Формирование новых знаний .




Тема: Портрет в скульптуре.

Цель: Познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры.

Задачи:Образовательная - Учить создавать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства.

Развивающая - развивать пространственное мышление, зрительную память, глазомер, творческую и познавательную активность.

Воспитательная - формировать умение находить красоту, гармонию, в облике человека.

 

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

 

- На предыдущих уроках мы свами начали изучать какой жанр изобразительного искусства? (Портрет.)

 

Послушайте стихотворение и попробуйте определить о чем пойдет речь сегодня на уроке?

 

В понедельник

Глины притащил я

Ком.

Бил я эту глину

Мокрым кулаком,

Мял я эту глину,

Щепочкой

Царапал,

Брызги попадали

На меня

И на пол.

Я вовсю трудился

– Ухал

И пыхтел:

Человека

Очень

Вылепить хотел.

Долго я работал

– Целых полчаса,

Только почему-то

Вышла колбаса…

Огорченный очень,

Не сказав ни слова,

В воскресенье

Встал я

За работу снова.

В понедельник,

Вторник,

Среду

И четверг

Я друзей забросил

И кино отверг.

Каждый день

Трудился,

И – скажи на милость-

В пятницу со мною

Чудо приключилось:

На меня из глины

Выглянул мой брат –

Тот же нос

Курносый

И знакомый взгляд.

Чудо, да и только,

Что ни говори.

Закричал я Джонни:

-Ну-ка посмотри!

Ох, как мы смеялись!

Я сказал ему:

-Как назвать все это?

Сам я не пойму.

Брат залез зачем-то

Прямо на сервант,

Опрокинул чашку

И сказал: - ТАЛАНТ!

 

- Тема урока: «Портрет в скульптуре»

 

Формирование новых знаний.

С произведениями скульптуры мы встречаемся почти ежедневно, они сопутствуют нам в нашей повседневной жизни – это памятники на площадях, мемориальные доски и рельефы на стенах домов, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах.

Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твердых материалов. Впоследствии скульптурами стали называть и сами произведения этого вида искусства.

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезать, высекать) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму (высоту, ширину и глубину) и выполняются из твердых или пластических материалов.

 

- Как называют художника, который выполняет скульптуру?

Скульптор - он лепит, ваяет скульптуру.

Скульптор технически изображение создаёт путём удаления лишней части пластического материала. Еще этот процесс называют – ваяние.

Главные жанры скульптуры:

- портрет;

- исторические,

- бытовые,

- символические,

- аллегорические изображения;

- анималистический жанр.

Художественно-выразительные средства скульптуры:

- построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка),

- разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета.

 

Для создания скульптуры, художники используют различные материалы:

- мрамор, известняк, гипс, бронза, дерево, глина

- лед, снег

- песок

Скульптура делится на два основных вида:

- круглую скульптуру - ее можно обозревать со всех сторон.

- рельеф.

Виды круглой скульптуры:

- голова

- бюст (погрудный с плечами) - при этом подставке бюста может быть придана самая разнообразная форма.

- торс (полуфигура) - изображение человека по пояс

- статуя - изображение во весь рост

- скульптурная группа - многофигурная композиция.

Рельеф - это скульптурное изображение на плоскости, хорошо обозреваемое только с одной стороны. Здесь фигуры могут быть помещены на каком-то изобразительном фоне.

Виды рельефа:

- барельеф - фигуры выступают из плоскости фона менее чем на половину своего объема,

- горельеф - фигуры выступают более чем на половину.

 

Виды скульптуры:

- Скульптура малых форм

В этих торжественных и величественных, иногда скорбных произведениях портретный образ выражен всей постановкой фигуры, ее силуэтом и жестом, размещением в пространстве и соотношением с окружением.

- Станковая (камерная) - скульптурное изо­бражение невелико по размеру, приближено к нам и мы можем заглянуть в лицо, почувствовать характер и жизненную правдивость образа.

Основной жанр станковой скульптуры – портрет - изображение человека или группы людей,

дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого.

Особенно широко этот жанр применяется в круглой скульптуре, так как она обладает наиболее богатыми возможностями изображения человека. В портретном жанре раскрывается духовный мир, характер, чувства, мысли человека.

- Монументальная - памятники, которые поставлены в честь великих людей..

- Монументально-декоративная скульптура

 

Скульптуры экспонируются на выставках, в музеях, их перемещают с места на место, устанавливают внутри зданий и на воздухе. В станковых портретах, статуях, композициях может быть дана более тонкая психологическая характеристика образа, более тщательно передана форма изображаемого предмета, ведь станковая скульптура рассчитана на самое близкое обозрение.

В живописи или графике, изображая человека, художник воспроизводит обстановку, в которой тот находиться. Воздух, пространство, различные окружающие предметы участвуют в формировании создаваемого художником образа. В скульптуре этой возможности художник полностью лишен, здесь все должно быть выражено самой фигурой, ее движением.

В отличие от всех рассмотренных видов изобразительного искусства, когда видимый мир передавался на плоскости, в скульптуре главное выразительное средство - объемная форма.

Это и дает возможность при ее создании использовать такие долговечные материалы, как дерево, металл, камень. Материал играет огромную роль в создании образа. Его особенности и свойства подсказывают художнику возможности выразительного решения.В изображении, созданном из камня, сама его твердость, сколотость каменных граней обязательно станут существенной характеристикой портрета.В изображении, созданном из пластилина или глины, красота и выра­зительность рождаются благодаря пластичности, податливости материала.

Скульпторы и их работы

1. К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в.до н.э.).

 

Я люблю сладкое дыхание твоего рта,
Я каждый день восторгаюсь твоей красотой,
Мое желание – слышать твой прекрасный голос,
Звучащий словно шелест северного ветра.
Молодость возвращается ко мне от любви к тебе,
Дай мне твои руки, что держат твой дух…
(Поэтическое послание Эхнатона царице Нефертити)

 

Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, сделанный в натуральную величину. На царице надет высокий синий головной убор, большое разноцветное ожерелье. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Голова выдвинута немного вперед, и это движение придает равновесие всей скульптуре. Достаточно взглянуть на лицо царицы, чтобы понять - перед нами работа, несомненно, гениального скульптора. Поразительна тонкость и в то же время уверенность, с какой скульптор передал форму щек, губ, подбородка, шеи. Широкие тяжелые веки слегка закрывают глаза, придавая лицу выражение сосредоточенной созерцательности и легкой усталости. Скульптор сумел передать следы прожитых лет, разочарования, каких-то тяжелых переживаний. Может быть, портрет был создан после смерти одной из дочерей Нефертити, царевны Макетатон.

Не менее прекрасна и голова, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Ее высота 19 см, она сделана из песчаника теплого желтого оттенка, хорошо передающего цвет загорелой кожи. Скульптор по каким-то причинам не закончил работу он не доделал уши, не отполировал поверхность камня, не прорезал орбиты для глаз. Но, несмотря на незавершенность, голова производит огромное впечатление, увидев ее хотя бы один раз, забыть ее, как и описанный выше цветной бюст, уже невозможно. Царица изображена здесь еще юной. Чуть улыбаются губы с милыми ямочками в углах. По счастливой случайности мы знаем его имя: оба портрета Нефертити были найдены при раскопках мастерской скульптора Тутмеса в Эль-Амарне. Таким образом, мы можем заключить, что Тутмес был ведущим скульптором своего времени.

 

2. Крупнейшим скульптором барокко в Италии был мастер универсального дарования Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680).

Сын скульптора, Лоренцо Бернини принадлежит к мастерам, очень рано находящим свой художественный язык и чуть ли не с первых шагов достигающих зрелости.

Важную роль сыграл Бернини в создании нового типа скульптурного портрета, лучшим примером которого представляется мраморный бюст Людовика ХIV (Версаль, Королевский дворец). При сохранении выразительности черт лица, холодного, высокомерного, главное внимание сосредоточивается теперь на декоративности целого, достигаемой живописной трактовкой ниспадающих локонов пышного парика и как бы подхваченных ветром развевающихся драпировок. Бернини как бы воплотил в этом произведении сущность французского монарха, которую сам король выразил однажды словами: “Государство – это я!” Все это делает портрет Людовика ХIV самым ярким образцом парадного барочного портрета в европейской пластике 17 столетия.

 

3. Шубин (до 1761 г. Шубной) Федот Иванович (1740 — 1805) — выдающийся русский скульптор. Родился в семье крестьянина близ Холмогор Архангельской губернии, с детских лет занимался резьбой по кости. Работал Шубин в основном в жанре скульптурного портрета. Все его работы, выполненные с высочайшим мастерством, отличаются особым психологизмом, тонким пониманием характера портретируемого. Такие его работы как скульптурный портрет Екатерины II (1773 г.), бюсты князя Голицына (1775 г.), Ломоносова (1792 г.), Павла I (1800 г.),— подлинные жемчужины в истории русской скульптуры. Творчество Шубина впервые поставило русскую скульптурную школу вровень с лучшими достижениями мировой пластики, а по силе и яркости характеристик он почти не знает себе равных.

 

Процесс создания скульптурного произведения (лепка) связан с работой над мягким пластичным материалом — глиной, пластилином, воском. В процессе лепки придается большое значение пластике формы, которая выражается в мягкости, текучести, плавности переходов от одной ее части к другой. Лепка выполняется руками с помощью стеков разных видов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: