Мышцы вдоха мышцы выдоха




Исполнительское дыхание.

 

Техника дыхания исполнителя на духовых инструментах – это прежде всего техника владения звуком, тембром, динамикой, артикуляцией.

Технике дыхания подчинены все компоненты исполнительского аппарата: амбушюр, язык, пальцы и музыкальный слух. Дыхание духовика можно сравнить с ведением смычка на струнном инструменте. Начало звука зависит не только от движения языка. Изначально звук как бы зарождается в лёгких исполнителя и его качество зависит от насыщенности и интенсивности воздушного посыла. Образование звука на любом духовом инструменте зависит от колебательного процесса в лёгких исполнителя, от возбудителя звука (губы, трость, лабиум) и продолжение колебательного процесса непосредственно в воздушном канале духового инструмента.

В зависимости от степени активности той или иной группы мышц, окружающих лёгкие (межрёберные, диафрагмы, косые и прямые мышцы брюшного пресса и живота), дыхание подразделяется на

 

грудное, брюшное и грудобрюшное.

 

 

Грудобрюшное дыхание духовика заключает в себе самую разнообразную степень активности всего комплекса дыхательных мышц и признаётся как самое рациональное из всех видов исполнительского дыхания. Поэтому его часто называют профессиональным дыханием. Сам процесс профессионального дыхания сложен и противоречив. Например, исполнитель может произвести вдох, активно работая внешними межрёберными мышцами грудной клетки без участия диафрагмы, а выдох – с максимальным участием мышц брюшного пресса. Или наоборот, осуществить вдох без активного участия грудной мышц клетки, опираясь на диафрагму, а выдох – активизируя внутренние межрёберные мышцы.

 

В дыхательном механизме духовика участвуют две группы мышц-антагонистов:

 

мышцы вдоха мышцы выдоха

диафрагма, мышцы брюшного

наружные межрёберные пресса,

внутренние

межрёберные.

 

Исполнитель на духовом инструменте должен научиться управлять активным вдохом и выдохом, постоянно развивая и тренируя дыхательные группы мышц.

Исполнительское дыхание контролируется сознанием и слухом музыканта. Выдох во взаимодействии с амбушюром, языком, пальцами играет первостепенную роль в образовании звука.

 

При обыденном дыхании человека – вдох активный акт, при котором лёгкие расширяются, рёбра раздвигаются в стороны, купол диафрагмы опускается вниз; выдох, наоборот, пассивный акт – полость лёгких, грудная клетка и диафрагма возвращаются в своё первоначальное положение. При физиологическом, обыденном дыхании цикл протекает: вдох – выдох – пауза. Профессиональное дыхание подчинено сознанию исполнителя и предполагает активный вдох и выдох. Вдох короткий – выдох, как правило, долгий.

От правильного и полноценного вдоха зависит качественный выдох.

 

Профессиональный вдох духовика должен быть коротким, полным и бесшумным. Он отличается от обычного физиологического вдоха человека. Во-первых, он требует использования максимального объёма лёгких (3500 – 4000 мл воздуха). Во-вторых, при профессиональном дыхании возрастает нагрузка на дыхательную мускулатуру. В-третьих, при обычном дыхании вдох и выдох примерно равномерны (4/5). И, наконец, в естественных условиях человек дышит носом, а при игре на духовом инструменте – ртом при незначительной помощи носа, что обеспечивает полноту вдоха и его бесшумность.

Что касается диафрагмы, то эта мышца – одна из самых сильных в организме человека. Вместе с дыханием она совершает 18 колебаний в минуту, перемещаясь при этом на 4 см вверх и 4 см вниз. Таким образом, амплитуда колебаний диафрагмы составляет до 8 см.

В практике исполнителей на духовых инструментах наиболее рациональным является вдох, при котором одинаково активны наружные межрёберные мышцы и диафрагма. У вокалистов такой тип дыхания называется «комбинированным костно-диафрагматическим». Поэтому такого рода вдох принято называть грудо-диафрагмальным (комбинированным или смешанным). Он характеризуется движением диафрагмы вниз и использования не только её переднего участка, но и всех её частей, а так же выпячиванием и растягиванием нижних и боковых стенок живота, расширением грудной клетки в передне-заднем и боковых направлениях.

Лёгкие при вдохе должны заполняться воздухом снизу доверху наподобие сосуда с водой, в котором жидкость сначала покрывает дно и, опираясь на него, наполняет сосуд доверху. Таким образом в лёгких образуется так называемый «воздушный столб», опирающийся на «дно» лёгких, его основание – диафрагму. При этом плечи не должны подниматься.

Вдох всегда подчиняется музыкально-исполнительским задачам. От характера музыки зависят его скорость, полнота и глубина.

 

Вторая фаза дыхания – выдох. Обычный физиологический выдох происходит независимо от воли человека. Сокращаются выдыхательные внутренние межрёберные мышцы грудной клетки, диафрагма возвращается в своё первоначальное положение. Мышцы брюшного пресса при этом не работают.

При правильном исполнительском выдохе наряду с активными действиями внутренних межрёберных мышц грудной клетки важную роль играет брюшной пресс, действия которого позволяют сознательно управлять регулированием объёма воздуха в лёгких и интенсивностью выдыхаемой струи.

Кроме того, брюшной пресс является непосредственным участником «произнесения» звука, чёткого определения его начала – атаки. И она берёт своё начало в основании воздушного столба и регулируется непосредственно мышцами брюшного пресса. При извлечении звука на духовом инструменте мышцы пресса напрягаются и выдавливают воздух по направлению ротовой полости. Правильность поставленного дыхания можно проверить, получив начало звука без применения атаки, а только толчком опёртого на брюшной пресс воздушного потока.

Поставленное профессиональное дыхание предполагает при вдохе сокращение сначала диафрагмы, а потом наружных межрёберных мышц. При выдохе, наоборот, вначале сокращаются внутренние межрёберные мышцы, затем диафрагма приходит в своё исходное положение.

При профессиональном выдохе опёртая, интенсивная (0,2 атмосферы) струя воздуха, прежде чем коснуться генератора колебаний (губ, трости или лабиума) духовика, должна без задержек пройти гортань, голосовые связки, ротовую полость и упереться в мышцы языка, играющие роль клапана.

 

В процессе обучения педагог может рекомендовать ученикам упражнения для развития дыхания без инструмента. Известный американский трубач и педагог Джеймс Стемп приводит несколько упражнений, которые следует выполнять перед началом занятий на инструменте в качестве разминки:

 

«Быстро вдохнуть, задержать дыхание, досчитать до восьми четвертей, затем медленно выдохнуть в течение восьми четвертей;

произвести вдох за восемь четвертей, резко выдохнуть за одну четверть, затем задержать вдох на восемь четвертей;

быстро вдохнуть за одну четверть, задержать дыхание на восемь четвертей, затем медленно выдохнуть за восемь четвертей.

Каждое упражнение повторить по восемь раз. В дальнейшем, увеличивая количество четвертей. При выполнении упражнений сохранять медленный темп.

Или взять по возможности большее дыхание, затем продолжать набирать воздух в себя до тех пор, насколько это возможно».

Некоторые педагоги рекомендуют упражнение, которое заключается в следующем:

Ученик, вынув мундштук из инструмента, берёт мундштучную часть трубки в рот и вдувает в неё воздух. Продолжительность выдоха произвольная, но довольно длительная. Упражнение повторяется несколько раз, оно помогает развить силу и мощность выдоха (инструмент можно заменить трубкой длиной около 20- 25 см).

 

Итак, мы коснулись типов дыхания, а также вопросов, связанных с техникой исполнительского вдоха и выдоха. Мы убедились, что эти процессы являются управляемыми и совершаются по воле исполнителя.

Таким образом, дыхание может быть активно использовано музыкантом как средство музыкальной выразительности. Но для того чтобы оно стало таковым, мало знать типы дыхания и технику их выполнения – надо ещё уметь выбрать нужный тип дыхания, сообразуя его с конкретной исполнительской задачей, находить точный момент производства вдоха, не нарушая логику музыкального развития, то есть уметь определять момент и характер вдоха.

 

Установление моментов смены дыхания – цезур (лат. – рубить, сечь) – можно сравнить с расстановкой знаков препинания в словесной речи. Цезура подчёркивает смысловое значение музыкальной фразы. Исполнительское дыхание тесно связано с музыкальной фразировкой и полностью её подчинено.

Цезура воспринимается нами как грань между частями музыкального произведения или отдельными её построениями, а также как наиболее удобный момент для смены дыхания без нарушения музыкального построения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: