Формирование инклюзивного образовательного пространства как условие эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса




Белодедова Татьяна Александровна,

заместитель директора по учебно-воспитательной

и методической работе учреждения образования

«Гомельский государственный областной

Дворец творчества детей и молодежи»

Только тогда станешь человеком,

когда научишься видеть человека в другом.

А. Н. Радищев (русский прозаик и философ)

 

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Беларуси регулируется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом об образовании. В июле 2015 года Министерство образования утвердило Концепцию развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, а в январе 2016 г. Министром образования утвержден План мероприятий по реализации в 2016–2020 гг. Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь. Согласно этим законодательным актам к 2020 году увеличится количество учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование.

Основными болезнями, приводящими к инвалидности детей, являются врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (25%), болезни нервной системы (18%), психические расстройства и расстройства поведения (15%), болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ (11%), новообразования (10%).

И если эти дети больны, то это же не значит, что они не должны учиться, развиваться? Тогда как организовать работу с ними, как их социализировать?

И вот здесь появляется такое слово как инклюзия, инклюзивное образование. От появления в семье ребенка с особенностями психофизического развития никто не застрахован. Известны факты воспитания особенных детей известных всему миру людей: у Эвелины Бледанс и Ирины Хакамады дети с синдромом Дауна, дети Анны Нетребко, Константина Меладзе, Роберта Де Ниро аутисты, дочки Федора Бондарчука и Лолиты отстают в развитии.

Сегодня остро стоит задача – общество должно научиться адекватно реагировать на таких детей, ибо они имеют такие же права как типично развивающиеся дети.

Областной Дворец творчества детей и молодежи с 2015 года является участником инновационного проекта «Внедрение модели взаимодействия учреждений специального образования и дополнительного образования детей и молодежи по развитию инклюзивного образования» совместно с областным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Работа ведется с детьми аутистами, хотя во Дворце осуществляется индивидуальная работа с детьми, которые имеют и другие диагнозы.

За 2,5 года сделано многое. Педагоги осуществляют наблюдение за детьми с растройством аутистического спектра (далее – РАС) в ходе творческих занятий. Работа проводилась с 11 учащимися, но только 4-х из них планируется включить в работу объединений по интересам на базе областного Дворца творчества. Эта работа идет очень медленно, связана с определенными трудностями. Это наличие отвлекающих факторов (ступеньки, щелкающие замки, легкий доступ к механизмам, которые могут навредить их здоровью).

И несмотря на это, коллективом проведены: акции, приуроченные к Международному дню информирования о проблемах аутизма; в рамках недели Всемирного распространения информации о проблеме аутизма «Лучшее лекарство – ваша доброта» прошло занятие «Мы знаем – ты сможешь!» с типично развивающимися детьми (на предмет подготовки к включению ребенка с РАС в объединения по интересам «Фантазия», «MusicWay»); спектакль «Он такой, как все!» для учащихся младших классов с использованием интерактивного диалога. Концепция спектакля заключается в том, чтобы отразить психологические особенности переживания появления.

Инклюзивное образование – новая тенденция, только развивающаяся и распространяющаяся в обществе. Как любое социальное явление, инклюзия имеет ряд положительных и отрицательных последствий.

Педагоги, уже имеющие опыт работы с детьми-инвалидами, выработали некоторые правила, позволяющие грамотно организовать процесс обучения:

1) принимать учащихся с инвалидностью «как любых других детей»,

2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,

3) вовлекать всех в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие стратегии коллективного участия (игры, совместные проекты и т.д.)

При всех имеющихся удачах и неудачах педагогами-практиками определены преимущества инклюзивного образования:

ü ребенок в коллективе получает важный социальный опыт, взаимодействуя со сверстниками. Чувствуя такое же отношение к себе, как и ко всем остальным, он не ощущает своих недостатков и не воспринимает себя исключенным, аутсайдером. К нему предъявляют такие же требования, как и ко всем, вследствие чего развитие ребенка с особенностями мало чем отличается от развития ребенка без особенностей;

ü непростые, на первый взгляд, задачи, вынуждающие ребенка приспосабливаться к базовой программе, позволяют актуализировать его внутренние комплексы и проблемы. Появляющиеся у ребенка трудности в процессе обучения заставляют его как-то с ними справляться, внутренние ресурсы ребенка включаются и помогают ему подстраиваться под окружающую его среду;

ü воспитательный потенциал инклюзивного образования проявляется и в отношении «обычных» детей. В объединении появляется ребенок с ограниченными возможностями, он отличается от остальных, он не такой, особенный. Остальные члены коллектива должны так или иначе определить свое отношение к этому ребенку. Происходит самоопределение, в голове возникает множество вопросов: как относиться к инвалиду? Можно ли считать его таким же человеком? Заслуживает ли он уважения?

Возникает понимание, что человека нужно воспринимать таким, какой он есть, что все люди разные, что внешние физические недостатки не определяют сути человека.

Инклюзия в образовательной сфере важна не только сама по себе, она является первым шагом на пути к открытому обществу. Принимая детей с ограниченными возможностями, мы принимаем их в общество, так как в процессе образования человек получает доступ к дальнейшей реализации в жизни.

Литература

1. Акатов, Е. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровьям: психологические основы: учеб.пособие для студ. вузов. / Л. Ш Акатов. – М.: Владос,.2003. – 368 с.

2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 144с.

3. Безух, С. М. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов Текст.: учеб.пособие / С. М. Безух, С. С. Лебедева. СП: Речь, 2006. – 112 с.

4. Валитова И. Е. Детский аутизм как новая профессиональная реальность / И. Е. Валитова // Психологiчнiперспективи: сб.навук. статей, 2011. т.Вып.17. - Украина.– С.19-28.

5. Голованов, В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования Текст.: учеб.пособие для студ. «Педагогика дополнительного образования» / В. П. Голованов. М.: ВЛАДОС, 2004. – 239 с.

6. Ковалец, И. В. Социально-бытовая адаптированность детей с аутическими нарушениями в условиях совместного обучения / И. В. Ковалец //Образование и педагогическая наука: тр. Национальный институт образования. Вып. 1: Модели и концепции / Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь.

7. Панич, П. Б. Реабилитация детей и молодежи с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования Текст.: / П. Б. Панич, Р. X. Синюков // Дополн. образование. 2000. – № 7-8. – С. 38-39.

8. Сансон, П. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми / Патрик Сансон.- Москва: Теревинф. 2006. -208с.- ISBN 5-9015999-51-9.

9. Скворцова, В. О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии Текст. / В. О. Скворцова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 160 с.

10. Степура, Н. А. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии / Н. А. Степура. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007. – 146с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: