Физическая культура в системе человеческих ценностей и профессиональной подготовке студентов.




Ценностный потенциал физической культуры.

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом человеческом качестве. Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она соединяет социальное и биологическое начало в развитии человека.

«Исторически физическая культура зарождалась из необходимости в полноценной физической подготовке людей к труду. По мере становления образовательных систем физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков. Кроме этого, - как справедливо отмечает П.Ф. Лесгафт, - физическая культура оказывает значительное влияние на духовную сферу человека как одно из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания» [5]. Современные представления о физической культуре связаны с ее оценкой как специфической части общей культуры личности и общества – явления многообразного как по харак­теру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность, состояние нравов.

Культура – исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности, а также создаваемых людьми материальных и духовных ценностях. Культуру общества можно представить и как своеобразный резервуар духовных и материальных ресурсов, накопитель и хранитель всего ценного и положительного, что достигнуто людьми. Правомерно утверждать, что в целом культуру определяет деятельность людей и ее результаты. Чем значительнее деятельность и ее результативная сторона, тем выше уровень культуры [7].

В этой связи следует отметить, что общая культура современной личности, а точнее, ее духовная культура, синтезирует в себе еще и такую ценность, как гуманный образ жизни, требующий от личности определенных поступков. Именно на эту ценность опирается, государство и общество. И здесь следует отметить, что в традиционной парадигме важнейшей характеристикой гуманизма служит понимание его как отрефлексированного антропоцентризма, предметом изучения которого является ценность человека, утверждаемая как первичная, высшая по сравнению с другими ценностями в обществе. Суть гуманизма как характеристики бытия (практического гуманизма) состоит в обеспечении реальных, достойных человека материальных, технических, экономических, политических и культурных условий его жизнедеятельности, а также соответствующих общественных отношений. Такие установки требуют от будущего педагога деятельности определенной направленности, или ориентации, что требует постоянной рефлексии [8]. Гуманистическая рефлексия как анализ состояния собственного самосознания, требует обсуждения таких явлений в жизни как «образ жизни», «стиль жизни», «здоровый образ жизни», «человеческий капитал».

Образ жизни – типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений способ и формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, характеризующие особенности его поведения, общения, склада мышления.

Стиль жизни – способ жизнедеятельности отдельного индивида. Он обозначает характерные специфичные способы самовыражения людей, проявляющиеся в их повседневной жизни, в деятельности, поведении, отношениях. Показателями стиля жизни являются особенности организации приемов и навыков трудовой деятельности, выбор круга и форм общения, характерные особенности организации непосредственной социокультурной среды и свободного времени.

Здоровый образ жизни– это культурный, цивилизованный, гуманистический образ жизни, в котором важное место отводится заботе о здоровье.

Современный образ жизни населения определяется экономическим и политическим состоянием общества. Для нашей страны сейчас характерны кризисы экономический, политический и как следствие – социальный. Естественно, что люди стараются адекватно реагировать на кризисную ситуацию: больше работать, меньше есть, меньше отдыхать – это естественная реакция на снижение эффективности экономики. В связи с этим наблюдается увеличение доли семейного труда (в семье работают все, даже дети, студенты, пенсионеры); величина трудовой нагрузки находится на предельном уровне (работают на 2–3 ставках). Свободное время изменилось по качеству и по количеству, приобретя явно выраженный информационно-восстановительный характер. Отпуск у большинства населения стал трудовым, многие люди предпочитают вообще не брать отпуск, чтобы заработать дополнительные средства для проживания.

Однако, несмотря на сложнейшую социально-экономическую ситуацию, которая складывается в стране, спорт для многих людей остается любимым развлечением, формой проведения досуга, поддержания работоспособности и сохранения здоровья. Спортивный стиль жизни диктуется и современной модой на здоровое тело, стройную фигуру, на освоение необычных видов спорта. Для многих молодых людей спортивный стиль жизни – составляющая жизненного успеха, форма проведения свободного времени, общения, реализации жизненных сил.

В современной социологии давно утвердилась точка зрения на существование в обществе многочисленных капиталов, не сводящихся только к экономическому. Исследователями обычно выделяют следующие его формы: человеческий, культурный, материальный, социальный, политический. Ценность всех этих капиталов заключается в том, что они могут конвертироваться из одного вида в другой. «Человеческим капиталом» называют совокупность личностных качеств индивидов, которые они могут использовать для получения конкурентных преимуществ на рынке труда: знания, умения и навыки, здоровье, устойчивость к стрессам, приятную внешность, физическую силу, ловкость, выносливость и др. К «культурному капиталу» относят усвоенные человеком традиции, нормы поведения, ритуалы и навыки деятельности в той или иной этнокультурной среде, способность адаптироваться к их изменениям. Кроме этого культурный капитал индивида определяют следующие признаки: качество и разнообразие знаний, умений, навыков; степень самосознания; обучаемость; творчество; характер отношения к людям; направленность личности; результативная сторона ее деятельности.

Достаточно высокий уровень общей культуры обеспечивает ее способность и готовностьпродуцироватькультурные ценности. Такой человек является уже не только творением, но и творцом культуры. «Ценность», как понятие указывает на важность, значимость, пользу, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность дана им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, т.е. он в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Их называют ценностными ориентирами. Система ценностных ориентиров подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Ценностные ориентиры тесно связаны с понятием мотивация [8].

Деятельность в сфере физической культуры имеет как материальные, так и духовные ценности.

Материальными ценностями физической культуры являются результаты ее воздействия на биологическую сторону человека — физические качества, двигательные возможности. К материальным ценностям физической культуры относятся также спортивные сооружения, спортивные базы учебных заведений, спортивно-медицинские учреждения, учебные заведения, готовящие кадры физической культуры и спорта, научно-исследовательские институты. К материальным ценностям непосредственно относятся здания, лаборатории, аппаратура и пр.

К духовным ценностям физической культуры относятся произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту — живопись, скульптура, музыка, кино; система управления физкультурной деятельностью в государстве; наука о физическом воспитании. В целом духовные ценности воплощаются в результатах научной, теоретической, методической деятельности.

Поэтому физическая культура — это сложное социальное явление, которое не ограничено решением одних только задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции в области политики, морали, этики и эстетики. Физическая культура стимулирует развитие духовной и материальной деятельности, поскольку создает общественные потребности и побуждает к поискам, открытиям в области науки, новым методикам, новым техническим средствам. Она увеличивает потребности общества в строительстве материально-технических сооружений, созданию приборов, конструированию и совершенствованию инвентаря и оборудования. Тем самым, она способствует созданию новых материальных и духовных ценностей.

Физическая культура обогащает культуру общества уникальной информацией о влиянии на человека предельных физических и психических нагрузок (в спорте, космосе, экстремальной ситуации), об особенностях адаптации к ним, о биологических резервах организма. Эта информация может использоваться и используется в смежных науках — физиологии, биохимии и т. д., что способствует возникновению и развитию новых направлений в теории и практике строительства (безопорные перекрытия стадионов), технологий (необходимость изготовления снарядов, инвентаря, оборудования из искусственных материалов, отвечающих требованиям мирового спорта), созданию искусственных покрытий (лыжных трасс, трамплинов, ледяных катков).

Физическая культура – часть общей культуры общества, это деятельность и ее результаты по формированию физической готовности к жизни, направленная на повышение и укрепление уровня здоровья народа. На современном этапе получила широкое общественное признание и имеет первостепенное государственное значение. В социальной жизни, в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха, физическая культура проявляет свои воспитательные, образовательные, оздоровительные, экономические и общекультурные функции, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, или совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры [7].

Одной из важнейших функций физической культуры является физическое воспитание как педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, морально стойкого подрастающего поколения. Отсюда физкультурник – человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями для укрепления своего здоровья, гармонического физического развития и совершенства.

Физическое развитие – имеет два значения:

1) физическое состояние человека в данный момент (рост, вес, антропометрия);

2) биологический процесс становления и изменения форм и функций человеческого организма, совершающийся под влиянием наследственности, условий жизни и уровня физического развития.

Физическое совершенство – исторически обусловленный идеал физического развития и двигательной подготовленности человека, обеспечивающий ему наилучшую приспособляемость к жизни, труду, борьбе.

Физическая подготовка – специализированный процесс физического воспитания, направленный на подготовку человека к высокопроизводительному труду, службе в армии, действиям в экстремальных ситуациях.

Физическое образование – обучение человека двигательным умениям и навыкам, вооружение теоретическими знаниями по использованию двигательных умений и навыков в различных условиях жизни и деятельности.

В современных системах физического воспитания все более значимое место занимает спорт. Это объясняется особой действенностью спорта как средства и метода физического воспитания, его популярностью, широчайшим развитием в последние десятилетия международных спортивных связей, неуклонно возрастающей общекультурной и престижной значимостью [9].

Спорт – составная часть физической культуры, вид социальной деятельности людей, реализуется в организованном сопоставлении сил и физических способностей в борьбе за первенство или высокий спортивный результат (сопоставить с физической культурой). Спортсмен – человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью и подготовкой к ней с целью достижения максимальных для себя или команды спортивных результатов [2]. Несмотря на то, что спорт без соревновательной деятельности не существует, его функции не исчерпываются достижениями чисто состязательных целей. Спорт представляет собой эффективное средство для совершенствования человека, преобразования его духовной и физической природы в соответствии с запросами общества, является действенным фактором воспитания и самовоспитания.

Социальная ценность спорта заключается и в том, что он является средством этического, эстетического, нравственного воспитания личности. Достигаемый в процессе занятий спортом повышенный уровень функциональных возможностей организма и создаваемый одновременно фонд полезных умений и навыков могут в значительной мере предопределить ускоренное усвоение спортсменом профессионально-трудовой, военной и иной социально нужной деятельности.

Велико значение спорта как своего рода эталона оценки человеческих возможностей. «Спортивный эталон» предполагает использование спортивной деятельности в качестве модели для изучения максимальных возможностей человеческого организма при физических и психических напряжениях в экстремальных условиях и обладает широкими возможностями для развития познавательных способностей человека. Спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Зрелищная сущность спорта незаурядна. Она способствует привитию интереса к занятиям физической культурой и спортом, внедрению их в образ и стиль жизни. Современные технические средства коммуникаций способствуют тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде расширяется, а это увеличивает неординарное влияние спорта на эмоциональный мир человечества.

При характеристике социальной роли спорта важно иметь в виду его немалое экономическое значение. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, прежде всего, повышением общего уровня работоспособности, укреплением здоровья, увеличением продолжительности жизни человека. Экономически значимы и финансовые доходы, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного инвентаря, оборудования, атрибутики, издательской и научной деятельности.

Спорт считают одним из средств социализации личности. Непосредственно в процессе спортивной деятельности возникают разнообразные специфические отношения соперничества и содружества отдельных спортсменов, между командами, организаторами, спортивными арбитрами и т. д., которые так или иначе включены в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность всех этих отношений составляет основу формирующего влияния спорта на личность, становление социального опыта [6].

Особенно тесная взаимосвязь наблюдается между культурой физической и духовной. Физическая культура, влияя на телесную сторону человека, бесспорно, изменяет его духовную сущность. Таким образом, очевидно, что физическая культура – это не только область непосредственной работы с «телом», хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом её деятельности. Как всякая сфера культуры, культура физическая – это, прежде всего, работа с внутренним миром человека.

Таким образом, мы выделяем социокультурные функциифизической культуры, это:

1. Общее развитие и укрепление организма (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, снижение процессов инволюции и т.д.).

2. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности, защите Отечества (мобилизационная функция физической культуры, профессионально-прикладная физическая подготовка).

3. Удовлетворение потребности людей в активном отдыхе, досуге, рациональном использовании свободного времени (отвлечение от вредных привычек, формирование здорового образа жизни).

4. Развитие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека осуществляется такими средствам физического воспитания, как физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются социокультурная самореализация личности, качественные характеристики результативности физкультурно-образовательного процесса и понимание ценностной значимости физической культуры и ее роли в обеспечении здоровья, духовного и физического развития, подготовке к профессиональной деятельности [6].

Физические упражнения - это двигательные действия, направленные на решение задач физического воспитания. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений (циклических, ациклических, динамических, статических, аэробных, анаэробных и др.) велико. Они различны по форме, содержанию, направленности. По структурности движения физические упражнения подразделяются на три вида: циклические, ациклические и смешанные.

1. Циклические упражнения (бег, ходьба, гребля, велоспорт, бег на коньках, плавание) отличаются повторяемостью фаз движений, лежащих в основе каждого цикла, и тесной связанностью каждого цикла с последующем и предыдущим. В основе циклических локомоций лежит ритмический двигательный рефлекс, проявляющийся автоматически. Таким образом, общими признаками циклических упражнений являются: многократность повторения одного и того же цикла, состоящего из нескольких фаз; все фазы движения одного цикла последовательно повторяются в другом цикле; последняя фаза одного цикла является началом первой фазы движения последующего цикла.

2. Ациклические упражнения имеют выраженное начало и конец. Повторение не связано неразрывно с окончанием предыдущего движения и не обусловливает последующее. Эти движения не строятся на ритмическом двигательном рефлексе, хотя некоторые из них могут быть причислены к локомоциям (прыжки). Спортивные ациклические движения по характеру работы мышц преимущественно связанны с максимальной мобилизацией силы и скорости сокращения. Они часто служат целям развития силы и быстроты. Ациклические движения можно разделить на однократные двигательные акты и на их комбинации. Из физических упражнений к первым относятся, прежде всего, прыжки, метания и поднимание тяжести. В гимнастике широко используется как однократные движения, так и более или менее сложные комбинации.

3. Смешанные движения состоят из циклических и ациклических движений. Так, в прыжках в длину ациклическому прыжку предшествует циклический разбег. Это относится и к некоторым видам метаний [4, 9].

Взаимосвязь физической культуры с профессиональным образованием.

Обучение студентов осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» (2012), Федеральными законами «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007), «Об организации туристской деятельности в Российской Федерации» (1996, изм. от 03.05.2012), требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки специалистов, другими нормативно-правовыми документами.

Основная цель профессионального образования — гармоническое развитие личности, овладение основными физическими упражнениями, действиями и навыками. Это и формирование крепкого здоровья у юношей и девушек, что означает: создание оптимальных условий для хорошего физического развития, двигательных способностей, знаний в области физической культуры, спорта и туризма. Это и мотивационно-ценностное отношение к проведению физкультурно-оздоровительной, спортивной и туристской деятельности [2].

Исключительное влияние оказывают физкультура и спорт (ФКиС) на всестороннее развитие человека. В этой связи обсуждаются:

- оздоровительное значение ФКиС как укрепление физических качеств (сила, выносливость, ловкость, быстрота, гибкость и т.п.);

- роль ФКиС в нравственном воспитании – воспитание положительных черт характера и моральных качеств (взаимопомощь, порядочность, сила воли, патриотизм, честность);

- умственное развитие в процессе занятий ФКиС имеет две стороны: образовательную (вооружение специальными знаниями) и воспитательную (развитие наблюдательности, восприятия, памяти, внимания, устойчивости умственной работоспособности);

- связь физической культуры с трудовым воспитанием. Педагогически правильно построенные занятия физкультурой положительно сказываются на отношении к труду, на подготовку к жизни. Основными при этом являются трудовые навыки и умения, трудолюбие, сознательное отношение к полезному труду;

- влияние физкультуры на эстетическое воспитание. Человек, занимающийся ФК, постоянно сталкивается с проявлением прекрасного (художественная гимнастика, фигурное катание, акробатика, синхронное плаванье и др.). Такие виды деятельности как туризм, альпинизм, парусный спорт позволяют постоянно созерцать и понимать красоту в природе. Музыкальное сопровождение в некоторых видах спорта также способствует эстетическому восприятию всех участников процесса.

Таким образом, физическое развитие обеспечивается решением основных задач: обучение жизненно важным умениям и навыкам, совершенствование двигательных способностей. На практических занятиях осуществляется: выработка потребности и умения самостоятельно заниматься упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировок, повышения работоспособности; воспитание духовно-нравственных и волевых качеств, умственных способностей.

Физическое развитие студентов во многом зависит от умелой организации самостоятельных занятий физической культурой. Это создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития физических и духовных способностей, их самоопределения, что основывается на принципах демократизации, гуманизации и деятельностного подхода. В ходе занятий педагог ориентирует свою деятельность на воспитание у студентов ценностных ориентации, формирование потребностей к систематическим занятиям упражнениями. Молодежь учат способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности.

Содержание программного материала практических занятий состоит из основной и вариативной частей. Основная часть способствует адаптации к учебе и трудовой деятельности, физическому развитию студентов. Вариативная часть обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей студентов, проживающих и обучающихся в разных регионах страны, где сложились национальные традиции и местные особенности.

Физическое развитие имеет общие закономерности в содержании практических занятий, общие правила проверки и оценки физической подготовленности студентов. На занятиях физической культурой (основная форма) проводят физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. Каждый раздел физической культуры содержит специфические задачи, содержание и организационно-методические указания, относящиеся к их проведению. Результативность организации и проведения различных форм физической культуры во многом зависит от качественного состояния учебно-физкультурной базы, высокого профессионализма педагогов, хорошей физической подготовленности студентов, общественных тренеров и судей по спорту. Из этого вытекают следующие задачи физического развития студентов:

- использование упражнений, гигиенических факторов и условий внешней среды в укреплении здоровья, противостояние стрессам;

- воспитание общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня разносторонней физической подготовленности;

- развитие силовых и скоростно-силовых качеств, выносливости и гибкости, быстроты перестроения двигательных действий, способностей к расслаблению мышц и вестибулярной устойчивости;

- закрепление потребности к регулярным занятиям упражнениями или в избранном виде спорта;

- формирование мировоззрения, коллективизма, целеустремленности, уверенности, выдержки и самообладания [3].

Профессионально-прикладная физическая подготовленность студентов направлена на совершенствование ключевых психофизиологических функций, необходимых для профилактики заболеваний. В обучении юношей и девушек физической культуре, спорту и туризму учитывают их будущую профессиональную деятельность. С ними проводят оздоровительные мероприятия, работу по умению оказывать помощь тем, кто подвержен заболеваниям. Для профилактики недугов надо применять ритмические, атлетические и дыхательные упражнения, стретчинг, растяжки, ходьбу, бег и прыжки, баскетбол, ручной мяч и единоборства, расслабление и самомассаж.

Сегодня современная молодежь осваивает специальности в сфере информатики, радиоэлектронного, электротехнического и энергетического профиля. Чтобы предотвратить заболевания в этих профессиях (остеохондроз, миопия и астигматизм, неврозы), надо проводить бег, прыжки и метания, упражнения ритмической, атлетической и дыхательной гимнастики, игру в волейбол.

Профилактику остеохондроза и радикулитов, нарушение системы дыхания можно рекомендовать для профессий, связанных с транспортом. Это элементы атлетической гимнастики, ушу и единоборства, стретчинг, растяжки, упражнения на расслабление, дыхательная гимнастика, челночный бег и бег на короткие дистанции, волейбол и настольный теннис.

Установлено, что строители подвержены следующим профессиональным заболеваниям: пневмония, аллергия (повышенная чувствительность к красителям к химическим агентам), бронхиальная астма и дерматиты; нарушение иммунитета. С такой группой заболеваний проводят аэробику, атлетическую гимнастику, упражнения в лазании по вертикальной, наклонной, горизонтальной поверхности, по канату, бег, силовые комплексы на тренажерах.

Многие профессии связаны с работой на пультах управления, где возможны заболевания нервной системы, деформация грудной клетки, варикозная болезнь. Чтобы предотвратить подобные заболевания, на занятиях надо проводить игры в волейбол, баскетбол, настольный теннис, чередование напряжения с расслаблением, плавание.

В силу своей специфики сельскохозяйственные труженики подвержены различным заболеваниям. Чтобы не дать возможности развитию негативных явлений, надо проводить бег, лыжные передвижения, поднимание тяжестей, дыхательные упражнения, элементы единоборств, подвижные игры.

Специалисты медицинского и педагогического профилей иногда страдают дистонией, неврозами, нарушением обмена веществ, возбудимостью нервной системы. Чтобы устранить эти заболевания, проводят бег на средние дистанции, упражнения в чередовании напряжения с расслаблением и в глубоком дыхании.

Предприниматели в связи с рисками в бизнесе и стрессами склонны к нарушениям нервной системы. Чтобы устранить нежелательные явления, им надо рекомендовать бег в лесопарке, занятия в фитнес-клубе на тренажерах, плавание в бассейне, массаж, другие восстановительные процедуры.

Знания, умения и навыки в выполнении физических упражнений для профессиональной деятельности в каждом конкретном случае преподаватель формирует избирательно, с учетом подбора и применения соответствующих методов обучения и воспитания [1].

Модель здоровья выпускника педагогического вуза.

Стремясь соответствовать требованиям общества, современные педагоги очень часто достигают желаемых результатов за счет истощения ресурсов собственного здоровья. На сегодняшний день много говорится о том, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Но реальная ситуация такова, что в высших учебных заведениях педагогического профиля никто не учит будущих учителей и преподавателей выдержке и самообладанию, умению сохранять профессиональную форму путем применения здоровьесохраняющих технологий. Поэтому мы наблюдаем многочисленные «провалы» в их физическом и психическом состоянии.

Например, специалисты по болезням сердца выделяют 2 психологических типа: Тип «А» и тип «Б». Лица, относящиеся к типу «А», ориентированы на результативность. Они активны, энергичны, целеустремлены, обладают высокими амбициями и притязаниями, охотно вступают в конкурентную борьбу, стремятся во всем быть первыми, всегда ощущать себя выше других. Такой поведенческий тип называется коронарным типом поведения, у таких лиц риск возникновения стенокардии и инфаркта выше, чем у лиц противоположного психологического склада (тип «Б»).

Лица, относящиеся к типу «Б», пассивны и нелюбознательны. Спокойно относятся к собственным достижениям, при этом склонны к расстройствам внутренних органов и разрушающим личность зависимостям (алкоголизму, наркомании). Вместе с тем установлено, что если человек почти по всем параметрам относится к типу «А» (энергичен, дорожит своим временем, много и напряженно трудится), но не сравнивает себя с другими (тем более не противопоставляет себя им), стремится к достижению успеха в деятельности (а не во власти), ему в меньшей степени угрожают болезни сердца и внутренних органов.

Большинство педагогов избирают для достижения высоких профессиональных успехов модель поведения «А». Вместе с тем низкий уровень культуры здоровья, недостаток коммуникативных способностей и навыков саморегуляции делают работников образовательных учреждений в стрессовых ситуациях и палачом, и жертвой одновременно. Страдают как учащиеся, так и сам педагог, расплачивающийся за хронические стрессы соматическими и нервно-психическими болезнями [3].

В то же время в системе рыночных отношений здоровье становится базовым свойством человека, его субъективной ценностью и экономическим фактором, что предусматривает: сохранение в образовании профессионалов высокого уровня, чье здоровье определяет стабильность результатов их труда; смену психологических установок на здоровье как социально-экономическое благополучие. Для достижения этих результатов необходимо усиление межпредметных связей между медициной, педагогикой, психологией, психофизиологией, психотерапией, гигиеной, экономикой, информатикой, трудовым законодательством, что позволяет рассматривать категорию здоровья как интегральное качество в системе «здоровье – работоспособность – эффективность – развитие». При этом не следует забывать о роли педагогических и психологических наук.

Из вышесказанного следует, что выпускник педагогического вуза должен знать, уметь и понимать: что такое здоровье, что входит в определение здоровья, помимо отсутствия болезни, для чего ему быть здоровым и как достичь этого здоровья. Так же выпускнику педагогического вуза следует выбирать для себя такой тип поведения, стиль жизни, который бы являлся примером для его окружения, будущих учеников. Это значит, что полезным для здоровья и хорошим примером для окружающих является: социальная зрелость, отсутствие вредных привычек, опрятный внешний вид, позитивный жизненный настрой, высокая работоспособность, целеустремленность, стрессоустойчивость.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что характеризует физическую культуру как составную часть общей и профессиональной культуры студента?

2. Охарактеризуйте образовательные ценности содержания дисциплины «Физическая культура».

3. В чем раскрывается взаимосвязь и взаимозависимость понятий «образ жизни», «стиль жизни» и ««здоровый образ жизни», «спортивный стиль жизни»?

4. Определите содержание понятия «физическая культура студента».

5. Как происходит переход общественных ценностей физической культуры в личностные?

6. В чем проявляется ценностное отношение студента к здоровью?

7. Охарактеризуйте процесс самоформирования ценностного отношения студента к здоровью.

8. Определите ценностно-смысловой аспект профессионального образования.

9. Как протекает процесс реализации задач физического развития студентов?

10. Приведите примеры результативности функционирования в обществе материальных и духовных ценностей физической культуры.

Рекомендуемая литература:

1. Барчуков И. С. Физическая культура: методика практического обучения: учебник \ И.С. Барчуков. – М.:КНОРУС, 2014. – 304 с.

2. Блеер А. Н. Терминология спорта: более 10 000 терминов: толковый словарь-справочник / авт.-сост. А. Н. Блеер, Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. – Москва: Академия, 2010. – 464 с.

3. Виленский М.Я. Социально-педагогические детерминанты гуманитарной сущности дисциплины «физическая культура» в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения // Педагогическое образование и наука. – 2007. -№1. –С. 47-51.

4. Евсеев Ю. И. Физическая культура \ Ю. И. Евсеев. – Изд. 8-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. -444 с.

5. Лесгафт П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания / Под ред. М.П. Ивановой. – М.: Изд. «Институт практической психологии», 1998. – 416 с.

6. Муллер А. Б. Физическая культура: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – М.: Изд. Юрайт, 2014. – 424 с.

7. Физическая культура: учебник \ коллектив авторов; под ред. М Я. Виленского. – М.: КНОРУС, 2012. – 424.

8. Яковлева И.В. Ценности и ценностные ориентиры в системе высшего образования: монография \ И.В. Яковлева. – Усть-Илимск: РИО УИФ КГТУ, 2006. – 148 с.

9. Рябцев С.М. Терминологический словарь терминов, понятий и определений физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта: словарь / С.М. Рябцев, С.П. Турыгин; Министерство образования и науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. – Новосибирск: изд. НГПУ, 2015. -803 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: