадает по ключевым характеристикам с генеральной совокупностью.
Генеральн совокупн –все единицы котор входят в объект исследования
выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, которая подлежит непосредственному изучению в процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала;
Ошибка в выборке- это отклонение характеристик в выборочной совокупности от генеральной. Качественная репрезентация предполагает обеспечение в выборочной совокупности представительства всех элементов генеральной (к примеру, не может быть и речи о репрезентативности, если опрашиваются только мужчины или только женщины, только молодые люди или только старики; в выборке должны быть представлены все существующие группы).
Очевидно, к примеру, что если проводить исследование на выборке всего в 50-100 чел., то погрешность в репрезентативности полученной информации будет выше, чем при опросе 800-1000 чел. Но в тоже время совершенно бессмысленно увеличивать до бесконечности число опрашиваемых.
Необходимость в выборке возникает если объект исследования более 100 человек. Выборочный метод- метод отбора из объекта некоторых частей или единиц, результаты котор будут распрострон на весь объект исследования.

В тестах ошибка обозначается треугольником. Социологическое исследование не должно содержать более 3 %
Типы:случайные – обеспечивает равную вероятность попадания к элементам генеральн совокупности в выборку.
1. Простая случайная. Составляется полный список элементов. Каждому присвается номер. Случайным образом отбирается нужное количество номеров
2. Систематическая или шаговая - определяет шаг выборки. Номера не должны иметь внутреннюю логику.
3. Гнездовая выборка – генер совокупность состоит из небольших естественных групп. Составляется список гнезд. Отбираются гнезда и происходит сплошное исследование каждого
4. Стратифицированная выборка – до того, как начать отбор единиц, генерал совокупность разбивается на однородн части по определенному признаку.
5. Пропорционал стратификац выборка – когда в выборочн совокупности берем такую же долю каждой страты, как и в генеральн совокупности
6. Непропорционал стратификационная выборка -???
Не случайные выборки - заранее задаем определенные параметры, по котор отбираем элементы в исследовании. Не все элементы нас устраивают.
1.Квотная выборка – предполагает наличие четкого задания, котор основывается на имеющ информации о выборке и предписывает отбирать людей с определнными характеристиками.
2.Целевая выборка чаще всего используется в маркетинге. Исследуемый элемент должен обладать некотор зарактеристиками.
3.снежный ком- когда один исследуемый рекомендует следующего участника исследования. Метод часто применяется, когда необходимо найти и опросить труднодоступные группы респондентов (например, респондентов, имеющих высокий доход, респондентов, принадлежащих к одной профессиональной группе, респондентов, имеющих какие-либо схожие хобби/увлечения и т.д.)
4.вызженная земля – когда объект мы можем застать в определенном месте и всех подряд опрашивать. Часто используется в теле- и радиоопросах.
5. выборка удобных случаев- когда мы облад миним информацией. Случайно сталкнулись-мы его берем.
Чтобы сделать хорошую выборку нужно:
1четко определить объект. Ответить на вопрос есть ли у него четкие характерис
2.определить свои ресурсы и возможности
3. определить, можно ли кем то пожертвовать
4.степень однород объекта
5.определить ошибку в выборке

10. Характеристика наблюдения как метода сбора первичной социологической информации. Виды наблюдений. Проблемы социологического наблюдения. Условия получения достоверной информации при наблюдении.
Бэкон.
Прямая регистрация событий очевидцем.
Этот метод позволяет изучать явления, события, людей в и естественной среде.
Достоинства метода:
1) Позволяет изучать события очень быстро
2) Событие ещё происходит, а мы это событие уже изучаем.
3) Метод позволяет изучать поведение многих людей, как несколько людей взаимодействуют друг с другом.
4) Позволяет собирать информацию даже тогда, когда люди этого не хотят или не могут предоставить её -> этические проблемы.
Недостатки метода:
1) Сложность отделения нашей интерпретации событий от реальных фактов.
2) Проблема фиксации информации (видео, фото..)
3) Проблема повторных исследований (повторить ситуацию нельзя)
4) Проблема уставаемости наблюдателя
5) Не все социальные проблемы могут изучаться.
Виды наблюдения:
(1) В зависимости от условий проведения:
- полевые (изучение объекта в естественных условиях, нужно не нарушить своим присутствием естественный ход событий)
- лабораторные наблюдения
(2) В зависимости от типа объекта:
- массовое наблюдение (изучаем массовые типичные ситуации, когда люди вступают в межличностные отношения)
- наблюдение за случаем (изучаем некоторую интересную ситуацию)
- самонаблюдение (когда субъект и объект наблюдения совпадает)
Для изучения потребительского поведения
Для изучения бюджета времени
Для изучения аудитории СМИ
(3) В зависимости от позиции наблюдателя:
- включенное наблюдение (наблюдатель присутствует при совершении события)
- невключенное (наблюдатель использует дополнительные приборы видеозаписи, но непосредственным участником события не является).
Преимущество включенного наблюдения:
+ исследовать проблему/ситуацию комплексно, глубоко, так как наблюдатель погружен в исследуемую ситуацию.
+ метод позволяет попытаться уловить мотивы, ценности людей.
+увидеть ситуацию глазами её участника
Недостатки включенного наблюдения:
- очень трудно рассчитать длительность пребывания в данной группе
- подвержен сильному эмоциональному восприятию в группе
- появляется эффект мертвых зон (начинает пропускать информацию мимо)
- искажение естественного хода событий
- собственный социокультурный опыт наблюдателя мешает наблюдателю воспринимать информацию глазами других людей.
Применение данного метода:
1) Мы исследуем закрытую группу (например, религиозные секты)
2) Изучаем различные профессиональные сообщества (н-р, бригады)
Виды включенного наблюдения:
1) Социолог как участник (группе не сообщается, что ведется наблюдение; социолог как новый представитель находится там тайно, участвует, стремится стать своим)
2) Социолог как участник-наблюдатель (социолог сообщает группе, что проводит исследование, но может сообщить как истинную, так и ложную цель исследование. При этом группе дается время на привыкание к его присутствию). Минус: наблюдатель может восприниматься как эксперт, который должен дать оценку деятельности группы.
3) Социолог как сторонний наблюдатель - социолог изучает какие-то открытые явления и процессы, поэтому может как сообщать группе о наблюдении, так и нет. Необходимо не вмешиваться в ход событий.

Невключенное наблюдение:
Социолог как невключенный наблюдатель
- когда имеется видеозапись интересующих событий (н-р, поведение людей на митинге) – очень важно знать источник записи, чтобы информация не была искажена
- когда мы не можем использовать включенное наблюдение по тем или иным причинам (когда изучали детские группы)
- когда присутствие наблюдателя не сильно исказит ход событий
- когда события оставляют следы, и мы их можем изучать (изучение мест пикников молодежи).
(4) В зависимости от стандартизации процедуры:
- структурированные – сбор информации осуществляется по заранее разработанной карте наблюдения.
Схема структурированного наблюдения:
• Объект исследования
• Предмет
• Ситуация наблюдения: описать словами, где происходит, когда + дополнительную информацию. (Н-р, митинг партии коммунистов).
- неструктурированные.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: