Ния уже не вписывается в




Школа будущего

Общая концепция реформы образования и самые общие положения построения новой школы

Кризис современного

Образования. В чем его

проблема? Уже ни кому не секрет, что дела в образовании обстоят далеко неудовлетворительно. Все идет к глубокому кризису. Дети совершенно не хотят учиться. А учителя не могут с этим ничего поделать, хоть как- то выявить у детей желание и интерес к учебе.

Здесь много причин, которые приводят к таким негативным последствиям. Особенно усугубили это положение в последнее время, когда необдуманно перешли на платное обучение в средних и высших учебных заведений. Можно привести множество примеров (и из собственной практики), когда дети, которые ничего не делали, не проявляли никакого старания на уроках, не показывали знаний, успешно поступали в Вузы, а дети, которые хорошо учились все одиннадцать лет, много делали, чтобы приобрести знания – не поступали. Это было обидно не только ученикам, но и учителю, который вкладывал свои силы в учеников, чтобы они смогли успешно сдать экзамены. Но так как у них не находилось определенных денежных средств знания особенно были и не нужны. Складывается парадоксальная ситуация. Чем меньше знает поступающий, тем это выгодней учебному заведению – больше заплатит абитуриент. Это был очень сильный удар по учителю, по его престижу. Ему стало еще сложней работать. Теперь все решали в основном деньги, а учитель выдвинулся на второй план. Дети это все быстро поняли. Они вообще перестали учиться, а в школе ищут только развлечения, ведь нужно же им чем – то заниматься. Много времени на уроке уходит для того, чтобы их успокоить и направить урок в нужное русло. Терялся всякий смысл обучения, такой денежный подход к поступлению нанес сильнейший удар не только по учителю, но и по всему нашему образованию.

Изменит ли ЕГЭ кри-

Зисную ситуацию в

школе? Чтобы изменить как-то, эту ситуацию, ввели ЕГЭ. Но сможет ли эта единственная мера улучшить положение в образовании? Навряд ли! Можно ли состарившуюся, истощенную лошадь (наше образование) одним сильным ударом кнута поднять, чтобы вновь она везла непомерный груз? Скорее произойдет обратное – лошадь от такого удара может и вовсе не выжить.

Главные причины кри-

Зиса школьного

Образования.

Обостряющийся кризис

Затрагивает не только

Россию. Сваливать все беды на платное обучение естественно не стоит. Это только один из примеров, когда необдуманный шаг приводит к таким негативным последствиям. Кризис в нашей школе постепенно наступал уже давно, с нарастанием он уже длится несколько десятилетий. В чем же его главная причина? Почему детей сегодня трудно заставить учиться, хотя и ввели ЕГЭ. Именно в нежелании учиться заключена вся беда нашего образовании. В суете дел, мы как-то не заметили, что за последние сто лет и особенно последние десятилетия очень изменилась окружающая нас жизнь, ее ритм и постоянные нововведения. Сегодняшнее время совершенно непохоже, что было в средние века или даже в новое время. Изменилась не только жизнь человека, изменился и сам человек. А вот школа, образование практически не изменились. Содержание образования постоянно обновляется, а вот форма обучения, ее процесс, остается таким же, что и раньше. Классно-урочная система обучения по возрастному отбору (периодизация) введена еще в семнадцатом веке. Основоположником этой системы является Я.А. Коменский (1592-1670г.) – великий чешский педагог-демократ и мыслитель. Почти в неизменном виде эта система действует у нас до сих пор.

История возникновения

Классно-урочной системы.

Заслуга создателя этой сис-

Темы обучения великого

Педагога-демократа Я.А.

Коменского. До введения этой классно-урочной системы все дети разных возрастов занимались вместе в одном помещении, каждый учащийся учил свое, продвигался своим индивидуальным темпом. Учитель занимался индивидуально, коллективных занятий со всеми учениками по классам не было (на Руси дети занимались в избе, где проживал сам учитель). И это работало (т.е. было эффективно), т.к. желающих обучаться было мало и объем знаний, который должен усвоить учащийся не так был велик. Но наступили новые времена, бурное развитие экономики, хозяйства, мануфактур и т. д. требовали большого количества грамотных людей и, потребность в знаниях значительно возросла. Старая система обучения не справлялась со своей задачей – нужно было разрабатывать «универсальную теорию учить всех всему» (Я. А. Коменский «Великая дидактика»). В главе десятой «Обучение в школе должно быть универсальным», где Коменский доказывает, что в школах всех нужно учить всему. Здесь имеется очень важное пояснение: «Но этого нельзя принимать так, однако, как будто бы мы требовали от всех знания всех наук и искусств (особенного знания, точного и глубочайшего)». Нововведения Коменского: установление школьного года с его делением на учебные четверти, каникулы, почасовые классно-урочные занятия, возрастную периодизацию, планирование уроков с целями и задачами, опрос учащихся и объяснение нового материала с упражнениями и т.д. были в то время очень необходимы и прогрессивны. Это огромнейший шаг вперед, толчок к переходу к новой общеобразовательной школе, т.е. «учить всех всему», но не в прямом смысле, как мы это сегодня понимаем. Такое образование полностью соответствовало духу того нового времени – давать широкое образование с привлечением большого количества людей. Эта система Коменского отлично справилась со своей задачей, хотя далеко не все задуманное великим педагогом осуществилось. Нужно отметить, что приживание новой системы проходило с большим трудом, но деваться было некуда, уйти от настойчивого требования времени было уже невозможно. Новая школа смогла удовлетворить потребности нового общества.

Почему классно-

Урочная система обуче-

ния уже не вписывается в

Современное развитие

общества. Время не стоит на месте, а даже наоборот оно сильно убыстряется. За последние десятилетия произошли огромные изменения - небывалые достижения научно-технического прогресса, постоянный переход к многочисленным новейшим технологиям, где уже образовалось другое общество – постиндустриальное, где знания, информация вышли на первое место. Жизнь явно усложнилась, требуется большое усвоение знаний, а школа осталась прежней. Старая система обучения уже не срабатывает и ни как не вписывается в быстро развивающееся время. Нужна кардинальная реформа школы и всего образования. Нужно взять все лучшее и необходимое, что было до Коменского и после. Ведь индивидуальный подход, который был до классно-урочной системы это сильнейшая сторона обучения, но, к сожалению, почти утрачен при образовании «всех всему».

Соединение двух

Основных способов

обучения. Поэтому нужно вернуться назад и поставить во главу индивидуальную работу с индивидуальным темпом усвоения учебного материала. И это хорошо, это закон природы. Мы всегда возвращаемся назад и повторяем то, что было, только на новом уровне. Но это не означает, что нужно отбрасывать классно-урочную систему т.к. не отпала необходимость «учить всех всему». Здесь нужно соединить два подхода, две системы обучения – индивидуальную со своим темпом развития и классно-урочную. Нужно развить дальше систему, которую выработал Коменский и которая, соответствовала бы сегодняшнему духу времени. Школа не должна отставать от современных требований развития общества. Чтобы соединить, как будто несоединимые эти два подхода, нужно более глубоко разобраться в причинах наступающего кризиса образования. Кризис, особенно начал, проявляться в последние пять-десять лет. Его ощущает каждый учитель, работник образования, ощутил его и я, где в школе проработал двадцать шесть лет.

Почему дети не хотят

учиться? Самый важнейший вопрос, почему же дети совершенно не хотят учиться, почему пропал вообще интерес к урокам? Это очевидный факт и здесь не стоит прятать «голову в песок», уходя от важнейшей проблемы, тем самым, усугубляя, и так сложное положение в школе. Учиться не хотят ни в сельской, ни в городской, ни в лучших, ни в так называемых худших (непоказательных) школах. Значит что-то не так в нашем образовании, если дети это игнорируют. Я вижу причину в нежелании учиться отсутствие динамики в школе. А время сегодняшнее очень динамичное, совершенно иное, чем было триста лет назад, когда создавалась новая школа, которая действует до сих пор. В этом ее кризис и самый большой ее недостаток. Выбора действий собственного движения у детей нет, а ведь каждый ребенок имеет свой и только свой темп развития, который заложила сама природа, и это мы изменить не можем. Сейчас дети строго распределены по возрасту. Раньше хоть иногда оставляли отстающих детей на второй год, теперь этого нет. Получается, классы формируются строго по возрастным критериям, где совершенно не учитывается уровень развития, образованности детей, их способности усваивать учебный материал. Собирают в класс всех подряд, но, как известно способных, которые могут быстро усваивать материал программы (а она сегодня очень обширная) будет меньше тех, кто не может этого сделать. Всем известный факт – уроки проходят лучше там, где подбираются сильные и способные дети и наоборот, где большинство не способных детей быстро и много усваивать материала не могут, уроки проходят очень сложно и не эффективно. Надо признать, что основная же масса совершенно не готова и главное не может в полной мере в нужном темпе, который задала программа, усваивать материал. А учить надо «всех и всему» и самое главное еще нужно программу пройти вовремя, поэтому у детей пропадает интерес к учебе, приобретению знаний. Эти дети перестают учиться и мешают учиться тем, кто способен быстро усваивать материал. Они же не будут просто глупо смотреть на объясняющего учителя или рассказывающего урок детей – им нужно проявлять себя в чем - то другом. И это мы знаем уже хорошо. Они будут заниматься чем угодно, только не уроками.

Большая часть не может поспевать за программой и поэтому теряется всякий смысл их к учебе, а значит, теряется и интерес. И другой части, более способных детей, тоже могут наскучить уроки. Они могут быстрее пройти программу и усвоить учебный материал, а сидеть просто так со всеми им не интересно. Такая усредненная программа не идет многим на пользу. Сегодня нельзя «учить всех и всему» одновременно, нужна более гибкая система. Создание новой школы нужно начинать с формирования классов не по возрасту, а по уровню знаний, подготовленности, по способностям определенным образом усваивать материал, т.е. продвигаться своим индивидуальным темпом. Определять уровень способных детей нужно еще в детском саду, т.е. проводить дошкольный отбор и школа должна сыграть в этом важнейшую роль, организовывая подготовительные занятия, где будет определяться уровень развития детей.

Беда не только в том, что детей «сгоняют» в один класс и всех коллективно одинаково учат, но беда еще и в том, что учат всех одним и тем же предметам, учебникам, программам. Сейчас учебников много, но их не так уж просто можно применить на уроке, а по другому сегодня и не сделаешь, очень ограничительные рамки сегодняшнего образования. И опять все это вызывает однотонность и нединамичность, которые приводят к пассивности детей. Изменить здесь что-то совершенно нельзя. В каждом классе строгое число определенных предметов и всем детям нужно сразу в строго определенное время (для этого ввели календарное планирование) проходить материал и за год всем закончить программу. Годовая рамка не очень удачная, она сковывает инициативу у детей. Все учащиеся сразу по всем предметам не могут одновременно пройти и усвоить программу – это просто невозможно. А мы делаем. Это же простая фикция. Пора это уже и признать. Повторяю еще раз, далеко не все могут за год овладеть и усвоить материал за класс. И этот порочный подход ни как не изменить в возрастной классно-урочной системе, которая совершенно не учитывает, что каждый ребенок по природе имеет свой темп развития, свой темп усвояемости, который в течение своей школьной жизни может меняться – сначала может быть медленное развитие, а потом быстрое или наоборот. У ребенка нет возможности больше уделять времени тем предметам, которые он более успешно и быстрее усваивает.

Мы много говорим о специализации предметов, но в школе ее нет. Поэтому вводятся школы определенного направления по обучению. В конечном счете, они не решают проблему, выбора у детей в школе нет никакого. Нет и добровольности в обучении. В школе действует один механизм заставить учиться. Двойки, жалобы в дневник, вызовы родителей - вот главное орудие учителя. Такой способ далеко не самый лучший и чаще всего получается обратный эффект, приводящий к многочисленным конфликтам, очень мешающий самому процессу обучения. Элемент добровольности в обучении обязательно должен присутствовать в школе. В некоторой степени ребенок должен почувствовать себя хозяином своей судьбы, способным делать правильный выбор и нести ответственность. Не прижилось в школе и самоуправление учащихся. В этой системе ему нет места. Мы иногда показушно раз в год проводим день самоуправления. Именно в этот день школа преображается, наступает деловой порядок у детей, нет такого шума и баловства. Детям нравится быть серьезными и нести ответственность.

Почему учителя не

Могут проявить интерес

детей к учебе? Пока всего этого нет в школе, и поэтому дети совсем не хотят и не желают учиться. Это первая сторона кризиса. Вторая же, заключается в том, что учитель с этим ничего не может поделать, не только не может, но и не хочет. Даже самый увлеченный знающий учитель, который проявляет в своем деле неимоверный интерес и желающий, чтобы этот интерес возник и у детей мало, что сможет сделать в сегодняшней школе. Учитель тоже, как и ученик поставлен в очень жесткие рамки. И нет какой-либо возможности изменить что-то.

Неэффективная оплата

работы учителя. Но не только жесткая нединамическая система обучения не дает учителю возможности, чтобы эффективно проходил образовательный процесс в школе. Отрицательно сказывается почасовая оплата учителя. Чем больше «выбьет» учитель часов, тем больше зарплата у него. Такие нешуточные баталии разворачиваются здесь. Такая борьба явно не идет на пользу образовательному процессу. Главное побольше захватить часов, а сможет ли учитель проводить уроки это уже не важно. Ведут предметы неспециалисты и даже есть совсем неспособные учить данному предмету, например, рисовать, петь, мастерить и т. д. Дети все это видят. Какой тут может появиться интерес у ребенка? Это с одной стороны, а с другой, если приходит специалист в школу, то его начинают изживать, чтобы захватить потом его часы. Вот такая нравственная сторона почасовой оплаты труда учителя. Но это еще не все. В связи с этим появляется перегрузка учителя, у некоторых доходит до тридцати часов! Учитель устает, а уставший учитель уже не интересен ученикам.

Правительство обещало и намеревалось изменить эту порочную ситуацию, но не смогло, да и никогда не сможет этого сделать. Отменить почасовую оплату можно будет только с появлением новой школы, где будет совершенствоваться заработная плата учителя и, сделав ее такой, чтобы учитель был наиболее заинтересован в эффективности своего труда. Не осуществив замысла отмены почасовой оплаты труда учителя, решили ввести нормативно-подушевую. Но как показывает первый опыт это не самый лучший вариант. Начались уже другие дрязги не только за часы, но и за количество учеников. Стало выгодно «набивать» наибольшим количеством детей классы, школы, а можно при таком скоплении учащихся давать качественные знания, успешно воспитывать и сохранять здоровье детей, естественно нет. Это известно еще с советских времен, где в классах обучалось около сорока учащихся (я сам в таком учился). Учитель в основном работал с 6-8 учениками-любимчиками, остальные уже не получали внимания от учителя, просто отсиживали уроки. И даже если учитель очень захотел бы охватить всех 30-40 учащихся, то это сделать было не возможно физически. Итог - за количеством детей теряется качество обучения. Сейчас это уже многие признают. Эта ситуация в образовании не улучшается. На деле все идет к кризису – дети ни как не хотят учиться, а учителя не могут с этим ничего поделать, да и самого желания менять, что-то тоже нет. Такова система образования. Здесь и ЕГЭ не поможет. Избежать кризиса, разрешить назревшие противоречия сможет только реальная реформа образования и построение новой школы.

10. Выход из кризиса –

Построение новой

Школы. Основные ее

положения и принципы. Учить по старинке сейчас, уже можно считать преступлением, т.к. это может привести к гибели всего образования, а значит и всего общества. Что нужно сделать, чтобы школа и само образование стали более динамичными, мобильными и эффективными.

1. Самое главное подбирать учащихся в классах не по возрасту, а по уровню знаний и способностям.

2. Каждый ребенок выбирает с помощью учителя свой темп обучения по своим возможностям, как и заложено природой. Поэтому ребенок должен иметь самые широкие возможности перехода из класса в класс, а для этого, скорее всего, нужно учебный год разделить на две части, чтобы ученик мог быстрее перейти в следующий более высокий уровень-класс (можно это назвать ступенью). Это оживит учебный процесс, появится стимул и сам интерес к учебе. Дети могут быстрее заканчивать школу. Будет выгодно и с материальной точки зрения – экономия денежных средств.

3. Дать возможность учащимся больше уделять времени тем предметам, где они могут более успешно себя проявить. И конечно это нужно делать не с первого класса, а с третьего-пятого класса. Здесь все будет определяться способностями детей. Давать знания ребенку, если он пожелает сверх школьной программы. Определить круг предметов обязательных для поступления в колледжи, ВУЗы, училища.

4. Отменить оценки (сегодня действующих у нас три – 3,4,5 двойка только пугающая отметка). Перейти на многобальную систему определений уровней по каждому предмету. Определить число балла, дающее право к переходу ученика в следующий класс (ступень). Определение баллов не должно проходить только по результатам теста.

