«Основные аспекты содержания и методики физического воспитания»
Специалист, наблюдающий или анализирующий педагогический процесс должен себе отчетливо представлять, что спецификой обучения в области физической культуры и спорта является освоение двигательных действий.
Освоение двигательных действий предполагает передачу обучающимся в первую очередь таких знаний, которые открывали бы путь активному и сознательному освоению материала. Если педагог без предварительного объяснения начинает занятия с команды «делай за мной» или «делай как я», то такая форма вряд ли вызовет интерес занимающихся к упражнениям или действиям.
Сохранить весь контингент пришедших в зал, это значит, в период сообщения знаний следует учитывать и индивидуальные особенности занимающихся. При освоении двигательных действий следует обращать внимание на детали техники, которые занимающиеся должны постоянно держать под мысленным контролем.
Педагог должен убедиться в том, действительно ли у занимающихся степень владения двигательных действий приобрела силу двигательного навыка. Часто в спортивной практике можно услышать слова: «Да, это он умеет, однако, в изменяющейся ситуации не делает это или делает неверно. В действительности двигательный навык, в рассматриваемом случае или не сложился или только находится в стадии становления и требуется коррекция в планах подготовки. В этой ситуации менеджер должен предостеречь тренера от возможности делать поспешные выводы о бездарности занимающегося, что не редко бывает, а наоборот настроить тренера и спортсмена на усиленную работу не редко связанную с исправлением ошибок.
Предлагающийся в лекции материал позволяет обеспечить планомерную работу над ошибками, т.к. дает возможность всем участникам педагогического процесса ознакомиться с наиболее часто встречающимися причинами ошибок.
Лекция № 3
«ОСНОВЫЕ АСПЕКТЫСОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
Обучение – составная часть любого педагогического процесса, в том числе и в сфере физической культуры. Обучение – взаимный контакт педагога и ученика, при этом педагог должен отдать, а ученик должен приобрести необходимый объем знаний и умений.
Способности учеников приобретать и осваивать умения и навыки, различны.
Факторы, влияющие на обучаемость двигательным действиям
- сложность самого упражнения;
- двигательная одаренность;
- накопленный двигательный опыт;
- возрастной ценз;
- эффективность методов обучения.
Формирование знаний, двигательный умений и навыков – это и процесс, и результат обучения. Двигательное действие состоит из движений. Движение – преодоление внешних и внутренних сил. Обучаясь действиям человек, познает их кинематические, динамические и ритмические параметры.
Овладение двигательными действиями начинается с формирования знаний.
Знания – обобщенное отражение в сознании объективного мира, окружающей действительности. Получая знания в области физической культуры и спорта обучающийся познает:
- социальную сущность и роль физической культуры и спорта;
- знания об организме человека и влияние физической культуры на него;
- режим дня, отдыха, питания и т.д.
- технику и тактику.
- правила поведения на занятиях, страховки, меры предотвращения травматизма;
- правила судейства, специфику оборудования;
- методику организации занятий.
Получение необходимых знаний – путь к активности и сознательности отношения занимающихся.
Виды знаний о двигательных действиях |
Наглядно - чувственные | Словесно – логические (закономерности, понятия, теория |
Составляющими знаний являются:
- восприятие;
- наблюдение, чтение, прослушивание, связь с предыдущим опытом, мысленное расчленение, выделение главного.
- запоминание – одна из сторон памяти, запоминание избирательно, оно непроизвольно, когда предыдущее связано с последующим.
Классификация уровней усвоения
1 уровень | Ознакомление (умение распознать, опознать без глубоких знаний о структуре, свойствах и особенностях) |
2 уровень | Репродукция (способность повторить) |
3 уровень | Гностические умения, возможность повторить или использовать на практике по ранее усвоенному образцу |
4 уровень | Трансформации или переносы, из одной области в другую, вне зависимости от ранее используемых планов и программ |
Степень владения (управления) двигательными действиями
Двигательное умение – осуществляется при активном участии мышления (мысленный контроль, медлительность, неэкономичность, расчлененность | Двигательный навык (автоматизированное выполнение, признаки противоположные умению) | Двигательные умения высшего порядка (спорт) |
Взаимодействие (перенос) навыков может быть положительным (метание теннисного мяча – копья) и отрицательным.
Характер переноса навыка
Односторонний – предшествующий способствует новому навыку, но не наоборот;
Взаимный – с одного на другое и обратно;
Прямой – создание одного сразу влияет на другое;
Косвенный (опосредованный) – средства ОФП на спец.подготовку;
Ограниченный – как подводящие упражнения;
Обобщенный – так велосипедист и конькобежец – объединение идет
через похожие механизмы поддержания равновесия;
Перекрестный – с левой половины тела, на правую.
Все необходимо учитывать при планировании.
Структура процесса обучения
Цель этапа | Наименование этапов | ||
Начальное разучивание | Углубленное разучивание | Закрепление и совершенствование | |
Сформировать умение выполнять основу техники двигательного действия | Сформировать умение выполнять в объёме намеченных технических требований. | Закрепить умение в навык и сформировать способность его реализации в практических условиях | |
1. | Создание общего представления и установки на его овладение | Углубить понимание закономерности технического действия и значение его частей | Закрепить технику в должной мере |
2. | Восстановить предыдущий опыт движений близких по технике. | Последовательно изучать звенья и части, детали, временные, пространственные и динамические характеристики. | Совершенствовать во взаимосвязи с другими техническими действиями. |
3. | Разучивать звенья техники, предотвратив грубые ошибки. | Добиться слитного выполнения при полной концентрации внимания. | Сформировать дополнительные варианты при различных условиях. |
4. | Добиться основы выполнения техники действия в целом. | Совершенствовать индивидуальные детали и выполнение в затрудненных условиях. |
Эффективность обучения зависит от создания плана (проекта) в виде программ отдельных занятий, форм контроля, коррекции.
Предупреждение и исправление ошибок.
Ошибки при выполнении движения могут быть:
А) грубые, значительные и незначительные;
Б) стабильные и нестабильные;
В) типичные и нетипичные.
Грубые - искажают технику; значительные – не выполнение общих деталей;
незначительные – неточности в деталях, что приводит к снижению эффективности.
Ошибки, возникающие в процессе выполнения, указания на которые позволяют избежать их в последующем называются нестабильными.
Если ошибка закрепляется в навыке, то эта ошибка стабильная.
Нетипичные ошибки – возникают эпизодически, по субъективным причинам.
Типичные ошибки – массовые ошибки, возникающие из-за неправильного подбора метода или методики обучения, возрастных и других особенностей.
Не разобравшись в причине ошибки, ее невозможно исправить. Возможными причинами ошибок являются:
- подражание в технике чемпионам, в то время когда физические качества не позволяют этого сделать;
- неверная последовательность обучения;
- преждевременное создание целостного представления, без учета значимости отдельных фаз;
- недостаточная информация об ошибках;
- недостаток развития качеств;
- неуверенность в своих силах;
- неправильное понимание задачи;
- неблагоприятные условия;
- отрицательный перенос знаний и навыков.
Мерами предупреждения ошибок являются:
- соблюдение закономерностей формирования двигательного навыка;
- подбор средств и методов;
- обеспечение надежной страховки;
- заблаговременное предупреждение о возможных ошибках;
- словесный отчет занимающегося;
- постоянная проверка.
Пути исправления ошибок:
- сопоставление ошибочного и правильного;
- выполнение двигательного акта в условиях, когда его ошибочно нельзя выполнить;
- подводящие упражнения;
- разная степень усилий, т.е. от простого к сложному.
Темы практических заданий к лекции № 3
1. Обучение, как составная часть педагогического процесса. Связь педагог – ученик, особенности обучения в сфере физической культуры.
2. Факторы, влияющие на обучение.
3. Знания, как начальная фаза обучения.
4. Наглядно-чувственные и словесно-логические знания о двигательном действии.
5. Восприятие и запоминание – как составные части знаний о физических упражнениях.
6. Классификация уровней усвоения (ознакомление, репродукция, гностические умения, трансформация).
7. Дайте определение двигательным умениям, двигательным навыкам, двигательным умениям высшего порядка.
8. Положительные и отрицательные навыки. Приведите пример из жизни.
9. Односторонний, взаимный, прямой, косвенный, ограниченный, обобщенный, перекрестный характер навыков и их примеры.
10. Структура процесса обучения двигательным действиям.
11. Классификация ошибок:
- грубые, значительные и незначительные
- стабильные, нестабильные;
- типичные и нетипичные.
12. Возможные причины ошибок.
13. Меры предупреждения ошибок.
14. Пути исправления ошибок.