От времен первобытных до 1917 г.




В эти времена развивалась подсечная система земледелия. Срубленные деревья сжигали и золой удобряли почву. Несколько лет подряд таким образом получали хороший урожай. Выращивали пшеницу, пшено, боб, горох. Потом участок оставляли и переходили на другой.

В раннем железном веке среднюю часть Беларуси и восточную Литву обитали носители культуры штрихованной керамики (название происходило от того, что посуду покрывали штриховкой), которая оформилась на базе местной культуры эпохи бронзы. Горшки лепили остроребные и банкообразные. В те времена продолжала развиваться бронзолитейное дело. Много делали украшений, среди которых фибулы (застежки для одежды), браслеты, височные кольца.

Со времен раннего железного века сохранились остатки укрепленных поселений-городищ. Такие поселения существовали возле Смолевичей, а также вблизи деревень Каменка, Прилепы, Юзефово, Буда, Черниковщина. Есть сведения о подобных укреплениях возле деревень Верхмень (урочище Туры), Волма (урочище Городище), Драчково (урочище Дворище, или Замок, или Березовая Гора), Кленник (урочище Окопище или Витовт Мост), Ляды (урочище Окопище) и в ряде других мест, которые овеяны народными преданиями. Так, про Березовую Гору, например, записано предание, согласно которому когда-то монах Лядовского монастыря написал книгу, где рассказывалось, что на горе во время войны со шведами была зарыта колесница Петра Великого, наполненная деньгами и вещами, и шведы даже пытались захватить ее.

Городища Смолевиччины издавна привлекали внимание ученых. В 1923-1924 гг. многие памятники были обследованы А. Н. Левданским, в 1964 г. — Ю. И.Драгуном, в 1979 г. — М. А. Ткачевым, в 1995 г. — А. В. Ильютик. Смолевичское укрепленное поселение, известное под названием ородище, находится среди болота, вблизи р. Черника, притока Плисы. На городище находили черепки лепной посуды, покрытой штриховкой. В Средние века на горе построили деревянную церковь и таким образом культурный слой городища был испорчен.

Городище возле д. Буда было разрушено еще в начале XX в. Здесь находили фрагменты штрихованной лепной посуды, а также с ямочным орнаментом, шлаки и остатки печей.

До нашего времени в районе сохранились четыре городища - Каменка, Прилепа, Юзефова, Искра. Каменское городище расположено на левом берегу р. Каменка. Высота его 40 м. Размеры площадки 85x80 м. В начале 1920-х годов А. М. Левданским было записано предание, согласно которому силачи Каменского замка бились с силачами Юзефовского замка. Драка происходила через болото, по которому течет р. Усяжа.

Прилепское городище занимает длинный моренный выступ высотой болын в 40 м и расположено в самой деревне. Площадка ровная, с небольшим наклоном на север, имеет размеры 60x25 м. С юго-восточной стороны вал высотой около 3,5 м. На склоне еще один вал, который сильно оплыл. Склоны городища заросли орешником. При шурфовке найдены фрагменты лепного штрихованной посуды, прослица. Находки относятся к концу 1-го тысячелетия до н. э. – 1-го тысячелетия н. э.

Городище Искра расположено в 250 м к северо-западу от д. Черниковщина, на правом заболоченном берегу р. Черника, на краю холма высотой 17 м, что над поплавом. Площадка овальной формы, размером 25x35 м. 3 всех сторон она укреплена тремя валами и рвами. В 1995 г. раскопки здесь проводила А. В. Ильютик. Был обнаружен культурный слой толщиной от 0,4 м до 1,2 м. найдены фрагменты лепной гладкостенной посуды и со штриховкой, кости животных, куски шлаков, глиняное прослица от веретена, железный серп и нож. Вещи датируются серединой-третьей четвертью 1-го тысячелетия н. э.

Городище возле д. Юзефово расположено в 0,5 км к западу от деревни, на береговом плато размером 85x20 м, которое возвышается над болотом на 8-9 м.

На городищах раннего железного века люди жили в постройках столбовой конструкции и в полземлянках, которые делали из бревен. Обогревались они печкой каменкой или открытым огнем. Жители таких поселений занимались земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством.

Об этнической принадлежности племен культуры штрихованной керамики нет единого мнения. Одни ученые связывают ее с восточно-литовскими племенами, а другие — с восточно-балтскими, которые не оставили названия.

 

К 1-му тысячелетию и началу 2-го тысячелетия н. э. относятся остатки неукрепленных поселений около Жодино, которые в 1978-1979 гг. изучались М. А. Ткачевым и А. И.Королевым, а также возле д. Юрьево вблизи озера Малое, на острове Опалушково, среди болота. Последнее занимает площадь около 1 га и имеет культурный слой 0,25-0,3 м. Здесь найдены отщепы кремня, фрагменты горшков с линейным и волнистым орнаментом, датируемым XI —XII в.

С середины 1-го тысячелетия н. э. на земли современной Беларуси начали проникать славяне. Славянские поселения известны в южной Беларуси. Этнический состав населения V-VIII в. на территории центральной Беларуси пока окончательно не определен. Здесь археологическая культура штрихованной керамики сменяется культурой верхнего типа Банцеровщины (название получило от городища, что под Минском). На первой стадии существования этой археологической культуры население проживало только на неукрепленных поселениях. Потом люди начали селиться ближе к ранним городищам, уже к тому времени запустевшим и превращали их в хранилища.

Более поздние археологические памятники-курганы, скорее всего, уже принадлежат летописным славянам. В VIII-IX в. славяне Восточной Европе разделились на 13-15 этнических общностей, которые названы в летописях. Территория Смолевиччины была пограничьем расселения дреговичей и кривичей. Эта зона как раз проходила по линии Заславль-Логойск-Минск-Борисов. Как известно, для дреговичей были характерны зерненые бусинки. Их носили по 3 штуки на проволочных перстневых серьгах, височных кольцах или в составе бус вместе со стеклянными бисером. Тыловым украшением кривичанок являлись проволочные браслетообразные височные кольца. Таких украшений носили по 1 — 2 или 3 с каждой стороны.

Не все курганные могильники на территории района сохранились, но в археологической литературе сведений о них много. Так, в начале XX в. курганные могильники еще существовали вблизи городищ в Смолевичах и Будах, но уже распахивались. При этом находили кости людей. Один из курганов возле д. Буда назывался Капец. Есть упоминания о курганных могильниках возле деревень Верхмень, Прудище, Слобода, Точилище, Пелика, Тадулина, Заречье, Юзефово, Высокие Ляды, Малое Залужье, Смольница и в ряде других мест. Известно, что возле Малого Залужья самый большой курган в могильнике назывался Девичгар, а возле Смольницы в курганах найдены две монеты.

Курганные могильники возле д. Кленник привлекли внимание ученых еще в 1870-е годы, когда впервые составлялись стсы археологических памятников. Один из могильников, насчитывавший 17 насыпей, был зафиксирован к юго-востоку от деревни, в лесу. Второй могильник, где было 7 насыпей, располагался в полуверсте к западу от деревни, посреди поля. Позже эти курганы были распаханы.

Курганная труппа из 40 насыпей существовала на окраине д. Курганье, возле ручья Бурлацкий Брод, впадающий в р. Уша. Известно, что в 1886-1887 гг. профессор Киевской духовной семинарии В. З. Завитневич исследовал здесь четыре насыпи с трупоположениями на материке, головами на Запад. Одно из захоронений было в деревянном гробу. При скелете найден железный нож.

В 1923-1928 гг. А. М. Левданский проводил раскопки курганов возле деревень Буда и Точилище. Около д. Будда обнаружены остатки захоронения по обряду трупосожжения и глиняные горшки. В д. Точилище на то время от большого курганного могильника оставалось только десять насыпей. Остальные распахивались. В трех насыпях обнаружены захоронения по обряду трупосожжения. В одном из них найдена синяя стеклянная бусина, кусок бронзовой бляшки, во втором - пережженные кости в воронкообразной ямке, обложенной камнями, а в третьем среди пережженных костей были куски глиняной посуды цилиндрической формы и железные вещи. На месте разрушенных курганов местные жители находили кусочки глиняной посуды и такие вещи, как медная круглая подвеска — амулет, каменное (или глиняное) прослица. На этом кладбище хоронили покойников в VII-X в.

В 1925 г. А. М. Левданский открыл курганный могильник в д. Тадулино. В 1964 г. Ю. И. Драгун обследовал курганы возле д. Прилепы. В поврежденных насыпях он нашел фрагменты горшков, кости. Исследователь обнаружил курганы возле д. Дуброва в урочище Графщина, а также между деревнями Дуброва и Карпиловка. Одна насыпь под названием татарский курган была открыта возле хутора Щуры.

В 1979 г. курганные могильники в деревнях Пелика, Прилепа и Тадулина обследовал М. А. Ткачев. На то время в могильнике возле д. Пелика сохранились три кургана. Они были в 4 км к северо-востоку от деревни, в лесу у дороги на о. Трубенок. Прилепский могильник (40 насыпей высотой 0,3 — 0,8 м и диаметром 5 -8 м) находится в 1,5 км к востоку от деревни, возле бывшей Д. Карпиловка, на правом берегу р. Усяжа, в лесу. Курганный могильник в д. Тадулин (38 насыпей) расположен в 0,6 км северо-западнее деревни, в кустарнике, среди поля. Высота насыпей 0,5-1,5 м, диаметр 5-9 м, раскопки здесь не проводились.

Несомненную историческую ценность имеют монетные сокровища. В 1907 г. в д. Буда возле городища пастухами найден клад монет. Сразу же они разошлись по рукам. Известно лишь, что среди находок были монеты Сигизмунда III и Густава Адольфа. В 1920-е годы одна из монет А. М. Левданского была передана в Минский музей. Какой-то клад из пятисот серебряных монет был найден в начале XX в. около д. Смольница. В 1970 г. клад монет XVI-XVII в. выявлены вблизи д. Барсуки во время разработки карьера. Большая часть монет чеканена в Польше, отдельные в Дании, Пруссии, Бранденбурге. Есть русские монеты времен Ивана Грозного.

Памятниками древности являются культовые камени-валуны, которые овеяны народными преданиями и носят названия вроде Божий Камень, священный Камень, Чертов Камень, портной, а также камни с надписями, разными знаками и рисунками. К таким памятникам относятся также каменные идолы и кресты.

Камень с какой-то надписью упоминается около д. Драчково. По преданию он служил отличием границ монастырской земли. На одном из хуторов возле д. Мостище было известно про камень четырехугольной формы с дыркой в верхней части. В д. Волма возле моста, на месте, где раньше стояла церковь, сохранился камень цилиндрической формы. Нижний его диаметр 0,9 м, верхний 0,74 м, высота 0,7 м. На верхней части углубление цилиндрической формы. Его диаметр 0,22 м, глубина 0,18 м. В 1-м тысячелетии до н. э.— начале 1-го тысячелетия н. э. такие камни служили языческими жертвенниками и обычно ставились на капищах. Как оказался в Волме культовый камень окончательно не выяснено. Но известно, что во времена распространения христианства храмы строились в первую очередь на местах бывших языческих капищ.

На территории Смолевичского района сохранились и другие следы древних языческих верований. В далекие времена наши предки обожествляли не только камни, но и деревья, озера, холмы. Неслучайно появилось название Синие Горы, от которой и пошла деревня Синие Горы в Драчковском сельсовете. Когда-то на холмах под названиями Синяя гора (Синие Горы) поклонялись предкам, душам умерших. От языческих времен идет название Красная Горка на территории Озерицко-Слабодского сельсовета и Бабий Лес в Юрьевском сельсовете. Культ священных холмов почти у всех народов занимает значительное место.

 

 

Л. В. Дучиц, А. В. Ильютик. Источник: книга «Память» https://pamyat.do.am/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: