для представления на ТПМПК для изменения образовательного маршрута




Фрагмент

«Психолого – педагогическое представление на учащегося»

для представления на ТПМПК для изменения образовательного маршрута

История обучения:

до поступления в школу посещал детский сад «_____» в городе, коррекционную группу.

Общее впечатление о ребенке:

Имеет нормальное, соответствующее возрасту физическое развитие, нарушений зрения, слуха нет.

Навыки личной гигиены не сформированы – ребёнок не может самостоятельно вымыть руки, очистить нос. Умеет самостоятельно одеваться, но может надеть вывернутую одежду, хаотично застегнуть пуговицы, не может завязать шнурки.

В школу пришёл с удовольствием, но учебной деятельности предпочитает игровую. Любит быть дежурным в классе – стирает с доски, поливает цветы.

Учиться ребёнку очень сложно: первый урок он в состоянии сна и никакие внешние раздражители не могут вывести его из данного состояния. В такие моменты ребёнок недоволен, озлоблен, его всё раздражает.

Процесс обучения редко приносит ребёнку радость, читать вместе с ребятами не успевает, смысла прочитанного не понимает, хотя если услышал материал и воспринял его – может ответить на вопросы и поддержать беседу. На уроках в основном, смотрит в окно или в одну точку. Настроение у ребёнка на занятиях почти всегда плохое.

Часто проявляется агрессивное поведение: при малейшем неудовольствии, он топает ногами, бросает вещи, ложится на стул или залезает под парту, бьёт одноклассников и других детей, обзывает. Мнителен, ему часто кажется, что ребята его «задирают», обижают. К неудачам в учёбе относится болезненно, когда на неудачу указывают; сам – не понимает, что сделал неверно или совсем не приступает к заданиям. Психологически ведёт себя как 3-4-летний ребёнок. Причина агрессивного поведения порой никому не понятна. На перемене – бегает, любит игру «в догонялки», любит строить из конструктора, рисовать.

Движения – резкие, мускулатура – напряжена. Моторика развита слабо – мальчик не может стоять и прыгать на одной ножке, не может выполнить наклон вперед, не сгибая колени, точно бросить и поймать мяч.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка:

Знает, что он мальчик, сколько ему лет, но дату рождения назвать не может; знает имена родителей, отчества не называет, в адресе – знает населённый пункт, полный адрес не знает. С интересом и воодушевлением может рассказывать о только том, что знает, и что ему интересно – про компьютерные игры, про игрушки, про черепашку.

Особенности психофизического развития:

У ребёнка наблюдается недоразвитие познавательных процессов, снижена познавательная активность, что обусловлено замедленностью темпа пси­хи­че­с­ких процессов, их слабой под­вижностью и переключаемостью.

Развитие всех психических процессов у ребёнка от­ли­чается качественным своеобразием. От­но­си­тель­но сохранной оказывается чувственная ступень по­зна­ния ― ощущение и восприятие. Но и в этих по­знавательных процессах ска­зывается де­фи­цитарность: не­то­ч­ность и сла­бость дифференцировки зри­тель­ных, слуховых, ки­не­с­те­ти­ческих, та­ктильных, обоня­тель­ных и вкусовых ощу­щений приводят к затруднению аде­ква­тности ориентировки ребёнка в окружающей сре­де - ребёнок не может написать элементы букв одинакового размера, не ориентируется на тетрадном листе, не понимает направление движения линии: вверх, вниз, вправо, влево.

Мыслительные операции у ребёнка обладают целым ря­дом сво­е­об­ра­з­ных черт, про­яв­ля­ю­щи­хся в трудностях установления отношений между ча­с­тя­ми предмета, вы­де­ле­нии его существенных признаков и дифференциации их от не­су­ще­с­т­ве­н­ных, нахо­ж­дении и сравнении предметов по признакам схо­дства и отличия. Так, ребёнок 4 месяца обучения в 1 классе не мог определить количество слов в предложении, слогов – в слове, звуков – в слове. К началу обучения во 2 классе определяет количество звуков в односложном и двусложном слове, делит на слоги двусложное слово из открытых слогов, может определить количество слов в предложении из 4 слов. При написании слов использует письменные и печатные буквы по своему усмотрению, цифры и некоторые буквы пишет зеркально и снизу вверх.

Мышление - наглядно-образное; словесно-логическое мышление в большей степени недоразвито. Это вы­ра­жа­ет­ся в слабости обобщения, труд­но­с­тях понимания смысла явления или факта – ребёнок не может назвать 5 животных, найти 3-4 признака сходства и отличия, не понимает смысла прочитанного слова: «барабан» - банка, «молоко» - кло. Обу­ча­ю­ще­му­ся присуща сни­же­н­ная активность мыслительных про­це­с­сов и слабая регулирующая роль мы­ш­ления: он начинает вы­по­л­нять работу, не до­слушав инструкции, не поняв це­ли задания, не имея внут­ре­н­него плана действия: при письме под диктовку не слушает предложение до конца, пытается сразу писать и пишет 2-3 буквы, часто которых совсем нет в слове.

 

Особенности восприятия и осмысления ребёнком учебного материала нера­з­рывно свя­заны с особеннос­тями памяти. Запоми­нание – непроизвольное. Ученик не помнит, какой читали текст, на какой странице читали – находит картинку, и то не всю, а фрагмент. Сохранение и во­с­произведение по­лу­че­нной информации требует мно­го­к­ратных по­вторений. Ребёнку трудно запомнить стихотворение из 3-4 строк, слова воспроизводит не в рифму, переставляет их местами.

Внимани е от­личается малым объе­мом, неустойчивостью, трудностями его распределения, за­ме­д­ле­н­нос­тью переключения. В значительной степени нарушено произвольное вни­ма­ние, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление тру­дностей, что выражается в неустойчивости внимания. Так, на уроке математики может при анализе задачи взять нужное количество игрушек, манипулировать с ними в соответствии с заданием, но записать пример – не может. Также в про­це­с­се обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо од­ном объекте или виде деятельности – начинает писать слово и заканчивает его каракулями.

Представле­ния и во­об­ра­жение также развиты недостаточно. Рисунки отличаются сходностью –рисует одинаковые машины, людей – из палочек и круга, домик – в виде квадрата со множеством окон. При попытке учителя исправить - злится. Пред­ставления об окружающей действительности - избирательны. Ребёнок знает и может рассказать о домашних игрушках – роботах, но дни недели, времена года, птиц – не знает.

От­ме­ча­ются недостатки в раз­ви­тии речевой деятельности. Это проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фо­не­ти­че­с­кой, лексической, грам­ма­тической и синтаксической. Ребёнок не во всех словах может выделить первый и последний звук, затрудняется произнести слова со стечением согласных, заменяет С/Ц, З/Ж, Л/Х; переставляет слоги в словах. Речь скудная, предложения – простые с одинаковыми словами: «У меня башой дом. Там есть башойтееевизо. И исё есть башой шкаф и стуы».

Моторная сфера ребёнка также имеет выраженные нарушения. Ребёнок не может показать и загнуть два пальца, только пять, не удерживает равновесие – не может стоять и прыгать на одной ноге, но хорошо бегает, может подняться по шведской стенке. Наибольшие труд­но­сти ребёнок испытывает при выполнении заданий, свя­за­н­ных с точной ко­ор­ди­на­ци­ей мелких движений пальцев рук – письмо, аппликация.

Эмоциональная сфера отличается неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень сла­бо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к по­­знавательной деятель­ности, а также с большими затруднениями осу­ще­с­т­в­ля­ется воспитание высших пси­хи­чес­ких чувств: нравственных и эс­те­ти­че­с­ких.

Волевая сфера ребёнка характеризуется сла­бостью собственных намерений и побуждений, большой вну­ша­е­мостью. Предпочитает выбирать путь, не требующий волевых уси­лий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, проявляет негативизм и уп­ря­мство. На уроках ребёнок, начав писать, понимает, что это непосильно и продолжает задание в виде каракулей или написании знакомых букв. Мотивационная сфера – неразвита, инициатива в учебной деятельности отсутствует.

 

Нарушения высшей нервной деятельности, недораз­витие психических про­цессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование неко­то­рых специфических особенностей личности ребёнка. Предпочитает играть один, со сверстниками часто ссорится, дерётся. Часто вспыльчив и раздражителен. Поздороваться первым не может, но на приветствие – отвечает.

Особенности обучаемости: Для усвоения учебный материал должен быть разделен на мелкие порции, многократно повторен, специально адаптирован. Без помощи взрослого – учителя или родителей – обучение невозможно. Учебной деятельности предпочитает игровую.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: