1. Где сейчас находится 1. Кто это?
устройство (ВУ)?
2. Когда оно должно 2. Откуда вы звоните?
взорваться?
3. Как оно выглядит? 3. Это шутка (розыгрыш)?
4. Каков тип ВУ? 4. Можно поговорить с захваченным?
5. Как будет инициирован 5. Он (она) жив(а) и здоров(а)?
взрыв?
6. Это вы установили ВУ? 6. Что вы хотите (требуете)?
7. Почему? 7. Вы можете перезвонить через
несколько минут?
8. Как вас зовут? 8. Как мне связаться с вами,
если возникнут проблемы с
выполнением ваших условий?
9. Где вы живете, работаете?
Дословное содержание угрозы (требования) _____________________
Основные данные о звонившем
Пол: муж._____, жен.______
Возраст___________________
Характерные особенности речи и голоса звонившего:
спокойный, агрессивный, грубый, возбужденный, медленный, быстрый, мягкий, громкий, веселый, плачущий, нормальный, отдаленный, нечеткий, носовой, хриплый, шепелявый, глубокий, резкий, с покашливанием, с глубоким дыханием, искаженный, с акцентом, знакомый (если да, то кого напоминает)______________________________.
Характерные особенности языка (речи) звонившего:
· хорошо поставлена речь образованного человека;
· звонивший явно «дурачился» (подшучивал, разыгрывал);
· речь содержала нецензурные слова (выражения);
· содержание разговора бессвязное, путаное;
· звонил явно психически ненормальный человек;
· передавалась магнитофонная запись текста;
· сообщение зачитано под угрозой;
· прочие характерные особенности.
Голос звонившего был на фоне:
· шума улицы; голосов других лиц; музыки; шума конторского помещения (звук пишущей машинки, принтера, телефонных звонков, разговоров персонала...);
· производственного шума (гул станков, моторов, конвейера...);
· бытовых звуков (работа телевизора, звуки, издаваемые животными);
· отсутствие посторонних шумов.
Звонок был
междугородний ______, местный _____, из телефона-автомата___.
Длительность разговора (минут, секунд)_______. Номера телефона, по которым получено предупреждение ______.
Время_____________________ Дата_______________________
Внимание!
Немедленно сообщить о поступившем звонке
Куда (кому)_____________ по телефону _________________________
Информация о докладе:
( кто доложил: Ф.И.О.)
(Дата, время)
(поступившие указания)
Внимание!
1. Спокойствие, быстрая реакция и выполнение всех требований в соответствии с инструкцией гарантирует вам (вашим близким и коллегам) безопасность.
2. Не сообщайте об угрозе никому, кроме тех, кому об этом необходимо знать в соответствии с инструкцией, чтобы не вызвать панику, исключить преждевременную утечку информации, а также возможные непрофессиональные действия по розыску взрывного устройства и т.д.
Определение свойства личности по признакам устной речи.
Устная речь содержит значительную информацию о человеке, который ее произносит. Поэтому при тщательном и всестороннем изучении устной речи можно составить определенное представление о лице:
· половая принадлежность;
· возраст;
· образование и культурный уровень;
· национальность;
· профессия;
· место рождения и регион проживания;
· патологические особенности речи.
О половой принадлежности свидетельствуют категории рода в речи (мой – моя, наблюдал – наблюдала, говорил – говорила и т.п.). Голоса мужчин по сравнению с голосами женщин имеют более низкие основания тона.
Суждение о возрасте человека может быть сделано на основании упоминаемых в его устной речи каких-либо событий и обстоятельств, свидетелем которых он был в прошлом, наличие в анализируемой речи слов и выражений, характерных для определенного времени. Пожилые люди в большинстве своем имеют склонность давать советы, поучать других. Они обычно проявляют определенную осторожность в суждениях и выводах. Молодым людям, напротив, чаще всего характерна категоричность в суждениях по самым разнообразным вопросам.
Для определения возраста человека значение имеют специфические особенности голоса. Так, например, детский голос характеризуется некоторой неустойчивостью и звонкостью, значительной высотой основного тона и малой вариантностью употребления слов. В период полового созревания происходит формирование голоса взрослого человека. В это время гортань увеличивается по размеру, изменяется упругость и натяжение голосовых связок, что приводит к понижению уровня основного тона. Голос становится более «грубым» по сравнению с детским. Голос взрослого человека характеризуется разнообразием и полнотой звучания. В пожилом возрасте, когда у человека происходит окостенение хрящей и мышечных волокон, голос становится более слабым, глуховатым, хрипловатым, дребезжащим и т.п.
Суждение о культурном и образовательном уровне человека складывается на основе анализа содержания и словарного состава (запаса) его речи.
При изучении содержания устной речи устанавливается, о чем конкретно говорится в исследуемой фонограмме, насколько умело и удачно акцентируется внимание на главных фактах, событиях, обстоятельствах, какова полнота, детализация, точность и доходчивость выражаемых мыслей.
Лексика, словарный состав речи характеризуют собой как общий уровень развития человека, так и специфические особенности его речи (употребление редко встречающихся слов и выражений, своеобразное сочетание слов и т.п.).
Люди, имеющие высшее образование и широкий кругозор, владеют богатым словарным запасом, с необходимой полнотой и соответствующей последовательностью выражают свои мысли, соблюдают правила построения высказываний. В их речи редко встречаются грубые ошибки в произношении слов. Чаще всего они проявляют в речи определенные познания в различных областях науки, техники, общественной жизни. В их речи обычно наблюдается определенная вариантность употребления слов. Они правильно подбирают синонимы, эпитеты, метафоры, фразеологизмы и т.п., что делает их речь яркой, образной и доходчивой.
Люди, не имеющие высшего образования, в большинстве своем владеют ограниченным словарным запасом. В их речи обычно наблюдается частое употребление одних и тех же слов и выражений, грубые ошибки в построении фраз и в произношении общеизвестных слов. Для их речи характерно наличие неправильных ударений в часто употребляемых словах. Речь их бывает тусклой, маловыразительной, а нередко и примитивной.
Суждение о национальной принадлежности человека делается на основе анализа акцента, интонационных оттенков его устной речи и других признаках.
Акцент – это особенности произношения, свойственные говорящему на его родном языке. Например, люди, родным языком которых является белорусский, вместо звука «я» нередко употребляют звук «а» (трапка, зарадка и т.п.).
Интонация – это совокупность звуковых средств, посредством которых фонетически строится фраза, устанавливаются между составными частями фразы определенные смысловые отношения.
С помощью интонации регулируются сила звуков речи, их напряженность, скорость и распространение во времени; определяются местоположение и длительность пауз внутри фраз, то есть, производится формирование соответствующих перерывов звучания в потоке разговорной речи. Интонация присутствует в каждом слове устной речи, сопровождает и конкретизирует речь, обусловливает манеру высказывания, выражает эмоциональное отношение говорящего к предмету речи, изображаемому событию и т.д. Она придает определенную звуковую окраску высказываниям, отражает особенности говора, акцента и т.п.
Каждая речь (и каждый акцент) имеет свои интонационные особенности. Например, для русского языка свойственно некоторое повышение основного тона голоса в начале фразы, ровная по высоте основного тона голоса в конце повествовательной фразы. Наиболее характерным признаком разговорной речи иностранца, не владеющего русским языком, является в его речи на русском языке интонационных свойств родного языка.
Характерной особенностью устной речи людей, недостаточно владеющих русским языком, является наличие неправильно построенных фраз, отсутствие необходимой согласованности в роде, числе и падеже слов и др.
Суждение о профессии человека складывается на основе изучения содержания и словарного состава исследуемой устной речи, а также особенностей произношения слов. По содержанию речи можно установить, какими познаниями и в какой области науки и техники он обладает, насколько хорошо разбирается в той или иной отрасли хозяйства, чьи интересы он выражает в своем высказывании и т.п.
При изучении словарного состава устной речи необходимо учитывать, что любая область знаний, общественных и производственных отношений характеризуется своеобразными трудовыми процессами, специфичностью взаимоотношений людей, соответствующими орудиями производства, понятиями, условиями, обстановкой и т.п. Поэтому среди представителей одного рода занятий формируется своя узкопрофессиональная лексика, терминология, манера произношения отдельных общепринятых слов и выражений.
Характерной особенностью устной речи людей одной профессии является специфическое произношение отдельных слов. Так, например, моряки говорят «компáс» (ударение на вторую гласную), «рапóрт» (ударение на вторую гласную), горняки – «дóбыча» (ударение на первую гласную), физики «атóмник» (ударение на вторую гласную) и т.п. Своеобразной особенностью разговорной речи определенной прослойки литераторов, артистов может служить старомосковское произношение (я русскай, они собиралис, он вернулса, сьвет, двер, тьвердый, четьверьх, великьи и т.п.)
Необходимо отметить, что устная речь по своей выразительности, четкости, ясности бывает разной: у одних людей, которые следят за своей речью, соблюдая произносительные нормы языка (лекторы, педагоги, артисты и т.п.), речь бывает обычно достаточно четкой, доходчивой и выразительной. В своей речи эти люди учитывают не только смысловое значение употребляемых ими слов, но и фонетические особенности.
О месте рождения и регионе проживания человека можно судить и по наличию в его устной речи диалектных слов и выражений, употребляемых жителями определенных регионов, республик, стран, и фонетическим особенностям, характерным для местных говоров.
Диалектизмы являются довольно устойчивыми признаками разговорной речи. Люди, детство которых прошло в каком-либо районе, будучи уже взрослыми и десятилетиями не имеющими никаких связей с этим регионом, нередко употребляют диалектные слова, усвоенные ими в детстве. Так, люди, детство которых прошло, например, на Урале и севере нашей страны, «окают», то есть произносят в неударных слогах звук «о» вместо звука «а». Они говорят не «Масква», а «Москва». Это является характерной особенностью северо-русского наречия. Разговорная речь людей, детство которых прошло, на юге нашей страны, характеризуется «аканьем» и «яканьем». В первом случае неударный звук «о» произносится как «а» (вада, радной), во втором случае вместо звука «е» произносится звук «я» (нясу, вяду, сяло). Вместо звука «ф» нередко произносится звук «хв», а в слове «кто» вместо звука «к» произносится «х». В словах газета, тема, музей, демонстрация и так далее вместо звука «е» нередко произносится звук «э». В разговорной речи «южан» встречается также произношение слов со смягчением «з» (идеализьм, материализьм, оппортунизьм и др.).
В русском языке встречаются и другие говоры, характерные для более узкой территориальной единицы (например, говоры Вологодской, Ивановской, Костромской губерний).
При анализе особенностей устной речи человека настойчиво рекомендуется пользоваться диалектологическими атласами русского языка.
7. Противодействие автомобильным преступлениям.
По проблемам безопасности на дорогах существует масса советов и рекомендаций. Вот некоторые из них:
· находясь в машине, закрывайте двери на замок, так как преступники способны проникнуть в салон вашего автомобиля даже при временной остановке на светофоре;
· разговаривать с человеком через приоткрытое правое стекло, двери должны быть закрыты, нога должна в любой момент нажать на педаль газа;
· пассажира надо сажать на переднее сиденье (двоих человек лучше не брать, но если так случилось, на переднее сиденье расположить мужчину), заставить его пристегнуться ремнем безопасности;
· если есть подголовник, поднимите его как можно выше – это затруднит удар по голове и применение удавки;
· держите под руками средства самозащиты. Это может быть монтировка, большой гаечный ключ и даже огнетушитель. Следует помнить, что использование газового оружия в закрытом пространстве опасно и для вас;
· секретная кнопка отключения подачи бензина поможет в случае опасности имитировать неполадку, машина остановится. Этой же кнопкой можно воспользоваться, если под угрозой оружия, у вас отобрали ключи или заставили пересесть на заднее сиденье;
· если вам необходимо даже на короткое время выйти из автомобиля, вынимайте ключ из замка зажигания;
· если пассажир вызывает у вас подозрение, остановитесь у поста ГИБДД, спросите что-то у полицейского или просто махните рукой инспектору, как знакомому; преступники не любят свидетелей;
· можно провести и предварительную информационную защиту: кто-то показывает подозрительному пассажиру «кнопку экстренной защиты» или «радиопомощь», кто-то рассказывает о своем спецназовском прошлом – легенда должна быть оригинальной и подтвержденной какой-то вещью в автомобиле, может быть – самодельным удостоверением личности, где вы сфотографированы в форме;
· наконец, прислушивайтесь к «внутреннему голосу». Если просьба подвести вызывает сомнения, не подавляйте страх, а уезжайте от этого клиента.
В случае прямой угрозы со стороны пассажира привлеките внимание к своей машине: нарушайте правила движения, поцарапайте крылом соседнюю машину, включите световые сигналы или противоугонную сигнализацию.
Необходимо, что преступники всего мира для остановки необходимых автомобилей активно используют прикрытие полиции. Обратимся к рекомендациям по общению водителя с полицейскими.
Если вас остановил патруль ГИБДД, не выходите из машины. Приоткройте левое боковое стекло и уточните причину остановки. Проверка документов производится на стационарных постах ГИБДД. Во всех без исключения случаях, постарайтесь в дискуссии не вступать, взяток не предлагать.
Если вас останавливают в темное время суток и в пустынном месте, ни под каким предлогом не выходить из машины, а переговоры вести, слегка приоткрыв стекло. Более того, машина должна стоять на передаче, чтобы во время разговора с сомнительным полицейским вы могли в любую минуту дать полный газ.
Вряд ли сотрудника смутит ваша подозрительность или предложение доехать до стационарного поста ГИБДД. Вас особенно должна насторожить проверка на безлюдной дороге, в непривычном месте, несоответствия в экипировке полицейского, странное поведение нарядов и т.п. При этом следует помнить, что не безопасно не останавливаться на требование человека в форме. Если даже в данном случае вслед вам начнут стрелять, суд, скорее всего, признает их действия правомерными.
Что делать, если вас преследуют на другой машине?
Если кто-нибудь слишком энергично приближается к автомобилю сзади, подумайте, а не враг ли это. Или, может быть, он просто торопится?
Вы должны быть готовы уклониться от столкновения, если заметите в зеркалах заднего вида, что автомашина, приближающаяся к вам сзади:
- виляет на сухой дороге. Это может указывать на то, что водитель пьян или болен. Быстро продумайте, наедет ли он прямо на вас или может ударить сбоку при обгоне;
- из окна догоняющего автомобиля торчит какой-то предмет;
- машина догоняла вас на высокой скорости, но неожиданно замедлила скорость и движется за вами на расстоянии пяти или шести других машин. Места для обгона достаточно, но водитель отчего-то этого не делает.
Следует постоянно поддерживать бдительность в отношении условий езды и тревожных признаков. Если вам кажется, что вас преследуют, проверьте это. Попробуйте предпринять некоторые действия по уклонению от преследования, сделав несколько быстрых поворотов, меняя скорость и останавливаясь в безопасном месте. Если в ней преступники, им придется делать то же самое.
Проверив подозрения и убедившись в своей правоте, найдите возможность связаться с ГИБДД или полицией по телефону, не показывая при этом, что заметили слежку. Можно связаться с друзьями, договориться о совместных действиях, в том числе о двойной слежке.
Хорошо спланированное наблюдение обычно проводится не меньше чем двумя командами на разных машинах. Иногда для этого используются мотоциклы и мопеды, и даже велосипеды. В определенной мере бывает оправданным использование в наблюдение женщин.
Результаты наблюдения могут указывать, что в отношении вас планируется преступление. А посему – с подозрительностью относитесь к всевозможным дорожным инцидентам, они могут быть искусственно подстроены. Не задерживайтесь, чтобы посмотреть на результаты автомобильной аварии. Оправданнее будет, если вы, по мобильному телефону, на ходу, сообщите о произошедшем в органы милиции (ГИБДД) и вызовете карету «скорой помощи». Не следует в указанной ситуации подсаживать любителей автостопа, даже если это молодая и привлекательная особа. Ибо, дама может использоваться террористами (преступниками других мастей) в качестве приманки, чтобы остановить вас в подготовленном месте засады. Роль стоп - фактора могут играть старики, дети, женщины с детскими колясками. Весьма сложно отличить обычные действия людей от умело разыгранного спектакля, профессионально поставленного по сценарию преступников.
Если это возможно, выбирайте путь с наименьшим количеством остановок и широкими улицами, чтобы значительно уменьшить возможность блокирования автомобиля. К объездам следует относиться подозрительно. По возможности, необходимо выбирать пути, проходящие мимо отделений полиции, МЧС, так как в этом районе постоянно курсируют служебные автомашины.
При езде по многополосной дороге двигайтесь по левой полосе, чтобы свести до минимума вероятность того, что кто-то попытается заставить вас свернуть с дороги. В большинстве случаев нападений на автомашины атака начиналась со стороны водителя.
Никогда не опускайте стекла. От автомата это не спасет, а вот от метания гранаты обезопасит. Она может отскочить от стекла и взорваться на асфальте, причинив автомобилю незначительный вред. С той же целью закрывайте на фиксатор двери автомобиля. Ибо может быть и такое: вы ожидаете зеленого света светофора, а преступник в это время распахивает дверь и швыряет в салон гранату...
Необходимо поддерживать как можно более низкий уровень шума в автомобиле, чтобы не отвлекать свое внимание от происходящего вокруг вас.
Внезапное торможение впереди идущего транспорта опасно в любом случае. Оно легко может привести как к подстроенной, так и ко вполне обычной аварии. Никогда не «висите» на заднем бампере впереди идущей машины. Если легкая авария все-таки произошла, не открывайте дверей, не отпускайте стекол и не глушите двигатель: будьте готовы немедленно покинуть данное место при первых же признаках опасности, – вплоть до использования тарана.
Если вы имеете право на ношение и применение по долгу своей службы оружие и рассчитываете отстреляться из стоящей машины, то это далеко не оправданный вариант. Ретроспектива криминальной статистики утверждает, что редко кто успевал сделать хотя бы один меткий выстрел, в основе своей – все погибали. Ни в коем случае не оставляйте машину, если вы попали в ловушку, на ней вы выберетесь скорее, чем без нее. Прорывайтесь до последнего, пока автомобиль движется: на простреленных шинах, с пробитым радиатором, через бордюры и канавы и т.п.
Если люди вас пытаются остановить, выйдя на проезжую часть, первым делом бросьте взгляд на замки дверей и окна – закрыты ли они. Затем принимайте решение – как поступить. В данном случае следует принимать решение, оперативно оценивая: участников инцидента, дорогу, автомобиль, себя. Рассмотрим варианта возможных действий.
Удастся ли их напугать?
Направив машину на самого слабого участника живого шлагбаума, включите дальний свет, нажмите клаксон звукового сигнала, а приблизившись на близкое расстояние, перейдите на пониженную передачу и громко «взревите» мотором. Оставьте себе пространство для маневра на случай, если человек не отскочит. Но надо иметь в виду, что война нервов длится до последней секунды. Шансы испугать повысятся, если сделать «зверское» лицо.
Удастся ли их перехитрить?
Прикинувшись простаком или трусом, следует снизить скорость, включить сигнал правого поворота и съезжать к обочине. Сделать движение указывающее, что вы собираетесь открыть окно и поругаться с ними. И в эту секунду дать «полный газ».
В целом, вероятность нападения при движении в автомобиле невысока. Это может быть обстрел из нагнавшей вас попутной машины, но скорее всего, с мотоцикла, который сохраняет высокую маневренность в плотном потоке транспорта. Если вы вдруг заметили оружие в руках мотоциклиста, попытайтесь резко вильнуть влево, чтобы сбить его. Затормозите или, наоборот, надавите до пола педаль акселератора, и меткая стрельба станет не возможной.
Если вам пришлось остановиться, ни в коем случае не глушите двигатель. Преступникам не удастся сразу оказаться в салоне. У вас есть время позвонить по телефону. Если это не испугало преступников, они начнут взламывать двери и бить стекла. Автомобиль в данном случае это ваше оружие, и теперь вы имеете полное право им воспользоваться. Если вы протараните того, кто закрывал дорогу, следует обратиться в ближайшее отделение полиции или на ближайший стационарный пост ГИБДД.
Более сложный маневр – отталкивание (выталкивание). Следует попытаться вытолкнуть с дороги автомобиль, представляющий для вас угрозу. При этом ваш автомобиль должен сохранять выбранное вами направление движения. Помните, что угроза должна быть очевидной, иначе придется долго и упорно объяснять, зачем вы столкнули с дороги хороших людей в очень дорогой машине.
Обычно нападают, обгоняя слева, чтобы открыть стрельбу, или чтобы прижать к обочине и остановить. Здесь следует запомнить: отталкивание на скорости свыше 60 км/час смертельно опасно!!! Кроме того, на высокой скорости у автомобиля, который вы попытаетесь столкнуть с дороги, будет очень высокая инерция: после удара вашей машиной он не скатится с дороги, а лишь вильнет, уйдет вперед, развернется и вернется к вам. Ваше отталкивание будет наиболее эффективным при скорости не выше 40 км/час. При правильно проведенном маневре вы столкнете даже гораздо более тяжелую машину, чем ваша.
Итак, снизьте скорость, преступник непременно сделает то же самое. Он заинтересован в том, чтобы вас остановить. Сократите дистанцию до борта его автомобиля максимум до 60 см, а лучше до 30 см. Дождитесь, когда заднее колесо минует ваш передний бампер, и по легкой дуге направьте левый передний угол своей машины в уязвимое место противника. У большинства автомобилей оно расположено в районе заднего бампера. При этом дайте полный газ и не поддайтесь искушению затормозить, – недостаточной решимостью вы рискуете все испортить. Так как одной инерции вашей машины может не хватить на то, чтобы развернуть автомобиль противника. Вполне может случиться и так, что преступник испугается вашего выбора и резко прибавит ход. Таким образом, для начала можете попробовать ложный маневр, не входя в контакт. Если это не помогает, приступайте к выталкиванию. Преступник вынужден будет описать перед вами дугу и, либо съедет с трассы, либо будет развернут в противоположном направлении, а вы тем временем успеете уехать довольно далеко.
Отталкивание могут применить и против вас. Не противодействуйте отталкиванию с помощью руля. Наоборот, вращайте руль в сторону, куда начал поворачивать от удара ваш автомобиль. Развернувшись на 180 градусов, вы можете уехать в направление, противоположное движению оттолкнувшего вас противника.
Трассу перед вами может перекрыть вставший поперек автомобиль. Если угроза очевидна, а объехать или развернуться вы уже не можете, поступите как при выталкивании. При этом помните, что ваша цель не превратить препятствие в груду металла или опрокинуть его, а всего лишь убрать со своего пути. Маневр этот очень опасен. Он самый экстремальный способ прорваться через засаду. Ни в коем случае не пытайтесь осуществлять таран против грузовиков, автобусов, дорожной техники.
Нельзя производить таран при скорости свыше 40 км/час. Это чревато тяжелыми травмами и даже гибелью. При скорости 20–40 км/час вы рискуете вывести свою машину из строя и окажитесь лицом к лицу с преступником, вдобавок еще разъяренным тараном. К тому же, например, крыло, которым вы нанесете удар, вдавится в колесо так, что оно потеряет способность вращаться.
В обязательном порядке сбросьте скорость до 20 км/час к моменту, когда до препятствия останется примерно один корпус автомобиля. Вот теперь поддайте газу, но не поддайтесь искушению затормозить. Не наносите лобовой удар. Бейте передним левым или правым углом своей машины, причем стремитесь ударить в наиболее уязвимое место препятствия.
Ваш удар должен развернуть препятствие, освободив вам путь. Уязвимые места расположены по краям препятствия. Это либо заднее крыло максимум в 45 см от заднего бампера, либо переднее крыло в 30 см от переднего. Оптимально и более безопасно для вас и вашей машины нанести удар в заднюю часть, так как там расположен легкий багажник, а не тяжелый моторный отсек, и препятствие легче развернется. После тарана продолжайте разгон и удаляйтесь зигзагом (в виде плоской буквы S), покидая место нападения на вас.
От препятствия можно попытаться уехать. Если трасса узка для совершения U-образного разворота, немедленно включите задний ход и выполните задний, так называемый К- образный разворот. Другой вариант – передний К- образный разворот. Здесь самое главное – не считайте, что вы трусливо покидаете поле боя. Вы просто спасаете себе, своим близким.
Если же перед вами на дорогу выбегает вооруженный преступник и направляет на вас автомат, следует пригнуться и на скорости направить машину на террориста. Даже если вы его сбили, ни в коем случае не следует останавливаться. Как показывает практика, в подобных случаях преступники «не работают» в одиночку. Следует ожидать автоматной очереди вслед. Чем быстрее вы будете ехать, тем больше шансов спастись. Даже если в машине есть повреждения – не останавливайтесь. Живучесть многих автомобилей велика.
И все-таки если авария неизбежна или она произошла – вот несколько советов от опытных водителей:
· во время аварии должны быть до предела напряжены все мышцы, расслабляться нельзя до полной остановки;
· до остановки нельзя покидать машину (это хорошо получается только в кино); исследования показывают, что шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при катапультировании;
· сохранять самообладание – это позволит управлять машиной до последней возможности;
· сделать все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на вас автомобиля;
· при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером: не бойтесь, что мотор вдавится в салон: конструкторы уже давно позаботились о том, чтобы он уходил вниз.
Когда удар неизбежен, самое главное – препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову. Вжаться в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо. Этот вариант пригоден для автомашины, идущей на малой скорости. Если же скорость превышает 60 км/час, а водитель не пристегнут ремнем безопасности – ему следует прижаться грудью к рулевой колонке. Все мышцы должны буквально окаменеть и быть напряженными до полной остановки машины.
Пассажир не должен закрывать голову руками и заваливаться набок. Если рядом с вами ребенок – крепко прижать, накрыть собой и также упасть на бок. Наиболее опасное место для пассажира – переднее сиденье, поэтому детям до 12 лет Правила дорожного движения находиться там запрещают.
После того как удар произошел, первым делом надо определиться, где (в каком месте автомобиля) и в каком положении вы находитесь, не горит ли, не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). В зависимости от ситуации двигайтесь к выходу – через дверь или окно. Если двери сразу не открылись, надо открывать или разбивать окна.
Если машина упала в воду, она может некоторое время держаться на плаву. Бывает достаточно нескольких секунд, чтобы из нее выскочить. Двери при этом открывать не следует. Ибо вода сразу же хлынет вовнутрь, и машина резко начнет погружаться. Выбираться следует через окно, лучше через верхний люк (если он есть).
При погружении на дно с закрытыми окнами и дверями воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Следует оценить обстановку, активно провентилировать легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавиться от лишней одежды, снять галстук, захватить из машины документы. Вам предстоит выбираться через дверь или окно, протиснуться наружу, взявшись руками за крышу машины, подтянуться, а затем резко плыть вверх. Если дверь заклинило, и стекло не опускается, надо разбить лобовое окно – заранее поищите, чем вы будете это делать. Выбираться наружу можно, когда машина наполнится водой наполовину. Если резко распахнуть дверь и пытаться тут же выбраться, вам будет мешать поток, идущий в салон. Оказавшись вне машины, следует иметь в виду, что в запасе не более 30–40 секунд. Этого вполне достаточно, чтобы выбраться на поверхность.
И еще одна немаловажная проблема, связанная с автомобилями – это их угон. Чтобы избежать этого, рекомендуется:
· выходя из машины даже на секунду, вынимать ключ зажигания;
· довести до автоматизма обязательный ритуал закрывания машины: ключи, дверцы, окна, сигнализация, багажник, капот, взгляд в салон;
· по возможности, на бензопроводе вмонтировать потайной клапан, который перекроет на стоянке подачу топлива в карбюратор;
· новую машину мыть реже, пусть выглядит старой, сигнализацию ни в коем случае не прятать, угонщик должен видеть, что ему придется не просто; вполне возможно, что он может одуматься; по возможности, одновременно с видимой сигнализацией установить скрытую;
· установить блокировочные устройства на педали и руль;
· если нет продолжительной необходимости в пользовании автомобилем, следует снять аккумулятор, слить бензин;
· при необходимости установить на колеса по одному нестандартному болту с «секретными» головками.
Есть и более эффективные средства, направленные против угона ваших автомобилей злоумышленниками. Об этом можно узнать в специализированных магазинах.
В заключение следует отметить, что в экстремальных ситуациях возможна одна из трех форм реагирования:
· резкое понижение организованности (дезорганизация) поведения;
· резкое торможение активных действий;
· повышение эффективности действий.
Дезорганизация поведения приводит к утрате навыков, которые, казалось, доведены до автоматизма. Ситуация чревата еще тем, что может резко снизиться надежность действий, движения становятся импульсивными, сумбурными, суетливыми. Нарушается логичность мышления, а осознание ошибочности своих действий, их ненадежности только усугубляет дело. Следует помнить об этом.
8. Поведение в экстремальных ситуациях
Пока человек находится в знакомой обстановке, он ведет себя обычно, как всегда. Но как только наступает сложная либо особо значимая, а тем более опасная ситуация, с ним могут происходить самые невероятные изменения. В этой экстремальной ситуации возрастают психологические нагрузки, меняется поведение, снижается критичность мышления, происходит рассогласование координации движения, понижение восприятия и внимания, меняются эмоциональные реакции и многое другое.
В экстремальной ситуации, иначе говоря, в ситуации реальной угрозы, возможна одна из трех форм реагирования: а) резкое понижение организованности (дезорганизация) поведения; б) резкое торможение активных действий; в) повышение активности действий.
Дезорганизация может проявляться в неожиданной утрате приобретенных навыков, которые, как вам казалось, доведены до автоматизма. Ситуация чревата еще тем, что может резко снизиться надежность действий, движения становятся импульсивными, сумбурными, суетливыми. Нарушается логичность мышления, а осознание ошибочности своих действий, их ненадежности только усугубляют дело.
Резкое торможение действий и движений может вызвать состояние ступора (оцепенения), что не способствует поиску эффективного решения и соответствующему данной ситуации поведению.
Повышение эффективности действий при возникновении экстремальной ситуации выражается в мобилизации всех ресурсов психики человека на ее преодоление. А это: повышенный самоконтроль, четкость восприятия и оценки происходящего, совершение адекватных ситуации действий и поступков. Такая форма реагирования, конечно же, самая желательная, но у всех ли и всегда ли она возможна? Для этого необходимы определенные индивидуально-психологические качества и специальная подготовка к действиям в экстремальной ситуации. Если вы сможете понять, что, как и почему происходит с вами, что и как следует делать для того, чтобы избежать или хотя бы уменьшить возможность наступления вредных последствий – это будет достойным шагом вперед на пути эффективного преодоления неадекватного поведения в таких экстремальных ситуациях, как угроза применения силы, шантаж, физическое нападение.
Оценка ситуации – первейшая задача.
Чтобы принять более или менее правильное решение в экстремальной ситуации, необходимо, разобраться в том, в какую ситуацию вы попали.
Например, в ситуации угрозы применения силы следует определиться, насколько она реальна, можно ли избежать наступления нежелательных последствий.
Во-первых, это место, где угрожают. Если это ваш кабинет или жилое помещение, то следует учесть, что угрожающий гораздо хуже вас ориентируется в обстановке. Вы знаете, где что лежит, как удобнее взять ту или иную вещь. Вместе с тем, в жилом помещении могут находиться ваши близкие люди, и угроза может обернуться против них. Другая ситуация – улица. Одно дело – улица, на которой есть люди, другое – когда вокруг никого нет, и возможность появления кого-то маловероятно.
Во-вторых, время, когда возникает угроза применения силы. В темное время суток любая угроза воспринимается иначе, чем днем.
В-третьих, количество людей «сопровождающих» угрожающего.
В-четвертых, физические данные и экипировка хулигана. Характер одежды до определенной степени может свидетельствовать о том, готовился ли к встрече с вами преступник, соответствует ли она его намерениям. В одежде свободного покроя можно легко спрятать орудия насилия, которые впоследствии данный человек может применить.
Когда вас пытаются шантажировать, следует обратить внимание на следующие аспекты:
Во-первых, имело ли место то событие, которое использует шантажист. Если того, чем вам пытаются угрожать, на самом деле не было, то не стоит сразу же уведомлять об этом шантажиста. Но иногда может сложиться ситуация, когда само по себе событие имело место, но выглядело оно совершенно иначе, ч