Характеристика средств подготовки в легкой атлетике




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 


Институт физической культуры и спорта

Кафедра теории и методики спортивных дисциплин, адаптивной физической культуры и медико-биологических основ физического воспитания

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Теория и методика обучения базовым и новым видам двигательной активности (Легкая атлетика)

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

 

 

Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование

Профиль подготовки: Физическая культура и дополнительное образование (адаптивное физическое воспитание)

Форма обучения: заочная

 

Выполнил студент:

Душамбин С.В.

4 курс, группа ЗБ-ФКДО-41

Руководитель:

Шеворакова Ю.Г.

ст. преподаватель

________ ____________

оценка подпись

«____» _________ 2020г.

 

Оренбург, 2020 г.

Введение…………………………………………………………………………3

1. Характеристика средств подготовки в легкой атлетике………………….4

2. Заключение…………………………………………………………………...6

3. Список использованной литературы………………………………………7

Введение

Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетического многоборья – десятиборье, пятиборье и др. В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Это древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья людей. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях. Легкая атлетика – часть государственной системы физического воспитания. Легкоатлетические упражнения входят в программы физического воспитания школьников, учащихся всех типов учебных заведений, в планы тренировочной работы во всех видах спорта, в занятия физической культурой Актуальность темы обусловлена потребностью приобщения школьников к занятиям легкой атлетикой, успешность которой определяется отбором методов и средств.

 

 

Характеристика средств подготовки в легкой атлетике

В подготовке легкоатлетов используются физические и идеомоторные упражнения, аутогенная тренировка, определенные условия внешней среды, средства восстановления и гигиенический режим. Нет необходимости подробно говорить об этих средствах, они общеизвестны. Укажем лишь на особо важную роль возросших сегодня по значению специальных упражнений для преимущественного развития физических и волевых качеств применительно к избранному виду легкой атлетики и для совершенствования техники и тактики. Необходимо лишь, чтобы по кинематической и динамической характеристикам движений, а также по психологической направленности специальные упражнения подходили, возможно, ближе к избранному виду легкой атлетики. Специальные упражнения выполняются со снарядами (легкоатлетическими, набивными мячами, мешками с песком, гантелями, гирями, штангой, грузом на блоках и др.), на снарядах (гимнастических, барьерах, канате и др.), тренажерах и без снарядов. Эти упражнения могут также выполняться в усложненных условиях: в горной местности, в барокамере, при уреженном дыхании, по мягкой дорожке, на трудном профиле пути, при встречном ветре, дожде, в условиях «поля боя». Это делается для психологической подготовки легкоатлетов, воспитания у них волевых качеств и повышения уровня физического развития. В зависимости от внешних условий выполнение упражнений, их целенаправленность и эффективность воздействия На спортсмена будут изменяться.

Физические упражнения (главное средство подготовки) делятся на три основные группы.

1-я группа. Упражнения в том виде легкой атлетики, в котором спортсмен специализируется, включая все элементы и варианты этого вида.

2-я группа. Общеразвивающие упражнения, которые подразделяются на две подгруппы:

а) упражнения из других видов спорта (гимнастика, тяжелая атлетика, спортивные игры и др.), применяемые для общего физического развития, но соответственно специфике своего вида легкой атлетики (например, для развития общей выносливости может применяться ходьба на лыжах, для развития и укрепления мускулатуры – упражнения с тяжестями, для развития ловкости – игра в баскетбол или футбол);

б) общеразвивающие подготовительные упражнения с различными предметами (палками, скакалками, гантелями и др.) и без них; упражнения на снарядах и тренажерах, наклоны, повороты, размахивания, вращение, сгибание и разгибание конечностей, прыжки и др.

3-я группа. Специальные упражнения. Они обычно представляют собой элемент, часть или «связку» нескольких движений, взятых из данного вида легкой атлетики. Необходимо, чтобы по кинематической и динамической характеристикам движений, а также по психологической направленности специальные упражнения подходили бы возможно ближе к избранному виду легкой атлетики или его части.

Надо подчеркнуть роль и идеомоторных упражнений, т. е. мысленного исполнения физического упражнения, его части, элемента, связки, что способствует овладению техникой и тактикой, настраивает на предстоящее фактическое выполнение упражнения, упрочивает навык, совершенствует проявление двигательных качеств. В процессе идеомоторного упражнения начинается образование двигательного навыка.

Особого внимания требует к себе и аутогенная тренировка, позволяющая воздействовать на психическое состояние спортсмена (для отдыха, снижения возбужденности, предстартовой настройки) посредством самовнушения или внушения тренером или психологом.

К сожалению, все еще недооцениваются музыка и ритмолидеры, с помощью которых можно делать занятия более эмоциональными, увеличивать объем тренировки, интенсивность, преодолевать пределы выносливости и скорости бега. Соответствующая музыка — хорошее средство и для настройки перед стартом.

В настоящее время повысились требования к местам занятий. Синтетическое покрытие дорожек и мест для прыжков и метаний, амортизационные подушки для приземления стали обязательными на легкоатлетических стадионах и манежах. Рекомендуется иметь несколько круговых дорожек из мягкого синтетического материала, опилок или песка, с травяным покровом. Желательна наклонная дорожка (2—3°) для спринта, прыжков в длину и тройным. Очень важно иметь современное оборудование для физической подготовки: гантели, набивные мячи, скакалки, мешки с песком, утяжеленные пояса, жилеты и манжеты, гири, штанги, гимнастические снаряды, мячи, эспандеры, блоковые аппараты, универсальные и специальные тренажеры и др. На стадионе желательно оборудовать городок физической подготовки со снарядами, на которых можно выполнять упражнения в висе и упоре, с тяжестями, с различными предметами. Все места занятий следует оснастить механическими и электронными средствами срочной информации о действиях спортсмена.

Важное значение имеет подготовка в условиях среднегорья (1500—3500 м над уровнем моря). Тренировка там в течение 20—30 дней способствует повышению жизнедеятельности организма спортсмена и его работоспособности. Эффективность тренировки в среднегорье проявляется после возвращения спортсменов в обычные условия. В первые 5 дней после спуска с гор результаты (особенно в спортивной ходьбе и беге на 400 м и более) могут значительно повышаться. Затем в период реакклиматизации (6—14 дней) работоспособность, как правило, понижается, но в последующие 15—30 дней достигает наивысшего уровня.

Горная тренировка перед кульминационными соревнованиями планируется с таким расчетом, чтобы можно было стартовать через 2 недели после спуска с гор. Разумеется, при этом следует учитывать индивидуальные особенности, продолжительность пребывания в горах и интенсивность тренировки там. Очень важно для каждого легкоатлета экспериментально определить требующийся ему срок для наиболее эффективного участия в соревнованиях после спуска с гор

Гигиенический режим (хорошее питание, сон, распорядок дня и др.), средства восстановления (различные формы массажа, баня, гидропроцедуры, физиотерапия, витаминизация, рациональное питание) и естественные факторы природы (солнце, воздух, вода) являются важными средствами улучшения функционального состояния организма, укрепления здоровья и закаливания. Они повышают жизнедеятельность легкоатлета, позволяют ему больше и эффективнее тренироваться, быстрее восстанавливать свои силы после занятий.

Заключение

В данной работе рассматриваются средства подготовки в легкой атлетике, которые редко применяются в повседневных тренировках, такие как ритмолидеры и подготовка в среднегорье, но это не означает, что их полезность уступает обычным тренировочным процессам, в полезности и качестве физической подготовки легкоатлета.

 

Список литературы

1. Верхошансшй Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. — М., 1985.

2. Гогін О.В. Легка атлетика: Курс лекцій /Харк.держ.пед.ун-т ім.Г.С.Сковороди. – Харків:"ОВС", 2001. – 112 с.

3. Легкая атлетика/А. Н.Макаров, В.З.Сирис, В.П.Теннов. — М., 1987.

4. Легкая атлетика / Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. При­макова. - М., 1989.

5. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с.

6. Легкая атлетика в школе / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, Г. А. Колод-ницкий. — М., 1993.

7. Матвеев Л. П. Общая теория спорта. — М., 1997.

8. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. — Киев, 1999.

9. Платонов В. Н. Теория и методика спортивной тренировки. — Киев, 1984.

10. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. — Киев, 1997

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: