Анализ рассказа И. А. Бунина «Последнее свидание»




 

Давно и прочно утвердилось мнение о Бунине как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его творчестве (как в прозе, так и в поэзии) ярко проявились те черты русской литературы, которые сам писатель считал «драгоценнейшими» в ней, - «неуловимая художественная точность и свобода», «образная (чувственная) память», знание народного языка, «изумительная изобразительность, словесная чувственность».Именно изобразительность (в неразрывной связи с образностью) Бунин считал отличительным признаком подлинного художественного произведения: «…как же все - таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок и без изображения… предметов, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной?» - писал И.А. Бунин. Особый характер изобразительности определяет своеобразие индивидуального стиля писателя. Бунин рисует факты, а из них уже сама органически, рождается красота. Увлекает и чарует природа в произведениях Бунина: она не абстрактна, для её изображения автор подобрал образы, тесно связанные с жизнью и бытом обычного человека. Кровную связь автора с природой подчёркивает богатство «красочных и слуховых ощущений» (А.Блок). Сам Бунин говорил, что «не пейзаж его влечёт, не краски жадный взор подметит, а то, что в этих красках светит – любовь и радость бытия».

Бунин отличный наблюдатель и открывает многое, чего не заметит простой глаз. Однако главное – не в этих наблюдениях. Природа у Бунина существует как бы в двух измерениях: это реальный предметный мир (чёрные бугры, лужи, круглые рыхлые облака), и в то же время это нечто живое, озарённое присутствием человека. В этом втором измерении небо не просто окрашено в голубой цвет, а становится «невинным», солнце – «ласковым», ветер – «мягким». Природа и воспринимающий её человек оказываются неразделимыми. Если полая вода может бушевать и сама по себе, то шумит «глухо и протяжно» она уже для человека.

В прозе Бунина реалии, их постоянные и переменные признаки, ситуации описываемого мира последовательно изображаются «с конкретно пространственно-временной точки зрения повествователя или персонажа, которая носит динамический характер, при этом учитываются различные аспекты восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние)». Выявим эту стилевую особенность на примере рассказа «Последнее свидание».

Рассказ «Последнее свидание» (1912) — произве­дение с романной фабулой, оно рассказывает о потерян­ной, обманувшей любви. В минуты последнего свида­ния герой рассказа Андрей Стрешнев остро осознает, что жизнь была пожертвована любви и сгорела зря, не принесла счастья ни ему, ни Вере, погнавшейся за при­зрачным счастьем где-то там, далеко, в другом мире, с другими людьми. Через много лет оказывается, что оба глубоко несчастны, но дороги назад нет. «И, чувствуя на губах теплую соль слез, катившихся по его щекам и усам, Стрешнев скинул с постели ноги и вышел из ком­наты».

Наиболее подробно изучена проблема импрессионизма в живописи, тогда как литературный импрессионизм по-прежнему нуждается в уточнении его характеристик. В рассказе «Последнее свидание» Бунин пишет о событиях, происходящих осенью; во время года, полное запахов, цвета, звуков, осязания, что так свойственно импрессионизму. Все повествование Бунин ведет через образ мерина «самоцветным камнем зажигая глаз верхового мерина», «лошадь всхрапывала, шарахалась», «Мерин, скрипя арчаком, натуживаясь и ноя сильным нутром». Автор фиксирует многообразие оттенков цвета: «Курчаво – серую бородку», «ржаво – атласными цветами». Даются динамичные звуковые, световые и осязательные характеристики: «Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам, и голые сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нём, «лошадь всхрапывала»; передается игра светотени: «…виден лунный свет, ещё мешавшийся с зарей». Обозначаются разнообразные запахи, посредством сравнений и синестетических метафор (т.е. метафор, основанных на «соощущении») указывается их характер: «Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою», «- От твоей руки, пахнувшей вербеной, остался запах и на моей руке. Он смешался с запахом повода, седла, пота лошади…»; вкус: «чувствуя на губах теплую соль слез…»

Изображаемый предметный и природный мир, преломленный сквозь призму восприятия конкретного наблюдателя, в прозе И. Бунина динамичен: «…откидывая голову, глядя на луну. Луна стояла над пустынными серебристо – туманными лугами направо…» Они устанавливают связь разнородных явлений, окрашивают глагол значениями возникновения, превращения, например: «Падал самоцветным камнем», «мороз солью лежал на траве»

Тропы у Бунина носят преимущественно устойчивый характер. Так, в разных произведениях писателя повторяются эпитеты траурный, мертвый, райский, например: «дорога вошла в мелкий лес, мёртвый, холодный от луны». Образная характеристика разных реалий, изображаемых в переливающемся блеске, сиянии, часто строится на использовании названий драгоценных камней и самоцветов: «…самоцветным камнем…», «стёкла золотились».

Исследуя особый характер изобразительности в прозе И. Бунина, мы видим, что автор воздействует на разные чувственные восприятия читателя, описывая цвет, запах, звук; даёт динамичные звуковые, световые и осязательные характеристики изображаемому предметному и природному миру, который воспринимается конкретным наблюдателем. Описания в прозе Бунина характеризуются объединением разных аспектов восприятия, что является определяющим в своеобразии его стиля.

 

«Особенность стиля Бунина – в неразрывной связи образов, передающих мир ощущений, с образами, создающими план вечного». Сквозными в его прозе являются образы бездны, пустоты, космоса, весны, зимы и холода, которые объединяются мотивом мировой катастрофы. Перед самой катастрофой Октябрьского переворота Бунин пишет рассказ «Последнее свидание». Не случаен эпитет «последний» в этом произведении. Тоскливо – протяжная интонация этого произведения навевают чувство сожаления о чём – то ушедшем. Автор и его герои тоскуют о «безмятежных» днях молодости, о спокойной жизни в деревне, которая была нарушена революционными потрясениями. В творчестве Бунина реализуется прежде всего тема вечного и непостижимого.

«Луна», «лунный свет», «лунная ночь» - часто повторяющийся образ в рассказе.

 

Содержанию образа грозного Космоса соответствует особая цветовая гамма. Свет мешается с тьмой, соседствует с мраком...Красный цвет становится кровавым; грозная сила солнца испепеляет, вызывает трепет живого, например: «занималась багряная заря». Холодному, тревожному лунному свету, предвещающему трагедию и конец, противопоставляется солнечный свет, как олицетворение живой жизни, надежды. Но, надежда настолько зыбкая, что солнца либо нет, либо пригревает, либо садится; здесь хозяйка – ЛУНА.

Усиливают, нагнетают ощущение неминуемого конца образы пустоты, холода, которые связаны с основным мотивом творчества Бунина – мотивом одиночества: «пустынные луга», «пустые поля», «осенняя печаль». Усиливает чувство пустоты эпитет «голый»: «Как печально было всё это при луне в голых, местами каменистых лугах», «голые сучья».

Образы зимы, снега, усадьбы и сада передают мир ощущений, связывают судьбы героев с мотивом грядущей исторической катастрофы.

В прозе Бунина регулярно повторяются образные средства, связанные с мотивом смерти – одним из основных мотивов в творчестве писателя. Это эпитеты траурный, гробовой, мертвый сочетающиеся с образами «черноты», «мрака», «дыма», «свечи» и др., а также с реальными картинами упадка и разорения.

«Последнее свидание» - «мертвенно синея», «мёртвый лес», «на востоке небо мертвело», «тянулся сиреневый дым», «горела свеча».

Естественной и необходимой защитой человека от разрушительной работы времени, его неотвратимости, и смерти является память.

Думаю, что в строчках «- Вера, мы, дворянское отродье, не умеем просто любить. Это отрава для нас. И это я, а не ты, загубил себя. Пятнадцать, шестнадцать лет тому назад я приезжал сюда каждый день и готов был ночевать у твоего порога. Я тогда был еще мальчишка, восторженный и нежный дуралей...

Папироска потухла.»

Папироска является символом «потухших» чувств, отношений.

В рассказе лунная ночь сменяется солнечным утром. Появляется надежда, что запутанный, темный, полный грусти и переживаний этап жизни, длинною в 15 лет, сменяется чем-то, внушающим надежду на светлое будущее. Стало спокойно, беззвучно.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: