Иногда империи и национальные государства представляют как противоположности. Эта противоположность мнимая. Империя – это чаще всего многонациональное полиэтническое государство (Ex., II рейх – многонациональная империя).
Империя состоит как минимум из двух частей: метрополия и колония.
Гражданско-правовой статус населения метрополии и колонии неодинаков. Коренное население колоний ущемлено в правах.
Империи нового времени – четкое разделение (Британская. Испанская).
Иногда разделение подчеркивается тем, что метрополия находится в одной части света, а колония в другой.
В континентальных империях разделение на метрополию и колонии сложно (Ex., колонии и метрополии в Австро-Венгрии и Османской империи).
Австрийцы – Венгры – Славяне
Таким образом, можно сделать вывод, что люди в империи не равны (каждому свое).
Империя – сложное государственное образование, в котором различные этнические и сословные группы могут иметь разные гражданско-правовые статусы и разные права.
ü Национальное государство – это государство м.б. национальным государством гражданской нации (всё население, вне зависимости от этнической принадлежности), (Ex., Америка, Франция, почти везде).
ü Национальное государство как государство этнонации – максимальное совпадение этнических и политических границ
(страны Балтии – эстонцы, русские, эстоноземельцы; Латвия – латыши, русские, латвийцы;
Характерны больше для стран Азии и Африки (Шри-Ланка – сингалы и тамилы, в значительной степени – это государство сингалов).
В связи с типом национального государства как этнонации существует 2 термина: этнократия и этнодемократия.
Оба термина не совсем научны.
Этнократия – это такое гос-во этнонации, где осуществляется политическое доминирование какой-либо одной этнической группы (Узбекистан, Туркменистан. Таджикистан).
Этнодемократия – это такое государство этнонации, где осуществляется политическое доминирование какой-либо одной этнической группы при соблюдении основных прав и свобод (Ex., Израиль).
Автономия может быть территориальной и экстерриториальной.
Территориальная автономия была классическим способом подхода к национальным проблемам в бывшем СССР, где существовало несколько ее форм — от союзных республик до округов и национальных районов. Особое место в соответствии с Конституцией 1978 г. занимает территориальные автономии Испании. Территориальные автономии здесь наделены широкими полномочиями. В статусе Каталонии, Страны Басков и Галисии отдельно оговаривается этнический характер этих территорий. Этот же подход определил особое положение Сардинии, Сицилии и трех пограничных областей Италии, населенных южными славянами.
Великобритания исторически сложилась из территорий, где компактно проживают представители различных этнических общностей — валлийцы, ирландцы, шотландцы. В последние годы права этих территорий были существенно расширены. Они приобрели статус автономных территорий со своим самоуправлением (парламентами), с ориентацией на сохранение своего этнического своеобразия. Автономию некоторым своим территориям предоставила и Дания. Ею обладают Фарерские острова и Гренландия. Причем гренландская автономия считается образцом решения этнополитических проблем
Во многих случаях учесть интересы этнических меньшинств полнее, чем территориальная, способна автономия экстерриториальная. Одна из разновидностей экстерриториальной автономии — корпоративная автономия. Ее суть состоит в том, что все представители юридически признанной этнической группы получают право на образование органов, представляющих их интересы на общегосударственном уровне. В Финляндии к таковым органам относится Шведская народная ассамблея, в Австрии — Советы национальных меньшинств. Еще одной формой автономии является персональная или культурная автономия. Ее объект — этническая группа, рассматриваемая как ассоциация лиц, заявляющих об общих интересах в той или иной сфере. Персональная автономия наиболее приемлема тогда, когда этническое меньшинство дисперсно расселено по территории страны и не имеет территориальных анклавов. Концепция персональной автономии означает, что за этнической группой закрепляется право пользоваться достоянием своей культуры, исповедовать свою религию, использовать родной язык в частной и публичной жизни, создавать собственные ассоциации, поддерживать культурные связи с диаспорами, иметь возможность изучать язык, историю, традиции и культурное наследие своего народа. Практически все полиэтнические страны мира используют данный институт как основной или дополняющий систему федеративного государственного устройства. Вместе с тем в конкретной политической практике государств понятие «культурная автономия» трактуется иногда слишком узко и не позволяет в полной мере реализовать культурные права представителей этнических меньшинств. Наиболее ярким примером такой политической практики в современной Европе является Латвийская Республика. Причем вполне понятно, что узкая трактовка понятия «культурная автономия» исходит из политических соображений, среди которых превалирует опасение, что культурно прогрессирующее меньшинство может в результате развития собственных культурных и общественных институтов получить чрезмерное политическое влияние в государстве в ущерб этническому большинству. Данный тип этнополитики можно назвать агрессивно-оборонительным.