Биография Героя Советского Союза Однобокова Петра Максимовича




Однобоков Петр Максимович родился 17 июня 1922 г. в д. Семеновка Конышевского района Курской области в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1944 г. После окончания н/ср. школы поступил в металлургический техникум в г. Енакиево Донецкой области, где обучался в аэроклубе. Закончив в 1939 году техникум, поступил в Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. В 1940 году вступил в ряды РККА. Как талантливого молодого летчика его направили инструктором в Чугуевское авиаучилище Харьковской области. Там и застала его война.В начале Великой Отечественной войны вместе с училищем эвакуировался в Новосибирск, где продолжал служить инструктором летчиков-истребителей.[1]

Войну молодой летчик Однобоков Петр Масимович начал войну на Курско-Орловской дуге в 1943 г. и закончил в Прибалтике в 1945 г. Сержант Однобоков 26 августа 1943 года поступил в распоряжении 118-го штурмового авиационного полка 225-й штурмовой авиационной дивизии 15-й Воздушной армии.

Петра Максимовича Однобокова в составе небольшой группы летчиков-инструкторов направили переучиваться в УТАП (учебно-тренировочный авиаполк) на самолетах ИЛ–2. Переучивались быстро и, получив новые самолеты, вылетели на прифронтовом аэродроме на Курской дуге в самый разгар боевых действий наших войск, где Однобоков и получил боевое крещение. За первые четыре месяца службы в полку на счету гвардии сержанта Однобокова 10 успешных боевых вылетов на штурмовку живой силы техники противника.

Летом 1943 г. на подавление вражеской артиллерии на переднем крае вылетела группа из 8 самолетов (в этой группе был и Однобоков ведомым у командира эскадрильи капитана Цибисова), которая при подходе к линии фронта обнаружила 20 фашистских бомбардировщиков «Ю-87», которые намеревались сорвать наступление наших войск. Капитан Цибисов быстро принял решение и по радио дал команду: «Сомкнуть боевой порядок, атакуем бомбардировщиков», а затем первым пошел в атаку. Длинной очередью из пулемета он сбивает самолет ведущего. Однобоков, следуя его принципу, сбивает второй.. Враг потерял еще три самолета и, беспорядочно побросав бомбы, поспешил уйти с поля боя.

При отступлении немцы все отправляли в Германию что могли, особенно хлеб и скот. День и ночь неслись составы на запад через речку Ловать.

Петр Максимович Однобоков вспоминал:

«Раннее утро. Самолеты с ревом покидают сырое поле аэродрома. В воздухе перестраиваемся и идем курсом на Великие Луки. Задание сорвать переправу вражеских частей через реку Ловать.

Под крылом темной зеленью щетинится лес, изредка холодной синью блещут небольшие озера. Кое-где местами белеет туман. Это наша земля, а дальше фронт.

Дремлет война. Только дымки вчерашних пожарищ настораживают.

В шлемофонах раздается голос командира эскадрильи Леши Поищеева «Внимание!» Предостережение как нельзя вовремя. Внизу заговорили зенитки. Уклоняемся. Через несколько минут появляется извилистая лента реки. Вот и цель. Коршунами один за другим ныряем на скопление вражеских солдат и техники. Внизу от бомб закипает земля, высоко поднимаются вверх водяные столбы. В момент пикирования лобовые пулеметы хлещут врага свинцовым дождем.

- Слева самолеты противника предупреждает чей-то голос.

Завязывается воздушный бой, короткий стремительный. Однако преимущество у нас. Расстреляв боезапас, фашистские стервятники покидают небо. Возвращаемся назад и мы. Ясно я вижу рваные следы пробоин на плоскостях своей машины. Считаю товарищей. Кажется вместе.

Теперь не спускаю глаз со своего ведомого лейтенанта Панина. Вдруг его самолет резко идет в сторону. Что это? Пошел на снижение? У меня мурашки по телу. Неужели он принял решение садиться, ведь под нами территория, занятая врагом!

Иду вслед за Паниным. Он сел. Надо спасать друга. Приземляюсь и я. Под колесами хлюпает вода. Вижу, Панин бежит ко мне, но из-за леса выскакивают машины с гитлеровцами. Солдаты рассыпаются по болоту. Пули щелкают по прозрачному колпаку кабины.

Панин в машине. Пробуем взлететь. Мотор надрывается, но колеса только глубже зарываются в болотистую почву, а немцы уже рядом. Друзья с воздуха огнем прижали фашистов к земле. Панин выскакивает из машины, пытается подложить под колесо куртку. Я этого не вижу. Машина неожиданно вздрагивает и начинает двигаться. Взлетаем. Слышу по рации «Двадцатый!» – Двадцатый это номер моей машины. «Двадцатый не убирай шасси!» Оказывается подо мной внизу за колеса уцепился Панин. Так я его и доставил его в часть.»[2]

Железнодорожный мост через реку Ловать охранялся усиленно - многоярусным зенитным огнем и отрядом истребителей. Мост разбить наши летчики никак не могли. Уже погибло несколько летчиков из соседних полков. И вот выбор командования полком выпал на Однобокова. Ему к самолету подвязали 250 кг бомбу. И он пошел на рассвете в грозу и ливень на своем истребителе. Пошел на бреющем полете по ленте реки, едва не касаясь волны. Над объектом появился неожиданно и внезапно. Сбросил бомбу. Когда поднялась страшная стрельба, советский истребитель был уже недосягаем. Походив в ночном небе над вражеской территорией минут 10, он пошел снова по реке на мост таким же образом, но в обратном направлении и сфотографировал мост. Оказалось, бомба попала в центральный бак, мост разломился надвое.

Однобоков попал под интенсивный обстрел и привез на свой аэродром 250 пробоин в самолете, и самолет, соприкоснувшись с землей, развалился. Но боевое задание было выполнено с честью. Приказом по 225-й штурмовой авиационной дивизии №01/н от 20

января 1944 года П.М. Однобоков награжден орденом Красной Звезды и повышен в звании.[3]

Однажды Однобоков получил боевое задание: повести группу из шести самолетов в направлении Брянска и нанести удар по одной из железнодорожных станций, где скопилось большое количество эшелонов с боеприпасами и техникой. Штурмовиков прикрывали четыре «Яка». Налет оказался удачным. Станция была охвачена пламенем и взрывами. Вдруг «Як» летчика Полякова резко качнулся и пошел на снижение. Самолет подбит. Однобоков подал команду по радио своему заместителю, старшему лейтенанту Мироненко: «Принимай командование группой! Иду на спасение прикрывающего».

Поврежденный самолет опустился на вражеской территории, вблизи рощи. Вслед за ним коснулся земли и самолет Однобокова.

Притаившиеся фашисты намеревались взять советских летчиков живыми. Второй самолет они тоже считали подбитым. А тем временем Петр Максимович подрулил свой «ИЛ» к поврежденной машине, взял экипаж. Когда гитлеровцы опомнились и открыли стрельбу, было уже поздно советский самолет уже находился в воздухе. [4]

В середине декабря 1943 года в составе полка участвовал в боях на юге Псковской области недалеко от границы области с Белоруссией и Латвией.

За 10 успешных боевых вылетов на самолете ИЛ–2 награжден орденом «Красной Звезды» за 20 произведенных успешных боевых вылетов награжден орденом «Отечественной войны I степени». За 25 произведенных боевых вылетов награжден орденом «Красного Знамени» за произведение 23 успешных боевых вылетов награжден вторым орденом «Отечественной войны I степени».

За период ожесточенных боев на 3-м Прибалтийском фронте Однобоков произвел ведомым в группах 65 успешных боевых вылетов и ведущим групп 50 успешных боевых вылетов. В боях проявил себя храбрым и мужественным летчиком, смело атаковал цель, наносил тяжелые потери противнику.

В феврале 1944 г. Однобоков вылетал на патрулирование. В один из дней февраля ему особенно сопутствовала удача. Он уже дважды вылетал на патрулирование. В каждом из взлетов были сбиты самолеты врага. В первом Однобоков сбил самолет Ю-88, а во втором -

«Хенкель–126». Получен приказ, и выполнено третье задание для штурмовки. Короткий отдых и снова приказ - подняться на штурмовку войск противника. Этот вылет не ограничился штурмовкой. Начался он воздушным боем. Летчики шли на бреющем полете к линии фронта. Подойдя к переднему краю, Однобоков заметил восемь Ю–88, которые пикировали на наши позиции. Однобоков принимает решение атаковать. Делает разворот, и вот уже на расстоянии сто метров первая цель. Но сто метров дистанция слишком большая. Противник, заметив опасность, пытается уйти. Однако, к этому моменту расстояние сократилось вдвое, и Однобоков открывает огонь. Самолет сбит. Его товарищи сбили еще два Ю–88. Остальные почувствовали серьезную опасность и поспешили уйти на свою базу.

9 марта 1944 г. при штурмовке живой силы и техники противника в районе Торилово Однобоков прямым попадании бомб и пушечно-пулеметным огнем уничтожил 2 автомашины с грузами, взорвал склад с боеприпасами и уничтожил до 10 солдат и офицеров.

11 июля 1944 года при штурмовке живой силы и техники противника в районе Дубровино товарищ Однобоков первым атаковал цель. Бомбами и пулеметно-пушечным огнем уничтожил 3 автомашины с грузом 5 подвод и до 10 солдат и офицеров противника.

23 июля 1944 года при штурмовке железнодорожных эшелонов противника на станции Резенке тов. Однобоков бомбами и пулеметно-пушечным огнем зажег 3 ж.д. вагона и взорвал склад с боеприпасами.

В дни напряженных боев за город Рига, Однобоков проявил исключительное умение вождения групп на боевое задание, показал себя мастером штурмовых ударов по противнику.

25 июля 1944 г. Однобоков ведущим пары ИЛ-2 летал на «охоту» в район станции Виланы. Однобоков в паре внезапно атаковал ж.д. эшелон противника бомбами и пулеметно–пушечным огнем уничтожил 1 паровоз, 8 ж.д. вагонов. После атаки произошло два сильных взрыва.

22 сентября 1944 г. ведущий группы 10 самолетов ИЛ–2 при штурмовке живой силы и техники противника в районе Дукуре, - Исверь Однобоков внезапно атаковал цель. Бомбами и пулеметно-пушечным огнем его группа уничтожила 8 автомашин с грузами, 6 повозок, до 30 солдат и офицеров противника.

16 октября 1944 г. ведущий группы 4-х ИЛ–2 при штурмовке арт-минометных батарей и живой силы противника Однобоков атаковал цель бомбами и пулеметно-пушечным огнем. Его группа уничтожила 6 орудий ПА, 5 минометов, взорвал склад с боеприпасами, уничтожила до 30 солдат и офицеров противника. В результате штурмовки группа Однобокова сорвала контратаку противника, тем самым дала возможность нашим наземным войскам продвинуться вперед и занять несколько населенных пунктов.

За образцовое выполнение боевого задания командующий 3-й Ударной армии объявил группе т. Однобокова благодарность. Группы, ведомые Однобоковым, получили 6 благодарностей от наземного командования за то, что группы штурмовыми ударами, находясь над целью 15-20 минут, обеспечивали успешное продвижение наземных частей вперед. На боевом счету у тов. Однобокова к моменту написания представления числилось уничтоженным: автомашин с грузами 46, орудий полевой артиллерии –22, 3 орудий зенитной артиллерии – 26, повозок с грузами 35, минометов 15, ж.д. вагонов 8, складов разных –12, взорвано блиндажей – 15, создал до 30 очагов пожара и уничтожил до 509 солдат и офицеров противника.[5]

Указом Президиума Верховного Совета СССР №222/325 от 18 августа 1945 года заместителю командира эскадрильи 118 Гвардейского штурмового Курского авиаполка П.М. Однобокову было присвоено звание Героя Советского с награждением ордена Ленина и Звездой Героя №8568.

В книге П.Я. Козлова «Великое единство» есть замечательное сообщение о подвиге нашего земляка в последние дни войны: «8 мая 1945 г. очередную группу «илов» на штурмовку скопления войск противника в районе г. Салдус повел заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Петр Однобоков. Штурмовка прошла успешно новые самолеты вели себя отлично, но два «мессера», воспользовавшись облачностью пытались внезапно атаковать штурмовик.. «Командир «мессеры» сзади-сверху», взволнованно доложил воздушный стрелок Николай Аверков.

Как только Однобоков оглянувшись, увидел «МЕ-109» пикирующий с высоты вдогонку их самолета, он тут же энергично потянул на себя сектор газа – уменьшил обороты мотора. Скорость штурмовика резко снизилась, он, словно, затормозил перед невидимой преградой. Очередь трассирующих снарядов немецкого истребителя слегка зацепив штурмовик, пронеслась под его носом, а следом за нею впереди «ила» показался и сам «мессер». Все это произошло в считанные секунды, но именно они стали роковыми для «мессершмита» его настиг пушечный залп «ИЛ-10» Не осталось в стороне от события и Аверков. Он метким огнем из своего крупнокалиберного пулемета поджег второго ведомого «мессера» пошедшего в атаку на «ИЛ-10» следом за первым. Густо дымя, вражеский истребитель ушел в сторону.

Так в один день – последний для экипажа П.М. Однобокова день войны – на их со стрелком победном счету появилась еще одна запись – два сбитых ими истребителя МЕ-109.»[6]

День Победы! В памяти тех, кто сражался на фронтах Великой Отечественной, ковал успех в тылу, он навсегда останется незабываемым. «В тот памятный день, - вспоминал П.М. Однобоков, - мы возвратились из очередного боевого полета.

Во второй половине дня прозвучало долгожданное слово: «Победа! Радости не было предела. Но наутро снова поднялся полк по тревоге, не унимались недобитые изверги. И тогда на передний край их обороны и в тыл двинулись танки, авиация. Это были последние взрывы той войны. Поняв безвыходность, фашисты выбросили белый флаг.

Радость победы делили вместе с нами народы Прибалтики, освобожденные от рабства. Праздник удался на славу. Но каждый вспоминал в этот день боевой путь друзей, ценой своей жизни спасших Родину, народы Европы от ига фашизма. Горжусь, что в этой великой армии освободителей был и я.»[7]

После окончания войны гвардии капитан Однобоков П.М. переведен на Псковский аэродром «Кресты», где окончил первые курсы, где окончил первые курсы усовершенствования офицерского состава. Следующим местом службы Однобокова был аэродром Темплин в германии (1949-1953 г.г.), где до конца 80-х годов размещались самолеты воздушной армии Западной группы войск.

В начале 50-х Петр Максимович после прохождения учебы полетам на реактивных самолетах в г. Ленинск-Кузнецком (1953-1954 гг.) был направлен на базу ВВС в Мурманскую область (аэродром «Мурмаши») (1954-1955 гг.). Последним местом службы гвардии майора Однобокова П.М. была воинская часть в Таганроге (1956-1958 гг) (Приложение № 7)

После расформирования части в 1958 году демобилизовался из рядов Советской армии; жил в Риге, Ставрополе. а в 1963 г. П.М. Однобоков переехал на постоянное место жительство в город Георгиевск. Ставропольского края.

Работал в воинской части ст. Незлобной, потом начальником штаба ГО на Георгиевском консервном заводе, а последние 16 лет своей жизни военруком в средней школе №3 г. Георгиевска.

Непосредственно участвовал в организации Почетного караула у Георгиевского мемориала «Огонь Вечной Славы», и заступил в первый караул у мемориала вместе с другим Героем Советского Союза Дмитрием Алексеевичем Гридиным 9 мая 1974 года. (Приложение № 8)

Петр Макаксимович Однобоков вел переписку с красными следопытами Платавской средней школы Конышевского района. По их приглашению приехал на малую родину посетил музей Боевой славы Платавской средней школы встретился с учащимися, принял участие в митинге у братской могилы советским воинам в с. Платава.

Уже после окончания Великой Отечественнгой войны был награжден еще двумя орденами Красного Знамени, медалью «За Отвагу», а также рядом других юбилейных и памятных медалей. К 30-летию юбилею Победы 10 апреля было присвоено звание подполковник (запаса) Умер Петр Максимович 27 августа 1984 г. похоронен в г. Георгиевске.

О последних годах жизни его вспоминала Мария Кузьминична Однобокова жена П.М. Однобокова: «Будучи тяжело и неизлечимо больным, его поднимали с постели увозили на встречи, и он шел с желанием дабы сделать добро для людей. Даже врачи удивлялись ему его мужеству. В больнице категорически отказывался от привилегий (отдельной палате), ночью никогда не побеспокоил ни кого, ни врача когда ему было очень плохо. За 6 часов до смерти на вопрос глава врача как самочувствие? Отвечал «Нормально». Наш город небольшой 60 тыс. населения, наверно все его знали, все любили. Когда не приду на могилу, в любое время года лежат цветы. Пусть веточка, пусть цветок. Мимо редко кто пройдет. Город выразил свою любовь в увековечении его памяти»[8]

 

 


[1] «Звезды славы боевой» Курск 1995.

 

[2] Письма П.М. Однобокова П.М. учащимся Платавской средней школы

[3] Память народа. Сайт министерства обороны РФ.

[4] Письма П.М. Однобокова учащимся Платавской средней школы.

 

[5] Подвиг народа Сайт министерства обороны РФ.

 

[6] П. Я. Козлов «Великое единство» М. ДОСААФ 1982 стр.182

[7] «Последний день войны» «Знамя колхозника» 9.05 1975

[8] Форум группы «Вера и память»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: