Леонардо да Винчи. «Тайная Вечеря»




Наверняка всем знакомо произведение живописи Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» написанное для трапезной монастыря Санта-Марие-делле-Грацие в Милане.

Если кто-то не видел его вживую, то, наверное, читал роман Дэна Брауна «Код да Винчи», ну, а кто не читал, наверняка смотрел фильм Рона Ховарда по одноименной книге. Вообщем, картина эта (а точнее фреска) известна всему миру. И чем больше мы о ней узнаем, тем больше загадок остаются неразгаданными.

Художник писал эту фреску с 1495 по 1497 годы.

 

Площадь стены составляет примерно 4 на 9 метров. Леонардо сначала написал фигуры, а затем задний план. Пространство кажется обширным и почти воздушным, а вся картина по праву считается шедевром линейной перспективы Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Тем более что посмотреть есть на что. Уже при жизни автора фреска считалась его лучшим произведением. Хотя, назвать картину фреской было бы неправильным. Дело в том, что Леонардо да Винчи при создании «Тайной вечери» отказался от традиционной техники «буон фреско», при которой на слой влажной штукатурки наносятся щелочно-стойкие пигменты, растертые в воде, в пользу секко или сухого метода. Таким образом, «Тайная вечеря» – это не традиционная фреска в истинном своем значении, а настенная роспись, выполненная на сухой штукатурке.

 

Сюжет картины отсылает нас к главе из Евангелия, когда вечером в Страстной Четверг Господь Иисус Христос на трапезе сообщает ученикам, что кто-то из них предаст Его (и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня »[3]). В лицах и жестах учеников читаются разные эмоции. По сюжету — это последняя вечеря преданного Иисуса Христа вместе с двенадцатью своими учениками и последователями перед распятием.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намёком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним[4]. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Христос, в центре длинного обеденного стола, в тихом смирении, уже принявший божественную отрешенность. Он склонил голову, его глаза полузакрыты, а рот слегка приоткрыт, как будто он только, что закончил произносить роковой приговор. Его фигура обрамлена стеной, в которой открываются три окна, ссылаясь на тайну Троицы. Леонардо «использует троицу» для построения всей сцены, материализует ее в окнах, распределяет по позициям апостолов, воплощает в геометрии тела Христа и заново отражает в треугольной пустоте отношений между Сыном и Святым Духом.

Христос становится как бы обобщением: глубоко трогательная, соотнесённая с вечностью фигура, вечностью, которую Леонардо обозначил с помощью спускающейся с левого плеча Христа мантии холодного голубого цвета – цвета отстранённости.

Двенадцать апостолов разбиты на две группы по шесть; вместе с Христом они составляют композицию из трёх групп. Однако группы апостолов разбиты ещё на подгруппы: их четыре – по трое в каждой.

 

 

Проблему выделения Иуды Леонардо разрешил с наибольшей лёгкостью. Он поместил Иуду с той же стороны стола, что и всех, однако психологически отделил его от остальных одиночеством. У него, единственного, затенено лицо, он как бы отстраняется от утверждения Христа. Откинувшись, он ударяет по солонке, которая переворачивается – символ дурного предзнаменования, что также перекликается с отречением от соли крещения. Выразительны руки Иуды, в одной он сжимает мешок с тридцатью монетами, другой тянется к тарелке, в которую Иисус обмакнул хлеб.

 

Другие апостолы, вопрошающие, протестующие, отрицающие, всё ещё не знают, кто из них предатель, – зритель узнаёт это сразу.

 

В картине каждая деталь написана с особой тщательностью, предметы и посуда на столе словно участвуют в напряженном пафосе сцены: ножи, тарелки, кувшины и хлеб уравновешивают судорожные движения апостолов. Фактически, на столе, накрытом льняной скатертью из Перуджи с синими полосами, завязанной узлами по углам, детали имеют символическое значение. Тайная Вечеря описание картины:

· Хлеб и вино, обозначенные руками Иисуса Христа.

· Рыба, а не пасхальный ягненок, больше подходила к пищевым привычкам доминиканцев, для которых она была по преимуществу покаянной пищей. Кроме того, рыба является символическим указанием на Христа, поскольку греческое название ихтис (ΙΧΘΥΣ) – акроним имени Иисуса Христа по начальным буквам слов: Иисус Христос, Божий Сын Спаситель.

· Оловянные тарелки, ножи и стаканы для апостолов, как бы подчеркивают важную функцию двенадцати, не просто зрителей, а главных действующих лиц евангельской сцены.

· Прозрачные колбы с водой.

· Три больших сервировочных блюда: одно пустое в центре перед Иисусом, в том, что слева – мелкая рыба, а в трех других меньших (справа) – угорь нарезанный ломтиками с ломтиками апельсина. Это гастрономическая мода эпохи Возрождения.

· Гранат, плод на тарелке перед Иисусом – символ воскресения.

· Соль, высыпанная перед локтем Иуды. В народной традиции – символ дурного предзнаменования, но с религиозной точки зрения это имеет другое значение. В Нагорной проповеди Иисус называет апостолов солью земли (Матфей 5:13), ссылаясь на их миссию в качестве вестников Его Слова: таким образом, Иуда показан не только как предавший Мессию, но также как токто упустил возможность распространять Слово Божье.

Не единожды поддававшаяся пристальному изучению и вниманию, эта работа и по сей день вызывает неподдельный интерес, порождая уйму различных версий насчёт изображённых на ней людей и предметов.

После взлётов и падений, да Винчи, наконец, достиг славы, которую он хотел в своей собственной жизни с данным произведением искусства, которое и по сей день считается одним из самых противоречивых и загадочных шедевров в мире. И судя по всему, споры, мнения и различного рода догадки и предположения ещё долгие годы будут сопровождать эту удивительную работу...

 

Тайная вечере, Тайная вечере,

Тихая радость Господнего вечера.

Музыка неба в оконный проём,

Лентой узорной – стихов окоём.

В звёздной купели рождённая истина

Радует сердце и светится искренне.

Тихая радость Господнего вечера

Тайная вечере, Тайная вечере!

Т. Гордиенко

Судьбы художников поражают с самых первых моментов знакомства с ними, таковой является и судьба Леонардо да Винчи. Он – великий новатор своего времени, многосторонняя и многогранная личность: познания в науке, ваятель и зодчий, певец и музыкант, стихотворец и импровизатор, теоретик искусства, театральный постановщик и баснописец, философ и математик, анатом и астроном. Но этот перечень только ещё больше погружает нас в то таинственное, чем жил великий художник Высокого Возрождения. Его живописные произведения стали новым шагом на пути к искусству, его истине, тайнам и загадкам. Написанная в Милане фреска в трапезной доминиканского монастыря «Тайная вечеря» продолжает удивлять и будоражить наше сознание, благодаря тем скрытым и зашифрованным символам, которые передал автор полотна. По крайней мере, нам так хочется верить в то неразгаданное и уловить мимолётные оттенки тайн и загадок великого мастера. Леонардо, как точный толкователь роковых слов Иисуса: «Один из вас предаст меня», вместо религиозного таинства передал драму человеческих чувств, психологическое состояние каждого апостола, поражённого словами Учителя в самое сердце. Леонардо создал в «Тайной вечере» самую умную, законченную иллюстрацию этих слов. Но основной смысл композиции состоит в её поразительной, какой – то таинственной взаимосвязи настоящего и будущего. Или же это пророчество? А значимость изображенных фигур усиливает величие происходящего, ощущение реального с таинственным.

Может быть, осознав тайные каноны и суть постижения мира через искусство, мы сможем ответить на риторические в данный момент вопросы. Но пока вербальная связь с символичными тайнами не настроена, человек должен быть готов общаться с ней не вербально – с помощью звуков, образов, символов. Поэтому великие художники, творцы искусства обращались к знаковым символам как проявлениям их сущности и реальности. Они на протяжении многих лет строят мост, который приведет нас и наших потомков в тот же самый мир, только взгляды будут на него другие. Таким образом, истина и загадка они совсем рядом – это часть нашего мироздания, и осознать данное в полной мере сможет не каждый. Но попытаться стоит всегда. Ведь тайна, загадка – есть философия неизученного, непонятного, но это лишь на время… Однако вопрос о тайных посланиях и забытых символах работы великого мастера так и остаётся пока открытым. Что ж, дерзайте!

Список использованной литературы:

1. Духовная поэзия. Т. Гордиенко. Москва, издательство «Стихира»,2015г.

2. Искусство. 8—9 классы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. (Просвещение 2009 г.)

3. Леонардо. Исторический роман. А.Е. Клиентов. Москва, издательство «Белый город»,2007г.

4. Мировая художественная культура: Учебное пособие – 5 – е издание. – М.: Издательский центр «Академия», 2001г.

5. Сто великих картин. Н.А. Ионина. Москва, издательство «Вече»,2006г.

6. Энциклопедия для детей Том «Искусство XVIII-XIX в.в.»

7. Энциклопедия Кирилла и Мефодия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: