Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
(школьный этап)
Класс
I. Выполните тестовые задания.
Общество и природу характеризует понятие
1) материальный мир в целом | 3) этап исторического развития |
2) цивилизация | 4) развивающаяся система |
Человек как участник общественных отношений и сознательной деятельности. Какому термину соответствует это определение?
1) индивид | 3) личность |
2) индивидуальность | 4) объект |
И чувственное, и рациональное познание
1) формирует представление о предмете
2) предполагает непосредственное воздействие на органы чувств
3) использует логические умозаключения
4) направлено на постижение закономерностей окружающего мира
Верны ли следующие суждения о познании?
А. Целью познания является постижение истины, выявление сущности предметов и явлений объективного мира, сущности самого человека.
Б. Результатом познания являются различные виды знания, которыми овладевает человечество.
1) верно толькоА | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
5. К этническим общностям относятся
1) народности | 3) маргиналы |
2) элиты | 4) страты |
Верны ли следующие суждения о факторах производства?
А. В современной экономике важным фактором производства становится информация.
Б. Количество используемых в экономике факторов производства ограничено.
1) верно толькоА | 3) верны оба суждения |
2) верно толькоБ | 4) оба суждения неверны |
7. Право как социальный регулятор всегда
1) исполняется всеми гражданами | 3) охраняется силой государства |
2) поддерживается общественным мнением | 4) является воплощением справедливости |
Органом исполнительной власти является
1) книжное издательство | 3) Прокуратура РФ |
2) Министерство обороны РФ | 4) общество «Мемориал» |
9. В соответствии с Конституцией РФ к ведению Государственной Думы относится:
1) принятие федеральных законов | 3) управление федеральной собственностью |
2) разработка федерального бюджета | 4) назначение выборов Президента РФ |
10. Глобальной проблемой современности является:
1) освоение космического пространства | 3) организация полета на Марс |
2) создание новых средств коммуникации | 4) поиск альтернативных источников энергии |
II. Задания повышенного уровня сложности.
Установите соответствие между формами территориально-государственного устройства и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИФОРМА
А) отсутствует единая налоговая система территориально-государственного
Б) союз государств ориентирован на достижение устройства
преимущественно внешнеполитических целей 1) унитарное государство
В) власть разделенамежду 2) федеративное государство
центром и субъектами 3) конфедеративное государство
Г) на всей территории действует единая
Конституция
Д) административно-территориальные образования
не имеют своих законодательных органов власти
Е) существует верховенство союзного закона
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
12. Кто или что является лишним в ряду? Обоснуйте свое мнение.
А) К.Маркс, Ф.Энгельс, Л. Троцкий, А.Тойнби, __________________________________
______________________________________________________________________________
Б) Государство, семья, нация, религия ____________________________________________
______________________________________________________________________________
В) Педагогическое сообщество учителей России, союз предпринимателей, комитет солдатских матерей, администрация президента РФ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проанализируйте правовую ситуацию с точки зрения трудового законодательства.
Продавец И. Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через одиннадцать месяцев, летом он попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая пора. В отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на определенную отрасль права ответил: «Это в государственном магазине ты мог ссылаться на закон, здесь решения принимаю - я».
Должен ли владелец магазина предоставить работнику очередной отпуск? Приведите аргумент, обосновывающий ваш ответ.
Назовите нормативно-правововй акт, нормы которого станут основой для разрешения этой ситуации.
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Каждый из нас несет в себе черты своего народа – представляет окружающим, обществу и миру характерные поведение, речь, традиции. Эти черты называются этническими. По мнению ряда исследователей, к главным признакам этноса (народа) относятся: общность территории проживания, языка, исторической судьбы.
С древнейших времен человечество состоит из различных этносов. Географическая (природная) среда – важнейшее условие возникновения и развития этноса. Она влияет прежде всего на материальную культуру народа, начиная с орудий труда и заканчивая предметами быта. Так, климат определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур.
Характерные особенности географической среды оказывают также определенное, чаще косвенное, влияние на отдельные стороны духовной культуры. Это воздействие выражается прежде всего в специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты народов, связанные с условиями его обитания.
Находит отражение географическая среда в этническом самосознании народа. Картины окружающей природы запечатлеваются в сознании людей в виде представлений о «родной земле». Некоторые элементы ландшафта в виде зрительных образов (например, цветущая сакура у японцев) или географических названий (река Волга у русских) становятся своего рода символами этнической принадлежности.
(Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество – это мы.М., 1990)
1. Каковы основные признаки этноса как социальной группы? Назовите три признака.
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. На какие стороны жизни народа влияет природная среда? Укажите три стороны.
Ответ: __________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
“Атвитын эзларгада дажы кыешма” Ильнур абыеннан совет:D