Использование приемов смыслового чтения на уроках английского языка




Фатхуллина Лилия Гамиловна,

учитель английского языка МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Когалыма Ханты-Мансийского автономного округа – Югра

liliyabattalova@yandex.ru

 

Использование приемов смыслового чтения на уроках английского языка

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие смыслового чтения, рас-сматриваются вопросы актуальности обучения смысловому чтению и описываются приемы, используемые на различных этапах работы с текстом.

Ключевые слова: смысловое чтение, стратегии смыслового чтения, приемы ос-мысления текста.

 

Наш век не случайно называется информационным, мы живем в мире инфор-маций. И большую часть нашей информации привычно мы получаем через текст. Нам очень важно, понимать друг друга, и понимать те слова, которые мы используем, понимать тот смысл, который мы вкладываем в них. Именно поэтому сейчас в информационном веке очень важно, чтобы человек научился работать с текстами. Ведь уметь читать значит не только лишь владеть техникой чтения, а ещё и применять знания, умения и навыки в разных ситуациях деятельности и общения. По мнению Л. Э. Генденштейна, учебный текст должен быть построен как модель «приключения мысли». Школьный учебник должен быть настолько интересным, что-бы учащиеся не просто зачитывались ими, а погружались в атмосферу совместного поиска и размышлений. Основным источником информации в современной школе является текст учебника.

Образование - это процесс перехода. Переход от обучения чтению к чтению для обучения (С. Мюррей). Как показывают мировые исследования, как показывает на-ша практика, именно на этом этапе мы теряем читателя.

Бессмысленно говорить, что мы учим читать, потому что на самом деле мы должны учить понимать текст, а обучение чтению, как мы обычно его трактуем, это только одно звено, только необходимое условие обучения процессу понимания (А. А. Леонтьев).

Что такое понимание текста?

Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается, в явном виде); подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»); концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы, что хочет донести до нас автор).

Чтение - процесс интерактивный, то есть основанный на взаимодействии, обоз-начает наличие обратной связи между читающим и текстом/автором. Задача учителя - подобрать учебный материал и создать ситуации работы с ним.

Под смысловым чтением понимается «восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей». Ввёл это понятие в обиход сначала науки, далее образования А.А. Леонтьев. Если проанализируем это определение с конца, то, что мы поймем? Если у ученика нет коммуникативной и познавательной задачи, то и смысловой установки нет.

Овладение техникой смыслового чтения помогает построить учебный материал так, что учащиеся сами совершают открытие. Одним из путей овладения такой тех-никой чтения на уроках является применение стратегий смыслового чтения. В на-учной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приёмов, используемые учащимися для восприятия графически оформленной текстовой информации и её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Стратегии смыслового чтения представляют собой алгоритм умственных действий и операций в работе с текстом. К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников, под которым подразумевается процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями [3].

Чтение на иностранном языке является одним из необходимых средств для
эффективного овладения иностранным языком.

Прежде всего организуем систематическую работу по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках английского языка. При этом основная работа направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания.

Работая с текстом, предлагаем обучающимся следующие эффективные стратегии, приемы (таблица 1).

Таблица 1

 

Стратегия THIEVES:     T – title – заголовок     H – headlings – подзаголовки     I – introduction – введение   E – every first sentence in a paragraph   V – visuals and vocabulary – изображения и словарь к тексту   E – end of chapter – question – вопросы в конце текста   S – summary - обобщение   предполагает просмотр учебного текста (просмотровое чтение) перед внима-тельным медленным чтением через пос-тановку вопросов. Могу ли я по нему определить тему текста или проблему? Знаю ли я что-нибудь по этой теме? В какой вопрос можно превратить дан-ный подзоголовок? Как первый абзац предвосхищает основной текст? Учим ученика анализировать. Можно ли по первому предложению сказать, о чем пойдет речь в абзаце? Есть ли в тексте картинки, список ключевых слов, новых фраз?   Какую информацию они предполагают выделить в качестве главной?   Есть ли в конце текста обобщающий абзац или его нужно сформулировать?
Стратегия SMART   S- self - сам себя проверяю M – monitoring - самомониторинг A – approach to – сам читаю, проверяю R – reading – читаю текст с ручкой в руках и отмечаю по тексту «V» и «?». T – thinking Текст перечитывается по выделенным фрагментам на полях «V» и «?». Смысл стратегии в том, что проработав любой текст, ученик понимает: вот это мне понятно, а это мне надо спросить. Данная стратегия учит учеников задавать вопросы к тексту, себе, друг к другу.  
Fishbone Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связывающим звеном выступает основная кость. Голова – это проблема, вопрос, тема, которые подлежат анализу, сравнению, обсуждению. На верхних косточках фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки – факты, суть понятий. Хвост – ответ на представленный вопрос, выводы, обобщения. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий. один из приемов смыслового чтения, который реализуется в рамках технологии критического мышления. Fishbone позволяет определить проб-лемный вопрос; установить причинно-следственные связи событий и явлений; сформулировать вывод по поставленной проблеме, учитывая найденные закономерности. Данный прием дает возможность ран-жировать сложность задания. Мы можем прописать только проблемный вопрос, прописать проблемный вопрос и основные понятия, дать задания уча-щимся самим определить проблемный вопрос и составить фишбоун (это уже будет проект). Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Использование приема фишбоун развивает умение учащихся работать в группах, анализировать тексты, выделять основные события и искать причины, обобщить и делать выводы.

 

Можно также использовать сервис https://www.classtools.net/. С помощью него можно создавать различные образовательные флеш-приложения. Существует боль-шое количество шаблонов, на основе которых можно составить свое задание, выбирая шаблон, например фишбоун. Здесь же можно заполнить элементы, ввести свой текст данных. И созданный ресурс можно сохранить.

Также одним из универсальных приемов является текст с пропусками, текст с ошибками.

Хорошие читатели, используя стратегии смыслового чтения, отслеживают свое понимание, встречаясь с новой информацией. Если мы что-то не понимаем, мы можем стратегию поменять.

Как видно из всего сказанного выше, текст является основой для развития
умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме. Система-
тическое использование приемов работы с текстом позволяет детям лучше усваивать предметные знания по языку, развивать коммуникативные умения, выра-
жать свои мысли в устной и письменной форме, комментировать содержание,
высказывать свою точку зрения на полученную информацию.

 

Ссылки на источники

1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой.- М.: Мой учебник, 2007

2. Пранцева Г.А., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения и понимания текста. – М.: Форум, 2013.

3. Бегашева И. С. Освоение педагогического опыта победителей ПНПО как условие результативности деятельности педагога // Библиотека журнала «Методист». – 2012. – № 5. – С. 51.

4. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: РШБА, 2005.

5. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. – 5-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004. – С. 36.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: