История развития геометрии




Тема: Основы геометрии

Количество часов: 2

Цель: Систематизация знаний по теме «Основы геометрии»

 

1. Теоретический блок

Добрый день, уважаемые студенты!

Ознакомьтесь с материалами лекции.

На основе материалов темы «Основные геометрические формы.
Понятие геометрической фигуры» (пункт №2 лекции) создайте презентацию (дополнив текстовый лекционный материал соответствующими изображениями, схемами, рисунками). Данную работу можно выполнять, объединившись в подгруппы 2-4 человека.

Презентация обязательно должна иметь титульный лист с указанием названия темы, ФИО авторов

Ссылка для размещения выполненных работ

https://drive.google.com/drive/folders/1Ix1iEArYNNHAtU-q0b7Z_-TpoEBSJzlt?usp=sharing

История развития геометрии

Что­бы ор­га­низо­вать ус­пешную де­ятельность де­тей по ов­ла­дению ге­омет­ри­чес­ким ма­тери­алом, воспитателю нуж­ны со­от­ветс­тву­ющие зна­ния и уме­ния: он дол­жен знать ис­то­рию воз­никно­вения и раз­ви­тия ге­омет­рии, ос­новные свойства ге­омет­ри­чес­ких фи­гур, изу­ча­емых в на­чальном кур­се ма­тема­тики, уметь их пос­тро­ить.

Ге­омет­рия за­роди­лась в Древ­нем Егип­те как на­бор пра­вил ре­шения прак­ти­чес­ких за­дач, воз­ни­кав­ших в строи­тельстве, при рас­пре­деле­нии зе­мельных учас­тков, из­ме­рении пло­щадей, объемов и т. д. Сви­де­тельством это­му слу­жат еги­пет­ские пи­рами­ды, пос­тро­ен­ные око­ло 4800 лет на­зад с вы­пол­не­ни­ем слож­ных и точ­ных ге­омет­ри­чес­ких рас­че­тов. Но осо­бен­но важ­ной бы­ла за­дача рас­пре­деле­ния зе­мельных на­делов. Этим за­нима­лись спе­ци­альные лю­ди — зем­ле­меры, ко­торых гре­ки на­зыва­ли гар­пе­донап­та­ми, т. е. на­тяги­вате­лями ве­ревок, так как при рас­пре­деле­нии зем­ли ис­пользо­вались ве­рев­ки. Но что­бы знать, где и как их на­тяги­вать, на­до бы­ло иметь план по­лей. Так прак­ти­чес­кая за­дача рас­пре­деле­ния зе­мельных учас­тков при­вела к воз­никно­вению на­уки ге­омет­рии.

Об­ширные све­дения о свойствах фи­гур, на­коп­ленные егип­тя­нами, бы­ли за­имс­тво­ваны гре­ками. Про­изош­ло это в VII–V вв. до н. э. А так как осо­бен­но важ­ной за­дачей бы­ло зем­ле­мерие, то гре­ки наз­ва­ли на­уку о фи­гурах ге­омет­ри­ей (от греч. ге­ос — зем­ля и мет­рио — из­ме­ряю).

Мно­гие ге­омет­ри­чес­кие по­нятия воз­никли в ре­зульта­те мно­гок­ратных наб­лю­дений ре­альных пред­ме­тов той или иной фор­мы, т. е. в про­цес­се поз­на­ния ок­ру­жа­юще­го ми­ра лю­ди зна­коми­лись и с прос­тейши­ми ге­омет­ри­чес­ки­ми фор­ма­ми. Ов­ла­дению этим зна­ни­ем спо­собс­тво­вали сле­ду­ющие фак­то­ры: про­из­водс­тво ору­дий тру­да, име­ющих срав­ни­тельно пра­вильную ге­омет­ри­чес­кую фор­му, строи­тельство жилья, шитье одеж­ды, из­го­тов­ле­ние по­суды, ук­ра­шений.

Ог­ромное вли­яние на раз­ви­тие ге­омет­ри­чес­ких пред­став­ле­ний ока­зали сис­те­мати­чес­кие ас­тро­номи­чес­кие наб­лю­дения, что при­вело к воз­никно­вению по­нятий ша­ра, ок­ружнос­ти, уг­ла, уг­ло­вой ме­ры.

Раз­ви­тие зем­ле­мерия, обоб­ще­ние на­коп­ленно­го опы­та наб­лю­дений при­вело к соз­да­нию прак­ти­чес­ких пра­вил из­ме­рения зе­мельных учас­тков, на­хож­де­ния пло­щадей и объемов прос­тейших фи­гур, стро­ительных норм и др. Так, фор­му­лы для вы­чис­ле­ния пло­щадей зе­мельных учас­тков, име­ющих фор­му тре­угольни­ка, тра­пеции, встре­ча­ют­ся у древ­них егип­тян, ва­вило­нян. К XVII–XVI вв. до н. э. бы­ли ус­та­нов­ле­ны та­кие фак­ты, как те­оре­ма Пи­фаго­ра, вы­раже­ние для под­сче­та объема ша­ра и мно­гие дру­гие. Но выс­ту­пали они не как ло­гичес­ки до­казан­ные ут­вер­жде­ния, а как вы­воды из опы­та.

Та­ким об­ра­зом, ге­омет­рия воз­никла как прик­ладная на­ука, как соб­ра­ние пра­вил, не­об­хо­димых для ре­шения прак­ти­чес­ких за­дач, та­ких как срав­не­ние фи­гур, на­хож­де­ние ге­омет­ри­чес­ких ве­личин, а так­же для прос­тейших ге­омет­ри­чес­ких пос­тро­ений.

Прак­ти­чес­кие пра­вила пос­те­пен­но при­води­лись в сис­те­му. Кро­ме то­го, од­ни пра­вила ста­ли вы­водиться из дру­гих и обос­но­вываться пос­редс­твом рас­сужде­ний. Воз­никло до­каза­тельство, пра­вила ста­ли прев­ра­щаться в те­оре­мы, ко­торые до­казы­вались без пря­мых ссы­лок на опыт. Во­об­ще, со­вер­шенс­тво­вание ге­омет­ри­чес­ких зна­ний шло по пу­ти их от­де­ления от опы­та — в ре­зульта­те пред­ме­том ге­омет­рии ста­ли не ре­альные, а иде­альные фи­гуры, т. е. фи­гуры, яв­ля­ющи­еся об­ра­зами пред­ме­тов, в ко­торых абс­тра­гиру­ют­ся от все­го, кро­ме фор­мы. Бо­лее то­го, эти фи­гуры ста­ли до­пол­няться свойства­ми, ко­торы­ми ре­альные пред­ме­ты не об­ла­да­ют. Нап­ри­мер, по­нятие пря­мой, воз­никшее как от­ра­жение та­кого свойства ре­альных пред­ме­тов, как про­тяжен­ность, бы­ло до­пол­не­но пред­став­ле­ни­ем о ее бес­ко­неч­ности.

По­луче­ние но­вых ге­омет­ри­чес­ких ут­вер­жде­ний с по­мощью рас­сужде­ний от­но­сит­ся к VI в. до н. э. и свя­зано с име­нем древ­негре­чес­ко­го ма­тема­тика Фа­леса Ми­лет­ско­го. Счи­та­ют, что им до­каза­ны свойства рав­но­бед­ренно­го тре­угольни­ка, ра­венс­тво вер­ти­кальных уг­лов и ряд дру­гих фак­тов.

К III в. до н. э. ге­омет­рия ста­новит­ся де­дук­тивной на­укой, од­новре­мен­но ре­шая мно­гие прак­ти­чес­кие за­дачи: да­ет точ­но обос­но­ван­ные пра­вила для пос­тро­ения фи­гур с за­дан­ны­ми свойства­ми, поз­во­ля­ет раз­личны­ми спо­соба­ми срав­ни­вать фи­гуры, по од­ним свойствам фи­гуры де­лать вы­воды о дру­гих ее свойствах и т. д.

Ос­новные дос­ти­жения в об­ласти ма­тема­тики бы­ли сис­те­мати­зиро­ваны око­ло 300 лет до н. э. гре­чес­ким уче­ным Ев­кли­дом и из­ло­жены в его зна­мени­том тру­де «На­чала», сос­то­ящем из 13 книг. Это со­чине­ние яв­ля­ет­ся пер­вым до­шед­шим до нас стро­гим ло­гичес­ким пос­тро­ени­ем ге­омет­рии. «На­чала» Ев­кли­да ос­та­вили глу­бокий след в ис­то­рии и в те­чение мно­гих ве­ков слу­жили об­разцом на­уч­но­го из­ло­жения ма­тема­тики.

Пос­ле III в. до н.э. ге­омет­рия раз­ви­валась мед­ленно — тре­бова­лись но­вые идеи и ме­тоды, не­об­хо­димо бы­ло раз­ви­тие по­нятия чис­ла и ал­гебры. Пер­вые ша­ги в этом нап­равле­нии бы­ли сде­ланы в Древ­ней Гре­ции, а за­тем в Ин­дии, где бы­ла от­кры­та де­сятич­ная сис­те­ма счис­ле­ния. В ге­омет­рии но­вые идеи и ме­тоды по­яви­лись в XVII в. При­над­ле­жали они фран­цуз­ско­му фи­лосо­фу и ма­тема­тику Ре­не Де­кар­ту. В сво­ем со­чине­нии «Ге­омет­рия» он впер­вые опи­сал ме­тод ко­ор­ди­нат на пря­мой и на плос­кости, ус­та­новив тем са­мым вза­имос­вязь ге­омет­рии с ал­геброй.

Важ­ным нап­равле­ни­ем в раз­ви­тии ге­омет­рии был по­иск ло­гичес­ки бе­зуп­речно­го пос­тро­ения ге­омет­рии. Эти по­ис­ки при­вели не только к от­кры­тию но­вых свойств ге­омет­ри­чес­ких фи­гур, но и от­кры­тию ге­омет­рии, от­личной от ге­омет­рии, опи­сан­ной Ев­кли­дом. Пер­вым, кто пос­тро­ил но­вую ге­омет­рию, был Н. И. Лоба­чев­ский, про­фес­сор Ка­зан­ско­го уни­вер­си­тета.

В кон­це XIX в. не­мец­кий ма­тема­тик Д. Гильберт под­вел итог ис­сле­дова­ни­ям в об­ласти ло­гичес­ки стро­гого пос­тро­ения ев­кли­довой ге­омет­рии.

В ев­кли­довой ге­омет­рии изу­ча­ют свойства фи­гур, свя­зан­ные с по­няти­ями дли­ны, ве­личи­ны уг­ла, пло­щади и объема. Та­кие свойства фи­гур на­зыва­ют­ся мет­ри­чес­ки­ми. В сов­ре­мен­ной ге­омет­рии изу­ча­ют и дру­гие свойства фи­гур. Так, в ХХ в. на­чалось сис­те­мати­чес­кое изу­чение то­поло­гичес­ких свойств ге­омет­ри­чес­ких фи­гур, т. е. та­ких свойств, ко­торые сох­ра­ня­ют­ся при лю­бых де­фор­ма­ци­ях (сжа­тии, рас­ши­рении, ис­ка­жении раз­ме­ров и фор­мы фи­гуры), про­из­во­димых без раз­ры­вов и скле­ива­ний.

Крат­кий эк­скурс в ис­то­рию воз­никно­вения и раз­ви­тия ге­омет­рии по­казал, что ге­омет­рия — это раз­дел ма­тема­тики, изу­ча­ющий прос­транс­твен­ные фор­мы и их от­но­шения.

2. Основные геометрические формы.
Понятие геометрической фигуры

Важ­нейшей прос­транс­твен­ной фор­мой яв­ля­ет­ся ге­омет­ри­чес­кое те­ло, а од­ним из ви­дов прос­транс­твен­ных от­но­шений — вза­им­ное рас­по­ложе­ние ге­омет­ри­чес­ких тел.

В ок­ру­жа­ющем нас ми­ре встре­ча­ют­ся раз­личные те­ла: до­ма, де­ревья, мос­ты и т. д. Ког­да го­ворят о ге­омет­ри­чес­ком те­ле, то тем са­мым под­черки­ва­ют, что нас не ин­те­ресу­ют фи­зичес­кие свойства ок­ру­жа­ющих тел (мас­са, цвет, ма­тери­ал и др.), в ге­омет­рии рас­смат­ри­ва­ют лишь их фор­му и раз­ме­ры. Дру­гими сло­вами, в ге­омет­рии рас­смат­ри­ва­ют ту часть прос­транс­тва, ко­торую со­от­ветс­тву­ющее те­ло за­нима­ет.

Ге­омет­ри­чес­кое те­ло име­ет три из­ме­рения. Ус­ловно их на­зыва­ют дли­на, ши­рина и вы­сота (или тол­щи­на). Кста­ти, прос­транс­тво, в ко­тором мы жи­вем, так­же име­ет три из­ме­рения, и его на­зыва­ют трех­мерным.

Вся­кое ге­омет­ри­чес­кое те­ло име­ет по­вер­хность. Она пред­став­ля­ет со­бой гра­ницу (обо­лоч­ку) это­го те­ла, и тог­да о ге­омет­ри­чес­ком те­ле мож­но ска­зать, что это часть прос­транс­тва, ог­ра­ничен­ная по­вер­хностью.

По­вер­хность ге­омет­ри­чес­ко­го те­ла де­лит все прос­транс­тво на две час­ти: внут­реннюю и внеш­нюю по от­но­шению к это­му те­лу. Что­бы по­пасть из лю­бой точ­ки, на­ходя­щейся внут­ри те­ла, во внеш­нюю об­ласть, не­об­хо­димо пе­ресечь по­вер­хность те­ла.

По­вер­хность, ог­ра­ничи­ва­ющая шар, на­зыва­ет­ся сфе­рой. У всех дру­гих из­вес­тных из школьно­го кур­са ге­омет­ри­чес­ких тел по­вер­хнос­ти спе­ци­альных наз­ва­ний не име­ют: го­ворят о по­вер­хнос­ти ку­ба, бо­ковой и пол­ной по­вер­хнос­ти пи­рами­ды, ци­лин­дра и т. д.

По­вер­хность име­ет только два из­ме­рения: дли­ну и ши­рину. И по­это­му по­нятие по­вер­хнос­ти яв­ля­ет­ся ма­тема­тичес­кой абс­трак­ци­ей, пос­кольку в ре­альнос­ти нет пред­ме­тов, не име­ющих тол­щи­ны. И го­воря, что лист бу­маги или мыльная плен­ка яв­ля­ют­ся по­вер­хнос­тя­ми, име­ют в ви­ду, что их тол­щи­на нич­тожно ма­ла по срав­не­нию с дру­гими раз­ме­рами пред­ме­та.

По­вер­хнос­ти, ко­торые изу­ча­ют в ге­омет­рии, мно­го­об­разны: ци­лин­дри­чес­кие, ко­ничес­кие, сфе­ричес­кие и др. Но осо­бое вни­мание уде­ля­ют по­вер­хнос­ти, ко­торую на­зыва­ют плос­костью и свойства ко­торой изу­ча­ют. В ге­омет­рии плос­кость пред­став­ля­ют бес­ко­неч­ной во всех нап­равле­ни­ях. Плос­кость яв­ля­ет­ся иде­али­заци­ей ров­ной по­вер­хнос­ти во­ды, по­вер­хнос­ти сто­ла, по­ла, окон­но­го стек­ла.

При пе­ресе­чении двух по­вер­хнос­тей по­луча­ет­ся ли­ния. Она не име­ет тол­щи­ны и ши­рины, у нее лишь од­но из­ме­рение — дли­на. Та­ким об­ра­зом, ли­ния — по­нятие абс­трак­тное.

Раз­ли­ча­ют кри­вые и пря­мые ли­нии. Пря­мые ли­нии об­ра­зу­ют­ся при пе­ресе­чении двух плос­костей. Кри­вая ли­ния мо­жет по­лучиться при пе­ресе­чении плос­кости и ци­лин­дри­чес­кой по­вер­хнос­ти.

Пря­мая яв­ля­ет­ся иде­али­заци­ей тон­кой на­тяну­той ни­ти, края сто­ла пря­мо­угольной фор­мы. По пря­мой рас­простра­ня­ет­ся луч све­та. Пря­мые про­водят­ся на лис­те бу­маги или дос­ке с по­мощью ли­нейки. Хо­тя изоб­ра­жения пря­мых ог­ра­ниче­ны, их сле­ду­ет пред­став­лять се­бе не­ог­ра­ничен­но про­дол­женны­ми в обе сто­роны.

При пе­ресе­чении двух ли­ний об­ра­зу­ет­ся точ­ка. Она мо­жет быть и не од­на.

Точ­ка яв­ля­ет­ся иде­али­заци­ей та­ких объек­тов, раз­ме­рами ко­торых в оп­ре­делен­ной си­ту­ации мож­но пре­неб­речь. Ге­омет­ри­чес­кая точ­ка раз­ме­ров не име­ет.

Точ­ка мо­жет ле­жать на дан­ной пря­мой, в этом слу­чае го­ворят так­же, что точ­ка при­над­ле­жит пря­мой или что пря­мая про­ходит че­рез точ­ку; а мо­жет и не ле­жать на ней, в этом слу­чае го­ворят, что точ­ка не при­над­ле­жит пря­мой или что пря­мая не про­ходит че­рез точ­ку.

Ес­ли точ­ка А ле­жит на пря­мой а, то это мож­но за­писать так: Аа. Ес­ли точ­ка В не ле­жит на пря­мой а, то это мож­но за­писать так: Ва.

Ес­ли две пря­мые име­ют од­ну об­щую точ­ку, то го­ворят, что пря­мые пе­ресе­ка­ют­ся в этой точ­ке.

Итак, да­но опи­сание ос­новных форм, ко­торые изу­ча­ют­ся в ге­омет­рии — это ге­омет­ри­чес­кое те­ло, по­вер­хность, ли­ния и точ­ка. Смысл этих по­нятий мож­но рас­крыть ина­че, ес­ли из­ме­нить по­рядок их рас­смот­ре­ния и на­чать с точ­ки.

Мож­но счи­тать, что точ­ка — это не­кое мес­то в прос­транс­тве, неч­то, не име­ющее раз­ме­ров. При дви­жении точ­ка бу­дет опи­сывать ли­нию — тра­ек­то­рию дви­жения точ­ки. Нап­ри­мер, ок­ружность по­луча­ет­ся в ре­зульта­те дви­жения точ­ки — ос­трия ка­ран­да­ша, ес­ли при ее пос­тро­ении ис­пользу­ет­ся цир­куль.

Ес­ли ли­нию це­ликом пе­реме­щать в прос­транс­тве, то об­ласть, об­ра­зу­емая при этом, бу­дет по­вер­хностью.

Все точ­ки ге­омет­ри­чес­ко­го те­ла мож­но по­лучить, пе­реме­щая в прос­транс­тве по­вер­хность.

Та­ким об­ра­зом, при дан­ном по­ряд­ке рас­смот­ре­ния ос­новных ге­омет­ри­чес­ких форм по­луча­ем, что:

· Точ­ка — это то, что не име­ет час­тей и раз­ме­ров;

· Ли­ния по­луча­ет­ся при дви­жении точ­ки и име­ет од­но из­ме­рение — дли­ну;

· По­вер­хность об­ра­зу­ет­ся при дви­жении ли­нии и име­ет два из­ме­рения — дли­ну и ши­рину;

· Ге­омет­ри­чес­кое те­ло за­пол­ня­ет­ся по­вер­хнос­тя­ми и име­ет три из­ме­рения — дли­ну, ши­рину и вы­соту.

На­ряду с ос­новны­ми ге­омет­ри­чес­ки­ми фор­ма­ми в ге­омет­рии ис­пользу­ет­ся по­нятие ге­омет­ри­чес­кой фи­гуры.

Ге­омет­ри­чес­кая фи­гура — это часть по­вер­хнос­ти, ог­ра­ничен­ная ли­ни­ей.

Как часть по­вер­хнос­ти ге­омет­ри­чес­кая фи­гура име­ет два из­ме­рения. Она мо­жет быть плос­кой, а мо­жет и не быть плос­кой. При­мером ге­омет­ри­чес­кой фи­гуры, ко­торая не яв­ля­ет­ся плос­кой, мо­жет слу­жить часть по­вер­хнос­ти на сфе­ре. Плос­ки­ми фи­гура­ми яв­ля­ют­ся пря­мая, от­ре­зок, луч, тре­угольник, пря­мо­угольник и др.

В ге­омет­рии счи­та­ют, что лю­бое ге­омет­ри­чес­кое те­ло, по­вер­хность, ли­ния, лю­бая ге­омет­ри­чес­кая фи­гура сос­то­ит из то­чек, или пред­став­ля­ет со­бой мно­жес­тво то­чек.

Так как лю­бая ге­омет­ри­чес­кая фи­гура есть мно­жес­тво то­чек, то мож­но го­ворить о том, что од­на фи­гура вклю­чена в дру­гую (или со­дер­жится в дру­гой), мож­но рас­смат­ри­вать объеди­нение, пе­ресе­чение и раз­ность фи­гур.

Раз­ли­ча­ют вы­пук­лые и не­выпук­лые фи­гуры. Фи­гура на­зыва­ет­ся вы­пук­лой, ес­ли она вмес­те с лю­быми дву­мя сво­ими точ­ка­ми со­дер­жит так­же со­еди­ня­ющий их от­ре­зок.

Вы­пук­лы­ми фи­гура­ми яв­ля­ют­ся, нап­ри­мер, плос­кость, пря­мая, луч, от­ре­зок.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: