Фрагмент
«Психолого – педагогическое представление на учащегося»
для представления на ТПМПК для изменения образовательного маршрута
История обучения:
до поступления в школу посещал детский сад «_____» в городе, коррекционную группу.
Общее впечатление о ребенке:
Имеет нормальное, соответствующее возрасту физическое развитие, нарушений зрения, слуха нет.
Навыки личной гигиены не сформированы – ребёнок не может самостоятельно вымыть руки, очистить нос. Умеет самостоятельно одеваться, но может надеть вывернутую одежду, хаотично застегнуть пуговицы, не может завязать шнурки.
В школу пришёл с удовольствием, но учебной деятельности предпочитает игровую. Любит быть дежурным в классе – стирает с доски, поливает цветы.
Учиться ребёнку очень сложно: первый урок он в состоянии сна и никакие внешние раздражители не могут вывести его из данного состояния. В такие моменты ребёнок недоволен, озлоблен, его всё раздражает.
Процесс обучения редко приносит ребёнку радость, читать вместе с ребятами не успевает, смысла прочитанного не понимает, хотя если услышал материал и воспринял его – может ответить на вопросы и поддержать беседу. На уроках в основном, смотрит в окно или в одну точку. Настроение у ребёнка на занятиях почти всегда плохое.
Часто проявляется агрессивное поведение: при малейшем неудовольствии, он топает ногами, бросает вещи, ложится на стул или залезает под парту, бьёт одноклассников и других детей, обзывает. Мнителен, ему часто кажется, что ребята его «задирают», обижают. К неудачам в учёбе относится болезненно, когда на неудачу указывают; сам – не понимает, что сделал неверно или совсем не приступает к заданиям. Психологически ведёт себя как 3-4-летний ребёнок. Причина агрессивного поведения порой никому не понятна. На перемене – бегает, любит игру «в догонялки», любит строить из конструктора, рисовать.
Движения – резкие, мускулатура – напряжена. Моторика развита слабо – мальчик не может стоять и прыгать на одной ножке, не может выполнить наклон вперед, не сгибая колени, точно бросить и поймать мяч.
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка:
Знает, что он мальчик, сколько ему лет, но дату рождения назвать не может; знает имена родителей, отчества не называет, в адресе – знает населённый пункт, полный адрес не знает. С интересом и воодушевлением может рассказывать о только том, что знает, и что ему интересно – про компьютерные игры, про игрушки, про черепашку.
Особенности психофизического развития:
У ребёнка наблюдается недоразвитие познавательных процессов, снижена познавательная активность, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью.
Развитие всех психических процессов у ребёнка отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки ребёнка в окружающей среде - ребёнок не может написать элементы букв одинакового размера, не ориентируется на тетрадном листе, не понимает направление движения линии: вверх, вниз, вправо, влево.
Мыслительные операции у ребёнка обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия. Так, ребёнок 4 месяца обучения в 1 классе не мог определить количество слов в предложении, слогов – в слове, звуков – в слове. К началу обучения во 2 классе определяет количество звуков в односложном и двусложном слове, делит на слоги двусложное слово из открытых слогов, может определить количество слов в предложении из 4 слов. При написании слов использует письменные и печатные буквы по своему усмотрению, цифры и некоторые буквы пишет зеркально и снизу вверх.
Мышление - наглядно-образное; словесно-логическое мышление в большей степени недоразвито. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта – ребёнок не может назвать 5 животных, найти 3-4 признака сходства и отличия, не понимает смысла прочитанного слова: «барабан» - банка, «молоко» - кло. Обучающемуся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: он начинает выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия: при письме под диктовку не слушает предложение до конца, пытается сразу писать и пишет 2-3 буквы, часто которых совсем нет в слове.
Особенности восприятия и осмысления ребёнком учебного материала неразрывно связаны с особенностями памяти. Запоминание – непроизвольное. Ученик не помнит, какой читали текст, на какой странице читали – находит картинку, и то не всю, а фрагмент. Сохранение и воспроизведение полученной информации требует многократных повторений. Ребёнку трудно запомнить стихотворение из 3-4 строк, слова воспроизводит не в рифму, переставляет их местами.
Внимани е отличается малым объемом, неустойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Так, на уроке математики может при анализе задачи взять нужное количество игрушек, манипулировать с ними в соответствии с заданием, но записать пример – не может. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности – начинает писать слово и заканчивает его каракулями.
Представления и воображение также развиты недостаточно. Рисунки отличаются сходностью –рисует одинаковые машины, людей – из палочек и круга, домик – в виде квадрата со множеством окон. При попытке учителя исправить - злится. Представления об окружающей действительности - избирательны. Ребёнок знает и может рассказать о домашних игрушках – роботах, но дни недели, времена года, птиц – не знает.
Отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. Это проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Ребёнок не во всех словах может выделить первый и последний звук, затрудняется произнести слова со стечением согласных, заменяет С/Ц, З/Ж, Л/Х; переставляет слоги в словах. Речь скудная, предложения – простые с одинаковыми словами: «У меня башой дом. Там есть башойтееевизо. И исё есть башой шкаф и стуы».
Моторная сфера ребёнка также имеет выраженные нарушения. Ребёнок не может показать и загнуть два пальца, только пять, не удерживает равновесие – не может стоять и прыгать на одной ноге, но хорошо бегает, может подняться по шведской стенке. Наибольшие трудности ребёнок испытывает при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук – письмо, аппликация.
Эмоциональная сфера отличается неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера ребёнка характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Предпочитает выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, проявляет негативизм и упрямство. На уроках ребёнок, начав писать, понимает, что это непосильно и продолжает задание в виде каракулей или написании знакомых букв. Мотивационная сфера – неразвита, инициатива в учебной деятельности отсутствует.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности ребёнка. Предпочитает играть один, со сверстниками часто ссорится, дерётся. Часто вспыльчив и раздражителен. Поздороваться первым не может, но на приветствие – отвечает.
Особенности обучаемости: Для усвоения учебный материал должен быть разделен на мелкие порции, многократно повторен, специально адаптирован. Без помощи взрослого – учителя или родителей – обучение невозможно. Учебной деятельности предпочитает игровую.