5. Не нужно всей толпой идти до одиннадцати классов и стараться делать невозможное, чтобы все усвоили материал одиннадцати лет. Одни смогут только дойти до уровня восьмого класса и пойти учиться в первую ступень училища, другие дойти до девятого класса и поступить на вторую ступень училища, где будут овладевать более сложными профессиями. Если у учащихся будут и дальше проявляться способности и интерес к учебе, после десятого он поступает в колледж. А если дошел успешно до одиннадцатого класса и закончил его он поступает в ВУЗ. Такая система более эффективна и не нужно будет заставлять всех учиться одиннадцать лет. Это приводит лишь к отторжению учебы. Ведь далеко не все могут успешно усвоить программу одиннадцати лет, да и всем это не нужно.

6. Комбинированный подход к учебе, начиная где-то с пятого класса (в третьих, четвертых классах комбинированный подход применяется в пределах урока). Учебный процесс разделяется на четыре части, которые комбинируются друг с другом.

а) урок проводится двадцать минут. Учитель вводит учеников в курс предмета, объясняет основополагающие положения, указывает, на что нужно в первую очередь обратить внимание, что нужно усвоить и т.д.

б) самостоятельная работа учащихся с применением новых информационных технологий (использование учебных компьютерных программ). Дети должны работать не только с компьютером, где будут обучаться, но и самостоятельно заниматься с книгой в библиотеке в читальном зале. Всю работу организовывает с помощью детей учитель.

в) индивидуальная работа учителя с учеником (похоже на репетиторство). Ученик выбирает учителя (у хороших учителей будет много детей и за это должна быть существенная добавка к зарплате). В индивидуальной работе учителя с учеником будет дорабатываться то, что ребенок не смог сделать сам.

г) сдача зачетов, экзаменов, тестов, защита исследовательских работ, проектов. Детей нужно больше поощрять за исследовательские работы и проекты и давать им за это нужно больше баллов. Проводить зачеты, экзамены, тесты и т.д. не раз в год, а два раза. Ребенок получит возможность лучше сдать зачет, экзамен т.к. за год он может, забыть и быстрее перейти, на следующий уровень-класс (ступень). Такая динамичная система очень необходима сегодня ребенку и всему образованию.

Комбинированный подход обучения – это сложный процесс, но вместе с тем очень гибкий и эффективный. Его нужно постепенно и поэтапно вводить. Все будет зависеть от организации учебной деятельности учащихся. Деятельность учащихся должна быть предельно четкой и ясной. Уроки-консультации (20 минут) должны посещаться всеми детьми, без этого они не смогут продвигаться успешно по ступеням. Главное ребенок должен усвоить, как он будет работать, усваивать учебный материал (и сам и с помощью учителя), тем успешнее будет его продвижение. И все это будет наглядно, всем будет видно, что одни дети оказались на одних ступенях, другие на иных, а сегодня в этом плане совсем неясная картина. Просидел одиннадцать лет, а сколько у него знаний далеко не все знают, даже сам ученик. Просидел одиннадцать лет, ничего не делая, и поступил в ВУЗ. Такого уже не должно быть.

Очень продуктивно должна проходить самостоятельная работа у детей. Они все же, должны научиться, самостоятельно добывать знания, работать с книгой и понять, что компьютер не только для игры, а главное он будет нужен для получения информации и успешного обучения.

Индивидуальная работа будет сводиться к тому, что не смог сделать сам ребенок. Сегодня, например, чтобы успешно сдать ЕГЭ, родители нанимают репетиторов. Без них не обходятся, даже лучшие ученики школы. Если такое в школе происходит, значит не все в школе ладно. Дети напрямую по телевидению заявляют (это самые лучшие ученики страны), что к урокам в школе они относятся не серьезно, а вот к репетиторству совсем другое дело. Складывается ненормальное положение, не все могут нанять репетиторов, недешевая, оказывается эта услуга. Новая школа такое положение должна исправить.

Кроме специальных занятий должны организовываться общие диспуты, «ринги», где дети в интеллектуальных столкновениях показывали бы силу своего ума, свои знания. Самое важное - в школе не должно быть праздношатающихся детей, именно это приносит наибольший вред ребенку. Все должны быть при деле. Естественно в школе будут появляться учащиеся, которые совсем не будут проявлять интереса к учебе. Таких детей нужно привлекать к другой деятельности, например по благоустройству школы и окружающей территории. Пусть наводят красоту вокруг себя своими руками. Тогда, может быть, они перестанут разрушать то, что сделали им взрослые. Не плохо было бы, чтобы дети могли в школе овладевать многими ремеслами, особенно народными. Они могут не только стать мастерами какого-то дела, но и приобрести любовь к своей культуре, к своему прошлому. Сегодня этого в школе нет.

Преимущества новой

школы. Новая школа уже сможет легко осуществить идею привлечения высококвалифицированных специалистов не педагогов, которые очень любят свое дело, которые добились там многого и желающие передать это детям.

Новая школа сможет перейти на более эффективную оплату работы учителя. Здесь уже не будет места его почасовой загрузки. Зарплата будет складываться из оклада (это уже планировалось ввести, но так и не получилось) и по числу, успешно обучившимся детей. Это в корне отличает нормативно - подушевую оплату. Не сколько учить детей, а, сколько успешно выучить. И это возможно только в новой школе. Учителя должны поощряться и за другую работу. В этой ситуации у него появится стимул и интерес к работе. Естественно он интересен, будет и детям.

В новой школе будут учитываться интересы всех детей. Самые способные дети смогут проявить себя в полной мере - овладеть наибольшим количеством предметов и набрать максимальное количество баллов. Это означает, что они получат более глубокие и обширные знания, чем предлагает сегодняшняя программа. Остальные дети смогут себя проявить в других направлениях, а их в школе будет много. По количеству предметов, которыми овладел ученик и по количеству баллов, набранных по этим предметам, будет хорошо видно, на что способен каждый учащийся и что у него лучше получается. Наконец школа сможет перейти на специализацию, важнейший элемент всего обучения, именно специализация определяет и выявляет детей, к чему они больше способны.

Сегодняшний, традиционный урок и обучение, по старинке, уже совсем наскучила детям. Они не воспринимают монотонный рассказ учителя, обычные записи в тетрадях, выучивание и рассказ уроков, то, что делалось и сто и двести лет назад, а время поменялось очень сильно. Ребенок хочет совсем по-другому воспринимать знания, получать информацию, применяя современные технологии, а непросто сидеть с карандашом и с ручкой в руках и только выслушивать, то, что тебе объясняет учитель. Ребенок хочет сам больше приобретать знания с помощью современной техники, это ему интересно и совершенно поменяет его отношение к школе и учебе. Чем это мы сделаем быстрее, тем это лучше будет для нас всех – и для родителя, учителя и самого ребенка.

Место и роль культуры

в развитии ребенка. Школа не должна быть только давателем теоретических и кое-каких, как сегодня практических знаний. Она должна давать по-настоящему культурное духовно-нравственное развитие детям. Без высокой культуры, без духовно-нравственной основы, знания образовательного уровня (могут пойти не во благо, а во зло), без этого может произойти полное опустошение человека и особенно ребенка. Высокая культура направит в доброе жизнеутверждающее русло, но культура сегодня у нас, почему-то не в почете, а из школы ее вообще стараются полностью изгнать. В самые тяжелые, переломные для страны времена (конец 80-х, начало 90-х), вводили, так называемое дополнительное образование – хореографию, изобразительное искусство, пение и т.д., но как ни странно, когда государство начало получать огромнейшие прибыли от продажи сырья (особенно нефти) стали экономить на школе. Ликвидировали, почти все дополнительное образование. Дети перестали заниматься в школе ритмикой, вокалом, изобразительным искусством и другими видами искусства. В одной школе уже третий год дети ждут, когда к ним вернется хореограф и, начнутся любимые занятия. Дети засыпали звонками и все спрашивают педагога, когда он вернется. Они так и не поняли, почему у них отняли эти занятия. До конца не поняли и сами взрослые, что они сделали. Это же настоящий плевок в душу ребенка, по-другому не сказать. Если были, какие-то недостатки с дополнительным образованием в школе это не означало его сокращать, а нужно было поднимать на более реальный уровень и чтобы оно влияло на каждого ребенка. Сейчас дети не знают куда себя девать, поэтому они утешаются в бутылке пива, сигарет, наркотиков, секса. Появляются ранние беременности, так вредные для молодого неокрепшего организма.

Культура должна быть



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: