ТЕСТ . Античная философия




Сборник практических заданий по предмету «Основы философии»

Преподаватель:

Каримов Р.Р.

Томск, 2016

Практическое занятие №1.

Философия Древнего Китая и Древней Индии (семинар).

Теоретическая часть

При самостоятельной подготовке к практическому занятию студентам необходимо ознакомиться с процессом трансформации мифологических систем, образно-художественным способом объясняющих мир на примере Индии и Китая.

Следует уметь доказательно обосновать тезис о том, что первые шаги по систематизации философских знаний, по их оформлению в рациональное мировоззрение наметились только в I тыс. до н.э. в Древних Индии, Китае и Греции.

При изучении философии Древней Индии необходимо обратить внимание, что вся религиозно-философская литература здесь была связана с толкованием ведических канонов, имеющих следующую структуру:

- Самхиты (сборники гимнов, из которых самый древний – «Ригведа», остальные Веды – Веда напевов «Самаведа», Веда жертвоприношений «Яджурведа» и Веда заклинаний «Атхарваведа» – заимствуют стихи из «Ригведы»).

– Брахманы (продолжение Вед, каждая Брахмана относится к определенной Самхите).

– Араньяки и Упанишады (дополняют как Самхиты, так и Брахманы).

В Упанишадах демифологизируется понимание Космоса, внимание акцентируется прежде всего на проблеме взаимосвязи микрокосма (Атман, жизненный дух, понимающийся и как субъективное психическое начало, и как универсальный принцип жизни) и макрокосма (Брахман, абсолютная и неизменная первооснова, начало и конец всех вещей).

Трактовка Бытия в Веданте имеет монистический характер: «Все есть Брахман, и Брахман есть Атман». Атман – это самосознание Брахмана, они совпадают, и это совпадение открывает путь человеку к высшему блаженству, достигаемому преодолением иллюзии эмпирического мира посредством погружения во всеобщее сознание и сопряжения со всем существующим. Студентам следует уметь объяснить такие ведические понятия, как «Рита», «сансара», «карма», «дхарма», «мокша», «майя», проследить их развитие в философии буддизма.

Изучая философию Древнего Китая, необходимо ознакомиться с учениями Лао-цзы и Кун Фу-цзы (Конфуция) (VI – V вв. до н.э.). Китайская философия глубоко социальна, главная ее тема – отношения между обществом и человеком, и, соответственно, на первом месте в размышлениях китайских философов стоит этика.

Единству мира, как и в индийской философии, уделяется пристальное внимание, но интерпретируется оно несколько иначе. Вводится представление о Дао – Пути, едином первоначале всего сущего и законе изменения вещей. Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения Дао, его универсальным правилам, ритмам природы. Следует избавиться от личных пристрастий и почувствовать Дао. Отсюда в китайской этике наблюдается несомненный приоритет общественного начала над индивидуальным, пренебрежение интересами отдельной личности во имя социального благополучия.

Задания

1. Произвести сравнительный анализ религиозно-философских систем Индии и Китая.

2. Охарактеризовать современное состояние изученных религиозно-философских систем Востока.

Вопросы

1. Веды как источник древнеиндийской философии.

2. Что такое сансара?

3. Этика Упанишад.

4. Основные положения буддизма.

5. Философия даосизма.

6. Этико-политическое учение Конфуция.

7. В чем проявляются основные отличия мифологического мировоззрения?

8. На какие группы делится ведическая литература?

9. Перечислите основные понятия индийской философии и мотивируйте ее своеобразие.

10. Чем отличалась китайская философия от индийской?


 

 

Практическое занятие №2 Тема: Античная философия

Теоретическая часть

При изучении данной темы следует иметь в виду, что весь период античной философии допустимо разделить на 3 периода:

I период – натурфилософия, или досократовская философия (VI – IV вв. до н.э.);

II период – классическая, или аттическая философия (V – IV вв. до н.э.);

III период – эллинистическая, или эллинско-римская философия (III в. до н.э. – VI в. н.э.).

Натурфилософов, интересующихся прежде всего поисками субстанции, разделяют на несколько философских школ, среди которых рекомендуется обратить внимание на следующие: Милетская школа, считается самой древней. Основатель – Фалес, субстанцией считал воду; его ученики: Анаксимен (субстанция – воздух), Анаксимандр (субстанция – абстрактный апейрон, некое беспредельное и вечное начало).

Школа Пифагора.

При изучении обратить внимание на то, что пифагорейцы объясняли события на основе чисел и их соотношений и тем самым превзошли милетцев, ибо почти достигли уровня законов науки. Они искали гармонию и количественную согласованность во всем, а такого рода поиск фактически нацелен на обнаружение законов, однако пифагорейцы еще не владели категорией качества, без которой нельзя уразуметь в должной степени количество, каковым, в частности, является число. Для Гераклита мир есть огонь, а огонь – образ вечного движения и изменения.

Элейская школа (Парменид, Зенон и др.) – оппоненты Гераклита, утверждали о невозможности движения и, следовательно, о постоянстве внечувственного бытия. Рекомендуется ознакомиться с апориями Зенона «Ахилл и черепаха» и «Летящая стрела». Несмотря на антагонизм учений Гераклита и элеатов, они одинаково приходили к агностическому выводу, ведь невозможно познавать вечно изменяющееся, а чувственно-данное и иллюзорное познавать тем более нет необходимости.

Атомисты (Левкипп, Демокрит и др.) преодолели кризисную ситуацию в философском мышлении, введя понятия атома и объединив тем самым сильные стороны представлений Гераклита и элеатов: парменидовское бытие уменьшили до атомов, сохранив этим постоянство, а гераклитовские изменения связали с механическим движением атомов, их сочетанием друг с другом. При изучении данного философского направления студентам рекомендуется выявить различия между современными и древнегреческими представлениями об атомах.

Началом классического периода явилось философское творчество Сократа, впервые утвердившего приоритет самосознания над познанием природы. При изучении философии Сократа, о которой мы знаем в основном из трудов его ученика Платона, рекомендуется обратить особое внимание на принципиально иную манеру понимания мира – двигаться не от события к событиям, а от общего к событиям. Необходимо также уяснить основной метод Сократа – диалектику, состоящую из иронии и майевтики. Сократ принципиально спорил с софистами («учителями мудрости» в V – IV вв. до н.э.). В связи с этим студентам необходимо выяснить сущность этого спора и уяснить, в чем заключается логическая ложность софизмов.

При изучении творчества Платона следует обратить внимание на его учение об идеях (объективный идеализм) и уяснить влияние этого учения на космологические и этические построения, на философскую концепцию идеального государства.

Ученик Платона, Аристотель, хотя и выступавший в ряде отношений как решительный противник учителя, по сути продолжил его дело. Аристотель был конкретнее, эмпиричнее Платона, его интересовало индивидуальное, жизненно данное. Студентам необходимо уяснить отличие между идеальным миром Платона и иерархией идей Аристотеля, представляющей стадии становления оформленной материи, причем каждая вещь имеет четырехчастную природу, четыре причины:

1. Сущность (форма, эйдос).

2. Материя (субстрат, возможность бытия).

3. Действие (начало движения).

4. Цель («то, ради чего»).

Важно отметить, что и действующую, и целевую причины определяет эйдос, который является основным динамическим и смысловым содержанием вещи. Студенты должны понять, почему Аристотеля называют крупнейшим классификатором и систематизатором античной науки, ознакомиться с логическими построениями Аристотеля (категории, законы формальной логики, учение о силлогизмах). При изучении эллинистического периода античной философии рекомендуется обратить особое внимание на следующие направления: Стоицизм (Зенон Китийский, Хрисипп, Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий и др.), главным вопросом для которого был вопрос об определении места человека в Космосе. Стоики утверждали, что законы бытия неподвластны человеку, подверженному року, судьбе (последнюю же стоит не ненавидеть, а любить, получая отдохновение в рамках доступного). Они не были безразличны к происходящему, но, понимая логос мира определенным образом, сохраняли душевное спокойствие (атараксию). Следует обратить внимание на развиваемые стоиками идеи пантеизма и человеческого равенства. Эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар и др.) – гедонистическое учение, для которого главный интерес представлял чувственный мир. При изучении рекомендуется обратить внимание на преодоление Эпикуром детерминизма атомистов. Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик и др.) – знакомясь с этим философским направлением, следует понять, почему, несмотря на агностические настроения, античного скептика нельзя назвать нигилистом, а также объяснить смысл признаков скептической мудрости: молчания и воздержания от суждений. Основные положения неоплатонизма, давшего синтетическую философскую концепцию современного ему античного общества, были разработаны римлянином Плотином. Это учение об основанной на гармонии и красоте эманации Единого – Блага в Мировой Ум, далее в Мировую Душу и затем в Материю было активно использовано в эпоху средневековья.

ТЕСТ. Античная философия

 

Практическая работа №3.

«Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии»

Теоретическая часть

Философия средневековья (V–XV вв.) не только явилась восприемницей античной философии (особенно активно использовались в этот период труды Аристотеля и неоплатоников), но и выработала ряд собственных принципов. Студентам необходимо усвоить понятия, разработанные в средние века: теоцентризм, монотеизм, креационизм, провиденциализм, символизм, экзегеза, герменевтика, реализм, номинализм, концептуализм, теодицея, эсхатология.

Проследить, каким изменениям подверглась концепция времени (от циклических процессов к линейному времени и связанному с ним понятию прогресса) и объяснить, в чем причина этого.

При изучении трудов средневековых мыслителей рекомендуется обратить внимание на постепенный переход от философствования в вере (апологеты христианства, особенно Августин Блаженный) к попытке гармонизации веры и разума (Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Роберт Гроссетест и др.), когда характернейшей чертой философствования становится обеспокоенность человеческой судьбой.

Средневековой философией был последовательно продуман принцип абсолютной личности. Однако по мере развития городов и ремесел стали ярче выявляться творческая активность человека и его своеобразие. Возникла потребность в новом мировоззрении, которое, как считалось, возрождает античное наследие, преданное забвению средневековьем, отсюда и название целой культурной эпохи (по-французски – Ренессанс).

Студентам следует обратить внимание на то, что средневековьем была подготовлена, а в эпоху Возрождения развита философема, и сегодня во многом определяющая воззрения человека на природу. Из религиозного принципа креационизма следовало, что, поскольку Бог является Творцом природы, а человек – его подобием, то и на человека экстраполируется возможность преобразовательной деятельности по отношению к природе, причем деятельности, допускающей произвол человека при обустройстве «низшей» природы себе во благо.

Философия Древнего мира. Студентам нужно обратить внимание на то, что после подчинения Греции Риму во II в. До н.э. не древнеримскую почву переходят учения, которые появились в Древней Греции: эпикурейство, стоицизм, скептицизм. Римские философы, по сути, продолжили развивать концепции древнегреческого периода придав завершенность и практичность. Но римляне отошли от созерцания греческой философии и перешли к деятельности, они интересовались не диалектикой и метафизикой, а преимущественно этикой.

Задания:

1. Прочтите фрагмент сочинения Августина: "…Бог превыше всего, и все должно покоряться ему… Я мысленно обратил свой взор и на другие предметы, которые ниже Тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от Тебя; не существуют потому, что они не то, что Ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно…

Если Бог отнимет от вещей свою производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы…"[1]

а) В чем особенность христианского понимания бытия?

б) Что значит: "эти предметы и существуют и не существуют"?

2. Августин Аврелий четко определил свое отношение к познанию: "Во всех прочих делах мы имеем дело лишь с вероятностью, но когда речь заходит о предметах веры, то отпадают всякие "может быть".

а) Разделяете ли Вы точку зрения Августина Аврелия?

б) Считает ли Августин возможным достижение достоверного знания о мире?

в) На каких основаниях, по мнению Августина, должно строиться познание?

3. "Если не уверуете, то не уразумеете… Познание, подстрекаемое верой, — наидостовернейшее", — утверждал Климент Александрийский. Всякий ищущий истину, по его мнению, должен исходить из каких-то первоначальных положений, определяющих пути развития его поиска, занимать определенную познавательно-мировоззренческую позицию, верить во что-то.

а) Согласны ли Вы с мнением философа?

б) С чем отождествляется вера христианскими философами? О какой вере идет речь?

в) Каким образом осуществляется познание с точки зрения христианской веры?

г) Какова роль человека в процессе познания с точки зрения христианского учения?


Вопросы

1. В чем специфика древнеримской философии?

2. В чем основные особенности средневековой философии?

3. Расскажите о сходствах и различиях античной и средневековой философии, есть ли они?

3. Оказала ли Древнеримская философия влияние на средневековую философию?

4. В чем своеобразие скептицизма средневековой философии?

5. Что такое реализм и номинализм средневековой философии?

6. Докажите влияние арабской философии на средневековую европейскую философию

 

 


 

Практическое занятие №4:

«Основные понятия немецкой классической философии»

Теоретическая часть

По праву считается, что у истоков немецкой классической философии стоял «Кенигсбергский затворник» Иммануил Кант. По мнению В.С. Соловьева, творчество И. Канта дало такую же мощную «закваску» для развития гуманитарных знаний, как ранее труды Р. Декарта – для развития естественнонаучных. Т.н. «докритический» период в творчестве Иммануила Канта связан с его интересом к законам естественного мира (в современной физике Кант известен как один из авторов теории Канта-Лапласа об образовании Солнечной системы из газопылевого облака).

Перелом во взглядах Канта наступил в 70-е гг. XVIII в., когда знакомство с работами Д. Юма пробудило его от «догматического сна».

При рассмотрении гносеологии Канта студентам необходимо уяснить логику разделения знания на априорное и апостериорное, подход философа к научным идеализациям, категориальный аппарат Канта.

Следует понять специфику понятий трансцендентального и трансцендентного, отношение мыслителя к пространству и времени; охарактеризовать кантовскую «вещь в себе» и сделать вывод о возможности объективного познания с точки зрения Канта, а также объяснить, почему его философскую систему называют «трансцендентальным», или «критическим» идеализмом.

При изучении этики Канта следует обратить внимание на менее строгую логичность построений и объяснить смысл категорического императива (всеобщего и необходимого нравственного закона): «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Рассматривая философские системы учеников Канта, во многих отношениях оппонирующих учителю, студентам рекомендуется обратить внимание на то, что И. Фихте, пытаясь преодолеть агностицизм Канта, противопоставившего трансцендентальный субъект и трансцендентный объект («вещь в себе»), перемещает центр внимания к субъекту, ставя на его место абсолютно самодеятельное и не определенное через вещи, а, наоборот, само определяющее их «Я» (субъективный идеализм), Шеллинг же отождествляет субъект и объект также с целью преодоления субъект-объектной двойственности.

Подход Фридриха Шеллинга был детально развит Георгом Гегелем и привел его к «абсолютному идеализму». Студентам следует разобраться в природе гегелевских идей, являющихся сутью любых вещей, в т.ч. и понятий (идеи – суть и объекта, и субъекта, противопоставление которых в этом случае неправомерно).

Рекомендуется разобраться в гегелевской триаде «тезис – антитезис – синтез»: идеи изменяются, «самодвижутся», переходя в свое иное, в другую идею (диалектическое отрицание); тезис переходит в антитезис, затем они сливаются в новое единство таким образом, что синтезирующая идея содержит в себе тезис и антитезис как свои моменты. Историю Гегель представлял как развертывание Абсолютной идеи сначала в природе (своем «инобытии») и далее через субъективный и объективный дух – в Абсолютном духе. Студентам следует также обратить внимание на содержание диалектики Гегеля, которая понимается им как логика идей, как восхождение от абстрактных идей ко все более конкретным. Т.о., диалектика выступает у него как дедуцирование, выведение одних идей из других, причем идея содержит в себе свои противоположные определения, она внутренне противоречива и поэтому диалектика как движение идей по своей внутренней природе есть противоречие.

Людвиг Фейербах не был согласен с Гегелем в том, что идеальное объективно, он переводил идеальное в голову человека, считая его мыслью или чувством, настаивал, как и всякий материалист, на восхождении от материального к идеальному. Диалектический материализм Карла Маркса и Фридриха Энгельса был намного более системно развит, чем антропология Фейербаха. В этом учении было уделено особое внимание конкретно-общественной природе человека и роли практики как критерия истины. Большой заслугой К. Маркса явилось выделение мира социального, ведь до него в фактуальном мире видели только противостояние духовного мира субъекта и природы, Маркс же обнаружил третий мир, мир общественного, все аспекты которого (правовые, политические, религиозные, нравственные и др.) определяются экономическими отношениями. При изучении марксистской философии рекомендуется обратить особое внимание на талантливую критику недостатков капитализма и разработанную в этой связи теорию отчуждения труда.

Термины:

Трансцендентный, имманентный, трансцендентальный, феноменальный, ноуменальный, априорный, апостериорный, практический разум, категорический императив, рассудок и разум, «вещь-в-себе», явление, антиномии, телеологизм, абсолютный дух, отчуждение, тезис, антитезис, синтез, становление, развитие, наукоучение, интеллектуальная интуиция, «философия тождества», антропологический принцип, эвдемонизм

Тексты для анализа:

 

Критика чистого разума.

Иммануил Кант (1724–1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. (Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 6-ти т. Т.3. М., 1971. С.75–76, 120–121, 123.)

Прочтите фрагменты из сочинений И. Канта и ответьте на вопросы.

Вопросы:

1. Каков предмет трансцендентальной философии?

2. В каком смысле трансцендентальная философия является пропедевтикой чистого разума?

3. Что означает «критика» чистого разума?

4. Какой разум Кант называет «чистым»?

5. Какую способность духа Кант ставит в центр своих философских исследований?

«Наш век не намерен больше ограничиваться мнимым знанием и требует от разума, чтобы он вновь взялся за самое трудное из своих занятий — за самопознание и учредил бы суд, который бы подтвердил справедливые требования разума, а с другой стороны, был бы в состоянии устранить все неосновательные притязания — не путем приказания, а опираясь на вечные и неизменные законы самого разума. Такой суд есть не что иное, как критика самого чистого разума.

Я разумею под этим не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов…

Из всего сказанного вытекает идея особой науки, которую можно назвать критикой чистого разума. Разум есть способность, дающая нам принципы априорного знания. Поэтому чистым мы называем разум, содержащий принципы безусловно априорного знания… Мы можем назвать науку, лишь рассматривающую чистый разум, его источники и границы, пропедевтикой к системе чистого разума. Такая пропедевтика должна называться не учением, а только критикой чистого разума…, она может служить не для расширения, а только для очищения нашего разума и освобождения его от заблуждений… Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не только предметами, сколько видами нашего познания, предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией.

Таким образом, трансцендентальная философия есть наука одного лишь чистого спекулятивного разума, так как все практическое, поскольку оно содержит мотивы, связано с чувствами, которые принадлежат к эмпирическим источникам познания».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: