Древнерусские сажени и музыкальные аккорды.




 

«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» В. Маяковский

 

Красота здания может поражать воображение не меньше, чем живопись или поэзия. А если человек окружен гармонией, то физическое и духовное его состояние улучшается.Выражение "архитектура - это застывшая музыка" стало крылатым. Оно не является результатом строгого научного анализа, это, скорее всего итог образного, интуитивного ощущения некой связи гармонической архитектурной формы с музыкальной гармонией.

Музыкальная мелодия основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности, в ее основе - временная упорядоченность звуков. В основе архитектурной композиции - пространственная упорядоченность форм. Казалось бы между ними ничего общего.

Но чтобы оценить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры, мы должны проследить взглядом от начала до конца эту фигуру, и чем больше, например, длина ее, тем длительнее будет восприятие. Очевидно, здесь и заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человеком.

Какие законы построения архитектурных сооружений совпадают с законами построения музыкальных произведений?

В архитектуре наличествует пластика, рисунок, многообразие контуров, светотень, и в музыке есть великое многообразие мелодий, полифония, нюансы динамики, фактура и т.д.

Такие эмоции как грусть, или веселье, возвышенность или загадочность, которые приносит нам музыка, можно испытать и любуясь на архитектурные шедевры.

Звуки, чередуясь, сливаются в одну мелодию. Ритм - он един для всего! В архитектуре так же присутствует повторяемость и ритм (колонн, барельефов, окон, балконов и т.д.) Архитектура - это красота организованности.

Есть еще один аспект, по которому можно сопоставить музыку и архитектуру. Поможет нам в это математика и физика. Приступим к расшифровке метода строительства по древнерусским саженям.

Суть метода состоит в том, что существовала некая система взаимно пропорционированных длин, благодаря которым сооружения приобретали определенные качества. Замечено, что в древнерусских постройках улучшается самочувствие человека, стабилизируется эмоциональное состояние и даже физическое.

Полутон - музыкальный интервал, наименьший в диатонических и хроматических звукорядах (наиболее распространённых в европейской музыке). Полутон (также малая секунда) — наименьший музыкальный интервал, который используется в традиционной теории музыки.

То есть между саженями совершенно явно есть зависимость, совпадающая численно с зависимостью звуков в музыкальном ряду.

А теперь немного физики. Наш мир пронизан электромагнитными полями, и любой объект постоянно находится в этом "океане" электромагнитных полей. Через него проходят электромагнитные волны, и они взаимодействуют с этим объектом в той либо иной степени, и здесь наиболее интересно рассмотреть явление резонанса.

Резонанс - явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний, которое наступает при приближении частоты внешнего воздействия к некоторым значениям (резонансным частотам), определяемым свойствами системы. Увеличение амплитуды — это лишь следствие резонанса, а причина — совпадение внешней (возбуждающей) частоты с внутренней (собственной) частотой колебательной системы.

Если длина электромагнитной волны совпадёт или будет пропорциональной одному из линейных размеров объекта, то внутри этого объекта возникнут стоячие волны.

Стоячая волна - колебания в распределённых колебательных системах с характерным расположением чередующихся максимумов (пучностей) и минимумов (узлов) амплитуды. Практически такая волна возникает при отражениях от преград и неоднородностей в результате наложения отражённой волны на падающую волну. При этом имеет большое значение частота, фаза и коэффициент затухания волны в месте отражения. Примерами стоячей волны могут служить колебания струны, колебания воздуха в органной трубе; в природе - волны Шумана. Стоячие волны возникают в резонаторах. Конечные размеры резонатора накладывают дополнительные условия на существование таких волн...

Предположим, что есть некое помещение прямоугольной формы, и у этого помещения есть длина, ширина и высота, соответственно в этом помещении возникнут три разных стоячих волны - две между парами стен, и ещё одна между потолком и полом. Через любой объект постоянно проходят электромагнитные волны во всём частотном диапазоне, поэтому обязательно найдутся такие частоты, длины волн которых будут кратны физическим размерам помещения, и в результате этого возникнут три стоячих волны, а само помещение будет играть роль резонатора.

Совокупность этих трёх стоячих волн - своего рода электромагнитный "аккорд", отдельные "ноты" которого из-за резонанса имеют большую амплитуду. Установить, насколько гармоничен этот "аккорд" можно разными способами, но наиболее наглядным видится способ представления частот этих колебаний в виде музыкальных нот.

Предлагаемая система из 19 сажени, расположенных в порядке увеличения их длины. Выполнен расчет соотношений длин рядом стоящих саженей. Сделан расчет частот волн саженей в соответствие с длиной сажени.

Расчет длины саженей к частоте звуковой волны впервые был выполнен А. Андреевым. Расчет велся через скорость света.

Архитектор Макарова М.Ю. при анализе физических размеров объектов, в том числе и архитектурных, предложила использовать формулу, связывающую длину электромагнитной волны с её периодом:

λ = c × T = c / f (1)

где: с = 331 м/с - скорость звука,

λ - длина электромагнитной волны,

Т - период волны,

f - частота.

Если известен физический размер помещения, то для него можно найти соответствующую ей электромагнитную волну, длина которой будет равна конкретному размеру этого помещения, и соответственно, период этой волны будет равен времени, за которое эта волна пройдёт расстояние равное длине объекта. Отсюда можно найти частоту такой волны:

L = λ, f = c / λ = c / L (2)

где: L- длина объекта,

λ - длина электромагнитной волны,

с = 331 м/с - скорость звука,

f- частота.

В таблице №1 представлен расчет соотношений длин саженей, расставленных по их возрастанию и частота волны сажени.

Таблица №1. Расчет соотношений длин саженей, расставленных по их возрастанию и частоты волн саженей.

№ п/п Название сажени Длина сажени, см. Соотношение длин саженей рядом стоящих Частота волны, длина которой равна длине сажени (f), Гц
  Городовая 284,8…   116,22
  Анастасии 254,0…   130,31
  Рода 127,0… 1,059 260,60
  Меньшая 134,5… 1,059 246,13
  Малая 142,4… 1,059 232,44
  Простая 150,8… 1,059 219,45
  Кладочная 159,7… 1,041 207,22
  Египетская 166,2… 1,018 199,15
  Черняева А.Ф. 169,2… 1,040 195,67
  Народная 176,0… 1,018 188,02
  Ведрусса 179,1… 1,041 184,70
  Церковная 186,4… 1,059 177,64
  Царская 197,4… 1,041 167,64
  Пилецкого 205,5… 1,018 161,10
  Фараона 209,1… 1,041 158,30
  Казенная 217,6… 1,018 152,11
  Минина В.М. 221,4… 1,041 149,43
  Жреческая 230,4… 1,059 143,64
  Великая 244,1… 1,059 135,63
  Большая 258,5… 1,059 128,07
  Мегре В.Н. 273,7… 0,000 121,93

 

Большинство саженей (15 шт.) соотносятся друг с другом, как 1: 1,059 и 1: 1,041.

Число 1,059 примечательно тем, что именно во столько раз отличается частота двух соседних нот в музыкальном равномерно темперированном строе (частоты двух тонов соотносятся как 1: 12√2, где 12√2 = 1,0594630943593...)

Таблица №2. Расчет соответствия длин волн саженей частотам нот в музыкальном равномерно темперированном строе.

1-я октава Нота. Частота, Гц Рода Меньшая Малая Простая Кладочная Черняева Египетская Народная Ведрусса Церковная Царская Пилецкого Фараона Казенная Минина Жреческая Великая Большая Мегре Длина саж. эталон, м. Длина саж. Фактич., м. Отклон., %
C/B# До 261,60 260,60                                     1,265 1,270 - 0,4
Малая октава B/Cb Си 246,92   246,13                                   1,340 1,345 - 0,3
A#/Bb ля-диез 233,08     232,44                                 1,420 1,424 - 0,3
A Ля 220,00       219,45                               1,505 1,508 -0,2
G#/Ab соль-диез 207,64         207,22                             1,594 1,597 - 0.2
G Соль 195,90           195,67 199,15                         1,689 1,662; 1,692 +1,6; - 0,2
F#/Gb фа-диез 184,90               188,02 184,70                     1,789 1,760; 1,791, + 1,6; - 0,1
F/E# Фа 174,60                   177,64                   1,896 1,864 +1,6;
E/Fb Ми 164,80                     167,64 161,10               2,008 1,974; 2,055 + 1,7; - 2,3
D#/Eb ре-диез 155,56                         158,30 152,11           2,128 2,091; 2,176 + 1,7; - 2,2
D Ре 146,80                             149,43 143,64       2,254 2,214; 2,304 + 1,8; - 2,2
C#/Db до-диез 136,56                                 135,63     2,424 2,441 - 0,7
C/B# До 130,80                                   128,07   2,530 2,585 - 2,2
Большая B/Cb Си 123,46                                     121,93 2,681 2,737 - 2,0

Полученные частоты для 14 из 19 саженей с точностью от 0,2% до 2,3% соответствуют частотам нот в музыкальном равномерно темперированном строе. Большая часть саженей по частотам нот попали в малую октаву. Сажень Мегре по частоте попала в большую октаву (нота си). Сажень Рода по частоте попала в 1-ю октаву (нота до). Причём 12 частот малой октавы распределяются так, что каждая отдельная полученная частота соответствует отдельной ноте, а частоты, соответствующие саженям Египетской, Пилецкого, Казенной, Народной и Жреческой, по сути, дублируют сажени Черняева, Царскую, Фараона, Ведрусса и Минина. Это неудивительно, так как их физические размеры отличаются всего лишь на 2 см.

Стоит заметить, что при строительстве использовалась не одна сажень (аналогично тому, как мы пользуемся метром), а минимум три: для высоты, ширины и длины, т.к. основное предназначение саженей не измерение, а соблюдение соразмерности геометрических размеров друг с другом. Три сажени - это уже аккорд.

Разместим полученные ноты в сопоставлении с группами саженей. В приведенной таблице №3 видно, что каждая группа саженей дает минорный аккорд.

Таблица №3. Расчет соотношений частот волн саженей, расставленных по шести группам, и музыкальных нот при t = 00 С.

  Группа саженей   Наименование сажени   Длина сажени, м. Частота волны, длина которой равна длине сажени (f), Гц   Нота   Аккорд
факт эталон название тон в аккорде при t = 00 С
  КОН Городовая 2,848… 116,22 116,54 B си      
Анастасии 2,540… 130,31 130,80 C до    
Рода 1,270… 260,60 261,60 c1 до мажор
  1 группа Пилецкого 2,055… 161,10 164,80 e ми (E/Fb) минор
Египетская 1,662… 199,15 195,90 g соль (G) увел. трезвучие
Меньшая 1,345… 246,13 246,92 h си (B/Cb) мажор
  2 группа Казенная 2,176… 152,11 155,56 dis ре# (D#/Eb) минор
Народная 1,760… 188,02 184,90 fis фа# (F#/Gb) увел. трезвучие
Малая 1,424… 232,44 233,08 b ля# (A#/Bb) мажор
  3 группа Жреческая 2,304… 143,64 146,80 d ре (D) минор
Церковная 1,864… 177,64 174,60 f фа (F/E#) увел. трезвучие
Простая 1,508… 219,45 220,00 a ля (A) мажор
  4 группа Великая 2,441… 135,63 136,56 cis до# (C#/Db) минор
Царская 1,974… 167,64 164,80 e ми (E/Fb) увел. трезвучие
Кладочная 1,597… 207,22 207,64 gis соль# (G#/Ab) мажор
  5 группа Большая 2,585… 128,07 130,80 C до (C/B#) минор
Фараона 2,091… 158,30 155,56 dis ре# (D#/Eb) увел. трезвучие
Черняева А.Ф. 1,692… 195,67 195,90 g соль (G) мажор
  6 группа Мегре В.Н. 2,737… 121,93 123,46 H минор
Минина В.М. 2,214... 149,43 146,80 d ре (D)  
Ведрусса 1,791... 184,70 184,90 fis фа#(F#/Gb)    

 

Смещение на 1 сажень по убыванию номеров групп (вверх) дает аккорды мажорные.

Смещение на 1 сажень по возрастанию номеров групп (вниз) дает мажорное увеличенное трезвучие.

Таким образом, можно уверенно сказать – при разбивке сооружения необходимо использовать сажени одной группы или смежные между собой в порядке размещения в группах. Иное сочетание саженей ведет к диссонансу.

Каждая сажень древнерусских зодчих - это архитектурная нота, а все сооружения, возведённые ими - это застывшая музыка, и в прямом и в переносном смысле.

Вероятно, ключом к загадке ассоциации архитектуры как музыки служит найденный музыкальный ряд саженей. Отметим следующее:

1. Сажени, выложенные в ряд по возрастанию длины, довольно точно соответствуют звукоряду в 12 полутонов.

2. Сажени, размещенные по группам в системе Пилецкого - Черняева, дают аккорды диатонического звукоряда, со смещением тоники в каждой группе на пол тона вниз.

3. Трезвучие каждой из групп дает минорный аккорд.

4. Смещение выбранных саженей на 1 ступень выше даёт мажорный аккорд.

5. Смещение выбранных саженей на 1 ступень ниже дает увеличенное трезвучие.

Проектирование и строительство архитектурных объектов по саженям является гармоническим, т.к. напрямую связано с золотой пропорцией, как было показано выше, а также связано с музыкальной гармонией. Поэтому в помещениях, размеры которых основаны на пропорционировании по саженям, образующиеся стоячие волны соотносятся друг с другом по частоте, как частоты музыкальных нот в равномерно темперированном строе, т.е. будут гармоничны друг другу.

Система саженей образована на базе человеческих пропорций и размеров, а, следовательно, резонансная частота нашего тела совпадает с частотой длины, как саженей, так и музыкальных звуков.

Видимо в этом и заключен ответ на вопрос о гармоничности древней архитектуры и устойчивых ассоциациях архитектуры и музыки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: