I. СПОСОБ УМСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ




§ 65. Истины веры и правил деятельности сообщаемы были детям:

I

Через научение. Дети слышали их и под кровом отеческого дома из уст своих восприемников и родителей, и в училищах из уст церковных учителей, и в храмах Божиих из уст пастырей, проповедников и служителей Церкви. Но не один слух был проводником Божественного учения в детские умы и сердца. Под руководством своих воспитателей дети и сами изучали его в книгах Божественных, писаниях святых отцов и посланиях, нарочно для них писанных не оторыми учителями Церкви. Когда наступало время учить детей грамоте, им давали для упражнения в чтении Библию. Сажая за письмо, им давали в руководство прописи, состоящие из изречений Священного Писания. Когда после сего доходила очередь до устного катехизического изучения догматов веры и обязанностей христианина, в руководство по этому предмету опять давали детям Священное Писание, задавая из него уроки для изучения на память. Таким образом, все умственное их образование начиналось изучением Слова Божия и все чувственные органы: слух, глаза, язык и руки, назначенные для служения душе сообщением ей внешних впечатлений и выражением внутренних ее состояний, первую дань служения приносили облагодатствованной душе сообщением ей впечатлений Слова Божия и выражением первых ее ощущений, произведенных в ней этим Словом. Зато и детская душа, начинавшая ряд своих ощущений и мыслей изучением Слова Божия, скоро свыкалась с этим благочестивым занятием, находила в нем для себя высокое наслаждение и предпочитала его другим занятиям и удовольствиям. Блаженный Иероним рассказывает об одном христианском муже, что в детстве своем он никогда не садился за стол, не прочитав наперед какой-нибудь главы из Библии: никогда не ложился спать прежде, нежели кто-нибудь из окружающих его прочтет ему из нее какое-либо место; то же делал поутру: едва окончит свою молитву, тотчас принимался за чтение Библии. По приказанию своего отца, он выучивал из нее некоторые места наизусть и так полюбил занятие, что не довольствовался одним чтением Библии, старался проникнуть в собственный и полный смысл читаемых мест и спрашивал своего отца, какое собственное значение того или другого изречения. Подобных примеров много представляют древние писатели, и из всех сих примеров видно, что Библия была для детей, как и для всех христиан, предметом тщательного и благоговейного изучения и была предпочитаема всем другим книгам.

§ 66. Внутреннее отличительное свойство сего наставления в истинах веры состояло в приспособлении к «лицу, времени, возрасту», степени развития умственных способностей детей. Детям сначала преподавали устно и позволяли читать в письмени не все, что Божественная вера содержит в себе высокого и таинственного; но начинали с истин веры и правил деятельности, приблизительных к разумению детей, способствовавших к наполнению детского сердца святыми чувствованиями и имеющих приложение к детской повседневной жизни. Блаженный Августин, излагая восприемникам младенцев (а между восприемниками нередко были и сами родители) обязанности их к духовным своим детям, убеждает их учить детей — «хранить чистоту, блюсти девство до вступления в супружество, удерживать язык от злословия и ложной клятвы, не петь постыдных или страстных песен, удаляться суеверных гаданий, не носить на себе и на других не возлагать филактерий (ладанок) и других вещей, выдуманных суеверием, избегать сообщения с колдунами, как служителями диавола, хранить веру вселенскую, чаще ходить в церковь, внимательнее слушать чтение Божественных Писаний, принимать странников, умывать им ноги, хранить мир со всеми, мирить враждующих, чтить и любить священников и родителей».

§ 67. В основание такого приноровления к детскому возрасту при изложении детям закона Божия, свт. Иоанн Златоуст указывает на детоводительство Апостола, который в наставлении своем к детям не говорит им ни о Христе, ни о Царстве и ни о чем возвышенном, но о том, с чего удобнее начать воспитание детей в духе веры и чего преимущественно желает детский дух, именно: о повиновении родителям и долголетии: «Чада, послушайте своих родителей о Господе: сие бо есть праведно. Чти отца твоего и матерь: яже есть первая заповедь в обетовании, да благо ти будет и будеши долголетен на земли» (Еф. 6: 1). В этой заповеди — о повиновении родителям и о почтении к ним — свт. Иоанн Златоуст видит благое и твердое основание, на котором с большим удобством можно созидать дальнейшее образование детского ума и сердца. Самое наставление в истинах и обязанностях, свойственных первому возрасту, по замечанию того же Златоуста, должно иметь отличительным свойством краткость; ибо нежные умы не могут усвоить пространного учения.

С окончанием младенческого и отроческого возраста, детям внушали «обязанности, принадлежащие юношескому возрасту, дабы с возрастом возрастала охота и усердие к добрым делам. Эти обязанности — иметь страх Божий, родителям воздавать честь, к старшим иметь почтение, хранить чистоту, не презирать смирение, любить стыдливость, что служит украшением низшему возрасту. Ибо как в старых важность, в отроках живость и проворство, так в юношах стыдливость почитается за не оторый дар природы».

§ 68. Наполнив таким образом детское сердце святыми чувствованиями и расположениями, воспитатели постепенно возводили детей и к высшим христианским истинам, смотря по степени развития их ума и разумения истин менее возвышенных. Порядок этого постепенного возведения детей к высшему христианскому образованию мы видим в наставлении блаженного Иеронима к одной благочестивой женщине, касательно воспитания ее дочери: «Сперва, — говорит он, — пусть она изучает псалмы, в притчах Соломоновых назидается к благочестивой жизни, из Екклесиаста научается попирать ногами блага мира сего, в Иове подражает образцам добродетели и терпения. Потом должна читать Евангелие и напечатлевать в своем сердце деяния и послания Святых Апостолов и, наполнив сокровищницу своего сердца этим богатством, изучать Пророков, Пятикнижие, книги Царств и Паралипоменон. После можно уже без опасения позволить ей читать и Песни Песней; иначе, если она будет читать их сначала, то под чувственными изображениями не поймет духовного смысла». После Божественных книг давали детям читать сочинения святых отцов.

II

§ 69. Те же истины веры и правила жизни преподаваемы были детям деятельным образом через совершение молитв домашних и общественных. Молитва имеет две стороны: нравственную и поучительную (догматическую); ибо в основании молитвенных чувствований, выражают ли они прошение, или благодарение, или хвалу, — всегда лежит какая-либо истина веры или правило деятельности.

Посему, действуя на сердце, молитвы, по самому свойству своему, назидают и ум присутствующего при богослужении, озаряя его светом богопознания. Но в молитве древние христиане проводили наибольшую часть времени. Можно сказать, что вся их жизнь была непрестанная молитва или, как говорит Климент Александрийский, «торжественный и святой праздник». Начиная с первого часа дня, когда вставали от сна, до последнего, когда отходили ко сну, они непрестанно молились. Молитвой начинались и оканчивались все их занятия, начиная от важных и до самых незначительных; так что когда обувались, надевали одежду и раздевались, учили детей, возжигали огонь, садились или вставали с места, прогуливались и отдыхали, принимались за рукоделье, садились за стол, вкушали пищу и выходили из-за стола, входили в дом и выходили из дома, вообще при всяком действии и состоянии, даже среди безмолвия ночи, вставая от сна, ограждали себя крестным знамением и творили молитву. И в этой непрестанной молитве пребывали не одни возрастные, но призывали и детей участвовать в богослужении как общественном, совершаемом служителями Церкви, так и домашнем, совершаемом главой семейства в присутствии всех обитателей дома; заставляли их затверживать известные молитвы на память, петь гимны и псалмы при обыкновенных их занятиях, вставать на молитву ночью. После этого нельзя не согласиться, что молитва как в общем составе воспитания занимала важное место, так, в частности, имела большое влияние и на образование ума в истинах веры и правилах деятельности. Она даже имела большее влияние, нежели простое чтение или слушание Божественного учения; ибо древние христиане мало знакомы были с той созерцательной или ученой деятельностью, которая идет путем, отдельным от пути нравственной деятельности; напротив, знание и жизнь, познание истин веры и приложение сих истин к жизни у них совпадали вместе и составляли одно благочестие. Потому самое даже наставление в Божественном учении, или изучение его через слушание и чтение Слова Божия более входило в состав молитвы, нежели было обыкновенным занятием ума празднолюбивого или любознательного.

§ 70. Внутреннее, отличительное свойство деятельного (практического) или, правильнее сказать, молитвенного наставления в истинах веры и правилах деятельности преимущественно состояло в приспособлении тех или других истин, тех или других мест Священного Писания к известным видимым предметам, окружавшим христиан, состояниям, в коих они находились, и, наконец, к обстоятельствам и происшествиям, случавшимся с ними и возбуждавшим дух их к излиянию перед Богом соответственных молитвенных чувствований. С восходом, например, дневного светила, пробуждаясь от сна, они благодарили Бога за сохранение их в протекшую ночь и просили у Него благодати и помощи как на наступающий день, так и на все будущее время, и притом как для себя, так и для всех верных и для готовящихся ко вступлению в общество верных, и наконец для всего мира. При этом пели так называемый утренний, шестьдесят второй псалом: «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю…», выражающий состояние духа и чувствования Псалмопевца при пробуждении его от сна, и веру его в промышление Божие, которое бодрствует над человеком и во время сна его; пели также пятидесятый, покаянный псалом: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…», в котором Псалмопевец, переносясь к утру жизни своей, когда он зачат был своей матерью в беззакониях и рожден во грехах, молит Бога окропить себя иссопом, дабы очиститься ему, и омыть, дабы убелиться паче снега; наконец, пели псалом восемьдесят девятый: «Господи, прибежище был еси нам в род и род…», который напоминал молитвенникам о краткости жизни человеческой, скоротечности ее и зависимости от Промысла, и который от непрерывного изменения явлений природы возвышал их к созерцанию вечного и неизменяемого бытия Божества, как прежде, так и теперь сохраняющего жизнь людей, несмотря на их беззакония. Подобным образом вид вечернего заходящего солнца переносил взор христиан к созерцанию невечернего и незаходимого Света святыя славы Отца Небесного. Другие часы дня напоминали христианам различные события из земной жизни Искупителя и апостолов, или имеющие тесную связь с таинством искупления человеческого рода, или просто назидающие к благочестию и пр. Во всем богослужении древних христиан как общественном, так и домашнем, видно мудрое сближение видимого с невидимым, чувственного с духовным, земного с небесным, настоящего с прошедшим и будущим, человеческого с Божественным. Посему все видимое и духовное, настоящее и будущее, Божественное и небесное ясно изображалось для детей, как бы видимыми знаками в лежащих перед ними предметах, и находилось перед их глазами. Таким образом, сама природа как бы занимала для них место наставника в Божественной вере. Приучаемые от самых юных лет к участию в богослужении дети каждый раз при виде известных предметов и при известных состояниях повседневной жизни необходимо должны были припоминать те истины веры и правила деятельности, которые соединяемы были с этими предметами и состояниями в понятии пастырей и учителей Церкви, благочестивых родителей и наставников, — и, повторяя каждый день, при каждой встрече с теми предметами и обстоятельствами, естественно должны были глубже и глубже напечатлевать в своем уме и сердце соответствующие истины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: