Дополнительные комплексы.




В течение первых шести месяцев занятий, утренний и вечерний комплексы выполняются один раз в день. После шести месяцев регулярных упражнений, если есть достаточно времени и позволяет физическое состояние, оба эти комплекса можно будет повторить днем, в любое удобное время, но не раньше, чем через полтора-два часа после еды. Вначале выполняются вечерние, затем сразу же утренние упражнения (некоторые молитвы и упражнения при этом пропускаются). Таким образом, комплекс дополнительных дневных занятий будет состоять из следующих упражнений:

 

1.Молитва Господня
2.Псалтырь
3.Никейский Символ Веры
4.Молитва-прошение
5.Евангелие
6.Апостол
7.Сарвангасана
8.Халасана
9.Полное дыхание
10.Две пранаямы
11.Две асаны
12Ардха-Матсиендрасана
13Сиршасана
14.Халасана
15Медитация (3-4 круга)
16.Релаксация
17.Омовение
18.Крейцмарг-Канон
19.Молитва Господня

Существует также вариант дневных занятий не включающий упражнений хатха-йоги. Он рекомендуется главным образом тем, кто занимается по «основному комплексу». Этот же комплекс обычно применяется при коллективных занятиях медитацией. Однако, в этом случае, из него исключаются «релаксация» и «омовение», вместо них может читаться лекция или выполняться к.л. церемония, принятая в медитативной группе.

1.Молитва Господня
2.Псалтырь
3.Никейский Символ Веры
4.Молитва-прошение
5.Евангелие
6.Апостол
7.Медитация (3-6 кругов)
8.Релаксация
9.Омовение
10.Крейцмарг-Канон
11.Молитва Господня

Те, кто занимается по «сокращенным комплексам», также могут, после шести месяцев занятий, выполнять упражнения дважды в день. В приведенных таблицах указанно количество кругов медитации (три-четыре круга для «расширенного комплекса» и три-шесть кругов для «основного комплекса»). Необходимо строго предупредить, что в течение первых двух лет занятий, недопустимо выполнять больше трех кругов медитации за одно занятие. И только после двух лет регулярных упражнений, можно постепенно и с большой осторожностью, увеличить продолжительность медитации до четырех-шести кругов.
Выполнение шести кругов обычно занимает около двух часов, никому не следует превышать это время и выполнять более шести кругов за одно занятие. Однако люди, имеющие достаточно большой опыт занятий, могут один, или два, раза в год проводить неделю усиленной медитации, когда медитация, без упражнений йоги и молитв, выполняется восемь раз в день по три круга, с двадцатиминутными перерывами после каждых трех кругов. Но следует очень серьезно предупредить, что для людей неподготовленных такие упражнения могут представлять немалую опасность. Подобные занятия желательно проводить в коллективе и под руководством инструктора.


 

 


Глава четвертая
УТРЕННИЕ ЗАНЯТИЯ

В предыдущей главе приводилось несколько вариантов комплекса обязательных ежедневных занятий. Далее, беря за основу т.н. «расширенный комплекс», как наиболее полный, мы приводим подробное описание упражнений по системе крейцмарг, начиная с утренних занятий. Как уже говорилось, утренние упражнения выполняются перед завтраком, примерно через пять-десять минут после сна. Первым в комплексе утренних упражнений следует полное дыхание йогов.

 

1.Полное дыхание. Это основной тип дыхания, применяемый в упражнениях хатха-йоги. Полное дыхание состоит из трех фаз: нижнего, среднего и верхнего дыхания, объединенных в едином, волнообразном движении. Сидя в позе Падмасана, быстро и резко выдохнуть весь воздух через нос. Затем начать вдох. Вначале методом брюшного дыхания, описанном в главе посвященной медитации, заполнить воздухом нижнюю часть легких (опуская диафрагму и выпячивая живот). Затем, расширяя грудную клетку, заполнить воздухом среднюю часть. И, наконец, поднимая ключицы и плечи, заполнить верхнюю часть легких. Затем сразу же начать выдох, в той же последовательности, что и вдох. Втянуть стенку живота, сжать ребра, и опустить ключицы. После чего начать следующий вдох. Между выдохом и следующим вдохом, можно задержать дыхание до естественного желания вдохнуть. Продолжительность вдоха должна составлять восемь секунд, такой же должна быть и продолжительность выдоха. Считать до восьми следует в уме, не спеша и очень отчетливо. Точка сосредоточения внимания постоянно следует за дыханием (живот, нижняя часть легких, верхняя часть). Всего нужно выполнить десять таких дыханий, для их подсчета обязательно используются четки. Освоить такой тип дыхания можно постепенно, отработав отдельно брюшное, среднее и верхнее дыхание. Это упражнение оказывает исключительно сильное действие на весь организм, вентилируя легкие, улучшая деятельность сердца и укрепляя нервную систему. Применяется полное дыхание и как самостоятельное упражнение, и как составной элемент почти всех упражнений хатха-йоги.


2.Две пранаямы. После десяти полных дыханий выполняются две следующие пранаямы. Эти пранаямы подбираются индивидуально, на каждую неделю, с учетом состояния организма, индивидуальных физических возможностей и поставленных перед собой целей. Описание основных пранаям приводится в главе шестой. Пранаямы можно условно разделить на две категории: пранаямы статические (выполняемые неподвижно, сидя в позе Падмасана) и пранаямы динамические (выполняемые в сочетании с движением). В нашей системе, первой выполняется пранаяма статическая, а второй динамическая. Ниже приводится список десяти основных пранаям.

СТАТИЧЕСКИЕ
ДИНАМИЧЕСКИЕ
1.Кумбхака
3.Уджайн
5.Малая пранаяма №2
7.Капалабхати
9.Бхастрика
10.Сукх-Пурвак
2.Малая пранаяма №1
4.Ха-дыхание
6.Дыхание укрепляющее нервы
8.Малая пранаяма №3

В этом списке пранаямы приведены в порядке возрастания трудности, по этому начинающим желательно осваивать их, придерживаясь данной последовательности.

 


3.Две асаны.

После пранаям следует комплекс асан. Две первые асаны, так же, как и две предшествующие им пранаямы, не являются постоянными, их нужно подбирать на каждую неделю, руководствуясь теми же правилами, что и при подборе пранаям. Выполнять одни и те же упражнения больше одной недели подряд можно, но не желательно. Так же, как и список пранаям, список асан составлен в порядке возрастания трудности, осваивать асаны рекомендуется в этой последовательности. Те, кто затрудняется в выборе, могут и после освоения упражнений некоторое время придерживаться этого порядка (или, если желательно, брать одно упражнение, следующее по списку, а другое по своему усмотрению). В дальнейшем занимающийся сам начинает чувствовать, какие упражнения ему полезны, а какие нет. В приведенном ниже списке, асаны подразделены на две категории: упражнения на сжатие позвоночника и упражнения на растяжение. Первым рекомендуется выполнять упражнение на сжатие, вторым – на растяжение. Подробное описание асан дается в седьмой главе.

СЖАТИЕ
РАСТЯЖЕНИЕ
1.Йога-Мудра
3.Падахастасана
5.Триконасана
7.Пашиматасана
9.Маха-Мудра
2.Бхуджангасана
4.Супта-Ваджрасана
6.Ардха-Бхуджангасана
8.Матсиасана
10.Салабхасана
11.Дханурасана

 


4.Ардха-матсиендрасана.

Эта поза способствует укреплению позвоночника, стимулирует нервную систему, улучшает работу органов брюшной полости. Сидя, нужно положить правую пятку под левое бедро так, чтобы правая нога легла горизонтально на пол. Левую ступню перенести через правое бедро и поставить рядом с ним подошвой на пол. Повернуть грудь влево и правой рукой взяться за пальцы левой ноги, таким образом, чтобы левое колено оказалось снаружи правого плеча. Потом медленно повернуть туловище максимально влево, а голову вправо. Левую руку заложить за спину. Сосредоточить внимание на позвоночнике и дышать ритмично. После трех полных дыханий поменять ноги и выполнить упражнение в другую сторону.
Для тех, кому трудно выполнить это упражнение рекомендуется его упрощенный вариант, называемый Вакрасана. Сесть на пол, вытянув ноги; прижать к себе правую ногу так чтоб бедро и колено плотно прижались к животу и груди. Потом перенести ступню через левую ногу и поставить подошвой на пол рядом с левым бедром. Повернуть грудь влево, голову вправо. Правую руку положить ладонью на пол вдоль левой ноги, левую отвести за спину, упираясь ладонью в пол. Внимание сосредоточить на позвоночнике. После трех полных дыханий переменить ноги и повторить упражнение.

 


5.Сиршасана (стойка на голове).

Ставши на колени, сплести пальцы и положить руки на пол перед собой. Наклониться вперед и поставить голову на пол так, чтобы сплетенные пальцы поддерживали затылок. Задержаться в этом положении десять-пятнадцать секунд, затем, приблизивши ноги к туловищу, поднять сначала бедра, а потом, согнувши ноги в коленях, отделить их от опоры. Тело приобретает при этом вертикальное положение, удерживаясь на голове и руках. Медленно выпрямить ноги, дышать спокойно и медленно. Продолжительность удержания этой позы постепенно увеличивать от нескольких секунд до пяти минут. Возвращаясь в исходное положение, согнуть бедра, потом колени и опуститься коленями на опору. Отдохнуть десять-пятнадцать секунд, положив лоб на руки (прежде, чем встать на ноги, можно еще секунд десять отдохнуть сидя на пятках). Важно не опускаться и не вставать слишком резко. Асана улучшает кровоснабжение головного мозга, нормализует деятельность нервной системы, улучшает слух и зрение. По мнению йогов, эта асана способствует активизации некоторых участков коры головного мозга, обыкновенно неиспользуемых, что ведет к расширению возможностей сознания. Йоги практикуют эту позу в любом возрасте, однако отмечают, что ее не следует выполнять при повышенном кровяном давлении, при артериосклерозе и без предварительного освоения других поз. Прежде, чем приступить к освоению Сиршасаны необходимо в течение двух месяцев осваивать упражнения Сарвангасана или Випарита-Карани (см. гл. 5). Те, кто по к.л. причинам не могут выполнять упражнения с перевернутым положением тела (Сиршасана, Сарвангасана, Халасана), могут выполнить вместо них три раза упражнение Падахастасана, или два малых (по десять дыханий) круга медитации в «позе кармелитов».

 


6.Халасана (поза плуга).

Лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища. Сделать полный вдох и выдох. Вдохнуть и, выдыхая, поднимать ноги, занося их за голову, до тех пор, пока они не коснутся пола. Потом продвинуть ноги как можно дальше назад, не сгибая колен. Согнутыми в локтях руками поддерживать затылок. Находиться в этом положении десять-пятнадцать секунд. Дыхание свободное, внимание сосредоточить в нижней части позвоночника и в области таза. В исходное положение вернуться медленно, в обратном порядке. Прежде, чем встать, проделать одно полное йога-дыхание. Упражнение выполняется дважды в день (утром и вечером) по одному разу. Эта асана исправляет деформации позвоночника, повышает его гибкость, улучшает кровоснабжение спинного мозга. Она способствует бодрому самочувствию, укрепляет мышцы спины и улучшает деятельность органов брюшной полости, уменьшает жировые отложения на бедрах и туловище, а также снимает головные боли. Те, кому, вследствие недостаточной гибкости позвоночника, трудно выполнить это упражнение, могут ставить ноги не на пол, а на стул, или скамейку.

 


7.Медитация.

В первой главе представлено подробное описание практики крейцмарг-медитации, коротко напомним ее основные правила. Сидя в позе Падмасана или Сидхасана, дышать брюшным дыханием с коротким вдохом и плавным продолжительным выдохом. Дыхание должно быть бесшумным, внимание сконцентрировано в точке Манипура (эта точка расположена на животе, примерно на один дюйм ниже пупка), мышцы живота немного напряжены. Очень важно полностью отключиться от окружающего мира, стараться ни о чем не думать и не пытаться создавать в сознании к.л. мысленные образы. Каждый выдох сопровождается мысленным произнесением молитвы: «Domine Jesu Christe, miserere me. Amen. » Молитва произносится медленно, только мысленно и только на выдохе. Повторять молитву следует от одного до трех раз на каждый выдох (начиная с одного раза, количество повторений, примерно через каждые пол года, постепенно увеличивается до трех). Для подсчета количества дыханий используются четки из сорока бусин, сорок дыханий составляют один т.н. «круг». За одно занятие выполняется от одного до трех таких кругов, в зависимости от выбранного комплекса упражнений.

Релаксация.

Лечь на спину, вытянув руки вдоль туловища, проделать три полных дыхания и лежать абсолютно неподвижно; закрыть глаза, расслабить все мускулы и не думать ни о чем, предаваясь полностью отдыху от пяти до десяти минут. Дыхание должно быть свободным и естественным. Некоторые преподаватели йоги, рекомендуют считать дыхания, для того, чтобы отмерить время выполнения упражнения (восемьдесят свободных, не напряженных, дыханий должно занимать примерно пять минут). Этот же способ отсчета времени можно использовать и при выполнении некоторых других упражнений. Прежде, чем встать на ноги, проделать три полных дыхания. Люди, склонные к сонливости, должны выполнять это упражнение с открытыми глазами. В этой позе улучшается кровообращение, падает артериальное давление, восстанавливаются силы организма.

 


9.Омовение.

Относительно ухода за кожей йога придерживается тех же самых требований, которые приняты современной гигиеной: необходимости соблюдения чистоты кожи и проведения закаливающих процедур. Йога отмечает необходимость ежедневного купания в ванне, принятия душа, или влажного обтирания. Однако не рекомендует паровые бани и сауны, а также купание в сильно горячей воде. Вода в ванне должна быть, если не холодной, то по крайней мере прохладной, купание в горячей воде рекомендуется проводить раз в одну-две недели. Водные процедуры выполняются утром после гимнастики (упражнений, описанных выше). Для обтирания тела намочить полотенце холодной водой, отжать его наполовину и обтереть ним, сначала грудь и плечи, потом спину и живот. После обтирания, купания или душа нужно хорошо растереть тело полотенцем. Закончив утреннее омовение, приступить к молитве.

 


10.Утренняя молитва.

Перед началом молитвы, желательно проделать определенные действия, описанные в разделе «Символические жесты и позы», затем прочесть следующую молитву:

Благодарю Тебя, мой небесный Отец, через Иисуса Христа, возлюбленного Сына Твоего, за то, что Ты сохранил меня в эту ночь от всякого зла и напасти. И молю Тебя, сохрани меня в этот день от греха и всякого зла, чтобы все мои поступки и жизнь были угодны Тебе. Ибо предаю я свое тело и душу и все, что имею, в руки Твои. Твой святой ангел да будет со мною, чтобы лукавый враг не имел надо мною власти. Аминь.

 


11.Крейцмарг-канон.

Отец Небесный, Ты непостижим и вечен, Ты объемлешь Собою бесконечность, во всех мирах, в каждой монаде мироздания и в каждой бессмертной монаде наших душ есть Ты. Ты создал вселенную из небытия и правишь нею через Свои законы, Ты сотворил, путем непрестанной эволюции, человека и ведешь народы волею Своею от состояния к состоянию. Искренне молим Тебя за весь мир и за народы всего мира, да исчезнут навеки с лица земли войны, тирания, эксплуатация, власть денег и темных сил, и да утвердится во всем мире Твое святое Царство, Твоя сила и Твоя слава. Молим Тебя также за церковь нашу святую и за все христианские церкви, за дорогое отечество наше, за родителей наших, за родных и друзей, за благодетелей наших, за тех, кто в пути и за тех, кто болен, за всех, кто страдает, а также за тех, кто не имеет веры. Еще молим Тебя за всех, кто почил и оставил наш мир, да обретут они новую жизнь в Твоем Царстве и с Тобою пребудут вечно. И нам, принявшим Тебя верою и во имя Твое крестившимся, не ради наших заслуг, но ради смерти и воскресения Сына Твоего Иисуса Христа – искупителя нашего, Который прежде всех времен сошел в наш падший мир, чтобы избавить его от власти хаоса и распада, даруй оставление грехов наших и направь нас на путь спасения. Сохрани нас от власти страстей и греха, от сомнений в вере, суеверий, богохульства, невнимательности в молитве, нерадения к церковной службе и святому причастию, непочтительности к родителям, недоброжелательности к людям, чувственных мечтаний, зависти к чужой собственности, лжи и лицемерия, употребления алкоголя и табака, стремления к роскоши, неумения контролировать свои эмоции, нечистоплотности, сквернословия и других пороков. Освяти нас Духом Твоим Святым, вразуми нас светом Нового Завета - единственного безусловного Твоего откровения и спаси души наши. Огради нас от всякого невежества и заблуждений, от любых форм идолопоклонства, особенно же от спиритизма, магии и скотского атеизма. И, утверждая нас Духом Святым в любви Твоей, дай нам в молитве и созерцании обрести истинное просветление. Дай ощутить Тебя в красоте созданного Тобою, в каждом мгновении нашей жизни, в познании мира и в повседневном труде рук наших. Дай нам через наши ежедневные духовные упражнения, через изучение Писаний, через молитву, медитацию, упражнения йоги, обрести душевное и телесное здравие, ясность мысли и невозмутимость духа, дай обрести мудрость и силу, чтобы мы могли справиться со всеми жизненными трудностями и наилучшим образом исполнить свой долг во славу Твою. Чтобы каждым своим поступком прославлять имя Твое святое, в Троице единого Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

«Крейцмарг-Канон» представляет собой краткую формулировку основных философско-теологических и этических принципов учения крейцмаргеров, изложенную в форме молитвы. Читается он каждое утро в т.н. «позе кармелитов» (преклонив колени и сидя на пятках), заканчивается чтение канона, как правило, троекратным земным поклоном.

 


12.Молитва Господня.

«Отче наш», или «Молитва Господня» – является важнейшей христианской молитвой, прежде всего по тому, что это единственная молитва, которой нас научил непосредственно Сам Господь Иисус Христос. Она обращена к Богу, как милосердному Отцу, близкому и любящему нас. В этой молитве содержится практически все, о чем мы можем просить небесного Отца, все наиболее важное, что необходимо для нашей духовной и телесной жизни. Молитва Господня представляет собой не только текст молитвы, который необходимо знать наизусть, но также и образец для наших личных молитв, выраженных в собственных словах. В комплексе наших духовных упражнений эта молитва читается дважды в день, во время утренних и вечерних занятий. Для тех, кто по к.л. причине, не знает эту молитву наизусть, текст ее дается в начале следующей главы.

 


Глава пятая
ВЕЧЕРНИЕ ЗАНЯТИЯ

В этой главе мы рассмотрим более подробно вечерние упражнения «расширенного комплекса». Вечерние упражнения выполняются непосредственно перед отходом ко сну, не раньше, чем через полтора-два часа после ужина. Начинаются вечерние упражнения с молитвы. Перед началом, а также по окончании, как вечерних, так и утренних молитв, желательно выполнить определенные действия, описанные в разделе «Символические жесты и позы». Перед началом: крестное знамение, повторение мантры, поклон и по окончании, то же самое в обратном порядке. Крестное знамение может начинаться звонком колокольчика и заканчиваться поклоном. Первой в комплексе вечерних занятий читается Молитва Господня.

 


1.Молитва Господня.

Отче наш, сущий на небесах. Да святится имя Твое. Да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

 


2.Псалтырь.

Книга Псалмов представляет собой наиболее значительную для христиан книгу Ветхого Завета. В этой книге, в аллегорической форме, выражены, предвосхищенные Ветхим Заветом, основные положения Нового Завета. В ее метафорах и символических образах предвосхищаются многие моменты жизни и учения Спасителя, пришедшего через несколько столетий после ее создания. В псалмах, посвященных трагической судьбе еврейского народа, очень часто просматривается предвидение судьбы будущей христианской церкви. Псалтырь – это не просто сборник древнееврейских молитвенных песнопений, это книга, содержащая глубокий сакральный смысл, для понимания которого требуется особое духовное видение. Однако сам по себе текст этой книги, в виду ее аллегорического характера и отсутствия четких правил истолкования, не может служить обоснованием к.л. теологических утверждений без соответствующего подтверждения текстом Нового Завета. В комплексе духовных упражнений крейцмарга, Псалтырь читается ежедневно по одному псалму, во время вечерней молитвы. Читать его следует стоя, чтение не сопровождается к.л. символическими действиями.
В праздничные дни, а также накануне праздников, вместо чтения очередного псалма, читается соответствующая глава из Нового Завета, или, определенный для этого дня, псалом. Одна и та же глава, или псалом, читается дважды – в день праздника и накануне. Читать, в этом случае, следует, преклонив колени в «позе кармелитов» (земные поклоны после чтения не выполняются). Ниже приводится список основных праздников с указанием соответствующего чтения.

1.Первый Адвент (4-е воскр. перед Рождеством) – Лк.1
2.Рождество Христово (25 декабря) – Лк.2
3.Богоявление (6 января) – Ин.1
4.Вход в Иерусалим (воскр. перед Пасхой) – Лк.19
5.Страстной Четверг - Лк.22
6.Страстная Пятница – Лк.23
7.Пасха – Лк.24
8.Вознесение (40 дней после Пасхи) – Деян.1
9.Пятидесятница (50 дней после Пасхи) – Деян.2
10.День Св. Троицы (воскр. после Пятидесятницы) – Ин.17
11.День основания Рейнского Братства (1 июня) – Мф.2
12.Праздник урожая (1-е воскр. октября) – Пс.90
13.День Реформации (отмечается только протестантами –
31 октября) – Пс.22
14.День поминовения (5-е воскр. перед Рождеством) – Откр.22


3.Никейский Символ Веры.

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного несотворенного, единосущного с Отцом, Им же все было сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося. Распятого же за нас при Понтии Пилате и страдавшего и погребенного. И воскресшего в третий день по Писанию. И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца. И снова грядущего со славой судить живых и мертвых, Царству Его не будет конца. И в Духа Святого Господа животворящего, от Отца (и Сына) исходящего; Ему с Отцом и Сыном воздаем поклонение и славу. Он же вещал через пророков. И в единую, святую, (христианскую) и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение и оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Аминь.

Основу христианского вероучения составляет исключительно Св. Писание (Новый Завет), каждый верующий христианин может и должен изучать Писание и формировать свое собственное мировоззрение основываясь исключительно на нем. Каждый, без к.л. ограничений, наделен правом свободного толкования Св. Писания. Однако эта свобода не может быть неограниченной, есть некоторые основополагающие принципы христианской веры, отказ от которых означает отказ от христианства. Для того чтобы избежать неправильностей и ошибок в понимании Слова Божьего, древняя христианская церковь составила и утвердила Символ Веры (краткую формулировку основ христианства, которую каждый христианин обязан знать наизусть). Любое толкование Св. Писания, противоречащее Символу Веры, является ошибочным и еретическим, человек же отвергающий, или искажающий Символ Веры, не может быть членом христианской церкви, равно, как и церковь отвергающая Символ Веры, или противоречащая ему, не может называться христианской. Авторитет Символа Веры, так же, как и авторитет Нового Завета, основан не на авторитете к.л. духовного лица, а на авторитете всей христианской церкви первых веков, еще сохранившей первоначальный Дух Христов, частично утраченный ею в последующие века. Книги Нового Завета и Никейско-Константинопольский символ веры – это единственное, что святая христианская церковь первых веков, завещала, в качестве незыблемого основания христианства, на все последующие времена. Все прочие церковные установления, включая решения и определения Вселенских Соборов, могут носить частный характер, т.е. относиться лишь к конкретной исторической эпохе и конкретным обстоятельствам, будучи неприемлемыми, для других времен и других обстоятельств.
Текст Символа веры, применяемый западными церквями, несколько отличается от текста применяемого восточной (православной) церковью. В пункте, посвященном Святому Духу, в западной традиции, после слов «от Отца», добавляются слова «и Сына» (т.е. Дух Святой, согласно западной версии, исходит и от Отца и от Сына), в восточном же варианте это добавление отсутствует. В связи с этим следует сказать, что подобное расхождение не является чем-то существенным и принципиально важным, хотя значение этого различия и сейчас искусственно раздувается противниками сближения западной и восточной церкви. Установить и сформулировать в человеческих словах четкий порядок отношений между лицами Святой Троицы едва ли представляется возможным, в виду того, что подобные вопросы лежат далеко за пределами человеческого понимания и любая формулировка может иметь лишь относительный и условный характер. Поскольку, как восточная, так и западная трактовка вопроса об исхождении Святого Духа не находится в противоречии с Писанием, обе они допустимы в качестве частного теологического суждения и не должны становиться причиной вражды между христианами. Выше был приведен текст Символа Веры в его западном варианте, однако добавленные слова даются в скобках, поскольку, по нашему мнению, каждый сам для себя волен выбрать тот вариант, который больше соответствует его убеждениям и конфессиональной ориентации.
Последователи крейцмарг-системы могут принадлежать к любой из христианских церквей, признающих Никейский Символ Веры, а также придерживаться любых религиозных и философских взглядов, не противоречащих Новому Завету и Символу Веры. Переход из одной церкви в другую, хотя и допустим, но совершенно бесполезен, т.к. ни одна из существующих церквей не может претендовать на абсолютную полноту истины. Христианские церкви различаются, прежде всего, обрядностью и формой организации, т.е. расходятся по вопросам второстепенным, не затрагивающим глубинной мистической сути богопознания. Однако к какой бы церкви не принадлежал крейцмаргер, он всегда сохраняет за собой право на самостоятельное суждение по всем теологическим вопросам, совершенно независимое от мнения церкви и духовенства (хотя и не обязан афишировать свои взгляды). За духовенством, однако, сохраняется исключительная прерогатива в определении внешних форм богослужения, которые крейцмаргеры должны принимать без к.л. возражений.

 


4.Молитва-прошение.

После прочтения Символа Веры, приносится краткая молитва, в своих собственных словах, о том, что особенно важно для нас в настоящее время. Произносить ее желательно стоя на коленях, или, еще лучше, в «позе кармелитов» (преклонив колени и сидя на пятках). Тема и слова этой молитвы могут быть самыми разными, однако молитва не должна быть сильно отягощена просьбами (Бог и без наших напоминаний знает, в чем мы имеем нужду). Молиться следует преимущественно о духовных благах, прося Бога, не столько изменить обстоятельства, т.к. в мире все подчинено законам причинности, сколько даровать нам силы и мудрость, а также необходимые способности для того, чтобы мы, с Божьей помощью, могли либо изменить обстоятельства, либо примириться с ними. Молиться следует не только о себе, но и за всех людей и общем благе, а также о здоровье и благополучии наших ближних. Возможно, в наши дни многим это покажется наивным, но молитва действительно обладает огромной исцеляющей силой. И хотя дар исцеляющей молитвы дается не всем, он может проявиться у каждого обычного человека, далеко не святого, если он обращается к Богу с глубокой верой и искренней любовью к человеку, за которого он молится. Если наша молитва искренна, исполнена любви и надежды, она не останется безответной. Бог по нашей молитве исцеляет и вразумляет нас и наших ближних, помогает в любых сложных обстоятельствах принять единственно правильное решение, давая этим помощь во всяком добром и полезном деле. Слова молитвы должны быть простыми и лаконичными, не следует стремиться к красивым словам, употреблять высокопарные выражения, или устаревшие обороты речи, нужно избегать мечтательности и патетики. Желательно избегать также слезливой сентиментальности. Все это только затрудняет молитву. Само собой разумеется, что в молитве нельзя желать зла кому бы то ни было, даже нашим врагам, которых следует прощать во время молитвы, а не проклинать. Проклятия никому не причиняют вреда, кроме тех, кто проклинает, возвращаясь к ним подобно бумерангу. Нет смысла также напоминать, что молитва может быть обращена только к единому в Троице Богу, или к одному из лиц Святой Троицы. Завершать молитву-прошение желательно троекратным земным поклоном и крестным знамением, как это описано в разделе «Символические жесты и позы».

 


5.Вечерняя молитва.

Благодарю Тебя, мой небесный Отец, через Иисуса Христа, возлюбленного Сына Твоего, за то, что Ты милостиво сохранил меня в этот день. И молю Тебя, прости все грехи мои, которыми согрешил я, и милостиво сохрани меня в эту ночь. Ибо предаю я свое тело и душу, и все, что имею, в руки Твои. Твой святой ангел да будет со мною, чтобы лукавый враг не имел надо мною власти. Аминь.

 


6.Евангелие.

После окончания вечерних молитв, читаются две главы из Св. Писания (Нового Завета). Никаких особенных правил относительно позы, или дыхания при чтении не существует. Читать следует сидя в обычной позе, как кому удобно, однако желательно держать позвоночник ровно, поза не должна быть развязной, или слишком расслабленной. Чтение должно быть неспешным и вдумчивым, необходимо стараться сохранить молитвенное настроение, чтобы уловить не только внешний, но и внутренний сокровенный смысл священного текста, приобщаясь к Духу, вдохновлявшему его авторов. Необходимо помнить, что хотя высшие истины веры невыразимы и не могут быть сформулированы в человеческих словах, мы все же можем в какой то степени приблизиться к их пониманию, посредством углубленного размышления над текстом Св. Писания. Новый Завет, как богооткровенная книга составляет основу нашей веры, он является единственным безусловным авторитетом во всех теологических вопросах. Тексты Ветхого Завета, а также различные церковные установления и предания могут считаться богооткровенными только в том случае, если они имеют подтверждение в Новом Завете. Все теологические суждения (т.е. мнения, относящиеся к тем, или иным вопросам, связанным с религией) могут быть разделены на три категории, в зависимости от их отношения к Новому Завету. К первой категории относятся суждения, основанные непосредственно на текстах Нового Завета, такие суждения являются абсолютно истинными и не подлежащими сомнению, даже в том случае, если они не укладываются в рамки человеческой логики. Ко второй категории относятся суждения, хотя и не основанные на словах Писания, но и не противоречащие ему. Такие суждения допустимы в качестве частного мнения, однако не являются обязательными для всех. Критерием оценки таких суждений может быть логика и здравый смысл. К третьей категории относятся суждения находящиеся в противоречии с текстом Нового Завета, такие суждения должны быть отвергнуты, как ошибочные и еретические, даже в том случае, если они сами по себе представляются убедительными. Иными словами, допустимо все, что не противоречит букве и духу Нового Завета.
Во время ежедневных вечерних занятий, первой, обычно, читается глава из Евангелий, второй – глава из Апостола. Четыре Евангелия, повествующие о жизни и учении Иисуса Христа, являются наиболее важной частью Нового Завета. В отличие от ветхозаветных книг, тексты которых имеют для нас преимущественно значение притчи, или аллегории, Евангелия должны приниматься нами полностью и, при том, буквально. Аллегорическое истолкование допустимо применительно только к тем евангельским текстам, в которых характер притчи самоочевиден, или когда буквальное понимание текста оказывается явно невозможным. Это относится также и к евангельским чудесам, которые также должны рассматриваться, не как аллегории, а как действительные исторические события. Следует помнить, что чудо есть явление, противоречащее не законам природы, а нашим знаниям о законах природы. По этому, любое чудо, теоретически, может быть объяснено, или естественными причинами, или, как парапсихологический феномен. Это делает границу между естественным и сверхъестественным чисто условной, существующей лишь, как разграничение между тем, что уже познано и тем, что еще не познано. Впрочем, люди не признающие реальность необъяснимого и рассматривающие евангельские чудеса исключительно, как аллегории, не должны отвергаться церковью (немощный в вере должен приниматься без спора о мнениях).

 


7.Апостол.

После прочтения главы из Евангелия, читается глава из Апостола. Под Апостолом, в данном случае, подразумеваются все остальные книги Нового Завета, кроме четырех евангелий. Это Деяния апостолов, апостольские послания, а также Откровение св. Иоанна. Все эти книги, безусловно, являются боговдохновенными писаниями и имеют то же значение, что и Евангелия, однако с некоторыми замечаниями. Первое замечание относится к книге Откровения св. Иоанна. Новозаветная книга Откровения, подобно многим книгам Ветхого Завета, говорит иносказательным, символическим языком, используя различные фантастические образы, содержащие внутренний сакральный смысл. Однако к.л. определенных правил указывающих на то, что конкретно следует подразумевать под тем, или иным символом не существует. Это неизбежно приводит к различным, иногда прямо противоположным толкованиям одного и того же текста, а в некоторых случаях и к прямым злоупотреблениям. По этому, книга Откровения, несмотря на ее безусловно боговдохновенный характер и глубочайший внутренний смысл, сама по себе не может служить бесспорным доказательством к.л. теологического суждения, если ее текст не будет подтвержден соответствующим текстом из других книг Нового Завета.
Второе замечание относится к тем местам из посланий св. апостолов, в которых рассматриваются вопросы социально-политического и классового характера, напр., отношение христиан к государственной власти и т.п. Совершенно неправомерно применять слова апостолов, касающиеся социальных отношений в Римской империи первого века н.э. к современным социально-политическим условиям. Впрочем, это относится исключительно к определенной категории текстов, к текстам, призывающим к покорности и повиновению («всякая душа да будет покорна высшим властям», «рабы да повинуются господам своим», «жена да убоится мужа» и т.д.). И хотя эти тексты сами по себе не оправдывают деспотии и бесправия, а говорят лишь о взаимных обязанностях господ и рабов, в условиях, когда искоренение тирании и рабства было исторически невозможным, в современном обществе они оказываются совершенно неприемлемыми. Эти тексты, по мнению некоторых исследователей, были написаны не самими апостолами, а являются позднейшими вставками, добавленными святой христианской церковью, которая в своем мудром предвидении последствий, вынуждена была несколько смягчить социальные доктрины раннего христианства, провозгласившего принципы всеобщего равенства и осудившего произвол власть имущих. Сделать это было сов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: