Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).




Г., русский язык, 76 группа

Тема № 37. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки.

Цель. Рассмотреть фактические, логические, речевые и грамматические ошибки; уметь определять тип ошибки, находить и исправлять ошибки в тексте; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Учебник. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина Русский язык 10-11 кл.,8-е изд. М.: Русское слово,2011 г.

Домашнее задание. Изучить материал хода урока, составить конспект по теме.

Ход урока

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

 

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

 

Ему захотелось заглянуть на небо (не различение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).

Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).

Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).

В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).

Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).

Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).

Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

 

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий.

Например:

Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.

Мама одела плащ и пошла на работу.

Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

он хотит;

это ихний;

работают малярщики;

идут трудящие;

крыша текет;

много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

Только под ногами шелестела листва.

Вся компания дружно встретили Новый Год.

Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.

Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

 

Причинами речевых ошибок принято считать:

влияние среды;

низкий уровень речевых навыков;

индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь.

Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: