«Межнациональные конфликты представляют собой одну из форм политических отношений - конфронтацию между двумя или несколькими этносами (или между их отдельными представителями, между конкретными субэтническими элементами), характеризующуюся состоянием взаимных претензий, имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Они возникают, как правило, в многонациональном государстве и присутствуют в форме противостояния «группа-группа», «группа-государство»[6].
Современные западные концепции социального конфликта рассматривают в качестве его источника подавление человеческих потребностей. Например, согласно теории «межэтнического реконструирования жизненного мира» этнический конфликт возникает как следствие существующих различий у разных миров. Каждый этнос, этническая группа, по мнению зарубежных ученых, представляет собой особый мир, отличающийся от других, и при взаимодействии различных миров возможно возникновение сложных конфликтных ситуаций. Отличительной особенностью «миров» является их некритическое отношение к своей этнической общности, а попытка рефлексии означает выход за его пределы.
Специфическая особенность конфликтов между «мирами» заключается в принципиальной невозможности их различения с помощью логики, рационализма. Основной причиной, способствующей сохранению «миров», является потребность в значении, т.е. потребность создания собственного мира как условия безопасности, жизнедеятельности, самореализации, идентификации.
Любой другой «мир» рассматривается как враждебный и угрожающий существованию данного «мира». Конфликт «миров» означает столкновение способов реализации человеческих потребностей.
Традиционные аналитические методы урегулирования конфликта в ситуации рассматриваемого конфликта являются неэффективными, так как субъекты конфликта не желают ни при каких условиях идти на компромисс, уступки, полагая, что осуществляется посягательство на их жизненно важные ценности и потребности. Подобные конфликты могут быть разрешены с помощью метода межэтнического реконструирования жизненного мира - путем создания нового мира или в ходе постепенных структурных изменений общества.
Российские ученые считают, что одной из главных предпосылок этнического конфликта выступает идеология национал-экстремизма - теории и практики национального превосходства, (неприятия культуры, традиций, религии, обычаев другого народа). «Национал-экстремизм, как правило, спекулирует на объективных противоречиях, трудностях экономического, социального, экологического, духовного характера, «белых пятнах» истории, несовершенстве национально-государственного устройства, правовой защиты чести и достоинства граждан, перегибах в кадровой политике по национальному признаку. Всему этому придается «национальная» окраска, центр тяжести переносится на противопоставление народов, проповедь исключительности «своей» нации и возложения на инонационального соседа вины»[6].
Искусно подогретые национальные чувства как бы накладываются на реально существующие проблемы, затем включается такой универсальный механизм всякого национал-экстремизма, как политическое хамелеонство и «всеядность». Способность вступать в коалицию с самыми полярными идейными течениями и откровенными преступниками, коррумпированными кругами, в том числе из структур официальной власти, «кланами», где каждый защищает свои собственные, преследует чаще всего далеко не национальные интересы. В определенный момент межнационального конфликта национал-экстремизм будет приобретать характер «национального» единства, временного межнационального союза для борьбы с общественной системой, блокирования властных, правительственных решений.
Обычно межнациональные конфликты, с одной стороны, выступают следствием проявления негативных стереотипов взаимного восприятия контактирующих (соперничающих) народов; с другой, - порождением конфликтных ситуаций, возникающих как результат проявления представителями тех или иных национальных групп, в чем-либо ущемленных, определенных требований на:
- гражданское равноправие (от прав гражданства до равноправного социального статуса и экономического положения);
- права на культуру (от символического использования родного языка на дорожных указателях и вывесках до языковой политики, признающей использование языка этнического меньшинства в суде, государственных учреждениях, в школьном и университетском образовании);
- законодательные политические права (от символических элементов автономии местных органов власти и символического представительства в государственных органах управления до полномасштабного конфедерализма);
- права на осуществление определенных изменений, включая изменения границ, создание новых государств или присоединения к другому государству.
Межнациональные конфликты сопровождаются определенной динамично меняющейся социально-политической ситуацией, порожденной неприятием ранее сложившегося положения существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп, и проявляющейся в виде хотя бы одного из следующих действий данной группы:
- начавшейся ее эмиграции из региона, определяемой общественным мнением данной группы как «исход», «массовое переселение» и т.п., существенно изменяющей местный этно-демографический баланс в пользу «других» остающихся этнических групп;
- создания политической организации («национального» или «культурного» движения, партии), декларирующей необходимость изменения создавшегося положения в интересах указанной этнической группы (групп) и тем самым провоцирующей ответное противодействие органов государственной власти;
- спонтанных (не подготовленных легально действующими организациями) акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой (других) местной этнической группы или органов государственной власти в виде массовых митингов, шествий, погромов.
Межнациональный конфликт всегда представляет собой явление политическое, даже если инициаторы перемен стремятся к изменению ситуации только в культурно-языковой или социально-экономической области, они могут достичь своих целей лишь путем обретения определенных властных полномочий, достаточных для осуществления подобного изменения. «Под властными полномочиями, к перераспределению которых всегда стремятся участники этнических конфликтов, обычно понимаются способность и возможность одной группы людей распоряжаться деятельностью других групп людей.»[3].
Таб. 1. Предпосылки развития межнациональных конфликтов
социально-экономические | неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях или органах власти |
политические | возрождение национальности в любой стране сопровождается появлением новых политических лидеров меньшинства, которые добиваются большей политической власти в центре и автономии на местном уровне |
культурно-языковые | недостаточное с точки зрения представителей этнического меньшинства использование его языка и культурных символов в общественной жизни) |
этнодемографические | сравнительно быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграционных процессов и различий в уровне естественного прироста |
экологические | ухудшение качества окружающей среды и используемых природных ресурсов в результате их загрязнения либо истощения вследствие использования представителями иной этнической группы либо государством, ассоциируемым с другим народом |
этнотерриториальные | несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов |
исторические | прошлые взаимоотношения народов - войны, былые отношения политического господства-подчинения, депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти |
конфессиональные | включая различия в уровне современной религиозности населения |
культурные | т.е. культурные различия в широком смысле слова, от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры |
психологические | угроза насильственного разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры, эрозия системы ценностей и традиционных норм по-разному воспринимаются социальными группами и индивидами в этносе |