Источники земельного права и их классификация.




Источник земельного права можно определить как документ установленной формы, изданный уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства. Система источников земельного права перечислена в ст. 2 Кодекса о земле, которая устанавливает, что земельные отношения регулируются Конституцией РБ, актами Президента РБ, Кодексом о земле, а также принимаемыми в соответствии с ними иными актами законодательства. Центральное место среди источников права занимает Конституция РБ, нормы которой являются основой источников земельного права. Конституция устанавливает, что территория Беларуси едина и неотчуждаема. Следующим основным источником земельного права является Кодекс РБ о земле 2008 г., представляющий собой систематизированный законодательный акт, регулирующий земельные отношения. В Кодексе о земле регламентируются отношения собственности, по владению, пользованию и аренде земли, по предоставлению и изъятию земель и т.д. К источникам земельного права относятся также декреты и указы Президента Республики Беларусь. В последнее время среди законодательных актов, регулирующих земельные отношения, значительное место занимают отдельные законы, принятые на основании и в соответствии с Конституцией и направленные на регулирование земельных отношений. ударственный комитет по имуществу.Наряду с нормативными правовыми актами земельного законодательства к источникам земельного права относятся также акты других отраслей законодательства, содержащие правовые нормы, затрагивающие земельные отношения.

 

51. Понятие и виды земельных правоотношений. Земельные правоотношения - общественные отношения, связанные с созданием, изменением, прекращением существования земельных участков, возникновением, переходом, прекращением прав, ограничений (обременении) прав на земельные участки, а также с использованием и охраной земель, урегулированные нормами земельного права. По содержанию: • правоотношения земельной собственности, участники которых обладают опр.совокупностью правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей.• правоотношения землевладения и землепользования, содержание которых составляют правомочия владения и пользования землей, предоставленной собственником другим лицам; • правоотношения по гос.управлению землями, которые по форме выступают как административно-правовые и участники которых находятся в отношениях власти и подчинения; • охранительные земельные правоотношения, которые возникают в результате неправомерного поведения и в рамках которых обеспечивается применение мер ответственности за нарушение земельного законодательства. По способам реализации земельно-правовых норм земельные правоотношения делятся на материальные и процессуальные. Материальные земельные правоотношения складываются на основе норм, которые устанавливают права и обязанности участников земельных отношений, в том числе права на землю. Так, материальными нормами устанавливается система прав на землю, компетенция органов управления землями, составы земельных правонарушений и санкции за их совершение. Процессуальные земельные правоотношения возникают на основе норм, которые регулируют порядок реализации прав и обязанностей по отношению к земле (материальных земельных правоотношений).  

 

52. Субъекты земельных правоотношений. Субъектами земельных правоотношений -носители земельных прав и обязанностей. В зависимости от правового статуса участников земельных правоотношений можно выделить следующие категории субъектов: 1. Наиболее широкими правомочиями в земельных правоотношениях обладает государство в лице Республики Беларусь. Республика Беларусь является основным участником правоотношений собственности на землю, и одновременно, как политический суверен (как носитель политической власти), определяет государственную земельную политику, формирует земельное законодательство и обеспечивает функционирование системы управления землями. 2. Иностранные государства могут участвовать в правоотношениях собственности на землю и правоотношениях по использованию земли на условиях аренды. 3. Государственные органы, обладающие специальной компетенцией по регулированию земельных отношений, участвуют в правоотношениях по управлению землями и охранительных земельных правоотношениях. Они не наделены самостоятельными правомочиями по владению, пользованию и распоряжению землей, но осуществляют их от имени государства в пределах своей компетенции. 4. Юридические и физические лица могут быть субъектами земельных правоотношений всех видов. Как участники этих правоотношений они наделены земельной праводееспособностью, которая в настоящее время значительно расширена в связи с изменением правового режима земли и расширением правовых форм ее использования. Земельная праводееспособность юридических и физических лиц заключается в возможности получить земельный участок в порядке и на условиях, предусмотренных земельным законодательством, и использовать его для определенных целей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: