Происхождение письма от финикийского




РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

«ГРЕЧЕСКОЕ ПИСЬМО»

 

Выполнила:

студенка 141 группы

Макарова В.

Содержание

 

1.Греческое письмо

2.Происхождение письма от финикийского

3.Особенности греческого письма


 

Греческое письмо

Греческое письмо — алфавитное письмо, восходящее к финикийскому письму. Предположительно возникло в IX—VIII вв. до н. э. Древнейшие памятники относятся к VIII—VII вв. до н. э. (дипилонская надпись из Афин и надпись из Феры). В греческом письме, в отличие от финикийского прототипа, кроме букв, обозначающих согласные, появились буквы для передачи гласных звуков.

До возникновения алфавитного письма греки пользовались слоговой ли-нейной письменностью. Алфавитное греческое письмо разделялось на 2 ветви: восточно-греческое письмо и западно-греческое, которое, в свою очередь, членилось на ряд местных разновидностей, отличавшихся осо-бенностями в начертании отдельных знаков. Восточно-греческое письмо развилось в классическое древнегреческое и византийское письмо, легло в основу коптского, готского, кириллического, а также армянского, отчасти грузинского письма. Западно-греческое письмо стало исходным для этру-ского, латинского и древнегерманского рунического письма.

Классический общегреческий алфавит из 27 букв сложился в V—IV вв. до н. э. на основе ионийской (милетской) разновидности греческого пись-ма. Знаки «стигма», «коппа» и «сампи» употреблялись лишь для обозна-чения чисел. В древнегреческом алфавите (аркадской, беотийской, ко-ринфской, лаконской местных разновидностях) для обозначения фонемы [υ] использовался знак F «дигамма», занимавший шестое место.

В древнейших надписях направление письма шло справа налево, затем в течение некоторого времени использовался способ письма под названием бустрофедон (буквально «поворот быка») — направление письма чередовалось от строки к строке. В IV в. до н. э. окончательно утвердилось современное направление — слева направо. В эллинистическую эпоху в надписях стали применяться надстрочные знаки, обозначавшие три типа ударения и два типа придыхания.

Слово «алфавит» образовано из названий первых двух букв греческого алфавита: «άλφα» — «βήτα». Как сообщают мифы Древней Греции, алфавит изобрели Мойры (богини судьбы), и он состоял всего из 7 звуко-вых обозначений. Затем к ним добавились еще 11, а Гермес перевел эти звуки в буквы, придав им клинописную форму (имея в виду изображения летящих клином журавлей).

Естественный вопрос: если греки заимствовали алфавит у финикийцев (семитская ветвь), почему семиты пишут справа налево, в греки и вслед за ними европейцы - наоборот? У жрецов темной расы алфавит был культовым атрибутом их религиозной деятельности, они писали поворачиваясь лицом к южному полюсу, рука направлялась к востоку, источнику света. Следовательно, письмо велось справа налево. Эллинские жрецы, как представители народов северного полушария, находились лицом к северу, где по преданиям находилась страна их далеких предков. Написание знаков производилось с запада на восток, т.е. слева направо.

Современный новогреческий алфавит состоит из 24 букв. Каждая буква имеет своё алфавитное название. Приступая к изучению фонетической системы греческого языка, следует помнить, что его фонетический строй существенно отличается от фонетики русского языка:

фонетическая система современного новогреческого языка имеет 5 гласных (i, е, а, о, u), звук ы отсутствует.

звук, передаваемый на письме буквой γ, отсутствует в русском языке. Правильно произнесенный звук должен быть гортанным, а не мягким украинским [г’].

звук, передаваемый на письме буквой δ, также отсутствует в русском языке; чтобы произнести δ, положите кончик языка на альвеолы и пропустите звук через передние зубы. Получившийся звук сходен с сочетанием th в английском языке.

[τ] в сочетании со всеми буквами, передающими звук [и], читается как тиы.

отсутствуют шипящие согласные [ж], [ш], [ч]; знаки [ъ], [ь].

для системы гласных греческого языка характерны полнота и ясность произношения, редукция в безударном положении отсутствует. Напри-мер: в словах βλέπω, μωρό, νοσοκομείο безударные ω, ο произносятся отчетливо [влепо], [моро], [носокомио] и не тяготеют к звуку а (сравните корова [карова]).

Происхождение письма от финикийского

Крупнейшие изменения были внесены в развитие буквенно-звукового письма греками. Важнейшей их заслугой было то, что они впервые ввели особые буквы не только для согласных, но и для гласных. Греческое письмо, видимо, начало формироваться около IX в. до н.э. Древнейшие греческие надписи относятся к VIII—VII вв. до н.э.; надписи эти открыты на островах Санторин (Фера), Мелос и других (в южной части Эгейского моря), где находились финикийские поселения. Это древнейшее греческое письмо (так называемое «архаическое») почти совпадает с финикийским: в нем еще неточно обозначение гласных, отсутствуют дополнительные согласные буквы («фи», «хи», «пси»), созданные позднее, направление письма справа налево и т.д.

В дальнейшем греческое письмо распадается на несколько разновидностей, которые отличались отчасти алфавитным составом, но главным образом формой некоторых букв. Важнейшие из них — восточногреческое письмо, применявшееся в Восточной Греции и на малоазиатском побережье, и западногреческое письмо, применявшееся на Пелопоннесе, в Сицилии и в Италии. Западногреческое письмо было вытеснено восточногреческим, но на его основе возникло этрусское и латинское письмо. На основе восточногреческого письма в начале V в. до н.э. в Афинах сформировалось «классическое» греческое письмо; постепенно оно стало единственной системой для всей Греции, а позднее для Византии.

Считается почти установленным происхождение греческого письма от финикийского. Это подтверждается следующими доказательствами:

1) греческое письмо, так же как и финикийское, было буквенно-звуковым;

2) в древнейших греческих надписях (конец VIII — начало VII в. до н.э.) еще нет последовательного обозначения гласных («омега» отсутствует, «эта» нередко применяется в значении h и т.п.);

3) по своему звуковому значению, так же как и по форме, большинство греческих букв очень близко к соответствующим финикийским; особенно заметна эта близость в древнейших греческих памятниках;

4) очень сходны с финикийскими названия греческих букв; это, как правило, семитские слова, обозначающие предметы, форму которых напоминает буква; с греческим языком названия эти не связаны, не имеют в нем никакого смыслового значения;

5) одинаково в финикийских и древнейших греческих надписях направление письма (справа налево);

6) греческое письмо начало формироваться около IX в. до н.э., т.е. в эпоху расцвета Финикии и финикийского письма; при этом его формирование, видимо, происходило на островах Эгейского моря, находившихся под сильным финикийским влиянием;

7) о финикийском происхождении греческого письма упоминается в древнегреческих источниках (у Геродота, в Теосской надписи начала V в.); об этом, в частности, говорится в греческом предании о сыне финикийского царя Агенора Кадме. На это предание ссылается Геродот, указывая, что финикияне, пришедшие с Кадмом в Грецию, принесли грекам вместе с другими предметами, относящимися к культуре, также и письмена, употребление которых грекам ранее было неизвестно.

Но заимствовав финикийское письмо, греки впоследствии значительно перестроили его. Самое главное изменение, оказавшее огромное влияние на всю дальнейшую историю письма, состояло в том, что в греческом письме появились особые буквы для гласных звуков. Переход греков от консонантного к вокализованному письму был вызван тем, что корневые основы греческих слов (в отличие от финикийских) состояли как из согласных, так и из гласных звуков; многие греческие слова различались только гласными и при консонантном письме писались бы одинаково.

Но почему вокализация пошла в греческом письме не по пути преобразования консонантно-звуковых знаков в слоговые (как это произошло, например, в брахми и кхарошти), а по пути создания отдельных, особых знаков для гласных? Ведь, как уже отмечалось, слоговой путь — наиболее простой и естественный путь вокализации консонантного письма.

Возникновение у греков особых знаков для гласных было обусловлено двумя благоприятными обстоятельствами. Во-первых, тем, что слоговое письмо неудобно для греческого языка с его многообразным слоговым составом и с наличием смежных и конечных согласных. Во-вторых, в финикийском алфавите имелись буквы (waw, jod, 'alef, ain, he, net), служившие для передачи отсутствовавших в греческом языке полугласных и гортанных звуков финикийской речи. При чтении греками финикийских текстов буквы эти, видимо, произносились как близкие к ним гласные греческого языка. Впоследствии же такое произношение закрепилось за этими буквами и при написании текстов на греческом языке.

Наряду с введением букв для обозначения гласных был изменен греками в соответствии с особым составом греческого языка и состав согласных букв, а именно:

1) две финикийские согласные буквы zade и kof в классический греческий алфавит не вошли; правда, в древнейшем греческом письме применялись буквы «сампи» и «коппа», близкие к zade и kof, но затем они вышли из употребления;

2) несколько финикийских согласных букв (zajin, sameh, sin, tet) изменили в греческом письме свое фонетическое значение;

3) три греческие согласные буквы («фи», «хи», «пси») не имели аналогичных букв в финикийском алфавите (в древнейших греческих надписях эти согласные буквы отсутствуют).

В своем классическом варианте греческий алфавит включал 24 буквы (17 согласных и 7 гласных) против 22 букв финикийского алфавита.

Несколько изменена была греками форма финикийских букв. Не теряя близости к финикийским, греческие буквы, видимо, в соответствии с традициями греческой архитектуры и орнаментики становятся менее угловатыми, приобретают более завершенный геометрический рисунок. Например:

Оставаясь очень близкими к финикийским, несколько изменяются греками названия букв, в частности в них появляется конечный звук «а» (alef — alfa, bet — beta и т.п.).

Изменяется греками и направление письма. Финикийцы, подобно египтянам, евреям, арамейцам, писали справа налево; такой способ позволял придерживать свободной левой рукой лист папируса или глиняную плитку, не давая ей передвигаться и не мешая правой руке. Но этот способ имел и неудобства: пишущий, перенося руку справа налево, мог легко смазать написанное.

Выше указывалось, что до перехода к письму слева направо греки, как и финикийцы, писали справа налево; такой способ письма засвидетельствован в древнейших греческих надписях (острова Санторин и Мелос). Затем греки перешли к способу письма, получившему название «бустрофедон» (от греческого «бус» — «бык» и «строфо» — «поворачиваю»); при этом способе строки (подобно быку на пашне) шли попеременно, то справа налево, то слева направо. Еще позже (с IV в. до н.э.) греки перешли к письму слева направо. В связи с изменением направления письма финикийские буквы греками как бы переворачиваются.

Так протекало, согласно установившимся в науке взглядам, формирование греческого письма. За последние годы сделаны попытки вывести греческое письмо из критско-минойского. Эта гипотеза выдвинута болгарским ученым В. Георгиевым. «Финикийский, греческий и этрусский алфавиты, — утверждает В. Георгиев,— происходят непосредственно и независимо друг от друга от минойского слогового письма».

В подтверждение В. Георгиев, во-первых, ссылается на приведенные выше свидетельства Диодора Сицилийского и Фотия; во-вторых, на то, что греческие буквы будто бы ближе к минойским, чем к финикийским, как по их форме, так и по их названиям (в частности, В. Георгиев объясняет из минойского языка конечный звук «а», отличающий греческие названия от финикийских).

Первое из этих доказательств к вопросу о происхождении греческого письма прямого отношения не имеет. И Диодор, и Фотий, высказывая предположение, что финикийцы, возможно, заимствовали свой алфавит от другого народа, о происхождении греческого письма вопроса не ставят; наоборот, о финикийском происхождении греческого письма имеется, как указывалось, несколько прямых свидетельств. Второе из доказательств — сравнительный анализ формы и названий греческих, финикийских и критско-минойских букв — малоубедительно.

Правда, некоторые греческие буквы ближе по начертанию к минойским, чем к финикийским; однако не меньшее количество букв (gamma, delta, kappa, mu, пи и др.) имеют форму, более близкую к финикийской. Что же касается названий минойских слоговых знаков, то неизвестно даже, существовали ли они, а попытки их реконструирования и сопоставления с греческими очень спорны; достаточно указать, что большинство предполагаемых минойских названий сперва реконструируется на основе древнегреческих слов (со-ответствующих по смыслу форме буквы), а затем сопоставляются с греческими же названиями букв.

Во всех остальных отношениях греческое письмо ближе к финикийскому, чем к минойскому.

Во-первых, и греческое и финикийское письмо — буквенно-звуковые системы, а минойское — слоговая.

Во-вторых, в древнейших греческих надписях слабо представлена вокализация; при выведении греческого письма из консонантно-звукового финикийского это вполне объяснимо при выведении же из слогового минойского пришлось бы предположить, что первоначально греки намеренно отказались от передачи гласных звуков, несмотря на то, что обозначение этих звуков для их языка необходимо.

В-третьих, направление финикийских и древнейших греческих надписей — справа налево, а минойских — слева направо; следовательно, при принятии критско-минойской гипотезы пришлось бы считать, что греки сперва (при предполагаемом заимствовании письма у минойцев) писали слева направо, затем (в древнейших дошедших до нас надписях) почему-то перешли к менее удобному письму справа налево, а затем снова вернулись через бустрофедон к письму слева направо.

В-четвертых, порядок букв в финикийском и греческом алфавитах почти совпадает; о существовании же алфавита в минойском письме нет никаких данных.

Наконец, в-пятых, позднейшие памятники минойского письма (XI—XII в. до н.э.) отделены от древнейших памятников греческого письма (VIII—VII вв. до н.э.) промежутком в четыре — пять веков. За эти века в результате разгрома дорийцами (около 1200 г.) критской культуры минойское письмо было забыто; во всяком случае, ни один из греческих авторов образцов этого письма или же описания его не дает.

Таким образом, теория финикийского происхождения греческого письма остается непоколебленной. Имеющееся же сходство между формой греческих и минойских букв, видимо, объясняется влиянием минойских букв на финикийские, от которых произошли впоследствии греческие буквы.


 

Особенности греческого письма:

Фонетическая система состоит из 5 гласных фонем, противопоставлявшихся в древнегреческом языке по долготе/краткости (а, е, i, о, u). В новогреческом языке такое деление нерелевантно. Находящиеся рядом гласные сливаются в долгий гласный или образуют дифтонг. Дифтонги делятся на собственные (второй элемент обязательно ι, υ) и несобственные (сочетание долгого гласного с i). Ударение в древнегреческом языке музыкальное, подвижное, трех видов: (острое, тупое и облеченное). В новогреческом языке ударение только одного вида – острое. В системе согласных новогреческого языка развились новые звуки: губно-зубной [ντ], межзубные звонкий [δ] и глухой [θ], которые вызывают наибольшие трудности при их произнесении.

Морфологию характеризует наличие у именных частей речи имени 3 родов (мужской, женский, средний), их показателями являются также артикли (определенный и неопределенный: неопределенный артикль происходит и полностью соответствует числительному один), 2 чисел (единственное, множественное, в древнегреческом также существовало двойственное число для обозначения парных объектов типа «глаза, руки, близнецы»), 5 падежей (именительный, звательный, родительный, дательный, винительный: в древнегреческом языке существовали пережитки иных падежей, например, инструментального, локативного и так далее; в новогреческом языке нет дательного падежа), 3 именных склонений (на -а, на -о, на иные гласные, а также согласные). Глагол имел 4 наклонения (индикатив, конъюнктив, оптатив и императив), 3 залога (активный, пассивный, средний, в новогреческом медиальный при словоизменении полностью соответствует страдательному), 2 типа спряжения (на -ω и на -μι, в новогреческом деление на спряжения осуществляется по наличию или отсутствию ударения на последнем слоге глагола).

Группы времен: в древнегреческом они делятся на главные (настоящее, будущее, перфект) и исторические (аорист, перфект и плюсквамперфект). В новогреческом языке деление происходит на настоящее время, длительные времена и наклонения (παρατατικός, συνεχής μέλλοντας, συνεχής υποτακτική, συνεχής προστακτική), одномоментные времена и наклонения (αόριστος, απλός μέλλοντας, απλή υποτακτική, απλή προστακτική), законченные времена (παρακείμενος, υπερσυντέλικος, τετελεσμένος μέλλοντας). В системе глагольных времен новогреческого языка развились новые аналитические модели образования сложных времен (перфекта, плюсквамперфекта, будущего). Упростилась система образования причастий, однако большое их количество употребляется в застывшем виде, при этом при их образовании часто используется слоговое приращение или редупликация.

Синтаксическая система характеризуется свободным порядком слов в предложении (преимущественная последовательность в главном предложении – SVO (субъект-глагол-объект)) с развитой системой сочинения и подчинения в рамках сложного предложения. Важную роль играют частицы (тем более, что в новогреческом языке упразднен инфинитив, который заменяется индикативными формами с соответствующими частицами) и предлоги. Система словообразовательных средств включает развитую систему префиксов (происходят из наречий-предлогов), суффиксов. Активнее чем в русском языке используется словосложение.

Греческий язык обладает очень богатой и развитой лексической системой. В структуру лексики включаются несколько слоев: догреческий (пеласгийского происхождения), исконный греческий, заимствованный, состоящий из семитского и латинского слоев. В новогреческом языке присутствует большое количество заимствований из романских (в основном французский и особенно итальянский), германских (английский), славянских (в том числе из русского) языков. Огромный пласт лексики составляют турецкие заимствования. Также стоит упомянуть об обратных заимствованиях, когда греческие морфемы, ранее заимствованные другими иностранными языками возвращаются в греческий язык для называния недавно изобретенных предметов и явлений (например, «телефон»).

Некоторые черты объединяют новогреческий язык с другими балканскими языками (румынский, сербский болгарский): объединение функций родительного и дательного падежей, отсутствие инфинитива и его замена формами сослагательного наклонения, сложные (аналитические) формы будущего времени и сослагательного наклонения. Элементами, свойственными всем балканским языкам в синтаксисе являются избыточное удвоение прямого и косвенного дополнения, использование местоименных повторов, которые для пользователей других языков вызывают большую трудность.

В новогреческом языке в основном свободный порядок слов. Однако местоимения часто теряют такую свободу: притяжательное местоимение всегда ставится после определяемого существительного, краткие формы личных местоимений обязательно ставятся непосредственно перед глаголом в определенном порядке (сначала родительный падеж, потом винительный). Для притяжательных и личных местоимений существует стройная система кратких и полных форм. Полная форма подвижна, но употребляется строго в определенных случаях: после предлогов; для эмфатического выделения местоимения вместе с краткой формой; самостоятельно.

Эзотерическое толкование греческого алфавита

αА – первоначальное значение – «бык», «скот». Эзотерическая сущность Альфы предполагает уход за рогатым поголовьем, т. е. приумножение и мудрое использование этого богатства. Гностическая символика говорит о «тройной Альфе», символической Святой Троице.

Пифагор заложил основы т.н. «мистической математики»: углы треугольника он посвящал Аиду, Дионису и Деметре; углы четырехугольника – Рее, Афродите, Деметре и Гере. В этой связи украинский мыслитель Сковорода отмечал: В центре треугольника око. 1 – Альфа – всякую тварь предваряет. 2 – Омега – после всей твари остается. 3 – Вита – есть рождающая середина, но по началу и концу вечная. Сия троица есть единица. «Трисолнечное единство», «Недремлющее око» – Τριγήλιος Μονος καί Φΰσις (трисолнечное единство и естество). (Г. Сковорода «Диалог или разглагол о древнем мире»). В Библии можно найти фразу: «Аз есмь альфа и омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет». (Откр. 1:8). В гностических же апокрифах прослеживается целый ряд антитез: «Ибо я первая и последняя. Я почитаемая и презираемая. Я блудница и святая. Я жена и дева. Я мать и дочь...» (Гром. Совершенный Ум, 16-21). Антитезы как бы подчеркивают единство мира, его связанность и полноту (плерому). «Я молчание, которое нельзя постичь Ω, и мысль, которой воспомятований множество» (Там же, 9-11). «Вы, кто знаете меня, станете незнающими меня! И Те, кто не знал меня, да познают они меня». (Там же, 23-25).

βВ – обладает некими демоническими свойствами, как нарушитель единства, а в дуалистических религиях ее отождествляют с демоническим вызовом единому Богу (Ангра Майнью, Дьявол).

В Евангелии детства (Евангелии от Фомы) повествуется, как один учитель стал учить Христа грамоте, последний же произнес: «Если ты истинный учитель и хорошо знаешь буквы, скажи мне, что такое альфа, и Я скажу тебе, что такое бета». (14). «Научи, что такое альфа, и тогда мы поверим тебе о бете...»

γГ – символизирует благочестие и святость. Как от отца и матери рождается ребенок, так из монады и ее антипода естественным образом возникает третья сущность; символизирует триединство божества. Ассоциируется с тремя богинями судьбы: Клото, Атропос и Лахезис; римская параллель – Нонна, Децима и Морга; тремя грациями.

δΔ представляет четыре классических элемента мироздания – огонь, воздух, воду и землю. Это четыре направления, четыре лошади в повозке, известной под названием «квадрига» и (в христианской эсхатологии) четыре всадника Апокалипсиса. Это символ завершенности на материальном уровне и качество полноты.

εΕ олицетворяет духовный элемент, содержащийся в материальном и в то же время пребывающий вне его. Это Эон и эфир, пятый элемент, известный среди алхимиков как «квинтэссенция», «дыхание жизни», известное у греков под названием pneuma. Традиционно этот элемент изображают пентаграммой в виде пятиконечной звезды. В магическом письме пентаграмма, таким образом, заменяет букву Эпсилон. В ней содержатся священные пропорции золотого сечения, один из трех принципов сакральной геометрии. Эпсилон, как выражение математической пропорции, находится в мистической связи с Лямбдой, одиннадцатой буквой греческого алфавита. В традиции гностиков Эпсилон представляет второе небо.

ζZ обозначает воздаяние даров Богу или жертву. В эзотерическом смысле, Дзета – седьмая буква алфавита, поскольку шестой буквой была Дигамма (F), удаленная еще до начала классического периода и использовавшаяся только как цифра. Обозначает образующий принцип космоса. Изображение, эквивалентное Дзете, – это узор, который ассоциируется с архангелом Михаилом: шесть равноудаленных точек, расположенных вокруг седьмой. Этот магический символ и сегодня можно увидеть в качестве защитного знака на старых английских и немецких домах.

ηH символизирует энергию радости и любви. Это буква уравновешенности и гармонии и «музыки сфер». Марк Гностик поместил букву Эта в ансамбль третьего неба: «Первое небо звучит Альфой, ему вторит Ε (Эпсилон), а третья Эта...»

θΘ символизирует восьмую, хрустальную сферу, к которой, согласно древней космологии, прикреплены неподвижные звезды. Таким образом, она есть символ равновесия и объединения. В традиционном европейском укладе жизни Тета символизирует восьмеричное деление времени и пространства. Однако в системе нумерации эта буква обозначает число 9, что указывает на эзотерическую связь между цифрами 8 и 9, и это родство подчеркивается магическими свойствами двух светил: Солнца и Луны. Это число и буква бога Солнца Гелиоса.

 

ιΙ несмотря на свой самый малый размер, символизирует судьбу. Она посвящена богине судьбы Ананке и, таким образом, также трем паркам. Ананке находится в гематрическом родстве с Великим Богом Паном. Буква Йота означает число 10, которое считается четвертым небом в гностической ветви христианского вероисповедания. Число и буква бога ветров Эола. Как символ судьбы, она приобрела непостоянство – качество, свойственное переменчивым ветрам судьбы. Она – символ незначительности, если что-то не стоит даже «йоты», но когда кто-нибудь искушает судьбу, ни на йоту не задумываясь о том, что для него главное, то эта на первый взгляд маловажная деталь может обернуться против него самого и принести несчастье.

κΚ Каппа считается буквой, которая приносит неудачу, болезни, старость и смерть. Соответственно этому свойству, она посвящена богу Крону. В митраизме эта десятая буква греческого алфавита ассоциируется с богом зла Ангра Майнью, который, в свою очередь, уподобляется тысяче (10x10x10) смертоносных демонов. Существует мнение, что Ангра Майнью – властелин 10 000 разнообразных болезней, которыми он наказывает человеческий род. На более абстрактном уровне Каппа – буква времени, носитель неизбежных и неумолимых процессов.

λΛ связана с ростом растений и геометрическими прогрессиями в математике. Мистически она связана с геометрической пропорцией, известной под названием Золотое Сечение. Как одиннадцатая буква греческого алфавита, Лямбда представляет собой восхождение на более высокий уровень. Математически это доказывается на примере двух прогрессий Лямбды: геометрической и арифметической, основных числовых рядов древнегреческой математики.

μΜ представляет священное число 40. Эта буква связана с деревьями – самыми большими, могущественными и стойкими представителями растительного мира. Дерево – это символ космической оси. Оно является звеном, связывающим подземный, земной и небесный миры. Его корни растут под землей – в царстве Гадеса. Оно пронизывает поверхность земного мира, на котором обитает человечество, а затем устремляется вверх, к небесным эмпиреям богов и богинь. Сама форма буквы Мю символизирует стабильность и нерушимость, отгороженность, защищенность и связь между тремя состояниями бытия.

νN связана с числом 13 и имеет поэтому мрачноватые смысловые связи – в данном случае, с колдовским аспектом Гекаты. Греки почитали Гекату как богиню ночи и подземного царства. Ню символизирует неприятную необходимость; ночная тьма как необходимость, чтобы вновь засветился день.

ξΞ представляет звезды, как пятнадцатая буква – солнце и луну, а шестнадцатая – самого Митру. Эту четырнадцатую букву можно интерпретировать согласно средневековой астрологии как звезды, а точнее, как «15 Звезд», имевших свои оккультные знаки в средневековой астрологии. Эта буква обозначает и число 60 – излюбленное число древневавилонской астрономии.

оО – это заключенное в круг могущество солнца, источник всяческой энергии на Земле, различные аспекты которого символически представлены богами Гелиосом и Аполлоном. Круглая форма буквы напоминает внешний вид солнца и вечную сущность света среди космической тьмы. В более поздней интерпретации Омикрон символизирует Христа как носителя света. С другой стороны, Омикрон представляет луну – зеркало солнца. Гностики обозначают этой буквой пятое небо.

πП символизирует солнце в блеске славы, но на этот раз не диск, а круглую форму, окруженную шестнадцатью лучами, которые отождествляются со всеми солнечными божествами, включая Аполлона, Сераписа и Христа. Более специфически она ассоциируется с Митрой, почитанию которого, согласно персидскому авестийскому календарю, посвящался шестнадцатый день каждого месяца. Солнце, окруженное шестнадцатью лучами, значительно позже становится достоянием христианского искусства, где оно также ассоциируется с именем Бога.

ρΡ представляет творческие женские качества, которые есть в любой вещи и присущи обоим полам – как мужскому, так и женскому. Более специфически это понимается как плодородие, сила развития всего растительного мира и способность живого организма к размножению. Ро символизирует неограниченную приспособляемость и подвижность, которые ведут к «становлению», то есть творению во всех его аспектах.

σΣ – это Повелитель Смерти; в греческом пантеоне она является символом Гермеса Психопомпа, проводника душ в загробное царство. В митраистской традиции она символизирует Рашну, второго брата Митры, бога подземного царства.

τΤ представляет собой микрокосм, а в более узком значении – лунный аспект человека. Крест буквы Тау часто служил основной пиктографической формой изображения человеческого тела. Он, по-видимому, происходит от древнеегипетского начертания знака Анх, символа вечной жизни, применяемого в магии как амулет против бесплодия. В христианской иконографии Тау представляет крест. Это может быть и медный змей Моисея, и старозаветный жезл Аарона – «антигерои» Ветхого Завета, предвещавшие появление «героя», т.е. Креста Спасителя. Естественно, что Тау представляет и крест, на котором был распят Христос, так как форма «Тау» – это подлинная форма крестов, применявшихся римлянами для распятий. Именно эту форму креста можно увидеть на многих средневековых и ренессансных изображениях распятия Христа и двух разбойников. В эзотерической христианской символике три конца буквы Тау олицетворяют троицу. Соотносится с числом так называемого «Хрисмона» – монограммы Христа, состоящей из букв Хи и Ро. В арамейских алфавитах – последняя буква алфавита.

В греческой традиции отношение к букве «тау» (Т), которую сравнивали как с крестом («στάυρος»), так и со зловещим Сатурном, было негативным.

«Люди оплакивают свою судьбу и на чем свет стоит клянут Кадма за то, что он ввел «тау» в семью букв. Они говорят, будто ее вид копировали, когда ставили столбы, на которых распинали людей. Ставрос называется отвратительное сооружение, и от «тау» оно получило свое отвратительное название». (Лукиан, «Суд гласных букв»).

υY – обозначает воду и свойства текучести. Здесь, в отличие от творческой генерирующей текучести Ро, эти качества связаны со стихией воды. Ипсилон представляет свойства, которые подобны текущим потокам воды и трудно поддаются определению, но, вместе с тем, являются существенными для продолжения жизни. Геометрическое тело Платона под названием «икосаэдр», представляющее в эзотерической геометрии стихию воды, обладает двадцатью гранями. Гностическая традиция связывает букву Ипсилон с «шестым небом».

φΦ – это фаллос, мужской принцип воспроизводства. В гематрии отождествляют с мистической оболочкой (ENΔYMA) – проявлением духовного элемента в мире форм. Буква также является отображением слова «to Pan» – т.е. «все». По греческой традиции, она символизирует великого бога Пана – того, кто связывает все существующее в единую естественную целостность.

χX – обозначает космос, а на человеческом уровне – частную собственность. Символизирует преподнесение даров богам или получение даров от них.

«Над всеми письменами буква «хи» – князь есть». («Повесть о Соломоне», апокриф).

ψΨ – обозначает небесный свет, воплощенный в боге неба Зевсе. Она имеет также второстепенное значение, т.е. дневной свет, а более конкретно – кульминационный момент полудня. Отсюда, этой букве соответствует момент озарения, ясного и точного видения. Символизирует небесное сияние Христа. Гематрическая стоимость слова «Пси» соответствует словам «пистон» (ПIΣТОN) («верный») и «пневма агион» (ПNEYMA АГIОN) («Святой Дух»).

ωΩ – обозначает богатство и изобилие, успешное завершение дел. Это апофеоз, седьмое небо гностиков. Ее числовое значение – 800, эквивалент слов «пистис» («вера») и «кюриос» (KYРIOΣ) («господин»). По гематрии слово «Омега» дает сумму 849, что равнозначно слову «схема» (ΣXHMA) («план»). Таким образом, Омега есть воплощение веры и божественного плана как в языческой, так и христианской интерпретациях слова «Господь», будь то Зевс или Иисус.

Округлость омеги можно было бы интерпретировать как отверзшую бездну ада. Омега-это круг, альфа же – циркуль, чертящий этот круг. Циркуль и круг – непременные атрибуты масонства и даосизма. В этой связи можно вспомнить цитату из «Чжуан-цзы»: «Циркуль, чертящий круг, сам по себе не круглый», а от себя добавить, что человек, творящий добро, не обязательно должен быть добрым».


 

 

1 – прописные буквы греческого алфавита (буквы ϙ, ϛ, ϡ являются т.н. эписемами, т.е. обозначают только числа);

2 – строчные буквы греческого алфавита (ς пишется в конце слова, являясь семитическим рудиментом, остатком системы аллографов);

3 – курсивные прописные буквы греческого алфавита;

4 – курсивные строчные буквы греческого алфавита;

5 – числовые значения букв;

6 – транскрипция;

7 – графонимы (названия букв).

 

Числа:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: