Руководитель Мария Вадимовна Васильева




Для людей с проблемами слуха

«БАЛАГАНЧИК»

Студия малых драматических форм «Балаганчик» СПб ГБКДУ «Дом народного творчества и досуга» - это коллектив для людей с проблемами слуха. Особое место в репертуаре коллектива занимают постановки по произведениям великих русских классиков, инсценированные отрывки из прозы или поэзии, литературно-музыкальные композиции.

Своеобразие театра глухих заключается в сценической выразительности яркого языка жестов и мимики, которые заменяют на сцене слово. Безмолвная речь актеров-исполнителей синхронно с большим мастерством дублируется актерами-дикторами, поэтому театр представляет интерес и для слышащих зрителей.

Язык жестов является универсальным языком пластики, дополнительным выразительным средством, которое могут использовать актёры. У неслышащих актёров есть свои секреты: реплики в спину не говорятся. Ритм поддерживает режиссёр, сидящий в зале – тоже руками. Помогают световые знаки, сценические переходы и вибрация. Глухие не живут в полной тишине: они живут ощущениями, гораздо более чутко воспринимают вибрации звука, читают по губам и по- своему ощущают мир.

Необходимо учитывать некоторые моменты при постановке спектаклей с глухими актерами.

Во-первых, передвигаясь по площадке и меняя свое местоположение, актер должен постоянно находиться в поле зрения партнеров, его жест должен быть хорошо виден собеседнику — это одно из непременных условий игры в театре «говорящем» на жесте. Если актеры будут лишены возможности видеть друг друга, «читать» жесты партнера, нарушится главное — правдивое сценическое общение, которое является основой органического существования актера.

Во-вторых, жест «говорящего» исполнителя должен совершенно отчетливо восприниматься публикой. Любой поворот спиной, а в некоторых случаях даже и в профиль, неминуемо приводит к тому, что зритель перестает видеть «говорящие» руки исполнителя, а следовательно, все происходящее на сцене теряет для него смысл. Кроме того, «говорящий» актер должен быть расположен на сцене таким образом, чтобы никто из партнеров или элементы декорации не загораживали его рук от зрительного зала.

И наконец, самое сложное. Если на сцене одновременно «беседуют» двое или несколько исполнителей, то внимание глухого зрителя рассеивается, он не знает, кто из актеров может «заговорить» в следующую минуту, за чьими руками нужно следить в первую очередь. Небольшие зрительные залы, в которых сохраняется живой контакт, обладают преимуществом. С любого места зала вся сцена должна просматриваться, а жестовая речь и артикуляция актёров чётко восприниматься

 

Знакомство с классикой в студии «Балаганчик» начиналось с постановки монологов и диалогов.

Таковы, например, монолог Нины Заречной и диалог Нины Заречной и Треплева из пьесы А.П. Чехова «Чайка».

Использовались для постановки также адаптированные для инсценировки рассказы и отрывки: И.Куприн «Олеся», А. Аверченко «Знаток женского сердца», Н.Гоголь «Ночь перед Рождеством» А.С. Пушкин «Домик в Коломне», М. Зощенко «Прелести культуры» «Аристократка», «Любовь», «Интеллигентка», «Семейное счастье», Тэффи «Катенька», а также басни И.А. Крылова «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Кот и повар».

В 2019 в студии «Балаганчик» были поставлены несколько отрывков из пьесы Н.Островского «Женитьба Бальзаминова» и инсценированный отрывок из повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Эти постановки были представлены на Городском конкурсе любительских театральных коллективов «Театр для всех» в Доме народного творчества и досуга.

В 2020 г. в связи 160- летием со дня рождения А.П. Чехова коллектив готовит литературно-театральную композицию «Берегите в себе человека», по рассказам классика «Хористка», «Ушла», «Неудача», «Теща», «Лошадиная фамилия».

Работа над произведениями классики помогает интеллектуальному развитию исполнителей, которые в свою очередь поднимают на более высокий духовный уровень зрительскую аудиторию.

 

Предлагаем сегодня посмотреть отрывок из пьесы А.Н.Островского «Женитьба Бальзаминова».

Для постановки была взята третья часть трилогии о Бальзаминове, в названии которой заложена пословица «За чем пойдешь, то и найдешь».

Бальзаминова не волновали душевные качества его невесты, для него главным критерием было ее благосостояние. Автор вкладывает эти слова в уста матери главного героя: «Говорят: за чем пойдешь, то и найдешь! Видно, не всегда так бывает. Вот Миша ходит-ходит, а все не находит ничего. Другой бы бросил давно, а мой все не унимается. Да коли правду сказать, так Миша очень справедливо рассуждает: "Ведь мне, говорит, убытку нет, что я хожу, а прибыль может быть большая; следовательно, я должен ходить. Ходить понапрасну скучно, а бедность-то еще скучней". Поиски подходящей невесты и становятся главной сюжетной линией произведения.

Вспомним знаменитую фразу главного героя пьесы романтичного, доброго, мечтательного, по-детски наивного и простодушного Мишеньки Бальзаминова «Если б я был царь, я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный — на богатой...»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: