Сущность понятий «норма» и «отклонение».




Название файла: группа 44 Б 08.10.2021

Содержимое файла:

Дисциплина: Основы общей и дошкольной педагогики

Дата: 08.10.2021

Группа: 44 Б

Преподаватель: Бренер Т.А.

Эл. почта для связи: brener72@mail.ru

Сущность понятий «норма» и «отклонение».

Понятие «норма» широко используется в медицине, педагогике, социологии и др. науках. Норма – условное обозначение объективной реальности, среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующей в ней.

То, что не соответствует норме, называется отклонением.

Отклонения от нормы делятся на 4 группы: физические, психические, педагогические, социальные.

1. Физические отклонения – связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.

Классификации физических отклонений:

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), в 1980 приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

- недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющих какую-либо деятельность.

- ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

- недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

 

2.Психические отклонения – связаны с умственным развитием ребенка.

- ЗПР

- умственная отсталость (легкая степень – дебильность, глубокая – идиотия)

- нарушения речи (заикание, нарушения чтения и письма)

- нарушения эмоционально-волевой сферы (крайние формы аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении и суицид – попытка к самоубийству)

- одаренность – сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности.

(Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 его закончил; Винер – основатель кибе6рнетики в 12 лет поступил в университет, а в 14 имел ученую степень, Моцарт в 5 лет сочинил свои знаменитые произведения).

Для диагностики физических и психических недостатков создается межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия. 3. Педагогические отклонения

связаны с достижениями стандартов, определяющих уровень образования. Педагогической нормой является стандарт образования и если ребенок его не усвоил, то это может расцениваться как отклонение.

Согласно закону «Об образовании» обязательным является общее среднее образование.

Отклонениями от педагогической нормы считаются:

- дети, не получившие общего среднего образования

- дети, не получившие профессионального образования.

4. Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма».

«Социальная норма» – это правила, образец действия или мера допустимого поведения или деятельности людей, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Примерами социальных отклонений являются:

сиротство; отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность.

На начальном этапе, общество, подчиняясь законам самосохранения вводило социальные ограничения, мифы, табу (запреты), традиции, религиозные заповеди.

Далее появились правовые и нравственные позиции людей по отношению к отклоняющемуся поведению.

- правовые – система штрафов, законов, административная и уголовная ответственность

- нравственные (мораль и нравственность), регуляция – совесть, общественное мнение, воспитание, образование, самовоспитание, самообразование.

 

Дети с особыми образовательными потребностями.

 

Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон «273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности. Появление этих терминов свидетельствует о взрослении нашего общества – оно поворачивается лицом к ребенку, имеющему особенности развития.

Термин «особые образовательные потребности» впервые был использован в 1978 г. в Лондоне в докладе Комитета по проблемам образования детей-инвалидов. Синонимами данного понятия выступают следующие определения «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми нуждами», «аномальные дети», «дети с трудностями в обучении». Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании с применением особых адаптированных образовательных программ.

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи;

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой – относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей.

Источником приспособления детей с ограниченными возможностями к окружающей среде являются сохранные психофизические функции. Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием функционального потенциала сохранных систем.

Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций. Автором теории компенсации дефектов развития является советский психолог Л.С.Выготский.

Таким образом, на развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять четыре фактора.

Вид (тип) нарушения.

2. Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть – ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными.

3. Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие – повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития;

4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития ребенка с ОВЗ во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно-реабилитационной работы с ним.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: