Иерархия таможенных систем




Тема 5. Таможенное дело как объект управления.

План изложения и освоения материала

5.1. Базовые определения и морфологическая модель таможенного дела. Эволюция понятия «таможенное дело». Иерархия таможенных систем. Особенности описания таможенной службы как системы.

5.2. Полимодельное представление таможенной системы. Структурно-организационное представление таможенной системы. Функционально-технологическое представление таможенной системы.

 

Базовые определения и морфологическая модель таможенного дела. Эволюция понятия «таможенное дело». Иерархия таможенных систем. Особенности описания таможенной службы как системы.

Таможенное дело как сложное системное социально-экономическое явление имеет различные толкования. Определим базовые понятия: «таможенное дело», «таможенное регулирование» и «таможенное администрирование».

С позиций классической школы управления таможенное дело представляет собой инструмент государственного администрирования — совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В зависимости от трактовки такой инструмент может представлять собой государственный институт, государственную организацию или ФТС России.

С позиций процессного подхода в это понятие вкладывается преимущественно процедурное содержание, и таможенное дело определяется как порядок и условия перемещения через границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, организации и осуществления таможенного контроля.

Это определение раскрывает функциональные аспекты деятельности таможенных органов России, позволяет представить таможенное дело как целенаправленную процедуру, бизнес-процесс.

Системный подход позволяет рассмотреть общий случай и дать широкое определение таможенного дела.

Таможенное дело – это сфера государственной политики, особая область государственных интересов, специфическое направление деятельности системы государственной власти по регулированию и контролю экономических процессов России, в первую очередь ее внешнеторговой деятельности.

В данной интерпретации – это собирательный термин. Он охватывает весь спектр вопросов таможенного дела и при широком понимании объединяет в целое следующие направления таможенной теории и практики:

• таможенную политику государства – курс действий и систему мер таможенного регулирования и контроля, проводимых государством в области внешнеторговой деятельности, определяющую идеологию, цели и задачи таможенного дела на конкретном историческом этапе;

• общегосударственную функцию, реализуемую в целях обеспечения эффективной политики – таможенное регулирование;

• форму реализации таможенного регулирования – таможенный контроль в его широком понимании;

• законодательное и нормативное правовое обеспечение таможенного регулирования и контроля;

• организацию таможенного регулирования и контроля в системе государственных органов власти;

• вопросы технологического, кадрового, инфраструктурного и других видов обеспечения таможенного регулирования и контроля.

Под таможенным регулированием будем понимать установление и применение порядка и правил, при соблюдении которых юридические и физические лица реализуют право на перемещение товаров и транспор­тных средств через таможенную границу РФ.

Таможенное регулирование в процессе таможенной деятельности ре­ализуется в форме таможенного контроля. И в этой связи целесообразно рассматривать государственные функции регулирования и контроля вне­шнеэкономической деятельности во взаимосвязи, как единое целое.

Представленный системный взгляд на таможенное дело, структуризация такого понятия позволяют сделать следующие важные обобщения.

Понятие «таможенное дело» является самым общим широким понятием и представляет собой в определенном отношении собирательный термин, охватывающий весь спектр вопросов теории и практики таможенного строительства и деятельности таможенных органов в России. Этот термин определяет конкретное направление деятельности государства по успешному решению задач государственного управления экономикой России, прежде всего в одном из основных ее секторов - внешней торговле.

По сути, в этом понятии содержится ответ на один из ключевых вопросов государственного строительства: что делать для достижения политических и социально-экономических целей в этом секторе, или еще шире - в сфере внешнеэкономической деятельности. Следовательно, это особая сфера интересов, особая форма деятельности государства, особый государственный институт.

В практическом отношении ответ на вопрос: «Что делать?» превращается в следующие два вопроса: как это делать и чем (какими инструментами) это делать. Поскольку наиболее явная форма воздействия государства на экономические процессы - это управление, а государственные институты - это ин­ституты управления, то из всего этого вытекают два важных следствия.

Процесс управленческого воздействия должен быть соотнесен с одной или несколькими функциями управления. В данном случае, как уже отмечалось, в качестве такой функции конституционно закреплена функция таможенного регулирования. Другими словами, таможенное дело в функционально-процедурном выражении напрямую соответствует одной из функций государственного управления - таможенному регулированию.

В процессе таможенной деятельности функция регулирования реализуется в форме таможенного контроля. И в этой связи, учитывая известный исторический опыт, целесообразно рассматривать функции регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности во взаимосвязи, как единое целое.

Для реализации функции таможенного регулирования необходимы адекватные инструменты. Учитывая то, что речь идет о государственном управлении, ответ на второй вопрос (какими инструментами реализовать функцию?) практически предопределен: инструментами администриро­вания или административными мерами и средствами.

В общем случае администрирование - это деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов уп­равления. Административные или административно-управленческие методы — способы воздействия на управляемый объект в целях обеспечения однозначного поведения и действия исполнителей в сложившейся ситуации.

По аналогии введем следующие определения таможенного админист­рирования. В широком понимании таможенное администрирование - специфическая методология управления, система административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, организуемые и управляемые с целью качественной реализации функций таможенного регулирования и контроля, обеспечения социально-экономической эффективности этого сектора экономики России.

Более простое, но не менее сущностное определение следующее: таможенное администрирование представляет собой совокупность средств и методов обеспечения реализации функций таможенного регулирования и контроля.

Управленческая сущность таможенного администрирования заключа­ется в том, что оно представляет собой системное организационно-технологическое воздействие таможенных органов России на сферу ВЭД с целью эффективного регулирования внешнеторговой деятельности.

В правовом и организационно-технологическом отношениях таможенное администрирование представляется соответствующими институтами, а в их системном выражении - системой таможенного администрирования. Для России в современных условиях организационное «ядро» такого института - ФТС России.

Таможенное администрирование осуществляется на двух качественно различимых организационных уровнях (уровнях администрирования).

На первом уровне администрирования формируется политика, определяются идеи, цели, экономические механизмы и стратегия таможенного дела. На втором - создаются и функционируют организационно-техноло­гические инструменты и осуществляется практическая реализация таможенного регулирования и контроля.

 

Иерархия таможенных систем

С позиций системного подхода таможенное дело можно представить как целостную систему, которая структурно и функционально раскрывается через следующие компоненты:

· таможенная политика - идеологический аспект;

· условия и порядок таможенного регулирования и контроля - функ­ционально-технологический аспект;

· федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ФТС России) - институциональный и организационный аспекты.

В данной конструкции все компоненты находятся во взаимосвязи друг с другом и составляют органически целостную совокупность разноуровневых элементов, называемую таможенным делом. В зависимости от целей управления и принятия управленческих решений любой из компонентов таможенного дела, и таможенное дело в целом, могут быть представлены таможенной системой.

В дальнейшем будем также считать, что функция таможенного регу­лирования раскрывается в процессе таможенной деятельности. При этом таможенная система, осуществляя таможенное регулирование, ре­ализует конкретные таможенные процедуры (в частности, таможенные операции): процедуры таможенного оформления, процедуры исчисления, контроля и взыскания таможенных платежей, процедуры таможенного контроля и др.

С позиций системного подхода таможенное дело можно представить, как целостную систему, которая структурно и функционально раскрывается через следующие компоненты:

· таможенная политика - идеологический аспект;

· условия и порядок таможенного регулирования и контроля - функционально-технологический аспект;

· федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ФТС России) - институциональный и организационный аспекты.

В данной конструкции все компоненты находятся во взаимосвязи друг с другом и составляют органически целостную совокупность разноуровневых элементов, называемую таможенным делом. В зависимости от целей управления и принятия управленческих решений любой из компонентов таможенного дела, и таможенное дело в целом, могут быть представлены таможенной системой.

В дальнейшем будем также считать, что функция таможенного регулирования раскрывается в процессе таможенной деятельности. При этом таможенная система, осуществляя таможенное регулирование, реализует конкретные таможенные процедуры (в частности, таможенные операции): процедуры таможенного оформления, процедуры исчисления, контроля и взыскания таможенных платежей, процедуры таможенного контроля и др.

Таможенные органы ЕАЭС – это таможенные органы государств-участников ЕАЭС.

Таможенные органы обеспечивают на таможенной территории ЕАЭС решение следующих основных задач:

1) участие в разработке единой торговой политики Союза;

2) разработка правового, экономического и организационного механизма реализации единой торговой политики Союза;

3) обеспечение исполнения таможенного законодательства Союза и иного законодательства государств-участников ЕАЭС, контроль за исполнением, которого возложен на таможенные органы;

4) обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности государств-членов ЕАЭС;

5) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

6) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

7) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов, и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС;

8) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу ЕАЭС;

9) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств-участников ЕАЭС, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

10) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств-участников ЕАЭС;

11) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории ЕАЭС в пределах своей компетенции;

12) осуществление оперативно-розыскной деятельности;

13) обеспечение выполнения таможенными органами функций органов дознания;

14) взаимодействие с иными государственными органами и организациями независимо от форм собственности и подчиненности государств-участников ЕАЭС с целью привлечения специалистов для проведения экспертиз, а также извлечения документов и сведений, необходимых для выполнения соответствующих контрольно-ревизионных мероприятий;

15) ведение таможенной статистики.

В соответствии с законодательством государств-участников ЕАЭС могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами.

Система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств-участников ЕАЭС.

Таможенные органы государств-участников ЕАЭС являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств-участников ЕАЭС отнесено к ведению таможенных органов.

Таможенные органы государств-участников ЕАЭС осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Данная работа направлена на выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств-участников ЕАЭС в соответствии с законодательством государств-участников ЕАЭС об оперативно-розыскной деятельности.

Таможенные органы государств-участников ЕАЭС ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств-участников ЕАЭС.

Информация, полученная таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством государств-участников ЕАЭС, используется такими органами исключительно для таможенных целей, в том числе для предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений. В соответствии с Соглашением о взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов Таможенного союза5 определены вопросы организации обмена информацией, обмена информации в электронной форме, основания и порядок направления запросов, порядок исполнения запросов, причины отказа в предоставлении информации по запросу, направления информации по собственной инициативе, проведения отдельных форм таможенного контроля по поручению таможенного органа одного из государств-членов Таможенного союза таможенному органу другого государства-члена Таможенного союза и другое.

Любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в сроки и порядке, установленные законодательством государства-участника таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Таможенные органы осуществляют информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства ЕАЭС и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Информирование и консультирование таможенными органами осуществляется в устной и письменной формах.

При консультировании должностное лицо таможенного органа не вправе:

1) проводить консультации по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов;

2) вносить изменения и дополнения в представленные заинтересованными лицами документы;

3) совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам или каким-либо иным способом влиять на последующие решения таможенного органа или действия его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы;

4) сообщать сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законодательством.

В целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами.

Таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли товарами в соответствии с методологией, утвержденной решением Комиссии таможенного союза.

В целях обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы, ведется специальная таможенная статистика в порядке, установленном законодательством государств-участников ЕАЭС. Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей.

Таможенные органы государств-членов ЕАЭС осуществляют ведение единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ЕТН ВЭД ЕАЭС).

Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики, осуществления таможенного декларирования и др.

Таможенная процедура представляет собой базовую, фундаментальную категорию таможенного дела, от правильного определения которой зависит спектр последующего осуществления таможенных формальностей. Положения, составляющие содержание таможенной процедуры, установлены ТК ЕАЭС, а также подзаконными актами.

Применение системы таможенных процедур позволяет оградить товаропоток внешней торговли от предметов, перемещение которых через таможенную границу опасно, нецелесообразно для национальных интересов, а также оптимально распределить массив экспортно-импортных грузов для достижения целей таможенного оформления.

Использование таможенных процедур дает возможность, в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств, применять к ним различные инструменты правового регулирования, что позволяет более полно учитывать потребности и интересы участников внешнеэкономической деятельности и, в конечном счете, способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, непосредственно связанных с международной торговлей.

Сущность таможенных процедур состоит в том, что в них отражены условия и формальности, которые должны соблюдаться в отношении товаров, помещенных под соответствующую процедуру.

С помощью таможенных процедур определяются:

- конкретный порядок перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС в зависимости от их предназначения (цели перемещения);

- условия нахождения и использования товаров на (вне) таможенной территории ЕАЭС;

- права и обязанности лица (в том числе участника ВЭД), выбравшего ту или иную таможенную процедуру;

- в некоторых случаях требования к товарам и правовому статусу лица, перемещающего их через таможенную границу ЕАЭС.

Каждый из предусмотренных ТК ЕАЭС таможенных процедур перемещения товаров, а также отдельно взятая специальная таможенная процедура представляют собой совокупность требований, обусловленных порядком таможенного оформления товаров, производством таможенного контроля товаров и особенностями уплаты таможенных пошлин, налогов.

В системе таможенной процедуры условно можно выделить три составляющие части - подсистемы:

1) нормативно - регулятивную;

2) организационную;

3) материально - техническую.

Нормативно – регулятивная подсистема состоит из основных начал (принципов) правового регулирования, нормативных правовых актов, устанавливающих порядок применения таможенных процедур, а также устанавливающих ответственность за нарушение "процедурных" мероприятий.

Организационная подсистема представляет собой совокупность "процедурных" органов (ФТС России, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) и органов, с которыми взаимодействуют "процедурные" органы (Минэкономразвития России, Минфин России, ФНС России, и др.).

Материально - техническая подсистема включает соответствующую таможенную инфраструктуру (складские помещения, транспорт, охранные и сигнализационные системы, помещения магазинов беспошлинной торговли, таможенные лаборатории и т.д.).

Таким образом, таможенная процедура представляет собой совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.

Управление таможенным делом более отлично при соблюдении ряда посылов, в составе которых:

* целенаправленность, высокофункциональная целостность и структурируемость таможенной системы (ТС);

* вариативный нрав функционирования и становления ТС;

* присутствие приспособлений успешного оперативного и стратегического управления для заслуги целей таможенной деятельности;

* познаваемость таможенной системы как объекта управления.

Целенаправленность - определение цели либо комплекта целей таможенного дела, таможенной службы во всех их проявлениях считается одной из первоочередных задач управления. В собственную очередь, из целевой функции системы именно вытекают ее системные функции, аспекты производительности функционирования, процессы функционирования и их характеристики на каждом уровне иерархии.

Высокофункциональная целостность отличительна как для всякого таможенного органа (таможенного поста, таможни), так и для их совокупы в масштабах района или же державы. Целостность имеет место быть в том, что прогрессивная таможенная система, вместе с иными муниципальными текстурами, интегрирована в реализацию общегосударственных политических и социально-экономических целей РФ, обеспечивая их достижение в ходе реализации системных таможенных функций (таможенного контроля, финансовой (фискальной), правоохранительной, регулирующей, информационной, исследовательской).

Структурируемость - это возможность организационно-функциональной и пространственно-временной декомпозиции целей таможенной системы. Помимо того, иерархичность системы потребует, чтоб описание функционирования ее более высочайшего уровня зависело от агрегирования черт нижнего уровня.

При данном целевая функция, явная математически, выражает зависимость всех характеристик системы от состояния характеристик находящейся вокруг или же внешней среды. Более актуальными и трудными шагами в ходе управления считаются вербальное либо формализованное описание таможенной системы.

Описание системы обязано быть:

* целенаправленным (необходимо принимать во внимание, что задача управления во многом описывает методы и форму описания управляемого объекта);

* многоуровневым и представляющим таможенную службу в ее целостности; структурированным (с раскрытием внутренней текстуры, с детализацией, необходимой для целей управления);

* выстроено на принципе информационного единства в иерархии понятий и характеристик описания;

* представлено с учетом динамики ее эволюции. Нужно конкретно представлять, что выделение (определение) таможенной системы в роли объекта управления соединено с его спецификой, с целями управления и профессиональным качеством лица, принимающего решения, либо коллектива управляющих (управленческой команды), их личными качествами.

С одной стороны, выделяя структурный аспект, систему характеризуют организационной структурой. В таком представлении системные таможенные функции реализуются в единой системе таможенных органов (ЕС ТО) России. Такой подход к структуризации принято называть организационно-функциональным.

С другой стороны, выделяют деятельный или технологический аспект: таможенная служба России представляется в виде единой технологии реализации системы таможенных функций. При этом выполнение функций таможенных органов по направлениям деятельности обеспечивается соответствующими таможенными технологиями - технологиями деятельности таможенных органов.

Структуризацию по направлениям деятельности принято называть функционально-технологической, а соответствующий подход - деятельным. Представленные особенности структуризации позволяют рассматривать таможенную службу в виде организационной, технологической или организационно-технологической системы. В последнем случае речь идет о таможенной службе как о едином нормативном правовом и информационно- технологическом комплексе, о целостной организации.

Этот вариант является наиболее полным представлением системы, но и наиболее сложным. Заметим также, что в зависимости от целей управления и при соблюдении определенных условий любой из объектов организационной иерархии или любое технологическое направление также могут рассматриваться как система. Рассматривая таможенную службу как систему, необходимо учитывать, что в пространственно-функциональном отношении она принадлежит классу открытых распределенных систем.

Структурно-организационное представление таможенной системы

В рамках организационного подхода таможенная служба характеризуется как целое в государственном устройстве России, ориентируются ее место и роль в политико-экономической работы страны. Помимо того, данный расклад помимо прочего дает возможность целостно предположить и внутреннюю структуру единой системы таможенных органов.

Повышение производительности таможенных органов в обеспечивании внешнеэкономической работы РФ в веской мере ориентируется согласованностью процессов их становления с тенденцией и динамикой эволюционного становления РФ и крупного общества.

Таковая согласованность достигается на базе реализации последующих механизмов:

* интеграции таможенной службы в сферу политико-экономической работы страны,

* адаптации таможенной службы к эволюционирующей финансовой политическом деятеле

* стратегии финансового становления и безопасности РФ, реализации стратегического управления и контроля процессов становления таможенной службы.

Наличие таких механизмов и их использование обеспечивают качественное изменение места и роли таможенной службы в государственно-экономической и социальной жизнедеятельности страны.

При таком представлении наблюдаются три уровня вложенности следующих систем: таможенной службы Российской Федерации как системы, ВЭД РФ как метасистемы и России как макросистемы. Здесь таможенная служба рассматривается как элемент метасистемы - внешнеэкономической деятельности России или, в общем случае, России как макросистемы.

Такой элемент-система формируется для целей эффективной реализации стратегии ВЭД, экономической политики и политики государственной безопасности России и реализует в полном объеме следующие системные таможенные функции: функцию таможенного контроля, экономическую (фискальную), правоохранительную, регулирующую и информационно-аналитическую функции.

При таких условиях, с позиций целостности, таможенная служба в отношении вышестоящих систем может рассматриваться как "вложенная" система. Вложенность объектов системного управления является основным конструктивным механизмом интеграции и реинтеграции систем.

В первом случае речь идет о формировании мета- и макросистем. Во втором - о разделении объекта управления и его окружения. Таможенная служба на основе тех же представлений сама является метасистемой, т.е. состоит из совокупности вложенных систем.

Совокупность данных вложенных иерархических систем считается метасистемой и составляет единую систему таможенных органов России, которая, в свою очередь, есть один из элементов макросистемы, к примеру, России или же системы внешнеэкономической работы.

Непосредственно макросистема задает таможенным органам цели и лимитирования, в масштабах которых на базе имеющихся ресурсов поддерживается их работа.

Единая система таможенных органов должна обладать структурой, набором функций, укомплектованностью штатов, их квалификацией, оснащенностью техникой и инфраструктурой в целом, позволяющими разрешать возникающую в процессе эволюции макросистемы проблемную ситуацию. Это означает, что единая система должна адекватным образом реагировать на изменения воздействий макросистемы, сохраняя при этом свою эффективность. Именно согласованностью всех процессов (от макросистемы до таможенного поста) при оптимальной интеграции всех видов ресурсов, имеющихся в распоряжении единой системы, обеспечиваются заданный уровень управления, требуемая эффективность.

Реальные проблемные ситуации возникают и разрешаются в процессе управления квазиодновременно на различных уровнях иерархической структуры единой системы таможенных органов как открытой неоднородной интегрированной среды, свойства которой позволяют сформулировать следующие принципиальные положения системного управления:

* основным системным моментом, воздействующим на таможенные органы со стороны макросистемы и определяющим их специфику, считается внешнеэкономическая деятельность;

* метасистема предъявляет собственные требования к таможенным органам и надлежащим образом характеризует специфику их творения, работы и управления;

* специфика таможенных органов, необыкновенности таможенной работы и управления обязаны устанавливаться на базе всестороннего обследования и анализа требований всех взаимосвязанных с ними систем;

* оптимизацию текстуры всякого таможенного органа, технологии его работы и управления надлежит исполнять по методике, направленной именно на данный объект;

* оптимизацию текстуры и приспособления управления в таможенных органах, окружающих приблизительно в одинаковых условиях, имеет смысл проводить по единой методике.

Нужно кроме того выделить, что в первом случае речь шла о макроуровневом представлении таможенной службы и о присущих ей макропроцессах в целях анализа ее роли в государстве. Во втором - о метауровневом представлении службы и отличительных для этого уровня метасистемах и процессах в целях структурно-организационного анализа фактически таможенной службы.

Функционально-технологическое представление таможенной системы Деятельный расклад к структуризации объекта управления применительно к таможенной службе имеет место быть в согласованности последующих технологий работы технологии ВЭД, единой технологии таможенной работы, процедур технологического обеспечивания таможенной деятельности.

По сути, это совокупность вложенных технологий деятельности. Причем нижний, или первый, уровень представляется системой технологического обеспечения единой системы таможенных органов. Это открытая распределенная многоуровневая система технических и информационных сред и средств, обеспечивающих деятельность личного (кадрового) состава таможенных органов. Иногда данная совокупность называется производственно-технической сферой. Второй уровень вложенности представлен инфраструктурными и социальными компонентами единой системы таможенных органов.

В рамках такой системы специалисты таможенной службы решают поставленные перед ними задачи, используя возможности технологического обеспечения по предписанным процедурам и операциям таможенной деятельности (в общем случае - по единой таможенной технологии). Не менее известное наименование данной системы - "социально-производственная сфера".

Как уже сказано, единая система таможенных органов является одним из элементов системы внешнеэкономической деятельности, обеспечивающей достижение своих целей на основе принятой стратегии по соответствующей технологии.

Такая структура сформирована на основе деятельного подхода. В рамках структуры определены:

* деятельность таможенной службы России как процедурно-технологическое выражение таможенной политики государства;

* виды деятельности (оперативная, экономическая, правовая и др.) как направления реализации системных таможенных функций;

* управление (управленческая деятельность) как совокупность процедур оперативного управления и контроля, программно-целевого планирования и управления;

* информационно-аналитическая деятельность как направление деятельности и информационная платформа для реализации всех видов деятельности таможенных органов, а также эффективная обратная связь, обеспечивающая органы управления материалами оперативной диагностики и рекомендациями по корректировке процессов управления и развития;

* система внешних факторов и система показателей деятельности как основные характеристики условий и результатов таможенной деятельности.

Для любого из видов таможенной деятельности и для всей их совокупности могут быть выделены следующие квазинезависимые направления: деятельность в интересах государства, деятельность в интересах участника ВЭД, деятельность в собственных интересах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: