Механизмы управления рисками в логистике




риск менеджмент логистическая цепь

На современном этапе развития бизнеса особое значение приобретает риск-менеджмент, формирование которого в отечественной практике имеет свою особую специфику.

Первая особенность отечественного риск-менеджмента - низкая эффективность управления рисками, то есть отсутствие комплексности в развитии риск-менеджмента, его второстепенность в иерархии корпоративных ценностей, эпизодичность и несистемность в использовании. Вторая отличительная черта - его частое замещение страхованием. Такая политика чревата как злоупотреблением со стороны страховщика и увеличением соответствующего бюджета компании, так и снижением общего внимания, уделяемого рискам.

Крупным корпорациям до недавнего времени было удобнее организовывать собственные страховые компании. Как правило, такие страховщики берут на себя не только защиту имущественных интересов материнских компаний, но и оказывают услуги по размещению теневых финансовых потоков. При наличии подобного страховщика материнские компании отказываются от привлечения дополнительных риск-менеджеров, возлагая их функцию на страховую компанию, сводя управление рисками к страхованию отдельных составляющих бизнес-процесса. Лишь в последнее время с развитием логистики в России ситуация стала меняться.

Растущие риски логистических систем вынуждают владельцев крупного, да и среднего, бизнеса серьезнее подходить к их оценке, искать действительно эффективные меры по их снижению. Корпоративные страховочные решения перестали пользоваться популярностью. Отказавшись от них и желая осмысленно оценивать риски и управлять ими, крупная компания непременно сталкивается с проблемой: кто должен профессионально и комплексно заниматься этими вопросами. В теории - это дело службы риск-менеджмента. Однако сегодня подобными подразделениями могут похвастаться лишь несколько сырьевых и промышленных холдингов. Компаниям необходимо либо выстроить систему по управлению рисками, либо искать другие решения. Кроме того, управление рисками в логистике имеет особую специфику и специалистов в этой области не много.

Первым важным моментом при оценке рисков является тот факт, что само понятие «риск» довольно многогранно и зависит прежде всего от области его применения и сложившейся практики оценки рисков в этой области. Логистический менеджмент в России не может похвастаться глубокими традициями в области управления рисками, а стремительное повышение интереса к логистике и бум информации различного рода не заменит customs of the trade в хозяйственных связях.

Построение эффективных систем управления на национальном уровне могло бы базироваться на апробированных и эффективных моделях риск-менеджмента в других областях знаний с учетом особенностей их применения в логистике. Среди сфер деятельности, имеющих отношение к экономике, можно выделить следующие области с эффективным управлением рисками: страхование, банковское дело, биржевую деятельность, инвестирование, перевозки, в особенности морским транспортом, математику как основу для проведения всех расчетов.

Главная особенность этих сфер деятельности - наличие давно и прочно устоявшейся системы взглядов, сводов инструкций, правил, механизмов оценок рисков и, что очень важно, существование определенного объема статистических данных для проведения actuarial calculations (актуарных расчетов), основанных на теории вероятности, математической и хозяйственной статистике, а также на долгосрочных финансовых исчислениях. Формирование подобных систем взглядов требует времени и вдумчивых научно-методических исследований. Конъюнктурные же публикации в области управления рисками в логистике порой с не совсем профессиональным переводом общеупотребительной терминологии скорее вводят пользователей в заблуждение, нежели оказывают какую-либо действенную помощь.

Вторым важным моментом при оценке понятия «риск» является сложность и многофакторность логистической среды. Риски логистических систем могут быть самыми разнообразными. По своей сути логистические риски объединяют в себе различные виды рисков всех составляющих звеньев и элементов как в процессе изменения материальных, финансовых и информационных потоков, так и в процессе собственно управления рисками, возникающими в логистической системе.

Исследование процессов управления рисками в логистических системах предопределяет обязательное наличие командно-экспертного подхода. Для оценки рисков привлекаются специалисты из различных, в том числе вышеперечисленных, сфер деятельности: менеджеры, экономисты, математики, программисты, страховщики и т. п. Эти специалисты проводят оценку содержания понятия «риск» в соответствии с характером опыта собственной деятельности и профессиональной компетенцией. При этом необходимо достичь однозначности в подходах к рискам, которая устанавливается внутрикорпоративными регламентами и внутренней документацией организации.

Третий важный момент в оценке понятия «риск» заключается в том, что логистическая система на практике представляет собой не динамичную организацию с единым управлением, а совокупность заинтересованных сторон в виде звеньев логистической системы с определенными потенциальными возможностями и сферой компетентности. Под заинтересованными сторонами в логистической системе понимаются логистические звенья, с чьими интересами и прибылью связан успех организации и логистической системы. Звенья логистической системы - это в том числе команда менеджеров и специалистов с определенным характером собственной деятельности и профессиональной компетенцией. Подобная система не позволяет проводить позвенную дифференциацию процессов в логистической цепи, поэтому одних только вероятностно-статистических подходов при оценке рисков здесь явно недостаточно.

Четвертый важный момент, который необходимо отметить, состоит в том, что в ходе функционирования логистической системы участники всех звеньев логистической цепи заинтересованы в получении прибыли. Перед логистическими менеджерами звеньев ставится задача увеличить эту прибыль и сократить издержки. При этом вопросы управления рисками, как правило, выводятся из поля концентрации внимания деятельности логистов и менеджеров до момента наступления рискового события, затраты на устранение которого соизмеримы с прибылью за определенный значимый период.

Довольно часто индивидуальные и командные ориентиры риск-менеджеров не совпадают с командными ориентирами топ-менеджеров и не интегрируются в общую систему целей организации. Профессиональная компетенция менеджеров и риск-менеджеров вступает в противоречие с компетентностью организации как заинтересованной стороны, а у нас прав тот, у кого больше прав.

Для построения эффективной системы управления рисками необходимо обозначить сам предмет управления - риск. Существует довольно большое разнообразие определений этого понятия, и очень важен факт его однозначного понимания и документального фиксирования.

Итак, под риском будем понимать возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной, финансовой или другой деятельности организации. Необходимо отметить, что в числе основных причин возникновения риска - не только статистическая возможность появления неблагоприятной ситуации, но еще и три других фактора внешней и внутренней логистической среды: неопределенность, случайность, противодействие.

Неопределенность - это сумма обстоятельств, которые можно предвидеть заранее, но нельзя определить, насколько существенно они повлияют на итоговые показатели логистической деятельности. Данный фактор часто вообще не учитывается при оценке рисков, но его влияние на результаты деятельности может быть довольно значительным.

Случайность - это сумма обстоятельств, которые возникают независимо от общей ситуации и, как правило, под воздействием факторов внешней среды.

Противодействие - это намеренное сопротивление обстоятельствам и участникам логистического процесса при его выполнении. Наличие противодействия - не обязательно вражеские происки (хотя иногда действия чиновников или представителей местной администрации иначе не назовешь).

Сюда относятся и умелые действия конкурентов, использующих сложившиеся обстоятельства в своих интересах, и действия контрагентов или третьих лиц, которые выполняют или не выполняют условия договора.

Соответственно при функционировании логистической системы указанные факторы воздействуют на всю совокупность логистических звеньев, включая персонал организаций с определенным характером собственной деятельности, профессиональной компетенцией и определенной реакцией на рисковые события. Менеджерам важно понять, что стоит за понятием «риск», как можно управлять рисками и как поступить, если все пошло не так.

У любого менеджера или руководителя есть определенный багаж опыта и знаний, определенная сфера компетенции и свой взгляд на риск, и этот взгляд не всегда объективен. Довольно часто топ-менеджеры и предприниматели снисходительно относятся к вопросам управления логистическими цепями поставок и оценке рисков в логистике, не видя в этом особых проблем.

 


Заключение

 

Логистическая система в любой практической реализации - от процесса перемещения грузов до процесса товародвижения в рыночном пространстве - включает множество разнородных элементов, функционирование которых зависит от различных факторов и сопряжено с определенным риском. Одним из принципов логистики является надежность, причем на микро- и макрологистическом уровне. Это означает, что риск функционирования логистической системы должен быть сведен к минимуму или вообще нейтрализован, особенно риск возврата финансовых средств, инвестированных в логистическую систему.

Под риском понимается вероятность наступления страхового случая, а также возможный размер ущерба от него.

Страхование логистических рисков осуществляется с помощью:

системы управления непосредственно процессом товародвижения;

системы страхования специализированными страховыми компаниями.

Следует иметь в виду, что никакое страховое возмещение не в состоянии полностью возместить ущерб, обусловленный тем или иным риском, ибо, кроме прямого, неизбежен и косвенный ущерб. А поэтому задача состоит в недопущении наступления страхового случая - решение этой задачи возлагается на персонал, занятый в данной логистической системе.

 


Список литературы

 

1. Аникин Б.А. Логистика [Текст]: учебник для студ. вузов / Б. А. Аникин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2005. - 368 с.

2. Бауэрсокс, Д., Клосс, Д. Логистика: интегрированная цепь поставок [Текст]: учебник: [пер. с англ.] / Д. Бауэрсокс, Д. Клосс. - М.: Олимп-Бизнес, 2001. - 374 с.

3. Гагарский Э.А. Интермодальные перевозки [Текст] / Э.А. Гагарский, С.А. Кириченко // Логистика. - №1. - 2002. - с. 20.

4. Гаджинский, А.М. Логистика [Текст]: учеб. для вузов / А.М. Гаджинский. - 15-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2008. - 432 с.

. Гудков В.А. Основы логистики [Текст]: учебник / В.А. Гудков. - М.: Горячая линия - Телеком, 2004. - 351 с.

6. Еремеева Л.Э. Логистика [Текст]: учебно-методический комплекс / Л.Э. Еремеева. - Сыктывкар: СЛИ, 2008. - 96 с.

7. Миротин Л.Б., Сергеев В.И. Основы логистики [Текст]: учеб. пособие / Л.Б. Миротин и В.И. Сергеев. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 497 с.

8. Неруш Ю.М. Логистика [Текст]: учеб. для вузов / Ю.М. Неруш. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 389 с.

9. Саркисов, С.В. Управление логистикой [Текст]: учеб. пособие / С.В. Саркисов. - М.: Дело, 2004. - 368 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: