Духовная культура личности и общества




 

Духовная жизнь — относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих.

 

Структура духовной жизни общества включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные отношения и институты, которые определяют порядок и условия его функционирования.

 

Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную, свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом.

 

Духовная культура — часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Духовная культура включает в себя нравственность, воспитание; просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости.

 

Элементами духовной культуры общества являются произведения искусства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и т. п. Вне духовной жизни, помимо сознательной деятельности людей культура вообще не существует, так как ни один предмет не может быть включен в человеческую практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов: знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий "исполняющей руки" и "мыслящей головы". При помощи одной только руки люди никогда не создали бы паровой машины, если бы вместе и наряду с рукой и отчасти благодаря ей не развивался и мозг человека.

 

Духовная культура формирует личность — ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации. Благодаря ей могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т. д. от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Именно поэтому чрезвычайно важна преемственность в развитии духовной культуры.

 

Духовный мир человека — это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества.

 

Духовные люди черпают свои главные радости в творчестве, в познании, в бескорыстной любви к другим людям, они стремятся к самосовершенствованию, переживают высшие ценности как нечто священное для себя. Это не означает, что они отказываются от обычных житейских радостей и материальных благ, но эти радости и блага для них не самоценны, а лишь выступают условием достижения иных, духовных благ.

 

Духовность — это одухотворенность, идеальные, религиозные, нравственные аспекты миропонимания.

 

Бездуховность, — это отсутствие высоких гражданских, культурно-нравственных качеств, эстетических потребностей, преобладание чисто биологических инстинктов.

 

Причины духовности и бездуховности кроются в характере семейного и общественного воспитания, системе ценностных ориентаций личности; экономической, политической, культурной ситуации в той или иной стране. Если бездуховность становится массовой, если людям становятся безразличны такие понятия, как честь, совесть, личное достоинство, то у такого народа нет шансов занять достойное место в мире.

 

Особенности молодежной субкультуры". "Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

Объединяясь, молодые люди образуют субкультуры. Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм.

Молодежные субкультуры создают свою собственную культуру, которая помогает молодым людям:

1. удовлетворить потребность подростков в общении;

2. обучает навыкам общения и как следствие - повышает авторитет подростка в глазах сверстников;

3. оказывает психологическую поддержку со стороны членов субкультуры;

4. помогает подросткам адаптироваться к жизни.

Почему подростки отдают предпочтение не общественным молодежным организациям, а молодежным субкультурам? Общественные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на общественную жизнь, не затрагивая личную. Именно поэтому молодежь отдает предпочтение молодежной субкультуре.

Участие в субкультуре - это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них.

Признаки субкультуры

•Стержень любой молодежной субкультуры - это уличный стиль.

•Большинство молодежных субкультур рождается вокруг определенного стиля музыки.

•Сленг - одна из главных отличительных черт субкультуры. Владение специфическим языком - пропуск в группу.

•Стиль одежды. Если у молодого человека появляется необычный стиль одежды, поведения, высказываний - все это могут быть приметы причастности к определенной субкультуре.

Взаимодействие культур

 

Взаимодействие культур – особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются как минимум между двумя культурами, а также тех влияний и взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах взаимодействия приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне. Т.к. подобные результаты подготавливаются постепенно, иногда незаметно, то процессы взаимодействия – как правило, длительное по времени явление (не менее нескольких десятилетий).

Элементарный обмен товарами, информацией, эпизодические контакты или даже устойчивые хозяйственные и другие отношения, не затрагивающие глубоких уровней в структуре культурной активности, в ценностных ориентациях, в образе жизни представителей той и другой культуры, не могут быть отнесены к взаимодействию культур, но выступают формами сосуществования или контактов культур друг с другом.

Выделяют разные уровни взаимодействия культур. Этнический уровень взаимодействия характерен для отношений между локальными этносами, историко-этнографическими, этноконфессиональными и другими общностями. На национальном уровне взаимодействия регулятивные функции в значительной степени выполняют государственно-политические структуры.

Цивилизационный уровень взаимодействия приобретает спонтанно-исторические формы; однако на этом уровне всегда были возможны наиболее существенные результаты в обмене духовными, художественными, научными достижениями. В повседневной практике общения стран и народов мира процессы взаимодействия на этническом и цивилизационном уровне чаще всего перекрещиваются. В межкультурных связях, особенно внутри полинационального государства, принимают одновременное участие как большие, так и малые нации. При этом более крупное по численности представителей и по роли в жизни разных народов культурное образование способно оказать большее влияние на процессы взаимодействия, нежели малая этническая группа, хотя вклад последней во взаимодействие нельзя недооценивать. Все же исследователи выделяют культуру-донора (которая больше отдает, чем получает) и культуру-реципиента (культура, в основном принимающая). В течение исторически длительных периодов времени эти роли могут меняться.

Важное значение во взаимодействии культур имеет структура взаимодействия, т.е. те содержательные направления и конкретные формы взаимного обмена, через которые оно осуществляется. Одной из наиболее древних и широко распространенных форм взаимодействия выступает обмен хозяйственными технологиями, специалистами-профессионалами; устойчивым видом взаимодействия являются межгосударственные отношения, полититические, правовые связи. Под влиянием взаимодействия культур могут происходить изменения в языке, художественной или религиозной практике взаимодействующих народов, а также в их обычаях. Следует учитывать и то, на каком уровне осуществляется взаимодействие: на уровне государства, через профессионально-корпоративные отношения, обществ, организаций или через обыденную, повседневную жизнь широких групп населения.

Различают также формы и принципы культурного взаимодействия. В исторической практике известны и мирные, добровольные способы взаимодействия (в этом случае принципы взаимодействия чаще всего нацелены на равноправное сотрудничество), и принудительные, или реализуемые в результате колониального, военного завоевания формы взаимодействия (в этом случае, как правило, доминирует стремление к односторонней выгоде в процессе взаимодействия). Практика международных отношений выступает как особая, исторически сложившаяся политическая форма регулирования межкультурных контактов разных стран между собой, в процессе которых могут быть выработаны специальные органы и объединения, осуществляющие более целеустремленную и широкую политику взаимодействия разных стран, в т.ч. в сфере собственно культурной активности.(ЮНЕСКО)

Международные отношения выступают не только формой культурного взаимодействия, но они содержат в себе конкретные механизмы, посредством которых оно осуществляется. Помимо механизмов, действующих в рамках международных отношений, в практике взаимодействия широко используется система социальных институтов и механизмов внутри самих культур. Важным механизмом может выступать политика модернизации, национальная и культурная политика, реализуемая на уровне государства, а также внутри отдельных производственно-корпоративных структур, муниципальной власти, обществ, организаций, культурно-национальных объединений.

Результаты взаимодействия культур, особенно если их анализировать в рамках краткосрочной ретроспективы, бывают неоднозначными. Оценка этих результатов – достаточно сложная процедура, поскольку еще не выработаны критерии, позволяющие говорить о безусловно положительных или отрицательных последствиях взаимодействия. Последнее утверждение нельзя отнести к тем случаям, когда одна культура начинает явно стагнировать под влиянием взаимодействия с другой и постепенно растворяется в ней или исчезает без следа. Такой результат наиболее отчетливо прослеживался и в прошлом, и в настоящем на примере культур реликтового или архаического типа, которые вплоть до наших дней сохраняются в ряде регионов. При внезапном столкновении с культурами современного типа подобные культуры нередко оказываются не готовыми в сжатые сроки, быстрыми темпами освоить те сложные культурные формы жизнедеятельности, которые им навязывает более динамичное и дифференцированное культурное окружение (индустриальные и постиндустриальные культуры). В настоящее время достаточно остро стоит проблема разрешения этого противоречия: необходимо найти такие способы адаптации подобных культур к современности, чтобы, не подрывая их внутренней сущности, попытаться сделать их контакты с современным миром менее разрушительными.

Более сложным по результатам и последствиям бывает взаимодействие между культурами, не имеющими глубокого разрыва по типологическим характеристикам, по способности к динамическим изменениям, по уровню внутренней дифференциации. Распространение в культуре удобных для работы орудий труда, современных технологий, новых оценочных критериев повседневного поведения людей, взятых из инокультурного опыта, не может быть признано позитивным или негативным, пока не станет ясно, какое именно воздействие оказали те или иные заимствования на глубинные качества культурной жизни данного народа. Новые предметы и явления культурной практики должны быть оценены не сами по себе, но лишь с позиций того, насколько они помогли данной культуре адаптироваться к изменениям внешнего мира, развить ее творческой потенции. В каждой культуре имеется система защитных механизмов, способных предохранить ее от слишком интенсивного инокультурного воздействия: таковы механизмы сохранения и воспроизводства своего предшествующего опыта и традиций, формирования у людей чувства культурной идентичности и др.

Современный этикет - это своеобразный кодекс хороших манер и

правил поведения. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное

впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением

поддерживать разговор, вести себя за столом.

Этикет сегодня – это уже не только свод правил хорошего тона. Это

знаковая система, освоение которой требует знаний на стыке многих

дисциплин: этики, эстетики, психологии, дипломатии, истории.

В наши дни серьезный деловой человек, помимо хороших манер, должен

иметь представление о международных стандартах делового общения,

основах делового протокола, делового этикета, об общепринятых дрескодах,

правилах поведения на разных видах приемов. Как видите, список обширен,

и за день-другой такой суммой знаний овладеть невозможно. Кроме того,

наша жизнь очень динамично меняется, особенно в последнее время,

меняются и правила этикета. Нужно постоянно быть в курсе таких

изменений, чтобы не прослыть безнадежно отставшим от жизни. На

определенном этапе карьерного роста человеку уже мало книг и пособий по

этикету, они служат лишь отправной точкой, а дальше ему уже будут

необходимы педагоги и консультанты по современному деловому этикету.

Самое главное в хороших манерах – постоянное упражнение, если вы,

конечно, желаете достичь вершин карьеры, а не застрять на одном уровне.

Правила современного этикета

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру

поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в

обществе. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов

от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения

являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не

только какого-то данного общества, но и представителями самых различных

социально-политических систем, существующих в современном мире.

Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения,

обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического

строения, национальными традициями и обычаями.

учреждения культуры - российские государственные (в том числе ведомственные) и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры...

 

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

 

Наука – 1) одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человека; 2) сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию, оценку новых знаний о природе, обществе, человеке.

 

Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты: совокупность знаний и их носителей; наличие специфических познавательных целей и задач; выполнение определенных функций; наличие специфических средств познания и учреждений; выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений; существование определенных санкций.

 

Наука как социальный институт включает:

 

– ученых с их знаниями, способностями и опытом – представители науки, осуществляющие осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества;

 

– научные учреждения (РАН, научные центры, государственные институты и др.) и организации (ЮНЕСКО, ИЮПАК, международный астрономический союз и др.;

 

– специальное оборудование (лабораторные установки, космические станции и др.);

 

– методы научно-исследовательской работы (наблюдение, эксперимент и т. д.);

 

– особый язык (знаки, символы, формулы, уравнения и пр.).

 

Цель науки – получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.

 

Характерные черты науки: обоснованность утверждений, достоверность полученных результатов, системность исследований.

 

Принципы науки (по Р. Мертону)

 

– универсализм – внеличностный характер, объективная природа научного знания; интернациональный и демократичный характер науки.

 

– коллективизм – всеобщий характер научного труда, предполагающий гласность научных результатов, их всеобщее достояние;

 

– бескорыстие, обусловленное общей целью науки – постижением истины;

 

– организованный скептицизм – критическое отношение к себе и работе своих коллег; в науке ничего не принимается на веру.

Классификация современных наук производится по типу современных наук, различаемых и по объекту, и по предмету, и по методу, и по степени общности и фундаментальности знания, и по сфере применения и т. п.

 

1. Науки делятся на: а) естественные (астрономия, астрофизика, космохимия, геология, геофизика, геохимия, цикл антропологических наук и др.); б) общественные (социальные) (социология, политология, юридические, управленческие и др.); в) гуманитарные (психология, логика, литературоведение, искусствоведение, история, науки о языке и др.); г) технические – (науки, изучающие действия законов физики и химии в технических устройствах, и другие науки).

 

2. По непосредственному отношению к практической деятельности науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы и культуры. Цель прикладных наук – применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: