Игра «Городки» как эффективная форма организации физкультурно – оздоровительной работы со старшим дошкольным возрастом




 

Наше образовательное учреждение находится в многонациональном районе «Волгарь» и работа по нравственно-патриотическому воспитанию имеет огромное значение. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников.

Одной из таких игр является старинная славянская игра «Городки».

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Физическое развитие» говорится о двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений направленных на развитие таких физических качеств как:

координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно - двигательной системы. Развитию равновесия, координации, крупной и мелкой моторики, овладение подвижными играми с правилами, а также формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.

В инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы обучение игре «Городки» начинается с 5-6 летнего возраста. В разделе физическая культура в образовательной области «Физическое развитие» представлен раздел – спортивные и подвижные игры.

Задачи, которые ставятся в этой области следующие:

- Прививать интерес к физической культуре и спорту

- Продолжать знакомить с различными видами спорта.

- Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования,

играм -эстафетам.

Дети 5-6 лет жизни должны учиться бросать биту, занимать правильное исходное положение, знать от 3 до 4 фигур и выбивать городки с полукона и кона.

ГОРОДКИ– старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры. Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году по инициативе методиста физкультуры С. В. Сысоева.   В 1928 году городки были включены в программу первой Всесоюзной Олимпиады. А в 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур.   Игра в городки для дошкольников – это физическое и интеллектуальное развитие. Движение – это врожденная потребность ребёнка, и от удовлетворения её зависит здоровье детей. Поэтому крайне необходимо удовлетворить эту потребность в условиях детского сада, где дети организованы в группы. В настоящее время возросло количество детей с респираторными заболеваниями, нарушениями осанки, избыточным весом, с нарушениями зрения. Игра же в городки является прекрасным видом двигательного досуга, которая включает в себя изучение элементов спорта, знакомство с ним, закаливание организма, общение детей друг с другом и со взрослыми. Играя в городки, ребёнку разрешается делать то, что в реальной прогулке на свежем воздухе, как правило, делать запрещено: играть с палкой, бросать её, бегать, кричать. Всё это является естественной и необходимой для психического здоровья психоэмоциональной разгрузкой. Удовлетворение, возникающее в результате преодоления трудностей различного характера, способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного и жизненного опыта. Цель нашей работы: формирование основ здорового образа жизни и развитие двигательной активности через русскую народную спортивную игру «Городки» Задачи, которые мы поставили это: -укрепить организм - развить физические качества - обучить детей технике городошной игры - вызвать интерес к русской народной игре, познакомить с историей возникновения -воспитать у детей волевые качества, самостоятельность, ответственность, умение действовать в команде Сначала (на первом этапе_) Мы начали знакомить детей с игрой Городки с младшего дошкольного возраста через дидактические игры,через ознакомления городошных фигур. Учились строить фигуры. Рассказали детям как появилась игра, об ее истории. Познакомили с названием инвентаря для игры, из чего сделан инвентарь. Затем познакомились техникой безопасности. На втором этапе. Мы познакомили детей с элементами техники игры городки. Учили с детьми правильную сойку городошника, отрабатывали навык броска биты на дальность, в цель. Закрепили умение строить городошные фигуры. И только потом на третьем этапе, мы с детьми в старшей группе начали играть в игру «Городки» Сначала играли в спортивном зале, соблюдая все правила техники безопасности. Потом начали играть и на улице, во время прогулок. Играем парами, командами, индивидуально. В дальнейшем планируем организовать игру совместно с родителями. Я сейчас познакомлю с игрой «Городки» Цель игры: бросками бит выбить из города определенное количество фигур, составленных из 5 городков(деревянных столбиков) Это игра проста и доступна. У этой игры простые правила. В нее могу играть и мальчики и девочки, совместно взрослые и дети. И дети, имеющие отклонения в здоровье. Это увлекательная игра. Городки. Это деревянные столбики(цилиндры) в длину 15-20см и в диаметре 4-4.5 см. Которые называются городками (рюхи). Из пяти городков составляют различные фигуры. На данной момент существует 15 фигур.   Бита – деревянная, длина 60-75 см и весом от 400 до 800 грамм. Она может изготавливаться из разных сортов дерева. Город – это начерченный квадрат. Для дошкольников он должен быть 1м на 1м. Где внутри квадрата находится фигура, состоящая из 5 городков, которую нужно выбивать. У этого города есть лицевая и боковая линия. Кон –это дальняя линия, которая определяет расстояние от места бросков до города. Полукон - это линия на которую переходит игрок, когда с линии кона при выбивании фигуры из города вылетает хотя бы один городок. Как же мы играем в эту игру? Сначала готовим площадку для игры. Чертим на площадке квадрат 1 м на 1м (город) Отступив от города на 3 метра (это расстояние дано для игры с детьми, можно его увеличивать), рисуем черту, с которой игроки будут метать биту. Это полукон. Далее отступаем еще 3метра и чертим линию — это кон. Размеры площадки нужно выбирать в зависимости от возраста детей. Чем меньше дети – тем меньше размер площадки и тем меньше расстояние до города от черты полукона и кона. Городки ставим у передней черты города точно посередине, то есть на равном расстоянии от боковых сторон. Играем в городки. Задача в игре в городки – выбить все рюхи из города. Пока не выбито не одной рюхи, бьют битой с кона. Если выбита хотя бы одна рюха, то есть город разожжен, бьют с полукона (то есть с ближней линии к фигурам городка). Дети бьют по очереди. Игра заканчивается тогда, когда из города выбиты все рюхи. Нужно стараться выбить все городки с меньшего количества бросков. Каждый игрок бьет битой только один раз (в игре с дошкольниками). Рюха считается выбитой, если она лежит за чертой города. Если участник заступил за черту кона или полукона при ударе, то удар не зачитывается. Для игры со старшими дошкольниками достаточно пяти фигур городков. Детям постарше можно уже в игре давать и десять фигур. В игре с детьми постарше каждому игроку дают две биты и он, соответственно, делает два удара. В городки можно играть индивидуально, парами и командами. Основной элемент городошной техники– это бросок биты. Здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков. Поэтому необходимо хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние.     Техника броска биты состоит из следующих элементов: - хват или держание биты за ручку; - исходное положение - стойка; - замах - отведение биты; - разгонбиты; - выброс или финальное усиление. Обязательно соблюдаемтехнику безопасности при проведении игры «Городки» Во избежание несчастных случаев необходимо формировать навыки правильного поведения детей, строго придерживаясь дисциплины. Позади городов не ближе 2м от них ставить забор или сетку высотой 1-1,5 м. Когда на площадке играют в городки, никто из остальных детей не должен находится справа и слева от игровой площадки, близко играть, бегать, выходить за линию кона. На площадки находятся только игроки. Дети бросают биты только по сигналу педагога и забирают биты с площадки тоже только по сигналу педагога. Мы используем игру «Городки» в разных формах работы по физическому воспитанию. Это физкультурные занятия, физкультурные досуги, праздники, прогулки. Детям так полюбились Городки,чтомы стали использовать городки в режиме дня: - физминутках - гимнастике после сна - утренней гимнастике

Вывод:

Игра Городки это эффективная форма организации физического развития, способствующая формированию и укреплению здоровья дошкольников. Городки отличает богатое двигательное содержание. Игра доступна взрослым и детям, в нее можно играть в любое время года и в спортивном зале, и на открытой площадке.

Инвентарь доступен, прост, не требует больших материальных затрат, его можно изготовить самостоятельно.

Она учит внутренней дисциплине, развивает упорство, способность своевременно принимать верные решения. Игра «городки » представляет большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности, передачи жизненно важных умений и навыков, воспитания нравственности, уважения к народным традициям и обычаям.Это игра не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: