Где взять энергию и силы?




Наличие внутренних противоречий выступает источником потери энергии и сил, их причиной может быть конфликт на уровне субличностей/социальных ролей. Социальная роль отражает идентичность личности и отвечает на вопрос «Кто я?». Например, психолог, писатель, студент, автолюбитель, цветовод, мама, дочь… Субличность отвечает на вопрос “Какой я?” Например, начинающий психолог, одаренный писатель, бестолковый студент, любящая мама. Для каждой ситуации мы подбираем адекватную роль. При этом, зачастую, стараемся не показывать другим истинное лицо. Например, увлеченность ролью, которую жена играет перед мужем, страх раскрыть сущность служит причиной отсутствия близости в паре. В жизни мы даже не замечаем, как подсовываем тому или иному человеку какую-то субличность. Это происходит автоматически. Вы можете играть с ребенком, быть беспечной и жизнерадостной и за доли секунды перемениться в голосе, выражении лица, мимике, эмоциональных проявлениях, услышав в телефонной трубке голос начальника или коллеги. Это переключение происходит на бессознательном уровне, когда за доли секунды «одеваем» на себя другую субличность/социальную роль. Две трети субличностей возникают в детском возрасте.

Что такое субличности? Как они возникают? Рассмотрим пример. Ребенок знает, что на полке лежит коробка с конфетами. Родители говорят, что хорошие дети кушают конфеты по праздникам, когда их дают родители, а плохие берут сами, без ведома родителей, и лакомятся втайне. Происходит расщепление целостности личности ребенка на "хорошего "и "плохого". И он должен выбрать, какой группе детей соответствовать. Перед ним возникают два пути, два образа поведения: "хорошего" ребенка, честного и послушного родительской воле, и "плохого" ребенка, своенравного и непослушного. Таким образом, в голове возникает некое клише: "плохие" дети едят конфеты, а "хорошие" воздерживаются от них. И обе субличности поселяются в душе человека. Когда-то он может воздержаться, а когда-то и полакомиться втайне конфетами. Ребенок определяет для себя результат выбора и для него появляются определения "плохого" и "хорошего" ребенка. Такие ситуации возникают сравнительно часто.

О более крупном разделении свидетельствует то, что в разных ситуациях мы ведем себя по-разному: в семье - одни, на работе - другие, с друзьями - третьи. Это происходит потому, что с людьми нас связывают разные обстоятельства и личная история. Желание сохранить отношения с близкими, требует переключения ролей и, затрат сил и энергии. Например, в семье по возвращении домой от мужчины, как мужа и отца, ждут проявлений любви, внимания и заботы, в то время, как рабочий процесс еще утром требовал от него, как от руководителя подразделения, напряженной и ожесточенной борьбы за финансовые потоки, которые истощили и измотали его жизненные силы.

Мы включаем того или иного персонажа в зависимости от того, к каким социальным кластерам привязали себя, в зависимости от того, что чувствуют или ожидают от нас люди. У каждой субличности есть набор характеристик. В зависимости от субличности люди могут менять привычки, проявления характера, реакции. Роли при этом часто вступают в конфликт, спорят между собой. Хотим ли мы конфет? Конечно, хотим. Но какую субличность для этого изберем - "плохого" или "хорошего" ребенка? Момент принятия решения в ситуации выбора служит источником внутреннего напряжения и истощения жизненных сил.

Распределение ролей носит иерархичный характер. В начале жизни - это роль человека, она разделяется на роль сына или дочери, брата или сестры, друга... К этим ролям возникают характеристики, которые сталкивают внутри личности потоки жизненных сил и энергии. Много проблем возникает из-за конфликта большого количества субличностей в психике человека, даже тех, которыми он не пользуется. Поэтому хорошо эти ненужные субличности убирать, трансформировать или отпускать. И тогда энергии прибавится. Неумение контролировать субличности приводит к попаданию в неприятные ситуации. Избегать этого позволяет интересная техника, состоящая в выделении социальных ролей с помощью таблицы. Таблица состоит из 4 колонок: идентичность, субличность, характеристика, окружение. Пример описания социальных ролей представлен в таблице 1.

 

Идентичность (Кто я?) Субличность (Какой я?) Характеристика Окружение (Кто ждет от тебя исполнения этой роли?)
Методист Уставший Что я делаю? Замираю Что я чувствую? Тяжесть Начальник и коллеги
Коллега Разочарованный Что я делаю? Раздражаюсь Что я чувствую? Дискомфорт в области ЖКТ Начальник и коллеги

 

Поскольку одномоментно трудно выделить роли, которые человек использует в жизни, обычно этой технике уделяется 10-15 мин. в конце трудового дня, когда пытаетесь ощутить “Кто я сейчас?”. И записываете ответы на вопросы в таблицу. Например, роли преподавателя, психолога, руководителя/подчиненного, гражданина, отца/матери… Актуальные для настоящего момента проявятся. Попытайтесь представить и почувствовать, где внутри вас “живет” эта роль. Например, роль «методиста» лежит где-то в области пупка. Попытайтесь спроецировать ее в пространстве: как-бы пригласить “выйти из себя”, посмотреть на себя в этой роли со стороны и ответить на вопросы:

1. Что я вижу? Например, полупрозрачный образ, едва различимый в полумраке комнаты, в верхней части которого, как сияние или свечение, мерцает огонек

2. Что я слышу? Например, спокойное и тихое дыхание

3. Что я чувствую на уровне тактильных ощущений: плотный или прозрачный, теплый или холодный образ? Теплый, живой, нечеткий

Попробуйте снять с себя эту субличность, как мы снимаем пальто/ костюм/спецодежду по возвращении домой и повесить ее на воображаемый гвоздик или плечики или пригласить куда-нибудь отдохнуть за пределами социальной панорамы. Выход за пределы социальных ролей, которые в настоящий момент не нужны, помогает обрести внутреннюю силу и войти в ту социальную роль, которая важна в данный момент. Эта практика помогает увидеть то количество энергии, которое мы ежедневно затрачиваем на поддержание субличностей, которые к тому же могут вступать в конфликт между собой, потребляя еще большее количество энергии. С конфликтующими субличностями можно и нужно работать, сливая их в целостную.

В эти 10-15 минут при проведении исследования-медитации постарайтесь сбросить с себя, как можно больший круг субличностей. Секунды, проведенные в отдалении от субличностей, которые оттягивают на себя одеяло личной силы, дадут колоссальную энергию. Выработанная привычка перебирать субличности и отключать их, позволит ее аккумулировать. В результате не будут возникать проблемы ее потери или, по крайней мере, будут инструменты, которые помогут ее сохранять и накапливать.

 

Составитель:

Мирцало А.Р., методист ДРУМЦ ПС СО

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: