Тема «Духовная культура личности и общества»




Цель занятия:

систематизировать и закрепить знания о духовной культуре личности и общества

План занятия:

1. Понятие культура.

2. Виды культуры.

3. Элементы культуры

4. Функции культуры.

5. Формы культуры.

 

Слово «культура» (cultura) –латинского происхождения. Первоначальным его значением было «возделывание, обработка почвы». Цицерон впервые использовал термин «культура» в переносном значении. По аналогии с «возделыванием земли», в «Тускуланских беседах» (45 г. до н.э.) Цицерон говорит о «возделывании души» (culturaanimi), т.е. о развитии личности, всех ее духовных способностей: нравственных, интеллектуальных, эстетических. Окончательно в научный оборот термин культура вошел в XVIII в. в качестве философского понятия. «Культура», как все то, что создал человек, противопоставлялась «природе» –тому, что появилось независимо от людей.

В этом значении термин «культура» стал синонимом понятия «цивилизация». Наряду с собственно природой существует и активно развивается «вторая природа», создаваемая человеком. За несколько веков систематического изучения культуры в разных науках появились десятки различных подходов к пониманию культуры, даны многие сотни, если не тысячи, определений культуры.

На сегодняшний день самым популярным определением культуры в учебной литературе по обществознанию является следующее: это «исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей».

Поскольку существует два основных вида деятельности – материальная и духовная – то выделяют и две разновидности культуры – культуру материальную и культуру духовную, тесно взаимосвязанные между собой.

Материальная культура представлена различными техническими сооружениями, зданиями, орудиями труда, предметами повседневного обихода и т.п.

Духовная культура – это вид культуры, который включает в себя знания, верования, убеждения, мораль, законы, традиции, обычаи и т.д. Духовная культура характеризует внутреннее богатство, степень развитости самого человека.

Основными элементами культуры служат язык, ценности, социальные нормы, образцы поведения.

Язык– это знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов. Язык служит важнейшим средством общения; хранения и передачи информации из поколения в поколение.

Ценности – это разделяемые большинством общества убеждения относительно целей, стоящих перед человеком, и основных средств их достижения. Ценности определяют смысл деятельности человека. В процессе взаимодействия между собой люди дают оценку предметам и явлениям с точки зрения их соответствия своим потребностям, с точки зрения их полезности и допустимости. Совокупность принимаемых личностью ценностей называется ценностной ориентацией.

Социальные нормы – это требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп и общественных институтов, выражающие общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями. Их исполнение обеспечивается различными формами принуждения.

Образцы поведения: обряды, обычаи, традиции.

Обряд – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.

Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе. Обычаи – неписаные правила поведения.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Основные социальные функции культуры:

1) функция социализации (образовательно-воспитательная функция). Усвоение культуры определенного общества в процессе воспитания и образования превращает человеческого индивида в личность, в полноценного члена общества;

2) регулятивная функция (функция социального контроля).Культура регулирует поведение людей через систему социальных норм и ценностей. Институты общества, обеспечивающие процесс социализации, одновременно осуществляют социальный контроль за поведением людей;

3) интегративная функция. Культура обеспечивает единство определенной общности людей. В то же время она разделяет общности, имеющие различные ценности и нормы поведения. Тем самым, культура одновременно выполняет и функцию дезинтеграции;

4) транслирующая функция – передача накопленного социального опыта последующим поколениям;

5) оценочная функция – осуществление дифференциации ценностей, обогащение или изменение традиций.

Выделяют три основных формы культуры, взаимодействующих между собой:

1) элитарная культура. Создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Адресуется незначительной части общества, поэтому не рассчитана на коммерческий успех. Для адекватного восприятия произведений элитарной культуры требуется специальная подготовка;

2) народная культура. Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и т.п.). Поэтому для восприятия этих произведений специальная подготовка не нужна – они рассчитаны на всех;

3) массовая культура. Создается профессионалами и предназначена для распространения через СМИ (телевидение, радио, интернет и т.п.) с целью достижения коммерческого успеха. Произведения массовой культуры (например, поп-музыка) предназначены для удовлетворения сиюминутных потребностей публики. Поэтому после кратковременного пика популярности о них забывают.

Наряду с доминирующей в обществе культурой существуют также субкультуры.

Субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней. Различают

городскую и деревенскую; молодежную, детскую и женскую; национальную, конфессиональную и профессиональную субкультуры.

Особую разновидность субкультуры представляет контркультура, которая не только отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте. Если представители субкультур, пусть весьма специфично и не в полной мере, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители контркультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу.

Например, криминальная контркультура, контркультура неформальных молодежных группировок (хиппи, панков) и др.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Что первоначально означало слово «культура»? Когда и где впервые стали использовать этот термин в переносном значении?

2. В каком веке в научный оборот окончательно вошло понятие «культура»? В каком значении оно тогда использовалось? Как определяют культуру современные ученые?

3. Назовите две основных разновидности культуры с позиций деятельностного подхода. Что их объединяет и в чем состоит отличие?

4. Охарактеризуйте основные элементы культуры.

5. Что называют обычаем, обрядом, традицией?

6. Перечислите основные социальные функции культуры. Раскройте их содержание.

7. Какие три основных формы культуры обычно выделяют в учебной литературе? Назовите их важнейшие черты.

8. Как взаимосвязаны элитарная, народная и массовая культура? Покажите на конкретных примерах.

9. Что такое субкультура? Назовите основные разновидности субкультур.

10.В чем состоит специфика контркультуры? Может ли контркультура оказывать воздействие на доминирующую в обществе культуру

 

  • Для чего обществу нужна культура?
  • Какую пользу она приносит?
  • Как вы оцениваете свой личный уровень культуры?

Общество существует не только в мире вещей и предметов. Человек живет, воспринимая мир как сложную систему понятий, идей, теорий и образов. Все это и многое другое наполняет духовную жизнь общества и человека. Наряду с экономической, социальной и политической сферами жизни, духовная сфера является важнейшей для понимания деятельности человеческого общества.

Духовная жизнь— это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Довольно часто ученые для удобства отдельно рассматривают духовную жизнь общества и духовную жизнь личности, каждая из которых имеет свое специфическое содержание.

Духовная жизнь общества (или духовная сфера жизни общества) охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей.

Для этой деятельности характерно разделение на два вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовно-теоретическая деятельность представляет собой производство духовных благ и ценностей. Ее продуктом являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений. Духовно-практическая деятельность — это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также потребление созданных духовных ценностей, т. е. деятельность, конечным результатом которой является изменение сознания людей.

К духовной жизни личности, или, как говорят иначе, духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Одним из главных условий полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры.

Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни. Несмотря на то что мы уже знакомы с этим понятием, нам предстоит еще глубже проникнуть в его смысл. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Где начинается культура?»

На поверхности лежит соображение, что искать ее надо там, где заканчивается природа и начинается человек — существо мыслящее и творческое. Например, муравьи, возводя сложнейшие постройки, не создают культуру. Они миллионы лет воспроизводят одну и ту же программу, заложенную в них природой. Человек же в своей деятельности постоянно создает новое, преобразуя и себя, и природу. Уже обтесав камень и привязав его к палке, он создал нечто новое, а именно предмет культуры, т. е. то, чего в природе до того не существовало. Таким образом становится понятно, что в основе культуры лежит преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе.

Сам термин «культура» изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нем подразумевалось внесение изменений в природу под воздействием человека. В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые употребил в I в. до н. э. римский философ и оратор Цицерон. Но лишь только в XVII в. оно начало широко использоваться в самостоятельном значении, подразумевая все, что изобретено человеком, С тех пор даны тысячи определений культуры, но единого и общепринятого все еще нет и, по всей видимости, никогда не будет. В самом общем виде его можно представить следующим образом: культура — это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества.

С другой, более узкой точки зрения культуру можно представить как особую сферу жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. В этом виде понимание культуры очень близко к определению духовной сферы жизни общества. Зачастую эти понятия с легкостью заменяют друг друга и изучаются как единое целое.

Изучением культуры в первую очередь занимается наука культурология- Но вместе с этим различные явления и аспекты культурной жизни являются предметом изучения и многих других наук — истории и социологии, этнографии и лингвистики, археологии и эстетики, этики и искусствоведения и т. д.

Культура — явление сложное, многогранное и динамичное. Развитие культуры — процесс двуединый. Он требует, с одной стороны, суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. создания традиций, а с другой стороны, преодоления этих же традиций путем приращения культурного богатства, т. е. новаторства. Традиции — стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности. Новаторство же сообщает динамику и толкает к развитию культурные процессы.

Человеческое общество творческими усилиями своих лучших представителей непрестанно создает новые образцы, которые укореняются в жизни людей, становясь традициями, залогом целостности человеческой культуры. Но культура не может останавливаться. Как только она замирает, начинается процесс ее деградации и вырождения. Традиции становятся стереотипами и шаблонами, бездумно воспроизводящимися по той простой причине, что «так было всегда». Такое развитие культуры неизменно ведет в тупик. Бесперспективным оказывается и полное отрицание всех предыдущих достижений. Желание все разрушить до основания, а затем возвести нечто новое заканчивается, как правило, бессмысленным погромом, после которого с большим трудом приходится восстанавливать остатки разрушенного. Новаторство дает положительный результат лишь в том случае, когда оно принимает в расчет все предыдущие достижения и строит новое на их основе. Но и этот процесс далеко не безболезнен. Вспомните хотя бы французских художников-импрессионистов. Сколько им пришлось выслушать насмешек и ругани, порицаний официальной художественной критики и издевательств! Однако прошло время, и их полотна вошли в сокровищницу мировой культуры, стали образцом для подражания, т. е. влились в культурную традицию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: