Система диспетчерской централизации «Диалог»




Структура и принципы построения и функционирования диспетчерских централизаций «Диалог» и «Тракт»

Система диспетчерской централизации «Диалог»

Созданию центрального поста (ЦП) системы «Диалог» предшествует определение состава автоматизированных рабочих мест работников различных служб, планирование их размещения в помещениях центра управления, проектирование и прокладка линий связи, локальной сети и цепей электропитания.

Минимальный состав аппаратуры ЦП: АРМ ДНЦ – поездного диспетчера, АРМ ШНД – дежурного инженера поста. Согласно протоколу передачи ответственных команд, в системе «Диалог» ввод команды осуществляется двумя лицами и для координации работы дежурным по району управления требуется установка АРМ ДНЦРУ. Как правило, в состав аппаратуры ЦП также включаются АРМ ЭЧЦ – энергодиспетчера, АРМ ШЧД – диспетчера дистанции СЦБ.

Предусматривается возможность обмена информацией с АСОУП. Состав аппаратуры АРМа ДНЦ (количество мониторов) зависит от протяженности участка управления. Сложность проектирования ДЦ на действующих участках железных дорог заключается в необходимости увязки ее на станциях с различными системами ЭЦ, зачастую при отсутствии возможности установки дополнительного статива для монтажа аппаратуры линейного пункта, управляющих реле и реле-повторителей.

Особенностью проектирования современных систем ДЦ, базирующихся на микропроцессорной технике, является организация параллельного проведения проектных работ и создание программного обеспечения системы. Исходным материалом для создания ПО служат утвержденные таблицы команд телеуправления, сигналов телесигнализации, выверенные схематические планы станций и перегонов, комплект принципиальных схем ЭЦ, увязанных с аппаратурой «Диалог».

При разработке алгоритмов реализации команд ТУ и отображения информации на экранах мониторов должны учитываться специфические особенности конкретных систем ЭЦ, причем работа ДНЦ не должна зависеть от типов ЭЦ станций участка.

Система микропроцессорной диспетчерской централизации ДЦ “Диалог” предназначена для автоматизированного управления движением поездов на участке железной дороги с соблюдением требований обеспечения безопасности.

Система ДЦ «Диалог» не имеет ограничений для применения: железнодорожные узлы и участки железных дорог при однопутном или многопутном движении поездов с автономной или электрической тягой, участки со скоростным движением поездов, линии метрополитена – далеко не полный перечень возможных сфер применения системы.

Устройства системы ДЦ «Диалог» функционально включают в себя современную систему телемеханики с дуплексным или полудуплексным высокоскоростным обменом информацией между центральным (распорядительным) постом (ЦП) и линейными (исполнительными или контролируемыми) пунктами (ЛП). При этом имеется возможность включения одного или нескольких распорядительных постов в любом месте управляемого участка.

Устройства ЦП системы ДЦ «Диалог» с помощью специально разработанного адаптера цифровой обработки сигналов могут подключаться к каналам связи существующих систем диспетчерской централизации («Нева», «Луч», «Минск», «Лисна» и др.) с сохранением всех функций этих систем и расширением возможностей рабочего места диспетчера по автоматизации его действий и оптимизации управляемого процесса.

Система ДЦ «Диалог» рассчитана на использование любых устройств автоматики на станциях и перегонах. Однако максимальный экономический эффект достигается при оборудовании станций системами МПЦ «Диалог» или РПЦ «Диалог-Ц», при этом длина управляемого и контролируемого участка железной дороги не ограничена и может достигать 200...400 км и более в зависимости от интенсивности движения поездов.

Система ДЦ «Диалог» выполняет следующие основные функции:

- контроль, отображение и регистрация состояния путевых объектов, энергообъектов и подвижных единиц в объеме, обеспечиваемом средствами автоматики на участке;

- управление движением поездов и состоянием объектов СЦБ на станциях перегонах участка;

- формирование и передача ответственных команд на ЛП;

- обмен информацией с ДЦ «Диалог» соседних участков и с информационно-управляющими системами верхнего уровня. Структура ДЦ «Диалог» имеет два иерархических уровня см. Рисунок 1.

 

 

 

Рисунок 1. Структура ДЦ «Диалог»

 

Аппаратура центрального поста (ЦП), включающая индустриальные микро ЭВМ, устройства ввода и отображения информации, устройства регистрации информации. Перечисленные устройства образуют автоматизированное рабочее место поездного диспетчера (АРМ ДНЦ).

Кроме этого, на ЦП могут устанавливаться АРМ энергодиспетчера, дежурного по отделению, локомотивного и 12 вагонного диспетчеров, дежурного инженера и диспетчера службы сигнализации и связи и другие, которые могут обслуживать несколько участков.

Все АРМ на ЦП объединяются в информационную сеть. Совокупность АРМ ЦП одного или нескольких участков, объединенные вместе, представляют собой автоматизированный центр диспетчерского управления (АЦДУ) соответственно участка, региона, отделения или дороги в целом.

Аппаратура линейного пункта (ЛП), включающая управляющую безопасную микро ЭВМ, устройства ввода и вывода информации, интерфейсные безопасные элементы увязки с исполнительными и контролируемыми элементами устройств автоматики на станциях и перегонах. На станциях могут дополнительно устанавливаться АРМ дежурных по станции (АРМ ДСП) и АРМ дежурных электромехаников (АРМ ШН), связанные с устройствами ЛП.

 

 

Диспетчерская централизация "Тракт".

 

ДЦ "Тракт" состоит из взаимосвязанных подсистем пункта управления (ПУ), контролируемых пунктов (КП) на станциях участка и коммуникационной подсистемы, имеющей распределенную структуру (Рисунок 2).

 

Рисунок 2 Структурная схема системы «Тракт»

Основу ПУ составляют компьютеры промышленного исполнения для организации АРМ оперативного персонала, компьютеры промышленного исполнения для организации информационных шлюзов (шлюзовые машины, файловые серверы, сетевое оборудование, видеомониторы, источники бесперебойного питания, специализированные и стандартные устройства ввода информации.

В основу КП ДЦ "Тракт" заложена архитектура многомашинных микропроцессорных систем с несколькими уровнями обеспечения безопасности функционирования, возможностью перераспределения функций и развитыми средствами встроенной диагностики. Аппаратно-программные средства решают задачи приема и реализации команд (в том числе "ответственных") поездного диспетчера, сбора и передачи информации от напольных устройств железнодорожной автоматики, диагностики оборудования и передачи ее результатов в диспетчерский центр.

В типовой помехозащищенной приборной стойке КП размещаются:

- отказоустойчивая резервированная безопасная распределенная многопроцессорная вычислительная система;

- функциональные модули связи, ввода-вывода информации с устройствами защиты;

- высоконадежная система поддержки гарантированного электропитания.

Коммуникационная составляющая подсистемы ПУ представляет собой на физическом и канальном уровнях сеть Ethernet IEEE802.3. с поддержкой протоколов TCP/IP и IPX. Предусмотрена возможность использования для организации обмена данными интерфейсов стандартов RS-232/422/485.

Контролируемый пункт ДЦ "Тракт" является полностью резервируемой многопроцессорной системой с детерминированной сетевой структурой на основе протокола CAN 2.0 (стандарт ISO 11898). Два нижних уровня реализованы аппаратно, верхние уровни используют идеологию протокола CAN KINGDOM. На транспортном уровне, при информационном обмене между ПУ и КП ДЦ "Тракт" поддерживаются протоколы связи других систем ДЦ.

В коммуникационной подсистеме ДЦ "Тракт" осуществляется постоянный контроль состояния каналов, обеспечивается автоматический переход на резервный канал в случае повреждения основного.

Общие характеристики ДЦ "Тракт":

- максимальное количество контролируемых пунктов (КП) на участке диспетчерского управления – 50;

- возможное количество сигналов управления на одном КП - 176 (прямое подключение);

- возможное количество сигналов ответственного управления на одном КП – 96 (прямое подключение);

- возможное количество контролируемых объектов на одном КП – 1920 (прямое подключение);

- время цикла ТС от 1,0 до 5,0 сек в зависимости от скорости передачи данных по каналам связи;

- максимальное время сигнала ТУ не более 1,0 сек;

- скорость передачи информации по каналам ТУ/ТС – до 57600 Бод;

- поддерживаемые коммуникационной подсистемой протоколы обмена данными для аналоговых каналов связи – Х.25, IPX, TCP/IP;

- поддерживаемые коммуникационной подсистемой протоколы обмена данными для цифровых каналов связи - семейства TCP/IP, QNX Net (FLEET);

- потребляемая мощность аппаратуры КТС "Тракт ЦП" – не более 500 Вт;

- потребляемая мощность аппаратуры КТС "Тракт ЛП" – не более 150 Вт;

- устойчивость к импульсным помехам до 4кВ.

Выполняемые функции:

- сбор информации о поездном положении с контролируемых пунктов (сигналы телесигнализации (ТС) в реальном времени);

- передача информации с контролируемых пунктов о поездном положении на ПУ;

- прием на ПУ информации о поездном положении, поступающей с контролируемых пунктов и достоверная выдача ее на экраны мониторов АРМов оперативного персонала в реальном времени; - передача команд телеуправления с ПУ на КП;

- прием команд телеуправления с ПУ на контролируемых пунктах;

- выполнение команд телеуправления на контролируемом пункте;

- тестирование всей системы (задание технологических команд управления) и выдача сигналов неисправностей функционирования ПУ и КП с точностью определения до сменной единицы на монитор автоматизированного рабочего места механика;

- протоколирование результатов работы всех узлов системы;

- возможность выдачи команд телеуправления непосредственно на КП с помощью переносного АРМа электромеханика;

- возможность конфигурирования КП с ПУ;

- громкое речевое оповещение пассажиров, ремонтных бригад и дежурного по станции о приближении поездов и маневровых составов с указанием направления движения и вида подвижных единиц;

- автоматическое ведение графика исполненного движения; - реализована функция маршрутного набора;

- связь со смежными автоматизированными системами управления и контроля.

Аппаратное и программное обеспечение системы строится по модульному принципу. Используется архитектура многомашинных микропроцессорных систем с несколькими уровнями информационного взаимодействия и обеспечения безопасности функционирования, с автоматическим резервированием и возможностью перераспределения функций, развитыми средствами диагностирования.

В подсистеме пункта управления (ПУ) реализована резервированная сетевая архитектура построения с топологией типа «звезда».

АРМ ДНЦ является объектно-ориентированным программно-аппаратным комплексом, предназначенным для контроля поездного положения на участке диспетчерского управления и выдачи команд телеуправления на контролируемые пункты с использованием пользовательского интерфейса.

АРМ ШН - объектно-ориентированный комплекс, который служит для контроля поездного положения на участке диспетчерского управления и работоспособности каналообразующей аппаратуры ПУ, каналов ТС. В информационном обмене участвует резервированная локальная вычислительная сеть ПУ.

АРМ ГИД (подсистема АРМа ДНЦ) выполняет функции: автоматического ведения графика исполненного движения, автоматического слежения за подвижными единицами, подготовки плана-графика, получения справочной информации, расчета показателей работы.

Резервированный сервер локальной сети ПУ предназначен для хранения единой нормативной базы и исполняемых файлов всех рабочих станций ПУ, а также архивных файлов ТС системы, просмотр которых осуществляется с АРМа электромеханика. Корректная работа ПУ возможна и при отключении сервера.

Резервированный комплекс технических средств «Тракт-ЦП» принимает сигналы ТС, поступающие с контролируемых пунктов (КП), и выдает их в АРМ ДНЦ и АРМ ШН ДЦ, принимает команды ТУ из АРМа ДНЦ и передает их на КП, тестирует комплекс и выдает сигналы неисправностей при его функционировании. Этот комплекс осуществляет обмен информацией с КП участка диспетчерского управления по основному полукомплекту аппаратно-программных средств. В случае неисправности основного полукомплекта обмен информацией происходит с использованием резервного полукомплекта.

АРМ ДНЦ диспетчерского участка представляет собой комплект резервированных аппаратно-программных средств, включающий:

три индустриальных компьютера типа IPC-6806/PCA6168; две функциональные специализированные клавиатуры TiPro или аналогичные программируемые (одна в ненагруженном резерве). Конфигурация клавиатур максимально приближена к конфигурации стандартного пульта-манипулятора системы «НЕВА»; манипуляторы «мышь»; три цветных графических монитора, у одного из них размер экрана 17" и двух других 21" разрешением не ниже 1024x768 точек на дюйм; специализированное программное обеспечение.

АРМ ШН реализовано на индустриальном компьютере IPC-6806/РСА6168 с видеомонитором (размер экрана 17") и стандартнойклавиатурой.

АРМ ГИД так же построено на индустриальном компьютере IPC -6806/РСА6168, но с видеомонитором 21". Клавиатура стандартная.

Серверы сети (основной и резервный) на базе компьютеров IPC-6806/PCA6168 организованы под управлением операционной системы NetWere 4.11 (Windows NT 4.0, Windows 2000).

Комплекс технических средств «Тракт-ЦП» включает в себя резервированные компьютеры промышленного исполнения IPC-6806/PCA6168 (шлюзовые машины), сетевое оборудование на базе сетевых концентраторов типа Superstack II Port Switch HUB 12 (или 24) и источники бесперебойного питания интерактивного типа мощностью 1000 ВА. Оборудование КТС «Тракт-ЦП» размещается в базовой конструкции.

В подсистеме ПУ для повышения надежности функционирования предусматриваются:

ü программно-аппаратные средства контроля технического состояния АРМов и каналообразующей аппаратуры КТС;

ü нагруженное автоматическое резервирование и средства реконфигурации АРМов и КТС;

ü резервирование сетевого оборудования ПУ;

ü аппаратные средства бесперебойного электропитания;

ü специальные процедуры ввода и контроля управляющей информации.

Для обеспечения информационной безопасности предусмотрены:

ü меры защиты от несанкционированного доступа к оборудованию;

ü специальный реализуемый на программно-аппаратном уровне регламент выдачи команд телеуправления, исключающий их случайность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: