Подведение итогов беседы. Рефлексия.




Мои права и обязанности

Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

2. Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.

3. Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

4. Формировать уважительное отношение к правам других людей.

5. Способствовать формированию активной гражданской позиции.

Ход мероприятия

Введение в тему беседы.

Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему: о ваших правах и обязанностях Попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

Наши права.

-А что такое «право», «права»? Права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся.

- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появились Международные документы о правах человека.

А что такое Декларация? Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе.

. 1. Есть еще такое право помнить думать и творитьи другим свои раздумья,если хочешь подарить

2 Я росточком не доволен И пока не так силен, Но не смей мне делать больно Есть у нас такой закон.

3. Если жар, все тело ломит совсем не до игры, То позвать врача на помощь Тоже право детворы.

4. Подрос, взял я книжки И пошёл я в первый класс. В школу ходят все детишки -Это право есть у нас.

5. Я могу свой детский праздник Как и взрослый отмечать. Если я проголодаюсь- Пищу вправе получать.

Дети имеют не только права, но и обязанности

Закрепление знаний. Игра «Юридическая консультация»

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация -это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят герои мультфильмов. Посмотрите, подумайте, какие права ребенка нарушены. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей».

Надо начинать так: «Согласно Кон­венции "О правах ребенка"...»

-Какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их?

1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?

2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле?

4. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища?

5. В какой сказке нарушено право на отдых и досуг?

Подведение итогов беседы. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Вашему вниманию предлагаю игру «Разрешается – запрещается».

Стихотворные строки вы заканчиваете словами «разрешается» или «запрещается».

1.Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребёнка … (строго запрещается)

Слушать мнение ребёнка … (разрешается)

2.С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить (разрешается)

3.Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа … (строго запрещается)

4.Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться … (разрешается)

5.Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина … (строго запрещается)

6.Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить …(разрешается)

Будь ты слабым или сильным

Белым, черным все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано

«Азбука правового воспитания «Цель: формирование представ ления об основных правовых документах: "Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка"; Задачи: 1. Познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка; ознакомить со статьями Конвенции о правах ребенка

 

2. Показать единство прав и обязанностей;

 

3. Расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике; Воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

I. Организационный момент II. Знакомство с новым материалом. 1. Постановка цели занятия. - Ребята, сегодня наша встреча посвящена теме "Ваши права ". - Вы познакомитесь с новыми понятиями и постараетесь вспомнить все, что уже знаете по этой теме. 2. Вступительная беседа. - Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (дети высказываются). - За точным определением обратимся к словарю Ожегова. - Я попрошу прочитать. (Один ребенок читает вслух). ПРАВО - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми. - Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права. Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. - Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка. - Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети)

- Конечно же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это родители, педагоги, воспитатели и многие др. - Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является Организация Объединенных Наций - (ООН). - Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что, если случится Третья мировая война, она уничтожит все человечество.

- Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы многих стран решили объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций (ООН). - В результате, 10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека. - Это документ, в котором государства пообещали своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое. - Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства, так-как по-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, аварии, стихийные бедствия, эпидемии, совершаются преступления, в результате которых страдают и дети. - Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка". 1. Вы граждане, но все же дети, Бывает, для защиты повод есть. Поэтому Конвенцию придумали на свете, Чтоб знали вы права и отстояли честь. - Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии"

Я назову вам самые важные, которые вы должны знать. Статья 1 "Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста". - До 18 лет за вас несут ответственность взрослые, после 18 - за свои поступки отвечаете вы сами. Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь". - Это главное право каждого человека. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право. Но часто то в одном, то в другом государстве приходится сталкиваться с вопросами о ценности жизни. - Скажите, нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других больных детях? - Было в древности государство Спарта - вы слышали о нем на уроках истории. Спарта славилась своими непобедимыми воинами - выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если слабый, больной - он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому - помогать..

Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя". - У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество. - Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию? - Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ. - Как он называется? (паспорт).) Статья 13 " Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение". - Ребенок может высказывать вслух все, что думает; написать и даже напечатать в газете или журнале. Только помните, прежде, чем что-то сказать или написать, нужно хорошо подумать) Статья 16 "Каждый имеет право на владение имуществом, на неприкосновенность жилища

Статья 28 " Ребенок имеет право на бесплатное образование" - Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг". - А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других. - Вы обязаны уважать права других людей.. Статья 32 "Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации". - Что означает слово "эксплуатация"? (Из словаря С.И. Ожегова: "Эксплуатация - это присвоение результатов чужого труда"). - Незаконное использование в собственных целях труда других людей. Статья 37 а) "Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким видам обращения и наказания"; б) " Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным способом". - Арест или задержание ребенка осуществляется согласно закону и лишь в качестве крайней меры. - Со скольки лет наступает уголовная ответственность? (С 16 лет, за особо тяжкие преступления - с 14 лет). - Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать - никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными. - Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права. - Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права. - Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности. - Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети). - Напоминаю точное определение. Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. - Вспомним высказывание известного политического деятеля. -(Читают хором) "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав". - Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину). - Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране. - Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью. - Кто сможет ее назвать? "Уважать права других людей". - Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать. - Помните золотое правило морали: " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе". - Я предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых. Ш. Актуализация новых знаний. Правовая викторина. - А сейчас мы проведем викторину и узнаем, кто из вас самые лучшие знатоки прав. Задание. "Сказочная викторина". - Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права. - Как называется сказка? Кто автор? (русская народная сказка "Колобок"). - Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!" - Какую статью нарушила Лиса? (статью 6) - Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь). - Как называется эта сказка? Кто её написал? (рус. нар. сказка "Маша и Медведь", в книгах встречается в обработке А.Н. Толстого). - Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37) - Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить". - Как должна ответить Маша, защищая свои права?:... (Не имеешь права лишать меня свободы).) - Назовите сказку. Кто автор? - Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (статья 37) "Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению". IV. Итог занятия. - Ребята, скажите, что важного для себя вы поняли сегодня на занятии? - Нужно ли знать свои права? - Для чего их нужно знать? (чтобы уметь защитить себя). - Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе. - Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности. - Надеемся, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни. Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за участие и внимание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: