Особенности трудовой деятельности в условиях современного производства. Динамика работоспособности в течении рабочего дня, недели.




Динамика работоспособности в течение дня

Работоспособность - это способность человека производить конкретную работу, характеризующуюся определенной степенью тяжести и сложности на должном уровне в течение какого-либо отрезка времени.

От работоспособности зависит производительность труда. Поэтому все мероприятия, обеспечивающие высокую работоспособность, направлены в то же время и на достижение высоких экономических показателей.

Для анализа работоспособности используют совокупность двух показателей:

1) производственные (данные о почасовой выработке, о затратах времени на рабочую операцию, качество продукции и т.д.);

2) физиологические (изменения в деятельности различных систем органов).

Необходимо учитывать обе группы показателей.

На основе анализа производственных и физиологических характеристик деятельности установлены особенности динамики работоспособности на протяжении различных периодов времени:

Динамика суточной работоспособности практически целиком формируется физиологическими механизмами. Из-за наличия у человека врожденных биологических механизмов становится небезразличным в какое время суток ему выполнять работу.

Исследования показали, что наибольшая работоспособность у человека наблюдается утром - примерно с 8.00 до 12.00. Наименьшая работоспособность - с 2.00 до 4.00. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) - с гибкостью. При этом время

13.00 и 21.00 - это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.

Динамика работоспособности в течение рабочего дня.

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворенность этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности субъекта труда, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации. Работоспособность — это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества. Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда.

Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависит от инженерно-психологических, гигиенических и других характеристик, средств (орудий), содержания, условий и организации конкретной деятельности, а также от системы психолого-физиологического прогнозирования и формирования профессиональной пригодности, то есть системы отбора и подготовки специалистов. Уровень работоспособности отражает, во-первых, потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы и, во-вторых, мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период. Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а также запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.

Динамика работоспособности. В течение рабочей смены, суток, недели и за более продолжительные периоды времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний

Динамика работоспособности имеет несколько стадий.

Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) — отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия и т. п.

Стадия устойчивой работоспособности — проявляется в наиболее высокой и стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда.

Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) — вначале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности и, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности — снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение. Иногда в конце этой стадии может возникнуть либо фаза срыва — полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного порыва — сознательная мобилизация оставшихся психических и физиологических резервов с временным, резким повышением эффективности труда.

Стадия восстановления работоспособности характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов. Различают текущее восстановление — в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов; срочное восстановление — непосредственно после окончания всей работы; отставленное восстановление — на протяжении многих часов после завершения работы; медико-психологическая реабилитация — восстановление после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества субъекта труда.

Показатели работоспособности. Для оценки уровня работоспособности используется ряд показателей. Прямые (профессиональные) показатели характеризуют эффективность и надежность выполнения трудовых задач (отдельных действий, операций) в реальной деятельности или при решении «рабочих тестов» — стандартизированных по объему, времени и условиям выполнения заданий, моделирующих элементы трудовой деятельности. На практике оценка работоспособности часто производится на основе использования именно ее прямых показателей.

Косвенные (функциональные) показатели отражают текущее функциональное состояние организма, его резервные возможности и уровень активации профессионально значимых психических функций. Их оценка производится путем объективных измерений с использованием физиологических методов и тестов, а также на основе сбора и анализа данных субъективного состояния психических и соматических (телесных) функций.

11. Оптимальное планирование индивидуальной учебной работы в течение недели и в пределах одного дня.

Работоспособность человека подвержена определенным изменениям не только в течении дня, но и недели. В первые дни недели она постепенно увеличивается в связи с вхождением в работу, достигает максимума на третий день, затем начинает снижаться и достигает минимума к концу недели. К началу нового рабочего дня работоспособность восстанавливается, однако ее устойчивость в каждый последующий день, начиная со среды, становится менее выраженной. В начале недели (понедельник) в связи с перерывом в занятиях, имееет место более длительный период врабатывания. С целью сохранения периода врабатывания необходим комплекс стимулирующих мероприятий: вводная гимнастика, функциональная музыка. В недельной кривой работоспособности высокий уровень приходятся на вторник, среду и четверг, следовательно, эти дни недели должны быть максимально использоваться в учебно-производственном процессе.

11. Планирование рабочей недели. Помимо планирования рабочего дня, существуют более долгосрочные виды планирования – например, на неделю. В целом алгоритм планирования такой же и включает в себя составление списка работ и расстановку приоритетов. Советы по планированию рабочей недели. Планируйте неделю в специальном еженедельнике с разбивкой по дням недели. Наиболее важные дела планируйте на начало недели. Отмечайте все дела с фиксированным сроком (назначенные встречи, заседания, собрания, телефонные звонки). Группируйте работу по блокам – подготовка документов, переписка, совещания и т. д. Всегда резервируйте время для неожиданных дел, они обязательно появятся. Схема планирования I. Постановка задач и составление перечня дел. II. Морфологический анализ – разбиение крупных задач на более мелкие. III. Расстановка приоритетов – определение срочности и важности дел. IV. Установление четких сроков исполнения для каждой задачи., V. Назначение конкретных исполнителей. VI. Своевременное внесение в список изменений в текущих делах, занесение новых дел. VII. Сокращение получившегося списка, отделение главного от важного. Планирование включает в себя следующие шаги: Составьте список областей, в которых Вы действуете в течение недели (включая личную жизнь, учебу, и.т.д). Для каждой области наметьте цели - каких результатов Вы намерены добиться в течение недели. Определите, что надо сделать, чтобы каждая из целей была достигнута. Достижение некоторых целей может потребовать выполнения нескольких дел. Распределите эти дела по дням недели. Если есть такая возможность, отметьте предполагаемое время начала и конца каждого мероприятия. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫПросматривай план перед началом недели. Каждый день утром уделяй немного времени просмотру плана. В конце недели подводи итоги - удалось ли достичь намеченное, и какие стоит извлечь уроки?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: